Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Авангардистские течения XX века

Авангард – часть модернистского эксперимента. Модернизм неоднороден; по Ницше в это понятие входят такие категории, как смерть Бога, «долой старые ценности и мораль» и новая антропология.

 

Авангардом связан с понятием гошизма («левизм», левый крайний фланг модернизма) – эпатаж, нигилистическое отношение к традиции и, как следствие, ее отрицание. Очень ярко этот пафос заметен в футуризме.

 

Идеологи авангарда:

Tommaso Mаrinetti («Первый манифест футуризма», 1909): призывает «крушить старые города», «сжечь Парфенон», и др. По его мнению, история – это «свалка всякой старой рухляди».

Сальвадор Дали («Поэзия стандарта», 1928): требует «вышвырнуть старое искусство на чердак, как старую обувь» и «похоронить традицию как труп родителя».

 

Отсюда тема экстремизма и бескомпромиссной оппозиции старости и молодости.

 

Еще одна характеристика крайних проявлений авангарда – «ячество» – наивысшая форма субъективизма; в искусстве это выражается в принципе «я так вижу», доведенного до крайности. Из подобной концентрации на личном видении вырастает проблема рецептивной эстетики (вместо диалога монолог или полилог, при котором собеседники друг друга не слышат).

 

В подходах к авангарду превалирует дух описательности, вместо представления авангарда как способа мировиденческих и стилистических систем.

Описание реальности замещается принципом концептуальности. Концепт – это такой специфический комплекс мифологем, архетипов, идиологем, сгустков смыслов. Концептуализация происходит через логику мифа. Вся авангардистская вселенная представлена как концепт, выраженный в манифестах.

Жанр авангардистского манифеста – самостоятельный творческий акт: художник становится собственным комментатором, дает инструкцию, как понимать его произведение - принцип автокомментирования, авторецензии. Этот принцип включен в само произведение. Не зная концепта, само творчество невозможно понять.

 

Конструктивный принцип – концепт – основной объект презентации. Художник стремится показать, как он видит мир; это жанр автопортрета.

 

Таким образом, авангард одновременно и разрушение старого искусства, и создание нового: разнообразие «-измов», которые сосуществуют в одном временном пласте (1910 – 1920 гг.).

 

Общие характеристики авангарда:

- догматизм творчества

- анархизм и бесчисленное дробление

- война стилей – дух и стиль эпохи. Исчезает представление об абсолюте, происходит дробление истины абсолютной на истины относительные, так называемые «кочки –измов», по опрделению У. Джеймса.

 

Каждая их школ отстаивает свой концепт (драки между дадаистами и сюрреалистами; манифест Бретона за чистоту стиля; вражда между старшими – Бретоном – и младшими – «Большая игра» - сюрреалистами).

 

В этом догматизме, в этом стремлении блюсти чистоту рядов слышится тоска по утраченному абсолюту. Навыка терпимости к плюрализму голосов, к чужому мнению еще нет. Отстаивание своего концепта – стремление к абсолюту. Господствует авторский произвол.

 

Религия человекобожия: мир художника – это его вселенная, которую он творит своим гением и где он безгранично царит.

 

Авангардистское искусство – искусство, построенное целиком на парадоксе: макростиль эпохи – разноголосие; отражение новой плюралистической реальности – тоска по абсолюту; разрушение старого – творение нового, и т.д.

 

 

Авангардистский концепт

не равен концепту интеллектуальному, сконструированному логически.

 

О. Мандельштам: «Любое слово является пучком, из которого смыслы, как иголки, торчат в разные стороны, а не направлены внутрь к одной точке».

 

Эзра Паунд: ему принадлежит образ вортекста – сгустка смыслов, вихря, воронки, водоворота. Потенциально «все во всем».

 

Бретон (сюрреализм): сюрреалистический образ – это «сгусток энергии бытия», из которого «не может возникнуть штамп», поскольку он включает бесконечное количество смыслов.

 

Маринетти (футуризм): образ – это сталкивание неизмеримо далеких смыслов («женщина – торпеда», и др.)

 

Таким образом, мы видим, что весь авангард построен на сталкивании взаимоисключающих и в то же время взаимодополняющих понятий:

  1. Интуитивизм и Рационализм
  2. Материализм и Спиритуализм (все странное, мистическое, непознанное имеет материальную природу – все это Я, заключенное в бессознательном).

НО: в отличие от позитивистов, авангардисты считали, что познавать это мистическое Я не нужно, так как именно из этого хаоса рождается концепт и творчество – способ встречи с самим собой.

  1. Беспредметность и Вещественность. Вещь имеет огромное значение, но за ней не скрывается смысл + нефигуративность (например, «Черный квадрат»)
  2. Утопизм и Ретроспекция. Утопизм – восхищение, видение мира техники, мира будущего, «никелированного и блестящего». Ретроспекция – возвращение к истокам, к примитиву (дадаизм), воспевание первозданности.
  3. Урбанизма и Фольклоризм
  4. Крайний субъективизм («ячество») и поэтизация стандарта (Дали, «Поэзия стандарта»). Настоящее искусство – это британские курительные трубки, эмалированные унитазы и т.д. Техники, конструкторы – настоящие поэты эпохи.

 

Авангардная культура мифологенна (примиряет противоположности в поисках первоначала); акт творения – это и разрушение, и создание нового. Смыслы сдвинуты с привычных позиций, происходит перестановка значение – пермутации: из рассыпанных смыслов по принципу калейдоскопа возникает новое качество.

 

Сюрреалистические выходки (хэппенинги, жесты) – тоже акт разбивания смыслов старых и создание новых. То есть само поведение авангардиста – поведение семиотичное.

 

Главный миф авангарда – эсхатологический: мир приходит к своему концу. Отсюда образ распыления, демонтирования мира. С этим связан сюрреалистический бунт.

 

Авангардистское творчество параллельно философским идеям (эмпириокритицизм) и техническим открытиям эпохи: исчезновение материи (делимость атома), теория первовзрыва.

 

Авангардисты также стремятся к новому именованию:

Маринетти («Как создать новый мир»):

- уничтожить синтаксис

- существительные ставить как попало

- прилагательные нужно отменить («голое существительное предстанет во всей красе»)

- наречие тоже нужно отменить

- пунктуация не нужна

- у каждого существительного должен быть свой двойник (второе существительное, связанное с первым по аналогии), и.т.д.

«Не бойтесь уродства в литературе!.. Плюнем на алтарь искусства! Шагнем в дали интуитивного восприятия!»

 

Новый авангардистский образ – «встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе» (граф Латреамон). Принцип встречи – один из ведущих в сюрреализме.

 

Из бунта и тотального разрушения возникают мотивы смерти (Аполлинер, «Убитый поэт», «Гниющий чародей»).

 

Созидание и создание нового мира близко детской игре, отсюда увлечение примитивизмом (дадизм). Как следствие, появляется образ дикаря, негра. Европа заслушивается блюзом, джазом. Одновременно возникает и звериное начало (например, в музыке, «Зоопарк» Сен-Санса).

 

НО: рядом с примитивизмом существует урбанизм, технологичность: машина – это усовершенствованный человек, а человек – неудачная копия машины.

 

Модернистское словотворчество:

- сближение неожиданных слов по принципу ассоциативности

- нумерологические коды

- сакрализация морфем

- эхолалия (поиск первослова)


Дадаизм

Дадаизм – непосредственный предшественник сюрреализма.

В 1916 г. В Цюрихском кабаре собирается группа анархически настроенных поэтов-эмигрантов, молодых людей разных национальностей, объединенных ненавистью к войне. Они чувствуют интеллектуальный голод, но старое искусство их не устраивает. Они провозглашают рождение искусства нового: возникает дадаизм - течение, созданное группой литераторов, видевших в событиях первой мировой войны свидетельство крушения и распада всей человеческой культуры. По их мнению, мораль и искусство общества достойны презрения, поскольку мир есть вопиющее лицемерие, и если уж творить, то только на почве абсолютного отрицания. «Дада» - от французского dada - детский лепет без смысла. Манифест дадаизма – «Манифест господина Антиперина» (Т. Тзара). Дадаизм - бунт против общественной бессмыслицы при помощи бессмыслицы, они декларировали абсурд и атмосферу скандала, дезертирство, выражая протест против первой мировой войны. Эстетической формой их протеста стало искусство алогичное и иррациональное, нередко бессмысленные наборы слов и звуков, составленные методом коллажа.

«Дада... Эти два слога достигли цели, достигли «звонкого бессмыслия», абсолютной незначимости», - писал Андре Жид в статье «Да-да».

Вождь дадаистского движения швейцарский поэт, румын Тристан Тзара (1896-1964), автор книг «Семь манифестов дада» (1924), «Приблизительный человек» (1931), в одном из своих манифестов заявляет: «Я ненавижу здравый смысл».

Представители: Hugo Ball, R. Hülsenbeck, Hans Arb, Марсель Янко.

Доходя до крайнего формализма, дадаисты создавали стихи из бессмысленных сочетаний и обрывков фраз:

a e ou o youyouyou i e ou o

youyouyou

drrrdrrrdrrrgrrrgrrrr

Некоторые дадаисты с удовольствием отказались бы от человеческого языка, если бы можно было бы без него обойтись. С неохотой они прибегали к обычным словам. Дадаистские манифесты заполнены причудливыми рисунками-линиями, колонками цифр, разными шрифтами. В одном из манифестов Тзара повторяет 154 раза на странице слово hurle (завывание, вопль) или заявляет, что 2=3.

«Болезнь темнота расцвечивается спичками в наших организмах

Леденить

Касайся меня

Лишь меня одного

Спираль поднимается по краю белой страны

Маленькая деревушка в Сибири».

Однако дадаизм не был воплощением бессмыслицы, они полагали, что должны каждое опошленное слово заставить заискриться, зазвучать по-новому. В самой идее обновления литературного языка была заключена здравая мысль.

Дадаисты хотели быть непохожи на других, но в глубине души чувствовали себя плотью от плоти родившего их общества:

«Приглядитесь ко мне:

Я шутник, идиот, я из тех, кто чадит.

Приглядитесь ко мне!

Я уродлив и мал и лицо мое

невыразительно.

Я такой, как вы все».

(Тзара)

После войны часть дадаистов переехала в Германию, некоторые - во Францию. Дадаистов вскоре стали поддерживать молодой Арагон, Поль Элюар, Аполлинер. Таким образом, дадаизм явился непосредственным предшественником сюрреализма, который складывается в начале 20-х гг. во Франции, многие дадаисты оказались в русле нового течения - сюрреализма, когда по окончании войны дадаистское движение сошло на нет.


Сюрреализм

Начало сюрреализму (от фр. surre´alite´ - cверхреальность) было положено изданием книги «Магнитные поля» (1919) Андре Бретона и Филиппа Супо. Вместо изображения объективной реальность целью искусства Бретон провозгласил сверхчувственную надреальность и мир подсознательного, а в качестве главного способа творения - «автоматическое письмо», метод бесконтрольной выразительности и совмещение несовместимого. Само же название «сюрреализм» впервые встречается в драме Аполлинера «Груди Тиресия» (1917).

Философской основой сюрреализма служит интуитивизм, разработанный французским идеалистом А. Бергсоном. Этот философ утверждал, что разум бессилен познать действительность, и на его место выдвигал интуицию - «непосредственное» восприятие без участия сознания. В 1924 году бывший дадаист, врач-психиатр А. Бретон, способствовавший выработке философской и эстетической программы сюрреализма, опубликовал «Первый манифест сюрреализма» (1929 – «Второй манифест сюрреализма, 1930 – «Третий манифест сюрреализма»). Все хорошо, что будит в человеке определенные ассоциации, заявляет Бретон. Самое интересное для Бретона в человеке - изучение подсознательного мира смутных инстинктов, неопределенных порывов, спящих ассоциаций - всего, что отходит от нормы и приближается к патологии. Разум должен отойти в сторону, дать дорогу потоку подсознания, он будет не осмысливать, а бездумно впитывать в себя хаос жизненных впечатлений. Их-то и нужно переносить в искусство - свежими, нестертыми, первозданными.

Бретон писал: «Сюрреализм - чистый психологический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим любым способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».

Также сюрреалисты опирались на учение Фрейда о господстве подсознательного в психике человека, обращая внимание на грезы как важную сторону психической активности. Сюрреализм стремился раскрепостить сущность человека, подавленного цивилизацией, и осуществить коммуникацию, воздействуя на подсознательные импульсы.

Сюрреалисты обращаются к надреальности, в тайники человеческой души, в мир темных глухих инстинктов, болезненных снов, горячечного бреда. Период увлечения дадаизмом и сюрреализмом прошли Элюар и Арагон.

Один из ярких представителей сюрреализма в живописи - Сальвадор Дали. Слагаемые сюрреалистического образа - это деформация, сочетание несочетаемого, свободная ассоциативность. Для поэтики сюрреализма характерно разъятие предмета на составные части и «перекомпоновка» их, условное космическое пространство, безвременье и статика коллажа. Все это нетрудно увидеть на картинах С. Дали, в поэзии Ф. Супо, Ж. Кокто.

Вот стихотворение «Из сказки» чешского поэта Витезслава Незвала, создающее ирреальное впечатление на основе обычных реалий, прихотливо соединенных вопреки логике и смыслу, но по закону фантазии:

«Кто-то на старом рояле

Фальшью терзает слух.

А я в стеклянном замке

Бью огнекрылых мух.

Алебастровая ручка

Не обнимала.

Стареет принцесса,

Старухой стала...

Глухо тоскует рояль:

Жаль ее, жаль...

А сердце мое сонно поет:

Было - нету,

Было - нету,

Бим -

Бам».

История школы сюрреализма оказалась недолговечной. Французская школа, как и чешская, польская, а еще ранее испанская и многие другие, возникшие в разных странах Европы, ощутила свою несостоятельность перед угрозой фашизма и надвигающейся второй мировой войны и самораспустилась. Однако сюрреализм оказал влияние на искусство ХХ века: поэзию Элюара, Арагона, Незвала, Лорки, на живопись, декоративно-прикладное искусство, кинематограф, на все окружающее человека пространство.

Большое влияние на все развитие французской поэзии ХХ века оказал яркий представитель сюрреализма Гийом Аполлинер (А. Костровицкий, 1880-1918), поэт, впервые употребивший слово «сюрреализм» в предисловии к своей драме «Груди Тиресия», где автор просил прощения за придуманный им неологизм.

Незаконный сын русской подданной, польской эмигрантки, родился в Риме, вырос в Монако, долго жил во Франции, не имея гражданских прав. Он ошеломил Францию своими стихами и своим анархизмом, он стал великим французским поэтом. Общественная проблематика в поэзии Аполлинера воплотилась в стихах и в новом лиризме: проклятые вопросы века с его войнами и революциями вошли в нее органично и отозвались пронзительными строками и образами, неповторимо запечатлевшими мироощущение века:

«Прощай же! Прощай!

Солнце с перерезанным горлом»

 

Или:

 

«Канат, сплетенный из криков.

Звон колоколов над Европой.

Повешенные века»

Аполлинер мечтал о создании нового искусства, которое соединило бы в себе достижения прошлого с полетом в будущее, которое омолодило бы поэзию.

Аполлинер пошел по пути модернизма, стремился к многозначности, формализму и абстракциям. Первые публикации появились в 1901 году. После 1912 года поэт понемногу освобождается от модернизма и создает сборник «Алкоголи» (1913), который содержит стихотворения «Зона», «Вандемьер».

«И ты пьешь, и тебя алкоголь опьяняет что схож

С твоей жизнью: ее ты, как спирт опьяняющий пьешь.

Сохрани меня, память грядущих людей!

Век, в который я жил, был концом королей.

Миры, на которые все мы похожи,

Я вас выпил, и жажду не смог утолить.

Но с тех пор я узнал вкус и запах вселенной.

Я пьян, потому что вселенную выпил

На набережной, где я бродил и смотрел

На бегущие волны и спящие барки.

Слушай голос мой, слушай! Я глотка Парижа.

Завтра буду опять я вселенную пить.

Мою песнь опьяненья вселенского слушай!»

(«Вандемьер»)

Жизнь нищих кварталов, жизнь Зоны, находившейся невдалеке от Монпарнаса, где в дешевом доме, прозванном «Улей», нашли пристанище Шагал, Леже, многие эмигранты из Белоруссии и России, куда приходили Модильяни, Сандрар и сам Аполлинер, передана в конкретных образах:

«Ты от старого мира устал наконец.

Тебе надоела античность, ты жил среди римлян и греков

Ты в Париже. Совсем одинок ты в толпе и бредешь

сам не зная куда.

Ты в краю, где лимонные рощи в цвету круглый год.

На дворе постоялом живешь ты близ Праги.

На толпу эмигрантов глядишь ты с тоской. Эти

Бедные люди…»

(«Зона»)

«Зона» – это поэма поколения, это исповедь поэта, сделавшего одним из первых свое открытие трагического века революций, предвосхитившего многие последующие образы и метафоры.

 

Во время первой мировой войны розовые иллюзии быстро сменились у поэта ненавистью к бойне:

«Мне кажется, будто попал я на пир, озаренный огнями, -

Земля пирует сегодня, земля голодна,

Она открывает поблекшие длинные рты.

И вот каннибальский пир Валтасара в разгаре.

Кто бы подумал, что людоедство может дойти до такого предела,

И нужно так много огня, чтоб изжарить людские тела!»

(«Чудо войны»)

Стих Аполлинера музыкален, однако, в отличие от стиха Верлена, он сочетается с доверительностью беседы и разговорностью. Он воспроизводит язык репортажа и газетной статьи, повседневность и быт века.

Символичны для века фантастические образы его стихов: «стадо парижских мостов с пастушкой-башней Эйфеля», «афиши и рекламы, как попугаи, кричащие упрямо», ночь, уходящая «подобно красивой метиске», «часов удар три раза прорыдал», «век наш весь в черном, он носит цилиндр высокий».

С конца 1912 года Аполлинер отказался от знаков препинания, по его словам «знаки препинания бесполезны, ибо подлинная пунктуация – это ритм и паузы стиха». В первом сборнике Аполлинера, выпущенном в 1967 году в СССР, пунктуация восстановлена, что противоречит природе стиха Аполлинера и не может не искажать оригинал. В 1985 году в издательстве «Книга» вышел сборник стихов Аполлинера, где большая часть стихов идет без пунктуации.

Сюрреалисты провозгласили Аполлинера своим духовным вождем: ненависть к натурализму, проповедь асоциальности, мысли о том, что искусство должно выхватывать лишь самое неожиданное, впечатляющее, потрясающее нервы читателя.

Эстетическая программа сюрреалистов в первом манифесте сводилась к следующему: ничего нет на свете более противоречивого, чем мечта и действительность. Первое прекрасно, второе отвратительно. Они бесконечно далеко друг от друга. Но, оказывается, соединить их (чтоб уловить суть вещей) все же можно - в некоей абсолютной реальности, сюрреальности (надреальности - термин Аполлинера), как бы приподнятой над землей. Для этого нужно только отрешиться о привычки ползать по земле и воспарить на крыльях чудесного. Идеальное состояние - rêve «греза», Нужно избавиться от контроля разума и сознания, которые только мешают этому парению, и отдаться ему всецело, безраздельно, автоматически. Так возникает термин «автоматическое письмо». Пусть пером писателя водят силы подсознания. Сюрреализм - «это чистый психический автоматизм, при помощи которого предлагается выражать... реальную работу мысли,.. при отсутствии всякого контроля разума, всяких эстетических или моральных соображений».

У сюрреалистов получалось, что чем бессвязнее и алогичнее всплывающее из тьмы подсознания образы, тем лучше. Чем субъективнее - тем лучше. По существу, чем дальше от жизни - тем лучше. Натуралисты только «фотографировали» реальные предметы, а сюрреалисты с величайшей точностью копировали ирреальные. Сюрреалисты увлекались спиритизмом, гипнозом, галлюцинациями и переносили свои ощущения на бумагу.

Бретон утверждал, что сюрреализм возник в глубокой древности, причисляя к нему Свифта (сюрреалист в злости), Шатобриана (сюрреалист в экзотике), Бодлера (в морали), Рембо, Новалиса, Сен-Жюста.

К концу 30-х гг. это движение выродилось, Арагон отходит в революционный лагерь, Элюар, Тцара переживают время поисков.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Архитектура (Филиппо Брунелески)


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных