ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура государственного управления национальной экономикойОдним из важнейших условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде. Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (п. 5, ст. 13). В соответствии с Конституцией (п. 4, ст. 107) Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда. Действующая система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров Республики Беларусь, государственные организации и учреждения, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь. Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств, облисполкомы и Минский горисполком, а также райисполкомы, горисполкомы и местные администрации. Сложившаяся система государственного управления экономикой в Республике Беларусь еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления. Задачи обеспечения перехода к устойчивому развитию экономики требуют повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем. По мере продвижения Республики Беларусь к социально ориентированной рыночной экономике предполагается совершенствование структуры и функций органов государственной власти, осуществление дебюрократизации государственных услуг и повышение их качества, внедрение эффективных моделей работы с населением, применение информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственного аппарата. Одной из важнейших задач является формирование единой национальной информационной сети, объединяющей локальные сети государственных органов всех уровней и звеньев. Главным требованием, предъявляемым к работе кадров государственных органов является повышение ее эффективности, прозрачности, подотчетности гражданам. Необходимо проведение действенной кадровой политики, направленной на совершенствование института государственной службы, подготовку управленческого корпуса к решению принципиально новых задач и освоению новых форм и методов управления, привлечение в сферу управления высококвалифицированных руководителей из кадрового резерва, а также совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, определение морально-этических стандартов их поведения. Особое внимание в Беларуси уделяется совершенствованию системы местного управления и самоуправления, в том числе оптимизации полномочий местных исполнительных и распорядительных органов на основе усиления роли органов базового и первичного уровней, совершенствованию управления государственной собственностью, поиску новых организационных форм управления.
Система планирования и прогнозирования национальной экономики Распад СССР привел к ликвидации централизованного планирования -одного из главных методов государственного регулирования в административно-командной системе управления. С переходом к рыночным отношениям потребовались радикальные изменения форм и методов хозяйствования. С целью преодоления негативных тенденций в стране были разработаны Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы. Осуществление этих и других принятых правительством мер позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достигнуть положительной динамики макроэкономических процессов, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период. Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции: - информационную (планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы); - стабилизационную (дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними); - согласительную (позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований). В 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает следующие виды прогнозов: · на долгосрочную перспективу, включая Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; · на среднесрочную перспективу, включая Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет; · на краткосрочную перспективу, включая годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|