ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы и принципы исторического исследованияОбобщить исторические факты и сложить из них целостную картину прошлого позволяет методология исторической науки. Методология – это учение о способах исследования исторических фактов. Методологию составляет совокупность методов. Метод – способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – факты. Историки пользуются множеством методов, в частности: 1. Историко-генетический метод – состоит в изучении исторических явлений в процессе их развития – от зарождения до гибели или современного состояния. 2. Историко-сравнительный метод – состоит в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени и выявлении сходства и различия между ними. 3. С помощью историко-типологическогометода выявляются общие черты исторических событий и выделяются однородные стадии в их развитии. Происходит классификация исторических явлений, событий, объектов. 4. Идеографический метод – состоит в описании событий, явлений. 5. Системныйметод – состоит в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития, анализе системы и структуры того или иного явления. 6. Ретроспективный метод – с его помощью можно последовательно проникнуть в прошлое с целью выявления причины события и восстановления его хода. 7. Синхронный метод – состоит в изучении различных исторических событий, происходивших в одно и то же время с целью установить связи между ними. 8. Хронологический метод (проблемно-хронологический) – состоит в изучении последовательности исторических событий во времени или по периодам, а внутри них по проблемам. 9. Метод периодизации – позволяет установить периоды исторического развития на основе выявления качественных изменений в обществе обнаруживающих решающие направления в его движении. При использовании данных методов необходимо опираться на следующие принципыисторического исследования: 1. Историзм обязывает рассматривать все события и явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности. События с учетом данного принципа рассматриваются в контексте происходившего, а не по отдельности. 2. Объективность обязывает рассматривать все события и явления непредвзято, объективно, без предпочтений. Функции истории Что же дает изучение истории?История выполняет в обществе самые разнообразные функции. Познавательная функция заключается в том, что изучение прошлого позволяет открывать новые знания о нем. Интеллектуально-развивающая функция заключается в том, что изучение истории развивает логическое мышление. Чтобы понять причины происходивших событий, необходимо восстановить логическую цепочку всех решений, которые привели к тем или иным последствиям. Практически-рекомендательная функция заключается в том, что выявленные историей закономерности развития общества помогают выработать научно обоснованный политический курс, избежав ошибок прошлого. Близка к ней прогностическая функция, которая заключается в том, что изучение истории позволяет предвидеть будущего. Воспитательная функция заключается в том, что изучение истории в каждом формирует гражданскую позицию и способствует формированию таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее. Мировоззренческая функциязаключается в том, что изучение истории формирует целостную систему взглядов на мир, общество, место человека в нем. Это позволяет сформировать свое отношение к событиям текущего периода, прогнозировать возможные варианты будущего развития ситуации в аналогичных обстоятельствах. Функция социальной памяти заключается в том, что история является способом коллективной самоидентификации и позволяет осознать свою принадлежность к определенному обществу, государству. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. Тот, кто не помнит прошлого, не может иметь будущего.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|