Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рус. эстетика 19 века. «Золотой» век русской культуры (Стасов).




1)Вторую половину 19 века по праву называют "золотым веком" в развитии русской культуры. Московская культурная жизнь этого периода целиком оправдывает эту характеристику. В Москве работало немало выдающихся учёных - Вернадский, Жуковский, Ключевский, Сеченов, Соловьёв и многие другие. Их имена увековечены в названиях московских улиц. В 1872 году в Москве была открыта первая всероссийская политехническая выставка, в дальнейшем на основе её экспонатов был создан политехнический музей. Появилось и объединение творческих работников Москвы, оказывавшее заметное влияние на её культурную жизнь - артистический кружок, созданный по инициативе Островского, Одоевского и т.д. В кружке проводились лекции и музыкальные вечера, обсуждались новые пьесы и ставились спектакли.

2)В Москве зазвучало имя Чайковского и других выдающихся композиторов. Зна-менитый пианист и дирижёр Рубинштейн стал одним из основателей Московской консерватории. Большую роль в развитии музыки в Москве во второй половине 19 ве-ка сыграл меценат Мамонтов. Это он провёл железную дорогу на север в Архангельск и Мурманск и на Юг к донецким угольным копям. Он же выдвинул Шаляпина, создал в своём театре огромный успех операм Римского-Корсакова. Огромный успех достигла в то время живопись и литература. Левитан, Перов, Репин и Суриков - без этого созвездия великих имён, без их творений, созданных в Москве, невозможно представить себе отечественную культуру.

Выдающуюся роль в становлении и развитии рус. научного музыкознания в 50-60-х гг. 19 в. сыграли труды Серова. В своих работах он исследовал стилистические особенности опер Глинки и Даргомыжского, поднял многие теоретические вопросы оперного искусства, охарактеризовал особенности русской оперной школы. С широких исторических и теоретических позиций исследованы Серовым партитуры "Дон Жуана" и др. опер Моцарта. Вместе с тем увлечение вагнеровской идеей синтеза искусств в муз. драме привело Серова к односторонности в трактовке проблем оперной драматургии. Для последующего исследования опер Глинки и Даргомыжского, а также произведений Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, большое значение имели многочисленные работы Стасова, отличающиеся вниманием к содержанию искусства и его идейной направленности. Последователь эстетики революц. демократов, Стасов посвятил себя борьбе за самостоятельный путь развития музыкального искусства

3)Выдающиеся писатели Горький, Островский, Чехов, Лев Толстой в своих про-изведениях описывали картины московского быта. Островский не раз давал своим пьесам подзаголовок "картины московской жизни". Театральную Москву тех лет невозможно представить без ярких талантов, игравших на сценах драматических театров - Молого, Русского драматического театра и созданного в 1898 году общедоступного Художественного театра. Среди них такиевыдающиеся актёры как Васильева, Ермолова и многие другие.

4)Послереформенное время резко оживило и общественно-политическую жизнь Москвы, втянуло в политику самые разные слои москвичей. Здесь действовал в 60-хгодах разночинский кружок Ишутина, в который входил Дмитрий Каракозов, покушавшийся на жизнь Александра II. В 70-х годах в Москве создавались народнические кружки, участники которых пытались развернуть пропаганду в рабочей среде, рабочих предполагалось использовать в качестве посредников между интеллигенцией и крестьянством. В 80-90-х годах 19 века ширилось рабочее движение.

24. Понимание Прекрасного в эстетике «серебряного» века (красочный символизм)

«Серебряный век» - явление поистине уникальное. Для него характерна атмосфера небывалого творческого оживления во всех сферах духовной и общественной жизни. Его время удостаивается сегодня самых различных, зачастую противоположных оценок. С одной стороны - «кризис», «хаос», «нарастание катастрофы». С другой - «эстетический всплеск», «культурное возрождение», «философский ренессанс». Драматизм и трагизм в социальной, экономической, политической жизни получал феерическое отражение в жизни эстетико-культурной. «Меж революцией и искусством, - писал непосредственный участник этих процессов А. Белый, - установима теснейшая связь.

Идеи символизма были впервые провозглашены в литературе французским поэтом Ш. Бодлером, считавшим, что изобразительные средства в живописи (краски, линии и т.п.) являются символами, в которых отражается мир души художника. Первыми теоретиками символизма были декаденты. (Примечание: в европейских странах это не два противоположных термина. В Европе термином «декадентство» пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. В России же, после первых русских декадентских сочинений, термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность, а в декадентстве – безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой.)

Вплоть до 1890-х гг. символизм в изобразительном искусстве оставался в полной зависимости от литературы, причём не только от литературы символизма. Основы эстетики символизма заложили А. Рембо, С. Малларме, П. Верлен, К. Гамсун, М. Метерлинк, Э. Верхарн, О. Уайльд, Г. Ибсен, Р. Рильке и др.

Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего, как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.

Символизм обращается к сфере духа. В основе символистской концепции лежит постулат о наличии за миром видимых вещей истинного, реального мира, который наш мир явлений лишь смутно отражает. Искусство рассматривается как средство духовного познания и преображения мира. Момент прозрения, возникающий во время творческого акта — вот то единственное, что может приподнять завесу над иллюзорным миром обыденных вещей.

(желтый и красный цвет — краски переднего плана, голубой и зеленый — краски пространства в европейской живописи, передающие перспективу глубины, золотой фон арабской и византийской мозаики — символ потустороннего, коричневый тон у Рембрандта — самый «нереальный» цвет, отсутствующий даже в радуге.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных