ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПЬЕСЫ ПОЛОЖЕНИЙ И ПЬЕСЫ ХАРАКТЕРОВМногие теоретики различают пьесы положений и пьесы характеров. Если в пьесе основное внимание драматурга обращено на самый ход событий, а не на внутренний мир персонажей, если развивающаяся в пьесе борьба носит 'преимущественно внешний характер, то такого рода пьеса может быть названа пьесой положений. Обратно, если драматург уделяет большее внимание внутренней жизни персонажей, развитию характеров, раскрытию их внутренних противоречий, если борьба носит не только внешний, но в значительной степени и внутренний характер, то мы имеем пьесу характеров. Мы уже не раз говорили, что образы действующих лиц нельзя отделять от фабулы, от происходящих в пьесе событий. Где есть события, там есть и характеры; где раскрывается драматический характер, там есть и действие, событие. Поэтому неверно думать, что пьеса положений — это такая пьеса, в которой есть внешние события и нет характеров, а пьеса характеров такая пьеса, в которой даны глубокие характеристики и совсем не показаны события, действия. Само собой понятно, что в каждой пьесе есть и характеры и события, и речь идет только о том, на что главным образе м обращено внимание драматурга. В «Грозе» есть ряд событий, драматических положений, но все же то внимание, которое драматург уделяет здесь образу Катерины, то обстоятельство, что противоречия данной общественной среды драматург переносит во внутреннюю жизнь Катерины, развертывает нам картину внутренней 6орьбы, дает нам основание отнести «Грозу» к пьесам характеров. Стр. 113 Напротив, «Шторм» Билль-Белоцерковского, хотя там и даны интересные образы (предукома, братишки и др.). все же развертывается как ряд внешних столкновений двух лагерей: борьба носит здесь внешний характер, и потому «Шторм» является пьесой положений. Пьесами положений являются обычно и все мелодрамы, так как они строятся на острых внешних столкновениях. В истории драмы можно отметить,- как под влиянием тех или иных общественных причин ведущая роль переходит то к пьесе положений, то к пьесе характеров. Например, шекспировская драматургия представляет собой преимущественно драматургию характеров. Наша советская драматургия раньше развивалась преимущественно как драматургия положений, но теперь в ней уделяется большое внимание уже и внутреннему миру, внутренним противоречиям в душе персонажа, отражающим противоречия общественные. (Таковы, например, пьеса Файко «Евграф», такова «Зависть» Олеши, пьесы Афиногенова «Чудак», «Страх» и «Собственность» Персонова.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|