Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Какую роль играет историческое сознание в жизни народа?




Массовое историческое сознание является структурой нормативно-ценностного пространства, задающего определен­ный способ существования общества, индивидуальное исто­рическое сознание — составляющей духовной интенции жиз­недеятельности человека. Историческое сознание, определяя пространственно-временную ориентацию общества, содей­ствует его самопознанию. Общество в целом заинтересовано в формировании непротиворечивого взгляда на свое про­шлое и связь его с настоящим и будущим. Целостное исто­рическое сознание выступает в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняя функцию интеграции, консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания общности своей историчес­кой судьбы. Эта функция исторического сознания предо­пределяет его связь с господствующей в данном обществе идеологией. Нормативное историческое знание, отражающее «общепринятую», или официальную точку зрения на про­шлое, санкционируется, как правило, государственной про­пагандой, и выступает поэтому составной частью господ­ствующей в данном обществе идеологии. В сфере нормативного исторического знания формируются представ­ления об оптимальных, с точки зрения господствующей иде­ологии, формах разрешения социальных противоречий, нор­мах поведения. Каждая эпоха стремится найти в прошлом своих героев, чьи деяния соответствуют ее духу и ценнос­тям. Например, героизированное историческое сознание со­ветской эпохи освящало революцию как высшую форму ис­торического прогресса, рассматривало «насилие как повивальную бабку истории». Историческими героями эпо­хи социализма стали великие бунтари и пламенные револю­ционеры. В настоящее время в историческом сознании все более актуализируется интерес к созидающим деяниям про­шлого, к людям, чья деятельность была направлена на укрепление государства Российского и была пронизана па­фосом созидания, а не разрушения.

Роль исторического сознания как одного из регулятивов социального поведения особенно возрастает в переломные моменты общественного развития. Оказавшиеся в кризис­ной ситуации люди обращаются к своему прошлому, стре­мясь постичь смысл происходящих событий. Сложившиеся формы исторического сознания испытывают в такие эпохи мощное давление извне, поскольку идеологии инноваций усматривают в сложившихся представлениях о прошлом, его связи с настоящим духовную основу консерватизма, препятствующего преобразованиям. Кризис официальной иде­ологии и связанной с ней системы нормативного историческо­го знания сопровождается мучительной ломкой исторического сознания, попадающего в ситуацию когнитивного раскола. Сторонники преобразований стремятся разрушить сложив­шиеся стереотипы массового исторического сознания, кон­серваторы — сосредоточить свои усилия на защите сложив­шихся взглядов. В такие времена массовое историческое сознание не утруждает себя поиском истины. В нем домини­руют страсти и аффекты, ригоризм и популизм. Ситуация раскола типична как для массового, так и для элитарного исторического сознания в России. Так, в середине XIX в., когда в самосознании российского общества пробудился ог­ромный интерес к прошлому, возникла ситуация раскола, отразившаяся в духовном противоборстве западников и сла­вянофилов. Первые, в стремлении осмыслить логику исто­рического процесса в России, обращались к опыту Европы. Обнаруженные несоответствия между исторической эволю­цией России и европейских стран рождали негативное отно­шение к отечественной истории. Это нашло крайнее выра­жение в пессимистическом суждении П. Я. Чаадаева: «Опыт времен для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно. Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет». Славянофилы, в отличие от западников, высоко цени­ли своеобразие российской истории, самобытность истори­ческого пути России. Другая ситуация раскола возникла пос­ле революции 1917 г. Идеология большевиков формировала негативное отношение к дореволюционным историческим эпохам, разрывала или упрощала связь между прошлым и настоящим. Абсолютизация классового подхода привела к забвению той части прошлого, которая не вписывалась в марксистские догмы или считалась исторически несуществен­ной. Так возникла проблема «белых пятен» в истории на­шего Отечества, породившая недоверие массового истори­ческого сознания к официальной истории, ее выводам.

Сложные, противоречивые процессы характеризуют раз­витие исторического сознания в наше время: научно взве­шенные подходы соседствуют с историческим дилетантиз­мом, эмоциональной экспрессивностью и нигилизмом. В расколотом историческом сознании угадываются контуры «расколотого» общества в России. В таких условиях особая роль отводится исторической науке, которая должна пре­одолеть раскол массового исторического сознания, его все более усиливающийся мифологизированный характер.

Литература

1. Барг М. А. Эпоха и идеи. Становление историзма. М., 1987.

2. Гулыга А. В. Искусство истории. М., 1980.

3. Ионов И. Кризис исторического сознания в России и пути его преодоления // Общественные науки и современность. 1994, № 6.

4. Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод //

Философские проблемы исторической науки. М., 1969.

5. Кора П., Афанасьев Ю. Память, история // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных