ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предприятие и его продукция 1 страницаМетодологические основы разработки бизнес-плана
Цели и задачи составления бизнес-плана
Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи: · определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках; · сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии; · выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации; · оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей; · определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.; · оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей; · предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.[1] Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать. А это чаще всего кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени (для средней фирмы разработка бизнес-плана может потребовать до 200 человеко-часов) и заняться бизнес-планированием. При этом письменное оформление бизнес-плана имеет существенное значение для организации работ по его выполнению. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро. Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод, например: · заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы. · позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей. · устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля. · заставляет руководителей четче и конкретнее определить свои цели и пути их достижения. · делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций (повышает скорость адаптации). · наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.[2] Конечно главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый нужный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких остроактуальных задач, как: · подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов. · обоснование предложений по приватизации государственных предприятий. · открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности. · перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций. · составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм. · выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.[3] В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, то есть степень детализации его может быть весьма различной. Так, например, одно дело - открыть видеотеку, другое – организовать производство какой-либо сложной продукции. В первом случае бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать; в основном надо выяснить: где снять и как оборудовать помещение, как приобрести видеоаппаратуру, у кого и по какой цене приобретать видеозаписи, какую установить цену на входные билеты. Во втором случае бизнес-план необходимо разработать в более полном объеме, проведя для этого достаточно трудоемкие и сложные маркетинговые исследования. При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе самого предпринимателя, личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантами со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов, совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом – составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя целесообразность своего замысла. Таким образом, бизнес-план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации: · организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия; · выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, акцентируя внимание на сильных сторонах и не скрывая слабых; · формирования инвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период.[4] В бизнес-плане обосновываются: · общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях конкретного рынка; · выбор стратегии и тактики (методов) конкуренции; · оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.
1.2 Структура бизнес-плана
Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Понятно, что чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов плана. Состав и структура также зависит от размеров предлагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Целью составления бизнес-плана является получение полной картины и ответов на вопросы о целесообразности использования располагаемых ограниченных финансовых ресурсов для производства товаров или оказания услуг: · определенным способом; · определенными работниками; · для определенных потребителей; · при условии гибкости принятия решений. При составлении бизнес-плана подробно отвечают на определенные вопросы, которые интересуют собственников и кредиторов или других заинтересованных лиц. Обоснованный бизнес-план служит основанием для принятия решения инициатором проекта (инвестором, предпринимателем, организатором-реципиентом), а также является документом для его внешней презентации перед потенциальными партнерами, кредиторами и государственными учреждениями, ответственными за создание и регистрацию предприятия. К содержанию и форме бизнес-плана предъявляются определенные требования, обязательные при проверке крупных проектов международными и национальными учреждениями, участвующими в финансировании. Так, развернутый план основания предприятия должен включать разделы: · анализ рынка; · технико-экономический анализ; · финансовый анализ; · общеэкономический (или национально-хозяйственный) анализ (для крупных проектов государственной важности).[5] Достоверность использованной при планировании информации подтверждают прилагаемые к бизнес-плану документы - отчеты, контракты, договоры, данные статистики. Объем и детализация проектных исследований зависят от масштаба и вида предполагаемой деятельности, целей разработки бизнес-плана, требований кредиторов. Соответственно отдельные разделы могут освещаться более или менее подробно. 1. Резюме (основные положения). Название инвестиционного проекта и его цель. Инициатор и другие участники проекта. Общая стоимость проекта, в том числе по этапам его реализации. Срок реализации проекта. Суть проекта и текущее состояние. Источники финансирования проекта. Критерии эффективности и финансовые показатели проекта. Выводы о целесообразности инвестиций Сущность инвестиционного проекта Подробное описание сути проекта, этапов его реализации, задач и результатов каждого этапа. Описание продукции или услуг (далее по тексту «продукции»), ее назначение, характеристика потребительских свойств, отличие продукции от имеющихся аналогов. Обзор состояния дел в отрасли (динамика объемов реализации, освоение новых изделий, появление новых предприятий). Место расположения предприятия. Необходимые рабочие и специалисты (профессии, уровень квалификации). Характеристика возможности реализации инвестиционного проекта. Производственный план реализации проекта.[6] 2. Производственный план. Описание производственного процесса (технология, необходимое оборудование, производственные помещения). Расчет потребности и планирование создания основных фондов (приобретение земли или прав на нее, строительство зданий, сооружений и коммуникаций, покупка и монтаж оборудования). Обоснование режима работы оборудования. Расчет производственной мощности предприятия. Обоснование производственной программы по выпуску продукции (включая предполагаемые объемы по этапам реализации проекта). Система материально-технического обеспечения (поставщики, условия поставки и расчетов). Система управления производственными запасами. Расчет потребности в материалах, топливно-энергетических ресурсах, численности работающих. Расчет себестоимости продукции (сметы затрат и калькуляции по изделиям). 3. Организационный план (план реализации проекта). Обоснование организационной формы реализации инвестиционного проекта (на базе действующего предприятия, в рамках вновь создаваемого предприятия, выбор организационно-правовой формы нового предприятия, предполагаемый состав учредителей, доля участия, включая контрольный пакет, принципы распределения прибыли). Эмиссионная и дивидендная политика. Порядок выпуска ценных бумаг (какие, сколько, порядок распространения, затраты на эмиссию). Размер дивидендов. Обоснование форм и условий участия инвесторов-собственников в реализации инвестиционного проекта - права и обязанности, льготы, доля и порядок участия в распределении прибыли, ответственность за убытки, компенсации, дополнительные права и льготы инвесторов и др. Структура управления предприятием, руководящий состав, должностные инструкции, условия оплаты и стимулирования работников.[7] 4. Финансовый план (финансовый анализ инвестиций). «Финансовый анализ инвестиций» является наиболее унифицированным разделом бизнес-плана. Он регламентируется методикой ЮНИДО. Для его разработки применяют средства программного обеспечения, например Comfar и Prospin (UNIDO), Project Expert, ПК Аналитик (фирма ИНЭК) и др.[8] «Финансовый анализ инвестиций» включает ряд подразделов: 4.1. Обоснование ожидаемых поступлений и выплат. Обоснование единовременных затрат (стоимость земли или получения прав на нее, стоимость нематериальных активов (лицензий, патентов), строительно-монтажных работ, оборудования и его монтажа, прирост оборотных средств). Обоснование текущих затрат (материальных, трудовых, амортизационных отчислений и пр.). Расчет потребности в оборотных средствах для реализации проекта. Обоснование доходов по проекту (выручка от реализации, внереализационные доходы). Расчет прибыли от основной деятельности (от реализации). 5. Финансовое прогнозирование. Составление прогнозных балансов, планирование прибыли и потоков денежных средств. Прогнозирование и анализ показателей финансового состояния (характеристики вертикальной и горизонтальной структуры баланса, коэффициенты ликвидности).[9] 6. Приложения к бизнес-плану (исходные данные, документы, контракты и т.д.). В следующей главе курсовой работы остановимся наиболее подробно на примере составления бизнес-плана для конкретного предприятия ООО «Сказка».
2. Разработка бизнес-плана организации ресторана «Сказка»
Резюме
Инициатором проекта является Общество с ограниченной ответственностью «Сказка» (именуемое ниже как ООО «Сказка»). ООО «Сказка» приглашает для участия в реализации проекта отечественных и иностранных инвесторов и кредиторов. Цели бизнес-плана: 1) обосновать прибыльность и рентабельность инвестиционного проекта организации ресторана; 2) доказать возможность возвратности кредитных средств на заданных условиях и в фиксированные сроки кредитования. Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в сфере общественного питания для людей со средним достатком (средний чек 10-20$). Оценка приоритетности: Питание, как процесс употребления пищи, удовлетворяет самую насущную потребность человека, выступает необходимым условием существования людей, их общественной и трудовой деятельности. Общественное питание, в своих коллективно организованных формах, является важнейшим фактором и механизмом реализации социальной политики. Сегодня конкуренция на рынке общественного питания в России приобрела такую остроту, что уже недостаточно просто «быть», надо быть лучшим или, по крайней мере, «на уровне» в своем сегменте. Понятие «лучший» включает в себя множество составляющих, реализация и соблюдения которых для большинства предприятий общественного питания сопряжена с определенными трудностями. Настоящий ресторанный бум сегодня переживает столица России. Российский рынок общественного питания вот уже несколько лет подряд растет на 20-30% в год. По данным исследовательского агентства КОМКОН, три года назад регулярные походы в ресторан позволяли себе 47% москвичей. В среднем по стране этот показатель был почти вдвое ниже (26%). Но в прошлом году завсегдатаями ресторанов называли себя уже 38,8% россиян. Насыщения рынка пока не видно даже в далекой перспективе. Наши соотечественники тратят в точках общепита в разы меньше, чем европейцы или американцы. Да и тратиться россиянам, можно сказать, почти негде. На начало 2007 г. во всей России насчитывалось порядка 30 000 предприятий общественного питания. Для сравнения: в одном только Нью-Йорке их почти 20 000, в Лос-Анджелесе — 25 000. МИРОВОЙ ОБЩЕПИТ Количество ресторанов в мегаполисах в 2007 г. Нью-Йорк — 18939 Лондон — 9925 Прага — 9488 Париж — 8600 Москва — 4500 Развитие потребительского рынка в целом и рынка услуг общественного питания можно уверенно отнести к задачам социально значимым. Уровень комфортности жизни зависит, в том числе, от того, насколько просто, быстро и недорого человек может, находясь в городе покушать, купить продукты, получить другие услуги. Поэтому крайне важно сегодня создание доступного, простого и понятного правового поля, обеспечения бизнесменов информацией по различным направлениям бизнеса и права, создания в стране положительного инвестиционного, финансового, налогового климата. Пути реализации проекта: ООО «Сказка» планирует создание ресторана на базе современного оборудования ведущих фирм производителей. Для реализации проекта необходимы финансовые ресурсы в размере 15 млн. руб. Полученные деньги будут использованы для закупки технологического оборудования и транспорта, финансирования маркетинга, образования оборотного капитала. Достоинства реализации проекта ресторана несомненны: · Оснащенный современным, высокомеханизированным оборудованием ресторан по уровню производительности труда вполне сопоставим с крупными ресторанами высокого класса. · Технологическое оборудование допускает быструю смену ассортимента с учетом меняющегося спроса потребителей. · Широкий ассортимент, высокое качество выпечки, свежие, вкусные, теплые изделия. · Экономное потребление энергии и небольшой объем работ по ремонту и обслуживанию техники. · Значительная экономия производственных площадей. · Небольшая потребность в персонале. · Быстрая окупаемость проекта. Отчет о прибылях и убытках, отражающий операционную деятельность на протяжении жизни инвестиционного проекта, свидетельствует о том, что проект стабильно получает прибыль. Рентабельность инвестируемых средств в проект за два года реализации проекта составляет 65%. Риски по мнению экспертов – минимальны. В результате организации ресторана могут быть достигнуты следующие результаты: · потребители получат высококачественные услуги; · увеличивается число рабочих мест на 35 единиц; · прибыль от реализации продукции с учетом ставки дисконтирования 18% за три года составит 9 828 тыс. рублей. Настоящий бизнес-план представляется с целью получения финансовой поддержки в виде долгосрочного кредита от одного из банков.
Предприятие и его продукция
ООО «Сказка» – предприятие общественного питания – кафе-бар. Общество с ограниченной ответственностью «Сказка» (далее ООО «Сказка») является юридическим лицом, имеет круглую печать и штампы со своим наименованием (эмблемой), свой торговый знак, расчетный и иные счета в банках, другие реквизиты, необходимые для хозяйственной и иной деятельности; ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность. ООО «Сказка» обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта продукции, установления цен на товары и услуги, оплаты труда, распределения прибыли, то есть самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Целью деятельности ООО «Сказка» является удовлетворение спроса населения на услуги общественного питания и получение прибыли. Общество может осуществлять любые виды деятельности, не запрещенных федеральными законами Российской Федерации. Общество в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности и распоряжается своим имуществом и денежными средствами, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде и третейском суде. В своей деятельности Общество руководствуется федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание. Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов. Государство и его органы не отвечают по обязательствам Предприятия. Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности. В контексте данного исследования необходимо отметить, что ООО «Сказка» - небольшой бар-кафе, его можно отнести к малым предприятиям. Таким образом, ООО «Сказка» обязано в соответствии с Уставом: · выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РФ и заключенных им договоров, · заключать трудовые договоры, · полностью и в срок рассчитываться с работниками предприятия по заработной плате и социальным пособиям, · осуществлять все виды обязательного страхования, · своевременно предоставлять декларацию о доходах и бухгалтерскую отчетность, · уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Эти сведения представлены в балансе предприятия (приложение 1). Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путём сложения однородных по своему составу и экономическому содержанию статей баланса и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики. Аналитический баланс охватывает много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа (табл. 2.1). Проанализировав баланс-нетто ООО «Сказка», можно сделать вывод, что в структуре активов предприятия существенных изменений не произошло, хотя наблюдалось увеличение оборотных активов, в частности запасов (на 11% за 2005-2007 г.г.). Соответственно, уменьшился удельный вес иммобилизационных активов на 11 % за рассматриваемый период, который на конец периода составил 74 %. За исследуемый период времени общая стоимость имущества ООО «Сказка» увеличилась на 4246 тыс. руб. (на 20%). Данное увеличение произошло как за счет роста иммобилизационных активов (на 4% или 804 тыс. руб.), но в основном за счет увеличения оборотных активов, которые увеличились в 2,06 раза (с 3250 тыс. руб. на начало 2005 г. до 6692 тыс. руб. в конце 2007 г.). Общий рост оборотных активов произошел за счет увеличения запасов в 2,62 раза или на 3349 тыс. руб., которые на конец 2007 г. составили 5416 тыс. руб., роста дебиторской задолженности в 1,15 раза или на 150 тыс. руб. (на конец периода – 1146 тыс. руб.), не повлияло даже снижение на 30% (57 тыс. руб.) размера денежных средств предприятия (на конец периода 130 тыс. руб.). Вследствие этого произошли изменения и в структуре оборотных активов. Данные изменения можно охарактеризовать как неблагоприятную тенденцию, т.к. произошло уменьшение наиболее ликвидных средств предприятия. Пассивная часть баланса ООО «Сказка» характеризуется преобладанием заемного капитала (≈87%) в сумме всех источников предприятия.
Таблица 2.1 - Баланс-нетто ООО «Сказка»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|