ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Традиций жестикуляции.имитировать действия, наблюдению за которыми мы по- святили какое-то время. Актер, которому предстоит сыг- рать, скажем, генерала, смотрит военные фильмы, анали- зирует движения офицеров и сознательно копирует их, чтобы в итоге обогатить этими знаками свой образ. Есть и другая техника: вообразить себе чувства персонажа, со- средоточиться на них и неосознанно воспроизвести тре- буемую манеру передвижений и жестикуляции. - 4 6 - Обычно актеры применяют сочетание этих двух тех- ник, хотя могут особо подчеркивать важность одной из них, когда рассказывают о своей профессии. В прошлом актерские представления были, как правило, весьма тра- диционны, но сегодня все они за исключением пантоми- мы, оперы и фарса нарочито реалистичны; в итоге вместо торжественно одетых, сосредоточенных на сцене зрите- лей в зале присутствует затененная кучка любителей под- слушивать и подглядывать. Актеры не произносят больше реплик «в сторону», зрители не участвуют в спектакле. Дру- гими словами, Театральная Мимикрия сделалась столь же реалистичной, как повседневная Социальная. В этом от- ношении два типа жестикуляции составляют резкий кон- траст с третьим, который можно назвать Частичной Ми- микрией. При Частичной Мимикрии «исполнитель» пытается имитировать нечто, чем он никогда не был и не будет, на- пример птицу или дождь. Обычно в этот процесс вовле- чены только руки, изображающие объект мимикрии на- столько точно, насколько это возможно. Если это птица, руки совершают маховые движения, подражая крыльям; если это дождь, руки изображают падение дождевых ка- пель. Среди широко используемых знаков этого типа — знаки, превращающие руку в «пистолет», какое-нибудь животное или же конечность животного, и движения рук, словно обрисовывающие силуэт того или иного предмета. Четвертый тип Подражательных Знаков лучше всего обозначить как Пустотную Мимикрию: действие соверша- ется в отсутствие предмета, к которому оно относится. Скажем, когда я голоден, я могу изобразить, как кладу се- бе в рот воображаемую пищу. Если я испытываю жажду, я могу поднять руку, словно держащую стакан, и влить в себя невидимую жидкость. У Частичной Мимикрии и Пустотной Мимикрии есть важная особенность: подобно Социальной и Подража- тельной Мимикрии, эти типы действий тяготеют к реа- листичности. У нас может не получиться изобразить явление «как в жизни», но мы все равно пытаемся это сделать. По этой причине упомянутые знаки понятны представи- телям самых разных народов и сильно отличаются от сле- дующих двух типов знаков, которые тесно связаны с кон- кретной культурой. СХЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ Подражания, ставшие со временем урезанными и сокращенными Схематические Знаки — это Подражательные Знаки в урезанном и сокращенном варианте. Можно сказать, что это попытка изобразить некое явление путем воспроизве- дения одного из ключевых элементов жестикуляции. О реа- листичности тут речь уже не идет. Схематические Знаки можно назвать знаковой стено- графией: они возникают, когда необходимо воспроизвести подражание быстро и многократно. Как в разговорной речи английское слово cannot («не могу») сокращается до can't, так и изысканная жестикуляция, посредством кото- рой изображался атакующий бык, сократилась до двух пальцев, символизирующих пару пронзающих воздух ро- гов. Когда мы сохраняем один из набора знаков и пренеб- регаем остальными, выбранный элемент, как правило, уз- нают даже те, кто видит его в первый раз. Иногда знак подвергается столь сильному упрощению, что для тех, кто «не в курсе», он становится бессмысленным, и Схемати- ческий Знак превращается в часть местной культуры, ог- раниченной определенной территорией. Если исходный набор знаков был сложным и включал в себя несколько ключевых элементов, местные сообщества могут выбрать для укороченной версии каждое свой знак. Когда в каж- дой местности устанавливается собственная «стенография», люди перестают распознавать Схематические Знаки сосе- дей. Местному знаку придается статус «правильного», и вскоре возникает ситуация, схожая с той, которую мы наблюдаем в лингвистике: в каждой местности утвержда- ется свой язык знаков. Перейдем к примерам. Американские индейцы изо- бражают лошадь, «усаживая верхом» два пальца одной руки на пальцы другой руки. Монах-цистерцианец вместо этого слегка наклонит голову и откинет со лба вообра- жаемую челку. Англичанин сгорбится на манер наездника и возьмется за невидимые волоки. Индеец и монах, ско- рее всего, поймут английскую версию, которая близка к Пустотной Мимикрии, однако их собственные более чем схематичные знаки вряд ли будут поняты людьми, не вхо- дящими в сообщества индейцев и монахов. Нужно сказать, что ряд объектов и явлений обладает особенным свойством, которое столь хорошо их характе- ризует, что, даже если это свойство изображается Схема- тическим Знаком, можно без труда определить, о каком объекте или явлении идет речь. Отличным примером тут может слркить упомянутый выше бык. Скот почти всегда характеризуется одними только рогами, а два рога всегда изображают двумя пальцами. Если бы встретились инде- ец, индийская танцовщица и австралийский абориген, они поняли бы символизирующие скот знаки друг друга. Это не значит, что все знаки одинаковы. Знак индейца изо- бражал бы бизона, рога которого загнуты не вперед, как - 4 9 - Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|