Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БИБЛИЯ ЯЗЫКА ТЕЛОДВИЖЕНИЙ




Десмонд Моррис

Чрезвычайно важная книга,

объясняющая сложные вещи простым языком.

Нико Тинберген, лауреат Нобелевской премии

По физиологии и медицине

ШЖ-ЩЩ ш

Десмонд Моррис

БИБЛИЯ ЯЗЫКА ТЕЛОДВИЖЕНИЙ

Эксмо

МОСКВА

||g

G ЗЗЕКНШЯЙЯМиягЗЛЕЯШ п В И УДК 159.9 ББК 88 М 79 Desmond Morris

PEOPLEWATCHING

Перевод с английского Николая Караева

Художественное оформление Алексея Матвеева

Моррис Д.

М 79 Библия языка телодвижений / Десмонд Моррис; [пер. с

англ. Н. Караева]. — М.: Эксмо, 2010. — 672 с.: ил.

ISBN 978-5-699-38480-8

Общеизвестно, что наши телодвижения сообщают наблюдателю куда

больше, чем наши слова. Но для того чтобы понимать, о чем говорит тот или

иной невербальный сигнал, необходимо сначала выучить язык телодвижений,

и труд Десмонда Морриса тут — неоценимое подспорье. Впервые на русском

языке — книга, которую по праву можно считать настоящей библией языка

телодвижений. Сочетая научный подход с ясным изложением, Моррис под-

робнейшим образом останавливается на каждом из многочисленных типов

скрытых знаков тела, которые мы ежедневно наблюдаем у других и подаем са-

ми. После знакомства с его уникальным исследованием вы сможете без труда

читать мысли и чувства окружающих, поскольку их жесты и мимика станут

для вас открытой книгой.

УДК 159.9

ББК 88

© Desmond Morris, 2004

© Н. Караев, перевод, 2009

© Издание на русском языке, оформление.

ISBN 978-5-699-38480-8 ООО «Издательство «Эксмо», 2010

БЛАГОДАРНОСТИ

Я признателен тем, кто помогал мне подготовить к печа-

ти эту книгу, а также всем тем, кто содействовал моему

долговременному исследованию языка телодвижений, ко-

торое началось в 60-е годы XX века. Полный список вклю-

чил бы в себя многие сотни имен; я хотел бы отдельно

поблагодарить следующих людей:

Майкла Аргайла, Дэвида Аттенборо, Роберта Аттенборо,

Роберта Бараката, Надин Базар, Клайва Бромхэлла, Майк-

ла Ченса, Питера Коллетта, Ричарда Докинса, Марселлу

Эдварде, Иренауса Эйбл-Эйбесфельдта, Пола Экмана,

Кейт Фокс, Робин Фокс, Дэна Франклина, Эрвинга Гофф-

мана, Яана ван Хоффа, Джилберта Мэнли, Питера Мар-

ша, Тома Мэшлера, Кэролайн Мишель, Джейсона Морри-

са, Рамону Моррис, Филипа Оукса, Кеннета Оукли, Мэри

О'Шонесси, Тришу Пайк, Билла Расселла, Диан Симпсон,

Альберта Шефлена, Энтони Сторра, Лайонела Тайгера и

Нико Тинбергена.

-5 -

ВВЕДЕНИЕ

Есть люди, которые специализируются на наблюдениях за

птицами, и есть те, кто постоянно наблюдает за людь-

ми, — не соглядатаи, но исследователи, изучающие пове-

дение человека. Такому исследователю в равной степени

интересны и пожилой господин, машущий рукой прияте-

лю, и молодая девушка, сидящая скрестив ноги. Он ведет

полевое наблюдение за действиями людей, и «поле» его —

повсюду, это и автобусная остановка, и универсам, и аэ-

ропорт, и угол улицы, и званый обед, и футбольный матч.

Везде, где люди как-то проявляют себя, наблюдающий за

ними ученый узнает нечто новое о братьях по разуму и в

конечном счете о себе самом.

Таким ученым в той или иной мере является каждый

из нас. Время от времени мы подмечаем особенную позу

или своеобразный жест и размышляем о том, что они оз-

начают, но редко приходим к какому-либо выводу. Мы

можем сказать: «Такой-то меня смущает, не знаю почему,

но это факт», или: «Она странно вела себя прошлой но-

чью, правда?» или: «С этими людьми я чувствую себя аб-

солютно раскрепощенной, они к этому располагают».

Глубже мы не копаем. Между тем серьезный исследова-

тель желает знать, почему возникают все эти чувства. Он

хочет понять, почему мы ведем себя именно так, а не

- 6 -

иначе, и посвящает много времени наблюдениям, стара-

ясь взглянуть на людей по-новому.

Данный подход не требует специальных знаний. Не-

обходимо лишь понять ряд простых концепций, которые

и описываются в этой книге. Каждая из них объясняет

конкретный тип поведения и то, как подобное поведение

возникает и изменяется. Если эти концепции усвоены, та

или иная манера поведения уже не поставит нас в тупик:

мы сможем с уверенностью распознать ее и понять, что

именно движет людьми, когда они встречаются и взаимо-

действуют друг с другом.

Эта книга повествует о действиях, о том, как дейст-

вия превращаются в знаки, а знаки передают определен-

ные сообщения. Люди как вид достигли больших высот в

конструировании механизмов и в философских размыш-

лениях, но не утеряли животного свойства к физической

активности. Именно телодвижения составляют предмет

исследований ученого, наблюдающего за людьми. Зачас-

тую человеческая особь не отдает себе отчет в собствен-

ных действиях, а значит, эти действия могут многое о

ней поведать. Мы настолько сосредоточены на словах, что,

кажется, начисто забываем про телодвижения, позы и

мимику, выдающие нас с головой.

Следует добавить, что эта книга не является пособием

по чтению мыслей, дающим читателю возможность воз-

выситься над окружающими. Орнитолог наблюдает за

птицами не для того, чтобы на них охотиться. Точно так

же ученый, наблюдающий за людьми, не пользуется пре-

имуществами, которые дает ему понимание мотивов их

поведения. Да, объективный эксперт по телодвижениям

способен благодаря своим знаниям превратить скучные

посиделки в увлекательное исследование, однако главная

его цель — постичь природу взаимодействий между людь-

- 7 -

ми и поразительную предсказуемость человеческого пове-

дения.

Разумеется, любое научное исследование опасно в том

смысле, что информированные люди могут так или иначе

подчинить себе людей, которые ничего об этом исследо-

вании не знают, однако в данном случае куда более веро-

ятно другое: благодаря знаниям мы можем стать терпи-

мее друг к другу. Осознав смысл действий другого челове-

ка, мы получим представление о его проблемах; узнав о

причинах его поведения, мы, может быть, простим его

вместо того, чтобы напасть.

Меня часто спрашивали, могу ли я «улучшить» язык

телодвижений того или иного человека. Возможно ли, на-

пример, превратить пугливого скромника в волевого экс-

траверта, чтобы он прошел собеседование при приеме на

работу? Ответ прост. Безусловно, можно научить человека

пользоваться языком телодвижений более умело. Канди-

дат на рабочее место может «вызубрить» приемы, кото-

рые позволят ему произвести хорошее впечатление, вы-

глядеть решительным и уверенным в себе. Маленьким

хитростям научить легко, и за последние годы (после того

как в 1977 году вышло первое издание этой книги) по-

явилось множество источников, предлагающих такого ро-

да обучение. Но есть ли в нем смысл? Если вы на самом

деле пугливы и застенчивы, значит, место, которое вы по-

лучите хитростью, совершенно вам не подходит. Как

только это станет ясно, вас уволят.

Возникает законный вопрос: какие преимущества да-

ет понимание языка телодвижений на практике? На это

я скажу, что вместе со знаниями мы обретаем и уверен-

ность в себе. Чем больше мы знаем о языке телодвиже-

ний других людей, тем лучше их понимаем Они переста-

ют страшить нас, мы перестаем робеть в их присутствии.

БИБЛИЯ ЯЗЫКА ТЕЛОДВИЖЕНИЙ

Они могут научиться скрывать свои слабости и неуверен-

ность, но благодаря тому, что мы понимаем нюансы язы-

ка их тел, эти люди откроются нам во всей своей хрупко-

сти. Когда мы перестанем пугаться, наш собственный

язык телодвижений изменится. Мы станем вести себя ме-

нее напряженно и более спокойно не потому, что выучи-

ли несколько показных приемов, а потому, что научились

куда лучше понимать окрркающих.

Наконец, следует подчеркнуть, что нет ничего оскор-

бительного в том, чтобы смотреть на других людей как на

животных. Мы, в конце концов, и есть животные. Ношо

sapiens — это вид приматов, биологическое явление, под-

чиняющееся, как и любой другой вид, биологическим за-

конам. Человеческая природа — не более чем проявление

животной природы. Бесспорно, люди — животные осо-

бенные, однако любой вид в чем-то отличен от других, и

наблюдающий за людьми ученый может подметить в че-

ловеческих взаимоотношениях немало интересного, если

будет помнить о том, что человек — это лишь звено в це-

пи эволюции.

ДЕЙСТВИЯ

Все животные совершают действия; большая часть жи-

вотных только этим и занимается. Кроме того, почти все

животные создают артефакты, конструкции или изделия,

такие, как гнезда, паутина, лежбища и норы. Обезьяны,

судя по всему, способны к абстрактному мышлению. Но

только люди посвящают созданию артефактов и абстракт-

ному мышлению почти все свое время. В этом и заклю-

чен секрет нашего успеха. Развивая мозг, человек посте-

пенно насыщал свое поведение сложными абстрактными

процессами посредством языка, философии и математи-

ки. Обладая слабым телом, человек существенно разнооб-

разил свое поведение, усеивая поверхность планеты арте-

фактами — орудиями труда, произведениями искусства,

машинами, оружием, транспортными средствами, дорога-

ми, зданиями, деревнями и городами.

Вот сидит человек, это мыслящее, строящее живот-

ное: вокруг него тихо шумят машины, в его голове возни-

кают и исчезают мысли. Его жизнь наполняют создание

артефактов и абстрактное мышление. Можно даже пред-

положить, что для человека действие — простое действие

животного — уже ничего не значит, если оно и сохрани-

лось, то лишь как пережиток его первобытного прошло-

го. Но это не так. Несмотря ни на что, человек остался

-10-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных