ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
АНАЛИЗ (РАЗБОР) ТЕМЫ И ПРОВЕРКА 2 страницаЧто касается сюжета, то под этим понятием мы разумеем совокупность важнейших событий, изображаемых в данном произведении и изложенных в определенной последовательности. Если для фабулы существенны действенные взаимоотношения персонажей, борьба, которую они ведут между собой, то для сюжета существенны происходящие события, участниками которых являются выводимые лица. Сюжетным мы поэтому могли бы назвать такое произведение, в котором имеется налицо ряд событий независимо от того, являются ли эти события результатом сознательных усилий выводимых в произведении персонажей. Напротив, в фабульном произведении все происходящее предстает перед нами именно как результат того, что люди оказываются в положениях, вынуждающих их действовать в определенном направлении, что они ставят себе известные жизненные задачи и выполняют их, преодолевая ряд внутренних я внешних препятствий. Здесь не события совершаются с людьми, а сами люди, стремясь к определенным жизненным целям, совершают определенные действия. Очень часто под сюжетом понимают также просто краткое содержание или же некоторую Стр. 42 фактическую основу произведения. Именно в этом смысле употребляют понятие «сюжет», говоря: «сюжет данной пьесы заимствован оттуда-то» или: «сюжет «Мертвых душ» дал Гоголю Пушкин». Таким образом, сюжет «Ревизора» можно передать примерно так: «чиновники уездного городка, взяточники и плуты, узнав о предстоящем приезде ревизора, принимают за него мелкого проезжего чиновника, всячески ублажают его, а затем узнают, что попали впросак и что с настоящим ревизорам им еще придется иметь дело в дальнейшем». Следует иметь в виду, что иногда под сюжетом понимают не только совокупность основных событий, но и план, порядок их расположения в произведении. Так, например, Томашевский в своей «Теории литературы» определяет сюжет как «систему событий, расположенных в том порядке, какой им придал автор в своем произведения». Из всего сказанного ясно, что драматическим произведениям особенно присущ именно признак фабульности. Во всяком случае пьеса обычно бывает более насыщена фабульно, чем роман или повесть. 2. ПРОКЛАДКА ФАБУЛЬНЫХ ЛИНИЙ КАК РАСПОЛАГАЮТСЯ ФАБУЛЬНЫЕ ЛИНИИ При прокладке фабульных линий следует всячески заботиться о том, чтобы при наличии побочных линий основная фабульная линия четко выделялась на первый план, действительно проходила через всю пьесу (была «сквозной») и раскрывала основную тему. Побочные линии нужны в пьесе. Они делают ее содержание более полным, широким, разнообразным. Однако при этом они не должны загромождать, Стр. 43 срывать основную линию, выдвигаясь на первый план. Основная фабульная линия — это главное русло реки, побочные линии — это ее притоки. Если небольшие речки и ручейки, текущие неподалеку от большой реки, будут уходить в сторону, теряться в песках, то от этого река не станет полноводнее; если притоки реки будут столь же велики, как и сама река, то трудно будет определить, где основное русло. И где притоки. В пьесе русло основной фабульной линии должно быть проложено совершенно четко, чтобы пьеса производила впечатление целостного единства. Чтобы пояснить оказанное на примере, возьмем некогда очень распространенный у начинающих избитый фабульный трафарет на тему о борьбе кулачества и деревенского актива на почве организации колхоза. Активист-отпускник организует колхоз. Кулак начинает против него борьбу. Дочь кулака влюблена в активиста, он также любит ее, но девушка боится отца. Кулак подговаривает пьяницу покончить с красноармейцем, что тот и выполняет. На суде дочь выдает отца и уходит в колхоз. Как будто бы на первый взгляд здесь все обстоит благополучно: взята общественная тема (классовая борьба, строительство колхоза), пьеса «оживлена» побочной линией (любовная интрига), эта побочная линия тесно связана с главной и т. д. И все же пьеса никуда не годится. Посмотрим — почему. Не будем говорить о том, что эта тема устарела, что колхозное строительство выдвинуло уже ряд новых, более глубоких тем. Но и помимо этого, анализируя тему, мы увидим, что она взята поверхностно, узко, показана не как сложный общественный процесс, а как борьба двух людей, да еще вдобавок ведущаяся в значительной степени на личной почве. Стр. 44 Нередко в пьесе описанного типа автор, увлекшись линией любовной интриги, выдвигает ее на первый план, расписывает любовные сцены, колебания девушки, не решающейся уйти от отца, и т. д. Что же получается? Вся идейно-тематическая установка пьесы получается искаженной. Борьба между кулаком и красноармейцем из борьбы за колхоз превращается в борьбу из-за кулацкой дочки, тема из общественной уже окончательно превращается в узколичную, «любовную». Малозначительная побочная линия выдвигается на место главной, классовая борьба подменяется дешевой личной интригой, и вся пьеса приобретает привкус пошлости. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ Работая по прокладке фабульных линий, мы тем самым устанавливаем и определенные взаимоотношения персонажей. Фабульные линии — это и есть, по существу, линии взаимоотношений действующих лиц. Чем яснее автор представляет себе эти взаимоотношения всех персонажей пьесы, тем легче ему будет правильно расположить между собой фабульные линии. Некоторые авторы поэтому имеют обыкновение тщательно записывать для себя те взаимоотношения, которыми они намерены связать своих действующих лиц. Такого рода запись отношений очень помогает при построении пьесы. Совершенно понятно, что уяснить взаимоотношения персонажей, наметить линии их взаимоотношений можно только тогда, когда характеристики этих персонажей более или менее четко установлены. Таким образом, ясно, что, работа над прокладкой фабульных линий, над уяснением взаимоотношений и вообще работа над построением пьесы идет попутно с работой над характерами. Стр. 45 действующих лиц. Ас другой стороны, ясно. И то, что предварительная наметка образов, установление их отношений и прокладка хотя бы важнейших линий пьесы в общей форме ведутся, как мы уже говорили, еще во время составления основного замысла («зерна») пьесы. 3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО УЗЛА Под драматическим узлом мы понимаем совокупность обстоятельств, которые, с одной стороны, побуждают персонаж пьесы совершать ряд связных, движимых общей причиной действий, а с другой — затрудняют) достижение поставленной цели. В общих чертах обстоятельства, в которых возникает и развивается драматическая борьба, намечаются уже тогда, когда у нас рождается первоначальный замысел пьесы. Но когда наступает период работы над построением, необходимо очень тщательно еще раз продумать драматический узел и сделать все, что можно, для его закрепления. Драматический узел можно считать хорошо «завязанным» в том случае, когда обстоятельства, в которых находятся Стороны, ведущие действие, обещают возможность широко. И разнообразно развернуть драматическую борьбу. Эти обстоятельства должны быть именно такими, чтобы они одновременно и неуклонно толкали действующее лицо к действию и в то же время содержали ряд затруднений по пути к намеченной им цели. Мало того, чтобы в пьесе вообще велась борьба, нужно еще, чтобы эта борьба развертывалась разнообразно, широко и интересно. Если вы, например, желая написать пьесу из жизни революционного Стр. 46 подполья, поставите с одной стороны революционеров, а с другой — полицию и покажете ряд отдельных моментов борьбы между этими сторонами, это будет мало интересно. Но если у вас в партийный комитет пробрался провокатор, который так ловко ведет дело, что отводит все подозрения на одного из членов комитета, то из этого уже может возникнуть ряд сложных и острых драматических положений. 4. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ФАБУЛЫ И ИХ РАСПОЛОЖЕНИЕ Рассмотрим теперь те части, из которых обычно состоит фабула и сама пьеса. Фабула, как мы видели, излагает: 1) обстоятельства драматического узла, 2) начало борьбы, 3) ее развитие и 4) ее конец. В соответствии с этим в пьесе и ее фабуле надо различать: 1) экспозицию, 2) завязку, 3) развитие действия и 4) развязку. Экспозиция и есть изложение обстоятельств драматического узла, или, иначе говоря, изложение обстоятельств, в которых возникает драматическая борьба. Экспозиция, таким образом, служит для того, чтобы ввести зрителя в курс событий, которые ему предстоит увидеть. Завязка - это момент начала единого действия, тот момент, когда стрела единого действия срывается с тетивы и начинает двигаться в определенном направлении, когда по основной фабульной линии уже начаты действия или же принято неуклонное решение начать их. Например, в «Грозе» Островского завязка находится там, где Катерина говорит Варе, что любит «другого» (7-е явление I акта). В «Ревизоре» Гоголя завязка дана уже первыми словами городничего: «Я пригласил вас, господа»; и т. д. В «Гамлете» завязкой можно считать тот момент, когда Гамлет, узнав от тени отца о происшедшем убийстве, клянется мстить Клавдию. Стр. 47 Завязке иногда предшествует так называемый «момент первого на пряже ни я», то есть какое-либо событие, которое внешним образом, пока еще не началась борьба, возбуждает внимание зрителя (например, в «Ревизоре» приход Бобчинского и Добчин-ского, служащий в то же время и для закрепления завязки по линии Хлестакова; в «Гамлете» появление тени отца). Развитие действия. Развитие действия содержит в себе ряд отдельных, все более усложняющихся моментов борьбы, доходящих до некоторого «переломного момента», после чего действие начинает клониться к развязке. Так, в «Грозе» «переломным моментом» является признание Катерины в том, что она изменила мужу (6-е явление IV акта). В «Ревизоре» — внезапное сватовство Хлестакова к дочке городничего. (IV акт). В «Мятеже» Фурманова и Поливанова — сцена освобождения арестованных революционеров. От переломного момента следует отличать момент высшего напряжения сил в драматической борьбе (так называемый кульминационный пункт пьесы). Очень часто кульминация совпадает с переломом, а иногда приходится почти на самый конец пьесы. Развязка есть последний и конечный пункт борьбы, после которого действие пьесы приходит к концу, останавливается. (В «Грозе» — смерть Катерины; в «Ревизоре»— чтение письма Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора; в «Мятеже»— решение отряда отправиться на Фергану.) Последнее напряжение. Очень часто между переломным пунктом и развязкой содержится еще так называемый «момент последнего напряжения», то есть последнее колебание в судьбе действующий лиц, при котором положение их обычно бывает обратным по сравнению с тем, которое наступит в собственно развязке. При благополучной развязке герой в этот момент попадает в трудное положение, а при неблагополучной — вспыхивают последние надежды на спасение. Последнее напряжение помогает оттенить впечатление, получаемое от развязки. Моментом последнего напряжения в «Грозе» является последняя встреча Катерины с Борисом (V акт); в «Ревизоре» — мечты городничего и его жены о жизни в Петербурге. ОШИБКИ ПОСТРОЕНИЯ ФАБУЛЫ Строя фабулу пьесы, драматург может допустить ряд ошибок; укажем здесь наиболее важные и часто повторяемые из них. 1. Затянутая экспозиция. Неумелый драматург обычно тратит очень много времени на то, чтобы познакомить зрителя с обстоятельствами, при которых должно возникнуть действие, заставляя действующих лиц вести об этом длиннейшие рассказы. Хороший драматург двумя-тремя штрихами обрисовывает положение и тотчас же переходит к самой завязке. Очень хорошо, если нужные обстоятельства можно выяснить в самом ходе действия. Так, например, в «Ревизоре» Гоголя городничий, отдавая ряд распоряжений в связи с приездом ревизора, уже ведет борьбу (или во всяком случае готовится к ней) и в то же самое время дает возможность зрителю понять, что творится в городе. 2. Поздняя завязка. Завязка должна быть дана в начале пьесы. Затягивая экспозицию, драматург отдаляет завязку, и действие начинается иной раз с середины пьесы. Это очень плохо. Стр. 49 Пьесу нужно «начитать в начале я кончать в конце», во всякой случае завязка должна быть дана в четырехтактной пьесе не позднее конца Первого акта, в двух трехактной — не позднее середины первого акта, а в одноактной — в самом начале. 3. Отсутствие нарастания действия. Очень часто пьесы начинающих оказываются слабыми благодаря тому, что начавшаяся борьба не получает дальнейшего развития. В хорошей пьесе борьба должна принимать все более острые и решительные формы, напряженность действия должна подыматься все выше и выше. Если этого не будет сделано, если действие будет идти не по восходящим степеням, а по прямой линии или даже будет снижаться, — пьеса не удержит внимания зрителя, и он начнет скучать. 4. Раннее введение переломного пункта. Неопытный драматург вводит слишком рано переломный пункт пьесы. Это опасно, потому что после переломного пункта уже трудно удержать до развязки внимание зрителя 1. Поэтому в пятиактной пьесе лучше всего давать его в конце четвертого акта, а в трехактной— в конце второго или в начале третьего. 5. Случайная развязка. Это довольно частая и очень грубая ошибка. Развязка пьесы должна естественно вытекать из хода всей борьбы, быть ее следствием. Если герой драмы спасается от всех затруднений благодаря тому, что его противнику проломило голову вывеской, или благодаря тому, что на лотерейный билет пал выигрыш в десять тысяч, то это будет не развязка пьесы, а лишь некоторая случайность, изменяющая ход событий. 1 Этот недостаток имеется, например, в «Мятеже», где кульминационный пункт падает га середину пьесы, что отяжеляет финал.
По месту развязка должна, естественно, приходиться на самый конец пьесы, и после нее можно дать разве лишь несколько фраз, как бы подводящих итог пьесы или выражающих чувства и состояние кого-либо из действующих лиц, вызванные этой развязкой. 5. СОСТАВЛЕНИЕ СЦЕНАРИЯ, РАСПОЛОЖЕНИЕ ГЛАВНЫХ И ВТОРОСТЕПЕННЫХ СЦЕН СЦЕНАРИЙ И ВИДЫ ДРАМАТИЧЕСКИХ СЦЕН После того как намечены и расположены фабульные линии, закреплен драматический узел, уяснены части фабулы, можно приступить к составлению сценария. Сценарий представляет собой подробный план хода событий, изображаемых в пьесе, разбитых по актам, картинам или эпизодам. По сценарию мы видим, что происходит в каждом акте, картине, эпизоде и т. д. от начала до конца пьесы. Можно определить сценарий и иначе. Можно сказать, что он представляет собою подробный план расположения драматических сцен, входящих в пьесу. Он показывает, какие сцены входят в первый, второй и другие акты и как эти сцены следуют одна за другой. Таким образом, нам следует ознакомиться с тем, что такое «драматические сцены», каковы их виды и как их следует располагать. ДРАМАТИЧЕСКИЕ СЦЕНЫ Помимо актов, картин, эпизодов и тому подобных внешних делений, которые обычно помечаются в тексте самим драматургом (акт такой-то, картина такая-то), в пьесе можно обнаружить внутренние Стр. 51 ее Части, так называемые «драматические сцены». Драматическая сцена —это отдельное, более или.менее законченное звено, входящее в общую цепь действия пьесы. Можно различать: 1) главные, или основные, драматические сцены и 2) сцены второстепенные, или побочные. Главные драматические сцены — это сцены, представляющие собой основные моменты борьбы. Это как бы отдельные поединки. Каждая из таких сцен по построению.напоминает маленькую пьесу: в ней есть своя завязка, свое развитие и своя развязка. (Например, в «Грозе» — сцена признания Катерины; в «Ревизоре»— сцена посещения городничим Хлестакова во II акте; в «Гамлете» — сцена показа спектакля, организуемого Гамлетом — в III акте.) Второстепенным и сценами являются все остальные. По смыслу это могут быть сцены подготовительные (в том числе и экспозиция), сцены, изображающие какие-нибудь бытовые (или обрядовые) моменты (например свадьбу, октябрины и т. п.), моменты рассуждения, созерцательности или большого душевного потрясения героя. Во всех этих случаях действие как бы на короткое время замирает, чтобы затем начаться с новой силой. ПРАВИЛЬНОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАВНЫХ И ВТОРОСТЕПЕННЫХ СЦЕН При построении пьесы надо иметь в виду, что действие идет вверх не непрерывно, а как бы скачками, зигзагообразно. После каждого этапа борьбы следует некоторый перерыв, небольшое понижение. Таким образом в правильно построенной пьесе основные сцены (изображающие главные моменты борьбы) равномерно чередуются со сценами второстепенными, Стр. 52 побочными. Это дает возможность зрителю получать небольшие промежутки, чтобы не утомляться от непрерывного напряжения внимания» Самое важное, что в этом отношении должен иметь в виду начинающий, — это то, чтобы такое чередование действительно шло равномерно и чтобы промежутки в ходе действия не обращались в «провалы». Очень часто начинающий драматург занимает целые акты бытовыми сценами, отвлеченными разговорами или длиннейшими подготовительными сценами, в то время как действие ни на шаг не двигается вперед. РАССКАЗ О СОБЫТИЯХ У начинающих очень часто встречается еще одна ошибка, построения, которая заключается в том, что они заставляют действующих лиц рассказывать о событиях, вместо того чтобы показывать и х. (Поскольку сцены такого рассказывания носят служебный характер, мы здесь имеем дело с подменой главных сцен сценами второстепенными.) Вот, например, перед нами пьеса начинающего — т. П. — «На пороге». Содержание ее таково: кулак Самохвалов хочет женить сына на дочери крестьянина Стручкова — Лизе. Получив отказ, он поджигает двор Стручкова. Лиза вынуждена пойти на службу к Самохвалову, где над ней совершает насилие его сын. Жених Лизы — Степан, нашедший на месте пожара обрез Самохвалова, сообщает об этом прокурору, и того арестовывают, а Степан женится на Лизе. И вот из всех рассказанных здесь событий автор умудрился ни одного не показать на сцене: все они становятся известны из рассказов, а пьеса сплошь состоит из одних «провалов» действия: из разговоров, споров, рассказывания и т. д. Стр.53 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ СЦЕНЫ Из побочных сцен нужно особенное внимание уделить сценам «подготовительным». Подготовка имеет такое важное значение в драме, что на ней необходимо остановиться особо. Подготовка события или поступка. Подготовка может иметь различные цели. Важнее всего подготовка, имеющая целью сделать правдоподобным то или иное событие, тот или иной важный поступок действующего лица. Возьмем примеры. В «Грозе» Островского очень важным моментом является сцена в четвертом акте, в которой Катерина признается мужу, что в его отсутствие она гуляла с Борисом (переломный пункт пьесы). Любопытно проследить, с каким старанием Драматург ведет.подготовку этого поступка. Уже сам характер Катерины делает возможным с ее стороны подобный поступок. Помимо этого, Варвара в разговоре с Борисом (в начале акта) сообщает, что с Катериной творится «что-то неладное». Когда Катерина появляется с мужем, все уже полно грозных предчувствий. Мало того: на смятенную душу Катерины обрушиваются подряд один за другим пять ударов: 1) Кабаниха намекает сыну, что за Катериной наверно водятся грехи; 2) Кабанов неуклюже шутит по этому поводу: «Кайся, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна»; 3) в толпе неожиданно появляется Борис; 4) появляется сумасшедшая старуха с ее пророчествами и, наконец; 5) разражается гроза, которой Катерина так боится и 1в которой видит грозное указание «свыше». Только после этого решается драматург ввести сцену признания, которая выглядит теперь не только 'как естественная, но и как неизбежная. Еще пример. В «Ревизоре», как известно, большое значение имеет сцена, когда почтмейстер приносит Стр. 54 перехваченное им письмо Хлестакова к Тряпичкину, из которого выясняется, что Хлестаков не ревизор, а проезжий мелкий чиновничек, «елистратишка». Чтобы, подготовить эту сцену V акта, драматург еще в I акте вводит разговор городничего с почтмейстером, в котором первый просит второго «всякое письмо, поступающее в почтовую контору, немножко распечатать и прочитать», на что почтмейстер отвечает, что он и без того делает это «из любопытства». Далее, в 9-м явлении IV акта дана большая сцена, где Хлестаков пишет письмо и приказывает Осипу отправить его на почту. При этом упоминается адрес — «Почтамтская улица», который мог побудить почтмейстера отнестись к письму с особенным вниманием, так как легко было заподозрить, что в письме с подобным адресом содержится донос именно на него, на почтмейстера. Особенное внимание следует уделять подготовке сцены развязки. В сущности, вся пьеса должна являться этой подготовкой. Хороший драматург уже в самом начале пьесы закладывает ту мину, которая должна взорваться в ее конце. Подготовка отношения зрителя. Далее, подготовка может иметь целью возбудить внимание зрителя (например, подготовка выхода одного из главных действующих лиц) или известным образом расположить зрителя к действующему лицу, которому предстоит претерпеть то или иное изменение в судьбе. Без такой подготовки подобное изменение не сможет глубоко взволновать зрителя. 6. ПРОВЕРКА ПОСТРОЕНИЯ ПЬЕСЫ После того как воздвигнут остов пьесы, следует еще раз проверить сделанное, поставив себе ряд контрольных вопросов. Основные из этих вопросов сводятся к следующему: Стр.55 1. Достаточно ли верно и полно фабула отражает основную идею и тему пьесы? 2. Правильно ли расположены фабульные линии пьесы, не нарушено ли впечатление единства? 3. Не слабо ли стянут драматический узел, не следует ли еще его укрепить? 4. Четко ли начата и закончена пьеса, не разрушено ли при построении впечатление цельности? 5. Хорошо ли расположены части фабулы по отношению друг к другу, не разрослась ли какая-нибудь из этих частей за счет других, не нарушена ли благодаря этому стройность всего построения? 6. Достаточно ли в пьесе дано нарастание действия? 7. Правильно ли чередуются между собой главные и второстепенные сцены, нет ли «провалов» действия? 8. Достаточно ли крепка причинная связь между событиями, достаточно ли они оправданы, «мотивированы», не мало ли они подготовлены? 9. Нет ли в пьесах таких частей (актов, картин, сцен), таких фабульных линий или персонажей, которые могли бы без существенного ущерба быть выброшены из пьесы? Не нарушен ли при ее построении «режим экономии»? 10. Нельзя ли поменять местами отдельные части пьесы, акты, картины, сцены? Если это так, то пьеса, очевидно, построена плохо, некрепко. (Хорошо построенная пьеса должна напоминать живой организм, в котором нельзя по желанию переставлять с места на место отдельные члены.) Замечание. Здесь опять приходится заметить, что сказанное в этой главе о построении пьесы относится в полной мере к пьесам чисто фабульной формы. Ослабленно-фабульные формы допускают здесь ряд отступлений, о которых мы будем говорить ниже (см. гл. VII). Стр. 56 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ 1. СОЗДАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В этой главе мы хотим сообщить начинающему автору сведения о некоторых отдельных технических приемах драмы, которые имеют очень широкое распространение в драматургической 'практике и служат для усиления сценичности пьесы. Из числа этих приемов особенно существенное значение имеет прием создания так называемой «сценической напряженности». Остановимся на этом приеме подробно, рассмотрев сначала так называемую внутреннюю, а затем и внешнюю сценическую напряженность. Внутренняя сценическая напряженность основывается на том, что драматург, расположив известным образом зрителя к действующим лицам, вызвав к ним его любовь или ненависть, ставит этих действующих лиц в острые положения, заставляющие зрителя с напряженным вниманием следить за исходом пьесы так, как будто бы от этого исхода существенно зависела судьба самого зрителя. Создание беспокойства. Наиболее простой способ создания внутренней сценической напряженности заключается в том, что драматург ставит симпатичное зрителю действующее лицо Стр. 57 в опасное положение, а затем в течение известного времени то приближает, то отдаляет наступление опасности. Для примера приведем следующую сцену из пьесы Нельдихена «Выстрел»: крупный революционер, бежавший из-под расстрела, забегает в крестьянскую избу и просит скрыть его от преследования. (Дело происходит в Болгарии.) Молодой крестьянин (член МОПРа) Василь хочет спрятать его. Раздается стук в дверь. Оба думают, что это стража, но оказывается, что пришел знакомый Василя. Василь прячет беглеца в мешок и заставляет другими мешками, наполненными картошкой. Знакомый отговаривает Василя, грозит выдать обоих. Раздается новый стук в дверь, и на этот раз, действительно, является стража. Начинаются поиски и допрос присутствующих. Знакомый, видимо, колеблется, но под угрожающим взглядом Василя не решается выдать. Во время обыска мешки с картошкой возбуждают подозрение. Один из солдат прокалывает штыком первый мешок, затем второй, третий. В одном.из следующих спрятан беглец. Но в это время обыск закончен, стража уходит, зовет солдата, который возится с мешками, и тот, оставив их, уходит вместе со всеми. С полным основанием можно ожидать, что в продолжение всей этой сцены зритель будет, затаив дыхание, следить за каждым словом, за каждым движением актеров. Задержание желаемого события. Следующий способ создания внутренней сценической напряженности заключается в том, что драматург, проведя подготовку, заставляет зрителя сильно желать наступления какого-нибудь события, делает возможным его наступление, а затем отдаляет его, вводя ряд препятствий. Положим, два действующих лица, которым зритель сильно сочувствует, разлучены какими-либо жизненными обстоятельствами и изо всех сил Стр. 58 стремятся найти друг друга. Драматург создает такое положение, при котором встреча эта вот-вот уже должна произойти, а затем вводит новое событие, препятствующее этой встрече. (Например, в пьесе Островского «Без вины виноватые» Кручинина долгое время гае может узнать в Незнамове своего сына, которого она потеряла, когда он был еще маленьким у ребенком. Соединение приемов «беспокойства» и «задержания». Оба указанные приема — прием «создания беспокойства» и прием «задержания желаемого события» — могут (быть объединены, и тогда сценическая напряженность достигает еще большей высоты. Обычно действующее лицо ставится в опасное (положение, и одновременно создается возможность его спасения. Тогда зритель будет бояться, чтобы не разразилась опасность, и в то же время усиленно желать, 'чтобы своевременно подоспела помощь. Напряжение при атом будет там выше, чем -больше приближать опасность я чем больше ставить на пути к спасению новые препятствия. Так, например, в пьесе Минина «Город в кольце» находим следующее положение: красный город окружен белыми; ожидается решительный штурм; контрреволюционные организации подготовляют взрыв изнутри; на выручку города идет отряд красной кавалерии; реввоенсовет. Прилагает героические усилия к тому, чтобы отстоять город до прибытия помощи; с секунды на секунду ожидают о ней известий, но известия эти не поступают. В результате создается сильная сценическая напряженность, и зрительный зал замирает, охваченный желанием отдалить опасность и приблизить возможное спасение. И когда наконец помощь подоспевает, у всех вырывается вздох облегчения и радости, как будто бы зритель сам был соучастником происходящих событий. Стр. 59 Примеры удачного применения этого приема можно указать и в ряде пьес, появившихся за последние годы. Например, сцена «освобождения» арестованных мятежниками бойцов в «Мятеже» Фурманова и Поливанова; сцена спуска в шахту и сцена спасения шахтеров в «Голосе недр» Билль-Белоцерковского; сцена нападения на комиссара в «Оптимистической трагедии» Вишневского и т. д. 1. Особенно удачно применяется двойной прием сценической напряженности в кино. Так, например, в картине «Нетерпимость» конец построен следующим образом: рабочий приговорен к повешению, его уже исповедуют и ведут к виселице, но о«еще может быть спасен, если его жена успеет догнать «а автомобиле поезд губернатора и получить приказ о помиловании. Весь финал построен на последовательной смене кадров то бешено несущегося автомобиля, догоняющего поезд и встречающего на пути ряд всевозможных препятствий, то постепенного приготовления к казни осужденного. Если наблюдать в это время зрительный зал, • застывший в напряженном молчании, то -на всех лицах легко 'прочесть одно и то же напряженное желание. «Только бы успели во-время, только бы не опоздали!..» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|