Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура государственного управления национальной экономикой




Одним из важнейших условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.

Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (п. 5, ст. 13).

В соответствии с Конституцией (п. 4, ст. 107) Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.

Действующая система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров Республики Беларусь, государственные организации и учреждения, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств, облисполкомы и Минский горисполком, а также райисполкомы, горисполкомы и местные администрации.

Сложившаяся система государственного управления экономикой в Республике Беларусь еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных властных структур при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различными уровнями управления. Задачи обеспечения перехода к устойчивому развитию экономики требуют повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем.

По мере продвижения Республики Беларусь к социально ориентированной рыночной экономике предполагается совершенствование структуры и функций органов государственной власти, осуществление дебюрократизации государственных услуг и повышение их качества, внедрение эффективных моделей работы с населением, применение информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственного аппарата. Одной из важнейших задач является формирование единой национальной информационной сети, объединяющей локальные сети государственных органов всех уровней и звеньев.

Главным требованием, предъявляемым к работе кадров государственных органов является повышение ее эффективности, прозрачности, подотчетности гражданам. Необходимо проведение действенной кадровой политики, направленной на совершенствование института государственной службы, подготовку управленческого корпуса к решению принципиально новых задач и освоению новых форм и методов управления, привлечение в сферу управления высококвалифицированных руководителей из кадрового резерва, а также совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, определение морально-этических стандартов их поведения.

Особое внимание в Беларуси уделяется совершенствованию системы местного управления и самоуправления, в том числе оптимизации полномочий местных исполнительных и распорядительных органов на основе усиления роли органов базового и первичного уровней, совершенствованию управления государственной собственностью, поиску новых организационных форм управления.

 

Система планирования и прогнозирования национальной экономики

Распад СССР привел к ликвидации централизованного планирования -одного из главных методов государственного регулирования в административно-командной системе управления. С переходом к рыночным отношениям потребовались радикальные изменения форм и методов хозяйствования.

С целью преодоления негативных тенденций в стране были разработаны Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы. Осуществление этих и других принятых правительством мер позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достигнуть положительной динамики макроэкономических процессов, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения.

Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период.

Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции:

- информационную (планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы);

- стабилизационную (дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними);

- согласительную (позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований).

В 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает следующие виды прогнозов:

· на долгосрочную перспективу, включая Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

· на среднесрочную перспективу, включая Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

· на краткосрочную перспективу, включая годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных