ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
БИБЛИЯ ЯЗЫКА ТЕЛОДВИЖЕНИЙДесмонд Моррис Чрезвычайно важная книга, объясняющая сложные вещи простым языком. Нико Тинберген, лауреат Нобелевской премии По физиологии и медицине ШЖ-ЩЩ ш Десмонд Моррис БИБЛИЯ ЯЗЫКА ТЕЛОДВИЖЕНИЙ Эксмо МОСКВА ||g G ЗЗЕКНШЯЙЯМиягЗЛЕЯШ п В И УДК 159.9 ББК 88 М 79 Desmond Morris PEOPLEWATCHING Перевод с английского Николая Караева Художественное оформление Алексея Матвеева Моррис Д. М 79 Библия языка телодвижений / Десмонд Моррис; [пер. с англ. Н. Караева]. — М.: Эксмо, 2010. — 672 с.: ил. ISBN 978-5-699-38480-8 Общеизвестно, что наши телодвижения сообщают наблюдателю куда больше, чем наши слова. Но для того чтобы понимать, о чем говорит тот или иной невербальный сигнал, необходимо сначала выучить язык телодвижений, и труд Десмонда Морриса тут — неоценимое подспорье. Впервые на русском языке — книга, которую по праву можно считать настоящей библией языка телодвижений. Сочетая научный подход с ясным изложением, Моррис под- робнейшим образом останавливается на каждом из многочисленных типов скрытых знаков тела, которые мы ежедневно наблюдаем у других и подаем са- ми. После знакомства с его уникальным исследованием вы сможете без труда читать мысли и чувства окружающих, поскольку их жесты и мимика станут для вас открытой книгой. УДК 159.9 ББК 88 © Desmond Morris, 2004 © Н. Караев, перевод, 2009 © Издание на русском языке, оформление. ISBN 978-5-699-38480-8 ООО «Издательство «Эксмо», 2010 БЛАГОДАРНОСТИ Я признателен тем, кто помогал мне подготовить к печа- ти эту книгу, а также всем тем, кто содействовал моему долговременному исследованию языка телодвижений, ко- торое началось в 60-е годы XX века. Полный список вклю- чил бы в себя многие сотни имен; я хотел бы отдельно поблагодарить следующих людей: Майкла Аргайла, Дэвида Аттенборо, Роберта Аттенборо, Роберта Бараката, Надин Базар, Клайва Бромхэлла, Майк- ла Ченса, Питера Коллетта, Ричарда Докинса, Марселлу Эдварде, Иренауса Эйбл-Эйбесфельдта, Пола Экмана, Кейт Фокс, Робин Фокс, Дэна Франклина, Эрвинга Гофф- мана, Яана ван Хоффа, Джилберта Мэнли, Питера Мар- ша, Тома Мэшлера, Кэролайн Мишель, Джейсона Морри- са, Рамону Моррис, Филипа Оукса, Кеннета Оукли, Мэри О'Шонесси, Тришу Пайк, Билла Расселла, Диан Симпсон, Альберта Шефлена, Энтони Сторра, Лайонела Тайгера и Нико Тинбергена. -5 - ВВЕДЕНИЕ Есть люди, которые специализируются на наблюдениях за птицами, и есть те, кто постоянно наблюдает за людь- ми, — не соглядатаи, но исследователи, изучающие пове- дение человека. Такому исследователю в равной степени интересны и пожилой господин, машущий рукой прияте- лю, и молодая девушка, сидящая скрестив ноги. Он ведет полевое наблюдение за действиями людей, и «поле» его — повсюду, это и автобусная остановка, и универсам, и аэ- ропорт, и угол улицы, и званый обед, и футбольный матч. Везде, где люди как-то проявляют себя, наблюдающий за ними ученый узнает нечто новое о братьях по разуму и в конечном счете о себе самом. Таким ученым в той или иной мере является каждый из нас. Время от времени мы подмечаем особенную позу или своеобразный жест и размышляем о том, что они оз- начают, но редко приходим к какому-либо выводу. Мы можем сказать: «Такой-то меня смущает, не знаю почему, но это факт», или: «Она странно вела себя прошлой но- чью, правда?» или: «С этими людьми я чувствую себя аб- солютно раскрепощенной, они к этому располагают». Глубже мы не копаем. Между тем серьезный исследова- тель желает знать, почему возникают все эти чувства. Он хочет понять, почему мы ведем себя именно так, а не - 6 - иначе, и посвящает много времени наблюдениям, стара- ясь взглянуть на людей по-новому. Данный подход не требует специальных знаний. Не- обходимо лишь понять ряд простых концепций, которые и описываются в этой книге. Каждая из них объясняет конкретный тип поведения и то, как подобное поведение возникает и изменяется. Если эти концепции усвоены, та или иная манера поведения уже не поставит нас в тупик: мы сможем с уверенностью распознать ее и понять, что именно движет людьми, когда они встречаются и взаимо- действуют друг с другом. Эта книга повествует о действиях, о том, как дейст- вия превращаются в знаки, а знаки передают определен- ные сообщения. Люди как вид достигли больших высот в конструировании механизмов и в философских размыш- лениях, но не утеряли животного свойства к физической активности. Именно телодвижения составляют предмет исследований ученого, наблюдающего за людьми. Зачас- тую человеческая особь не отдает себе отчет в собствен- ных действиях, а значит, эти действия могут многое о ней поведать. Мы настолько сосредоточены на словах, что, кажется, начисто забываем про телодвижения, позы и мимику, выдающие нас с головой. Следует добавить, что эта книга не является пособием по чтению мыслей, дающим читателю возможность воз- выситься над окружающими. Орнитолог наблюдает за птицами не для того, чтобы на них охотиться. Точно так же ученый, наблюдающий за людьми, не пользуется пре- имуществами, которые дает ему понимание мотивов их поведения. Да, объективный эксперт по телодвижениям способен благодаря своим знаниям превратить скучные посиделки в увлекательное исследование, однако главная его цель — постичь природу взаимодействий между людь- - 7 - ми и поразительную предсказуемость человеческого пове- дения. Разумеется, любое научное исследование опасно в том смысле, что информированные люди могут так или иначе подчинить себе людей, которые ничего об этом исследо- вании не знают, однако в данном случае куда более веро- ятно другое: благодаря знаниям мы можем стать терпи- мее друг к другу. Осознав смысл действий другого челове- ка, мы получим представление о его проблемах; узнав о причинах его поведения, мы, может быть, простим его вместо того, чтобы напасть. Меня часто спрашивали, могу ли я «улучшить» язык телодвижений того или иного человека. Возможно ли, на- пример, превратить пугливого скромника в волевого экс- траверта, чтобы он прошел собеседование при приеме на работу? Ответ прост. Безусловно, можно научить человека пользоваться языком телодвижений более умело. Канди- дат на рабочее место может «вызубрить» приемы, кото- рые позволят ему произвести хорошее впечатление, вы- глядеть решительным и уверенным в себе. Маленьким хитростям научить легко, и за последние годы (после того как в 1977 году вышло первое издание этой книги) по- явилось множество источников, предлагающих такого ро- да обучение. Но есть ли в нем смысл? Если вы на самом деле пугливы и застенчивы, значит, место, которое вы по- лучите хитростью, совершенно вам не подходит. Как только это станет ясно, вас уволят. Возникает законный вопрос: какие преимущества да- ет понимание языка телодвижений на практике? На это я скажу, что вместе со знаниями мы обретаем и уверен- ность в себе. Чем больше мы знаем о языке телодвиже- ний других людей, тем лучше их понимаем Они переста- ют страшить нас, мы перестаем робеть в их присутствии. БИБЛИЯ ЯЗЫКА ТЕЛОДВИЖЕНИЙ Они могут научиться скрывать свои слабости и неуверен- ность, но благодаря тому, что мы понимаем нюансы язы- ка их тел, эти люди откроются нам во всей своей хрупко- сти. Когда мы перестанем пугаться, наш собственный язык телодвижений изменится. Мы станем вести себя ме- нее напряженно и более спокойно не потому, что выучи- ли несколько показных приемов, а потому, что научились куда лучше понимать окрркающих. Наконец, следует подчеркнуть, что нет ничего оскор- бительного в том, чтобы смотреть на других людей как на животных. Мы, в конце концов, и есть животные. Ношо sapiens — это вид приматов, биологическое явление, под- чиняющееся, как и любой другой вид, биологическим за- конам. Человеческая природа — не более чем проявление животной природы. Бесспорно, люди — животные осо- бенные, однако любой вид в чем-то отличен от других, и наблюдающий за людьми ученый может подметить в че- ловеческих взаимоотношениях немало интересного, если будет помнить о том, что человек — это лишь звено в це- пи эволюции. ДЕЙСТВИЯ Все животные совершают действия; большая часть жи- вотных только этим и занимается. Кроме того, почти все животные создают артефакты, конструкции или изделия, такие, как гнезда, паутина, лежбища и норы. Обезьяны, судя по всему, способны к абстрактному мышлению. Но только люди посвящают созданию артефактов и абстракт- ному мышлению почти все свое время. В этом и заклю- чен секрет нашего успеха. Развивая мозг, человек посте- пенно насыщал свое поведение сложными абстрактными процессами посредством языка, философии и математи- ки. Обладая слабым телом, человек существенно разнооб- разил свое поведение, усеивая поверхность планеты арте- фактами — орудиями труда, произведениями искусства, машинами, оружием, транспортными средствами, дорога- ми, зданиями, деревнями и городами. Вот сидит человек, это мыслящее, строящее живот- ное: вокруг него тихо шумят машины, в его голове возни- кают и исчезают мысли. Его жизнь наполняют создание артефактов и абстрактное мышление. Можно даже пред- положить, что для человека действие — простое действие животного — уже ничего не значит, если оно и сохрани- лось, то лишь как пережиток его первобытного прошло- го. Но это не так. Несмотря ни на что, человек остался -10- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|