Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. .

СОДЕРЖАНИЕ

  стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………...    
ВАРИАНТ 1………………………………………………………………………...    
Критерии оценок по тестовым заданиям (1 вариант)………………………………..    
  ВАРИАНТ 2……………………………………………………………………………………………..      
Критерии оценок по тестовым заданиям (2 вариант)……………………………….    
  Литература……………………………………………………………………………………………..        

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Представленные тестовые задания составлены по дисциплине «Экологические основы природопользования» и подготовлены для зачетной работы студентов второго (специальности «Экономика и бухучет», «Менеджмент», «Маркетинг», «Товароведение») и третьего курса (специальность «Технология продукции общественного питания») дневного отделения ТТЭТ.

Основной целью проведения данной работы является выявление уровня подготовки студентов по основным темам дисциплины.

Тестовые задания охватывают все основные разделы и темы дисциплины, указанные в рабочей программе. Тесты разработаны по темам:

Введение;

Раздел 1.Особенности взаимодействия общества и природы;

Тема 1.1. Природоохранный потенциал;

Тема 1.2. Природные ресурсы и их рациональное использование;

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования;

Тема 2.1.Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор;

Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Тестовые задания составлены на основе лекций, разработанных преподавателем в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Тесты составлены на 2 варианта, в так называемой закрытой форме: студенту необходимо выбрать один ответ из нескольких предложенных. Другие ответы при внешнем подобии могут быть либо неверными, либо неполными. В каждом варианте всего по 70 вопросов: по 45 вопросов с двумя-шестью вариантами ответов, из которых необходимо выбрать правильный ответ; вопросы с 46 по 70 – на нахождение соответствия между термином, помещенным в таблице в левой колонке, и его понятием, размещенным справа.

Тестовые задания составлены в соответствие с Государственным образовательным стандартом и требованиями к уровню подготовки студентов по дисциплине «Экологические основы природопользования».

 

 

ВАРИАНТ 1

Выбрать правильный вариант ответа:

1. Экология как наука возникла:
1. в глубокой древности   2.в конце 19 века
2. Экология в настоящее время это:
1. самостоятельное направление науки Б. составная часть биологии   2. составная часть биологии
3. Производительные силы общества - это:
1. Рабочая сила и средства производства; 3.Средства производства и средства труда;
2.Рабочая сила и предметы труда; 4.Рабочая сила и средства труда.  
4. Как биологический вид современный человек Homo sapiens sapiens появился на Земле:
1. 2 млн. лет назад; 3.200 тыс. лет назад;
2.1,5 млн. лет назад; 4.40 тыс. лет назад.
5. Использование природных ресурсов человечеством:
1. С древних времен остается неизменным; 3. В начале 21 века стало снижаться;
2. Достигло пика к середине20 века и сейчас остается неизменным; 4. Неуклонно возрастает.
6. В настоящее время человечеством используются:
1. 19 элементов таблицы Д. Менделеева; 3. 50 элементов таблицы Д. Менделеева;
2. 25 элементов таблицы Д. Менделеева; 4. более 100 химических элементов.
7. Из недр земли угля, нефти и железной руды за последние 30-40 лет извлечено:
1. 10-20%; 3. 40-60%;
2. 20-40%; 4. 50-85%
8. За последние 200 лет лесистость суши уменьшилась:
1. В 2 раза;2. В 3 раза; 3. В 4 раза;4. В 5 раз.
9. Огромные размеры территории и разнообразные природные ресурсы:
1. Исключительно благоприятные предпосылки для развития страны; 2. Создают ряд проблем, в том числе, экологических.
10. Какие из перечисленных проблем НЕ относятся к экологическим проблемам России:
1. Большие территории в зонах сурового климата; 4. Проседание крупных городов;
2.Сравнительно небольшая площадь пахотных земель (менее 10%); 5.Частые разрушительные смерчи;
3.Значительные пространства техногенным рельефом; 6.Большое количество соседей с разной экологической обстановкой.
11. Границы биосферы:
1. До 23 км от поверхности в атмосфере, 16 км от поверхности в литосфере и вся гидросфера. 2.До 23 км от поверхности в атмосфере, до 50 км от поверхности в литосфере, до 5 км от водной поверхности в океане.
12. Консументы - это:
1. Растения: 2.Животные 3. Микроорганизмы.
13. Продуценты – это:
1. Растения;2. Животные; 3. Микроорганизмы.
14. Что НЕ характерно для современного города:
1. Тенденция уменьшения кислорода и увеличения углекислого газа; 4.Насыщение городской среды физическими загрязнителями (шумом, вибрацией и т.д.)
2.Сильное и интенсивное загрязнение оболочек; 5.Увеличение численности животных в лесопарках;
3.Свой тип микроклимата, с ухудшенными для человека экологическими характеристиками; 6.Повышенные отрицательные эмоциональные и психологические нагрузки горожан.
15. Укажите основные направления, по которым осуществляется охрана биосферы:
1. Совершенствование производственных отношений; совершенствование производительных сил. 2.Развитие сети заповедников и ужесточение юридической ответственности за экологические правонарушения.
16. Совершенствование производительных сил при охране биосферы достигается:
1. Технологическими методами (очистка промышленных выбросов, переработка отходов, малоотходные технологии и т.д.) 2.Педагогическими методами(организация системы экологического воспитания и образования в учебных заведениях страны).
17. Экономические методы охраны окружающей среды предполагают:
1. Усиление рыночных средств воздействия на экологические процессы; 2.Регулирование государства через систему соответствующих органов.
18. К разрушению озонового слоя приводит увеличение содержания в атмосфере:
1. Хлорсодержащих соединений; 3. Оксида азота;
2. Оксида серы; 4.Двуокиси углерода.
19. Увеличение содержания в атмосфере оксидов серы и азота приводит:
1. К образованию кислотных осадков; 3. К разрушению озонового слоя;
2. Развитию «парникового» эффекта; 4.К истощению минеральных ресурсов.
20. Пути решения проблемы «парникового» эффекта:
1. Поиск новых источников топлива; 2.Сокращение выбросов хлорсодержащих соединений.
21. Неисчерпаемые ресурсы - это:
1.полезные ископаемые 3.лесные ресурсы
2. энергия воды и ветра  
22. При использовании природных ресурсов используется:
1. правило материального ресурса 3. правило наименьшего вреда
2. правило наиболее эффективного ресурса 4. правило «не навреди природе»
23. Одним из факторов размещения производства является:
1. близость к природным ресурсам и источникам сырья 2. созданные природоохранные технологии
24. К различным системам питания относят:
1. рацион питания с потреблением большого количества сладких и мучных продуктов 3. питание во время мусульманского поста
2.вегетарианство  
25. Большая часть населения мира проживает:
1. в развитых регионах 2. в развивающихся регионах
26. Самые высокие коэффициенты рождаемости характерны:
1. для Латинской Америки 2. для стран Африки
27. Для развитых стран мира характерен:
1. 2 тип воспроизводства населения 2. 1 тип воспроизводства населения
28. Для 2 типа воспроизводства характерны:
1. высокие показатели рождаемости 2. низкие показатели рождаемости
29. Для стран 1 типа воспроизводства характерны:
1. высокие показатели смертности 2. низкие показатели смертности
30. Для урегулирования вопросов воспроизводства населения проводится:
1. государственная экологическая политика 2. государственная демографическая политика
31. Радиационный фон планеты:
1. существовал с момента образования Земли 2. появился и возрастает с развитием атомной энергетики
32. Основной составляющей естественного радиационного фона Земли являются:
1.галактическая радиация 2.земная радиация
33. Авария на Чернобыльской АЭС произошла:
1. 26 апреля 1986 года 3.30 апреля 1992 года
2.4 мая 1984 года 4.5 июня 1996 года
34. Радиоактивному загрязнению после Чернобыля подверглась территория в радиусе:
1.более 100 км 3.более 2000 км
2. более 10 000 км 4. более 5000 км
35. Для восстановления почвенного плодородия используют:
1. удобрения 3. мутагены
2. пестициды 4. канцерогены
36. Одним из компонентов «Зеленой революции» является:
1. выведение новых, скороспелых сортов зерновых 3. договор о сотрудничестве в области сельского хозяйства между развивающимися странами Африки
2. создание Всемирной сельскохозяйственной организации  
37. Основной целью мониторинга является:
1.регулирование качества среды 3.наблюдение за загрязнением на различных уровнях
2.охрана животных  
38. Первые природоохранные законы в России касались:
1. охоты 3. охраны реки Волги
2. охраны атмосферного воздуха 4. санитарного состояния Санкт-Петербурга
39. Основной закон в области охраны природы в современной России называется:
1. «Об охране окружающей природной среды» 3. «О качестве продуктов питания»
2. «О рациональном использовании природных ресурсов» 4.«Об охране окружающей среды»
40. Первая международная встреча по проблемам охраны окружающей среды состоялась:
1. в 1955 году 3. 1985 году
2. в 1972 году 4. 1992 году
41. Независимую Международную комиссию по окружающей среде и развитию, созданную в 1983 году по инициативе ООН возглавила:
1. Валентина Терешкова 3. Маргарет Тэтчер
2. Индира Ганди 4. Гро Харлем Брутланд
42. Экологическое право начало складываться:
1. в средние века 3. в древности
2. во второй половине 20 века  
43. К видам юридической ответственности за экологические правонарушения не относятся:
1. административная ответственность 4. уголовная ответственность
2. материальная ответственность 5. дисциплинарная ответственность
3. моральная ответственность 6. гражданско-правовая (имущественная) ответственность
44. Для оценки степени экологической опасности производств и предприятий не проводят:
1.государственную экологическую экспертизу 3.экологическое просвещение населения
2.оценку воздействия на окружающую среду  
45. В экологическом паспорте предприятия не содержится информация:
1. о применяемых технологиях 3. о выпускаемой продукции
2. об используемых природных ресурсах 4. об образовании руководящего состава

 

 

Найти соответствие:

46. Природопользование 46)смыв и размыв почвы и горных пород дождевыми и талыми водами.
47. Природный комплекс 47)участок, преобразованный хозяйственной деятельностью человека в такой степени, что изменились существовавшие на этом месте связи природных компонентов, и возник новый комплекс.
48. Абиотические факторы 48)деятельность по использованию потенциала природы (ресурсного, энергетического, информационного).
49. Техногенный (ландшафт) 49)сочетание и взаимодействие всех природных компонентов (литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы) на определенной территории, образующих единую систему.
50. Антропогенный ландшафт 50)элемент среды, оказывающий прямое влияние на живой организм хотя бы на одной из стадий индивидуального развития.
51. Водная эрозия 51)все влияющие на живой организм элементы неживой природы.
52. Экологический фактор 52)связанный с технической деятельностью людей.
53. Агломерация 53)дождь, снег, туман, роса, содержащие техногенные примеси, из-за которых их кислотность превышает нормальный уровень
54. Урбанизация 54) развитие производительных сил и производственных отношений человеческого общества в процессе исторического развития
55. Мегаполис 55) конфликт во взаимодействии биологического вида или рода (человека) с природой
56. ПДК 56) повышение температуры атмосферы из-за увеличения в ней парниковых газов, приводящего к чрезмерному поглощению воздухом теплового излучения Земли
57. Абиотические компоненты 57)скопление поселений вокруг крупного города, тесно связанных с ним в хозяйственном отношении
58. НТП 58)это рост городов и городского населения, повышение удельного веса городов в стране, регионе, мире, возникновение новых систем городов
59. НТР 59)(предельно-допустимые концентрации) максимальная концентрация вредных веществ, при превышении которой отмечается негативное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду
60. Экологический кризис 60)слияние городских агломераций и образование сплошного ареала городского заселения
61. «Парниковый» эффект 61)коренной качественный переворот в производительных силах общества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу
62. Кислотные осадки   62) факторы неживой природы
63. Природные ресурсы 63)количество умерших на тысячу человек в год  
64. Воспроизводство 64)все пригодные в пищу объекты, получаемые в ходе хозяйственной деятельности человека и промысла, т.е. они могут быть культивируемые, вырабатываемые промышленностью и естественные  
65. Смертность 65)собирательное название ядохимикатов, используемых в сельском хозяйстве для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений  
66. Экология человека 66)отравляющие вещества  
67. Мутация 67)совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающие беспрерывное возобновление и смену поколений  
68. Пищевые ресурсы 68)наука о взаимоотношении человека и окружающей его космопланетарной среды  
69. Пестициды 69)резкое наследственное изменение свойств организма, связанное с утратой или появлением различных признаков  
70. Токсичные вещества 70)объекты и силы природы, используемые человеком для поддержания своего существования

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

 

· на пять баллов – 0 – 2 ошибки;

· на четыре балла – 3-15 ошибок;

· на три балла – 16-34 ошибки;

  • на два балла – тридцать пять и более ошибок

 

ВАРИАНТ 2

Выбрать правильный вариант ответа:

1. Впервые термин «Экология» был введен:
1. в 3 в. до н.э. 3.в 1720 году
2.в 660 году 4.в 1866 году
2. Термин «экология» был введен
1.Ж.И. Кусто 3.Н.Н. Баранским
2.Э. Геккелем 4.Д.И. Менделеевым
3. Вторая промышленная революция в развитых странах началась:
1.После первой мировой войны; 2.После второй мировой войны.
4. Воздействие человека на окружающую природную среду в эпоху 2 промышленной революции носит:
1.Локальный характер; 2.Глобальный характер.
5. Основные запасы пресной воды сосредоточены:
1. В реках, озерах, и подземных водах; 2. В ледниках Антарктиды, Гренландии и льдах Арктики.
6. Распаханность почвы в ХХ веке увеличилась:
1. В 2 раза; 2. В 10 раз.
7. Орошение человеком засушливых земель приводит:
1. К наводнениям; 3. К землетрясениям;
2. К засолению почвы; 4. К засухам.
8. В районах многолетней добычи нефти замечено увеличение количества:
1. Землетрясений; 3. Наводнений;
2. Ураганов; 4. Взрывов подземных газов.
9. Какие экологически проблемы НЕ характерны для Северного района:
1. Загрязнение территории в результате развития добывающей промышленности; 3. Разрушение почвы в результате чрезмерного выпаса скота;
2. Сложная экологическая ситуация, вызванная деятельностью лесозаготовительных предприятий и ЦБК; 4. Радиационное загрязнение вследствие развития ВПК.
10. Какие экологически проблемы НЕ характерны для Восточной зоны:
1. Проседание вечной мерзлоты из-за использования тяжелой техники в районах добычи нефти и газа; 3. Слабый потенциал восстановления природных ландшафтов;
2. Радиационное загрязнение территории вследствие развития ВПК; 4. Развитие сети трубопроводов, препятствующих миграциям северных оленей.
11. Экосистема состоит:
1. Из растений и животных; 3. Организмов и факторов неживой природы;
2. Растений, животных и человека; 4. Воды, воздуха и горных пород.
12. Организмы и факторы неживой природы состоят:
1. Не имеют сходства; 2. Состоят из одних и тех же химических элементов.
13. Ноосфера - это:
1. Земля будущего, где будут интенсивно создаваться искусственные организмы. 2.Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека станет решающим фактором ее развития.
14. Административный метод охраны окружающей среды предполагает:
1.Усиление рыночных средств воздействия на экологические процессы; 2. Регулирование государства через систему соответствующих органов.
15. К природосберегающим технологиям НЕ относят:
1. Комплексную переработку сырья; 3. Сокращение энергетических затрат;
2. Замкнутые водооборотные циклы; 4.Увеличение использования натуральных материалов.
16. Увеличение количества мусора на Земле связано:
1. С ростом численности населения и товаров массового потребления; 3. Отсутствием технологий по утилизации отходов.
2. С ростом числа свалок;  
17. К глобальным проблемам экологии относят:
1. Рост мирового парка автомобилей; 3. Распространение массовой культуры;
2. Разрушение озонового слоя; 4.Рост численности грызунов.
18. Увеличение содержания в атмосфере углекислого газа приводит:
1. Образованию кислотных осадков; 3. Разрушению озонового слоя;
2. Развитию «парникового» эффекта; 4.Истощению минеральных ресурсов.
19. Пути решения проблемы кислотных осадков:
1. Подщелачивание почв и водоемов; 2.Сокращение выбросов хлорсодержащих соединений.
20. Последствием «парникового» эффекта на планете будет:
1. Увеличение площади поверхности суши. 2.Уменьшение площади поверхности суши.
21. К заменимым природным ресурсам относятся:
1.уголь, нефть, газ 2.вода, воздух, солнечная энергия
22. Закон взаимодействия «Человек-биосфера» сформулировал:
1.В. Вернадский 3. П. Дансеро
2. В. Докучаев 4. К. Циолковский
23. Нитраты попадают в овощи в результате:
1.чрезмерного использования азотных удобрений 2.специального добавления с целью улучшения вкусовых качеств
24. Меньшая часть населения мира проживает:
1. в развитых регионах 2. в развивающихся регионах
25. Самые низкие коэффициенты рождаемости характерны для:
1.стран Юго-Восточной Азии 2.стран Европы
26. Для развивающихся стран мира характерен:
1. 2 тип воспроизводства населения 2. 1 тип воспроизводства населения
27. Для 1 типа воспроизводства характерны:
1. высокие показатели рождаемости 2. низкие показатели рождаемости
28. Для стран 2 типа воспроизводства характерны:
1. высокие показатели смертности 2. низкие показатели смертности
29. Естественный прирост населения значительно больше
1.в развитых странах 2.в развивающихся странах
30. Сохранение человеческих ресурсов зависит:
1. от чтения специальной литературы 2. веденияздорового образа жизни
31. Большую часть радиационного фона составляют:
1. искусственные источники 2. естественные источники
32. Основной составляющей искусственного радиационного фона Земли является деятельность человека в области:
1. испытания ядерного оружия 3. медицины
2. ядерной энергетики  
33. Одной из причин аварии в Чернобыле считается:
1. аномально жаркая погода 3. падение самолета на АЭС
2. конструктивные дефекты реактора 4. террористический акт
34. К токсичным веществам относят:
1. растворители, красители, тяжелые металлы, пестициды 3. пустая порода, остающаяся после добычи полезных ископаемых
2. древесные отходы деревообработки  
35. Для борьбы с вредителями, сорняками и болезнями сельскохозяйственных растений используют:
1. удобрения 3. мутагены
2. пестициды 4. канцерогены
36. Одним из методов исследования мониторинга является метод:
1. маршрутный 3. радиоизотопной диагностики
2. спектрального анализа 4. социологического опроса
37. Моделирование экологических ситуаций используется:
1.при полевых исследованиях 2.при экспериментальных методах
38. Законы об охране лесов появились в России во времена правления:
1. Алексея Михайловича 3. Екатерины П
2. Петра 1 4. Николая П
39. Основной закон в области охраны природы в современной России был принят:
1. в 1991 году 3. в 1999 году
2. в 1994 году 4. в 2002 год
40. Первая международная встреча по проблемам охраны окружающей среды прошла в городе:
1. Стокгольме 3. Вашингтоне
2. Москве 4. Париже
41. Органы управления и надзора, которые проводят единую научно-техническую политику по вопросам охраны окружающей среды в России:
1. общие 3. отраслевые
2. межотраслевые  
42. В международных отношениях экологическое право называется:
1. Право окружающей среды 2. Эколого-правовое регулирование
43. Каждое предприятие должно иметь:
1. профсоюзную организацию 3. договор со службой вневедомственной охраны
2. экологический паспорт 4. выборное руководство
44. Экологический паспорт утверждается:
1. директором предприятия 3. лидером профсоюзной организации
2. начальником цеха 4. главным инженером
45. Экологический паспорт предприятия со временем:
1. не изменяется 2. корректируется раз в 5 лет 3. ежегодно уточняется
     

Найти соответствие:

46. Экология 46)выдувание и разрушение почвы и горных пород под действием ветра.
47. Рациональное природопользование 47)использование природных ресурсов, при котором сведена к минимуму степень воздействия на природу.
48. Биотические факторы 48)сравнительно небольшой специфический и однородный участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами, в пределах которого природные компоненты находятся в сложном взаимодействии и приспособлении друг к другу.
49. Ветровая эрозия 49)совокупность факторов и элементов, воздействующих на организм в месте его обитания.
50. Экологическое природопользование 50)наука, изучающая принципы взаимоотношений живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
51. Ландшафт 51)все возможные влияния, которые испытывает живой организм со стороны окружающих его существ.
52. Среда обитания 52)факторы, определяющиеся активным воздействием человека на природу.  
53. Антропогенные факторы 53)предусматривает наиболее эффективный режим эксплуатации природных ресурсов с учетом интересов хозяйства, природы, человека.
54. Производительные силы общества 54) организмы
55. Недра 55) районы для восстановления здоровья, отдыха и туризма
56. Рекреационные районы 56) область распространения какого-либо явления
57. Экстенсивное хозяйство 57) тонкий слой земной поверхности, занимающий всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, населенный живыми организмами.
58. Интенсивный путь развития 58)функциональное единство организмов и окружающей среды, взаимодействующих друг с другом и сохраняющихся неопределенно долгое время.
59. Ареал 59)хозяйство с малыми затратами средств, труда, слабомеханизированное, мало использующее достижения научно-технического прогресса
60. Биосфера 60)верхняя часть земной коры, в пределах которой возможна добыча полезных ископаемых
61. Экосистема 61)развитие производства, основанное на более рациональном использовании ресурсов, на базе научно-технического прогресса, при росте вложений средств и труда для повышения его производительности  
62. Биотические компоненты 62)рабочая сила + средства производства
63. Экология питания 63)система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды
64. Рождаемость 64)область экологии,изучающая воздействие радиоактивных веществ на окружающую среду, а также миграцию радионуклидов
65. Естественный прирост 65) ракообразующие вещества
66. Радиоэкология 66)вещества, применяемые в сельском хозяйстве и рыболовстве для повышения урожайности культурных растений и рыбопродуктивности прудов
67. Канцерогены 67)количество родившихся на тысячу человек в год  
68. Удобрения 68)преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники и селекции, кардинально новый подход к выращиванию растений и животных
69. «Зеленая революция» 69) соотношение рождаемости и смертности
70. Мониторинг окружающей среды 70)наука о продуктах питания, произведенных в определенной экологической среде и влиянии их на человеческий организм

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

 

· на пять баллов – 0 – 2 ошибки;

· на четыре балла – 3-15 ошибок;

· на три балла – 16-34 ошибки;

· на два балла – тридцать пять и более ошибок.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Алексеев С.В. Экология. – СПб.: СМИО Пресс, 1997

2. Андреева А.Е., Тюрюканов А.Н., Гурова Т.Ф. Беседы по экологии. – М.: 1997

3. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2005

4. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002

5. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, НМЦ СПО, 2001

6. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1995

7. Поменский Ю.И. Общая биология. – М.: Просвещение, 1993

8. Путилов А.В. Охрана окружающей среды. – М.: Химия, 1991

9. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.; Академия, 2002

Дополнительная

1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. – М.: ММП Концерн; Издательская фирма КРУК, 1994

2. Арский Ю.И., Данилов-Данильян В.И. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать: Учебное пособие. М.: МНЭПУ, 1997

3. Бобылев С.Н. Экономика сохранения биоразнообразия. СПб.: Наука, 1999

4. Васильева М.И. Общественные экологические интересы, правовое регулирование. М.: Наука, 1999.

5. География Тверской области /Под ред. А.А. Ткаченко, Тверь, 1992

6. Доклад об использовании природных ресурсов и состоянии окружающей среды Тверской области в 2000 году. – Тверь, Комитет природных ресурсов по Тверской области, 2001

7. Демина Т.А. Экология, природопользование и охрана окружающей среды. М.: Аспект-Пресс, 1997

8. Ерофеев Б.В. Экологическое право. – М: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002

9. Косов В.И. Экологические проблемы Тверской области. Проблемы экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений. – Тверь, 1994

10. Лобжанидзе А.А. География России. Эколого-экономические аспекты. – М.: Просвещение, 1995

11. Никитин Д.Н., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. – М.: Высшая школа, 1996

12. Проблемы экологии России /Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. – М.: ВИНИТИ, 1993.

13. Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. – М.: Мнемозина, 1995

14. Ревель Ф. Среда нашего обитания. В 4 томах, 1997

15. Рувинский А.О. Общая биология. – М.: Просвещение, 1993.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Опыт «новой драмы» и проблема драматического действия. Драма в ХХ веке | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных