Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Традиций жестикуляции.




имитировать действия, наблюдению за которыми мы по-

святили какое-то время. Актер, которому предстоит сыг-

рать, скажем, генерала, смотрит военные фильмы, анали-

зирует движения офицеров и сознательно копирует их,

чтобы в итоге обогатить этими знаками свой образ. Есть

и другая техника: вообразить себе чувства персонажа, со-

средоточиться на них и неосознанно воспроизвести тре-

буемую манеру передвижений и жестикуляции.

- 4 6 -

Обычно актеры применяют сочетание этих двух тех-

ник, хотя могут особо подчеркивать важность одной из

них, когда рассказывают о своей профессии. В прошлом

актерские представления были, как правило, весьма тра-

диционны, но сегодня все они за исключением пантоми-

мы, оперы и фарса нарочито реалистичны; в итоге вместо

торжественно одетых, сосредоточенных на сцене зрите-

лей в зале присутствует затененная кучка любителей под-

слушивать и подглядывать. Актеры не произносят больше

реплик «в сторону», зрители не участвуют в спектакле. Дру-

гими словами, Театральная Мимикрия сделалась столь же

реалистичной, как повседневная Социальная. В этом от-

ношении два типа жестикуляции составляют резкий кон-

траст с третьим, который можно назвать Частичной Ми-

микрией.

При Частичной Мимикрии «исполнитель» пытается

имитировать нечто, чем он никогда не был и не будет, на-

пример птицу или дождь. Обычно в этот процесс вовле-

чены только руки, изображающие объект мимикрии на-

столько точно, насколько это возможно. Если это птица,

руки совершают маховые движения, подражая крыльям;

если это дождь, руки изображают падение дождевых ка-

пель. Среди широко используемых знаков этого типа —

знаки, превращающие руку в «пистолет», какое-нибудь

животное или же конечность животного, и движения рук,

словно обрисовывающие силуэт того или иного предмета.

Четвертый тип Подражательных Знаков лучше всего

обозначить как Пустотную Мимикрию: действие соверша-

ется в отсутствие предмета, к которому оно относится.

Скажем, когда я голоден, я могу изобразить, как кладу се-

бе в рот воображаемую пищу. Если я испытываю жажду,

я могу поднять руку, словно держащую стакан, и влить в

себя невидимую жидкость.

У Частичной Мимикрии и Пустотной Мимикрии есть

важная особенность: подобно Социальной и Подража-

тельной Мимикрии, эти типы действий тяготеют к реа-

листичности. У нас может не получиться изобразить явление

«как в жизни», но мы все равно пытаемся это сделать.

По этой причине упомянутые знаки понятны представи-

телям самых разных народов и сильно отличаются от сле-

дующих двух типов знаков, которые тесно связаны с кон-

кретной культурой.

СХЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАКИ

Подражания, ставшие со временем

урезанными и сокращенными

Схематические Знаки — это Подражательные Знаки в

урезанном и сокращенном варианте. Можно сказать, что

это попытка изобразить некое явление путем воспроизве-

дения одного из ключевых элементов жестикуляции. О реа-

листичности тут речь уже не идет.

Схематические Знаки можно назвать знаковой стено-

графией: они возникают, когда необходимо воспроизвести

подражание быстро и многократно. Как в разговорной

речи английское слово cannot («не могу») сокращается до

can't, так и изысканная жестикуляция, посредством кото-

рой изображался атакующий бык, сократилась до двух

пальцев, символизирующих пару пронзающих воздух ро-

гов.

Когда мы сохраняем один из набора знаков и пренеб-

регаем остальными, выбранный элемент, как правило, уз-

нают даже те, кто видит его в первый раз. Иногда знак

подвергается столь сильному упрощению, что для тех, кто

«не в курсе», он становится бессмысленным, и Схемати-

ческий Знак превращается в часть местной культуры, ог-

раниченной определенной территорией. Если исходный

набор знаков был сложным и включал в себя несколько

ключевых элементов, местные сообщества могут выбрать

для укороченной версии каждое свой знак. Когда в каж-

дой местности устанавливается собственная «стенография»,

люди перестают распознавать Схематические Знаки сосе-

дей. Местному знаку придается статус «правильного», и

вскоре возникает ситуация, схожая с той, которую мы

наблюдаем в лингвистике: в каждой местности утвержда-

ется свой язык знаков.

Перейдем к примерам. Американские индейцы изо-

бражают лошадь, «усаживая верхом» два пальца одной

руки на пальцы другой руки. Монах-цистерцианец вместо

этого слегка наклонит голову и откинет со лба вообра-

жаемую челку. Англичанин сгорбится на манер наездника

и возьмется за невидимые волоки. Индеец и монах, ско-

рее всего, поймут английскую версию, которая близка к

Пустотной Мимикрии, однако их собственные более чем

схематичные знаки вряд ли будут поняты людьми, не вхо-

дящими в сообщества индейцев и монахов.

Нужно сказать, что ряд объектов и явлений обладает

особенным свойством, которое столь хорошо их характе-

ризует, что, даже если это свойство изображается Схема-

тическим Знаком, можно без труда определить, о каком

объекте или явлении идет речь. Отличным примером тут

может слркить упомянутый выше бык. Скот почти всегда

характеризуется одними только рогами, а два рога всегда

изображают двумя пальцами. Если бы встретились инде-

ец, индийская танцовщица и австралийский абориген, они

поняли бы символизирующие скот знаки друг друга. Это

не значит, что все знаки одинаковы. Знак индейца изо-

бражал бы бизона, рога которого загнуты не вперед, как

- 4 9 -






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных