Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ




Понятие интеллекта, как известно, относится к фундаментальным понятиям психологии. Однако до сих пор нет его однозначного, общепринятого определения. Также нет в литературе и определения понятию "профессиональный интеллект".

Предполагается,что профессиональный интеллект – это разум, оснащенный широким арсеналом и развитой изобретательностью для решения проблем в некоторой предметной области. Как же формируется профессиональный интеллект? Формирование профессионального интеллекта является результатом профессионального становления личности, и оно напрямую связано с профессиональным образованием.

Важнейшим в профессиональном образовании является формирование личности будущего профессионала. Развивающее обучение в вузе предполагает формирование у студентов потребности, интереса и умений совершенствовать свои знания и способности, сознательно готовиться к будущей профессиональной деятельности.

Обучение студентов – это воздействие на психику и деятельность с целью вооружения знаниями, умениями, навыками. Однако последние не исчерпывают результатов обучения. В ходе обучения на основе его содержания развиваются различные стороны психики студентов, формируется личность будущего специалиста в целом. Обучение имеет непосредственное значение для совершенствования научного мировоззрения, развития, интеллектуальных и профессиональных качеств.

Особенность вузовского обучения предполагает существенную перестройку всей мыслительной деятельности студента. В частности, специалисты, изучающие учебную деятельность студентов, отмечают, что студенческий возраст – это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Были проведены экспериментальные исследования, в которых приняли участие 504 студента различных специальностей. Для оценки интеллектуального развития использовался тест структуры интеллекта Амтхауэра. В результате исследования выявлен рост интегрального показателя по этому тесту с 1 по 4 курс, больших различий между 3 и 5, 4 и 5 курсом нет. Отсюда сделан вывод, что процесс профессионального развития студентов происходит очень неравномерно, и отсюда возникает потребность в целостной психологической теории становления профессионала.

Мнемологическое "ядро" интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием "пиков" или "оптимумов" то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию. Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у студента теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.

Важно вместе с тем всесторонне развивать общий интеллект у студентов, способности решать различные задачи. В вузовском обучении действуют особые принципы такие, например, как:

1. Учить тому, что необходимо в практической работе после вуза.

2. Учитывать возрастные, социальные и индивидуальные особенности студентов.

3. Профессиональная направленность обучения и воспитания.

4. Органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.

Развивающее обучение в вузе предполагает формирование у студентов потребности, интереса и умений совершенствовать свои знания и способности. Сознательно готовиться к будущей профессиональной деятельности – значит развивать необходимые способности, совершенствовать свой интеллект. Ведущим результатом профессионального становления личности является формирование профессионального интеллекта.

Профессиональный интеллект можно рассматривать как одну из форм интеллекта социального, поскольку задачи, решаемые на основе профессионального интеллекта (поиск и выбор профессии, планирование и реализация карьеры), по сути своей являются социальными, так как связаны с одной из форм социализации личности (профессионализацией).

Профессиональный интеллект формируется на основе общего интеллекта в ходе решения учебно-профессиональных задач, которые ставятся перед человеком в процессе профессионального обучения. От уровня его развития будет существенно зависеть и эффективность их решения, и результативность профессионального становления личности в целом.

Настоящий профессионал обладает комплексом знаний, которые он должен постоянно обновлять. Профессиональный интеллект действует на четырех уровнях, которые можно представить в порядке возрастания их значимости:

1. Когнитивное знание («что») — базовый уровень владения дисциплиной. Профессионалы достигают его в процессе серьезного обучения. Это знание необходимо, но отнюдь не достаточно для коммерческого успеха.

2. Передовые навыки («как») позволяют превратить «книжное знание» в эффективное исполнение. Способность применять правила той или иной дисциплины к сложным проблемам реального мира — наиболее распространенный уровень навыков среди профессионалов.

3. Системное понимание («почему») — глубокое знание сложной «паутины» причинно-следственных связей, лежащих в основе дисциплины. Оно позволяет профессионалам, не ограничиваясь выполнением сиюминутных задач, переходить к решению более крупных, комплексных проблем. Профессионалы, обладающие системным пониманием, способны предвидеть глубинные взаимосвязи и непрямые, неявные последствия. Высшее выражение этого свойства специалистов — хорошо развитая интуиция, например мудрость опытного директора исследовательского отдела, который инстинктивно чувствует, какие проекты и когда именно следует финансировать.

4. Самомотивированное творчество («зачем») — это сочетание воли, мотивации и способностей к адаптации ради успеха. Без самомотивированного творчества интеллектуальные лидеры могут утратить преимущество, которое давало им владение знаниями. Если они успокоятся и перестанут развиваться, то не сумеют активно приспособиться к изменяющимся внешним условиям и особенно к инновациям, появление которых приводит к устареванию прежних навыков.

Говоря о профессиональном интеллекте, исследователи отмечают, что отдельные высококлассные профессионалы могут в одиночку организовать успешную компанию с нуля или вывести вперед аутсайдера отрасли. В сущности, McKinsey & Company создал Марвин Бауэр, Intel запустили Роберт Нойс и Гордон Мур, Microsoft построили Билл Гейтс и Пол Аллен. Но даже такие знаменитые организации должны искать и привлекать к своей работе самых талантливых специалистов в той или иной области.

Не случайно ведущие консультанты по менеджменту направляют значительные ресурсы на поиск сотрудников и активный отбор лучших выпускников наиболее известных бизнес-школ. Например, Microsoft вызывает на собеседование сотни перспективных кандидатов, прежде чем нанять одного разработчика ключевого программного обеспечения. При этом в суровом процессе отбора проверяется не только когнитивное знание претендентов, но и их способность решать возникающие проблемы в сложной обстановке, под давлением.

Поскольку настоящие профессионалы хотят работать с лучшими в своей области, ведущие организации в состоянии привлечь больше талантов, чем их менее крупные конкуренты. Например, лучшие программисты хотят устроиться в Microsoft и остаться там прежде всего потому, что полагают, что Microsoft будет определять развитие своей отрасли и в будущем. При этом они как сотрудники передовой компании рассчитывают получить часть ее лавров.

Но такое положение вещей не означает, что организации «второго уровня» должны плестись позади. Такие компании могут неожиданно обогнать форвардов отрасли, если их руководители вовремя оценят преимущества от работы профессионала и сумеют заполучить его. Выводя State Street Bank в быстро развивающийся кастодиальный бизнес, его генеральный директор Маршалл Картер пригласил высококлассных менеджеров по электронной обработке данных, которые составили костяк его новой организации. Сегодня State Street имеет на своих кастодиальных счетах 1,7 трлн. долл., и практически все его руководители обладают не традиционным банковским опытом, а навыками ведения дел с помощью современных компьютерных технологий.

Таким образом, стоит еще раз отметить, что под профессиональным интеллектом мы понимаем приобретенные и постоянно обновляющиеся способности социального, эмоционального и практического взаимодействия человека с реальной действительностью, обеспечивающие успех в профессиональной деятельности. Иными словами, развитие профессионального интеллекта напрямую зависит от самомотивирования и творческого потенциала интеллекта профессионала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности. Тест или проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Тесты интеллектуального развития занимают отдельное место в ряду методик психологического исследования. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу. Исследование интеллекта интересовало человечество с древних времен.

Психическое состояние и интеллектуальные способности на протяжении всей жизни напрямую зависят от двух факторов: образования и уровня профессиональной квалификации. Чем выше уровень образования, полученного человеком в молодости, тем лучше сохраняется интеллект в старости. Люди с более высоким уровнем профессиональной подготовки, приобретенной в молодые годы, постоянно пополняют свои знания и в зрелом возрасте, т.е. в течение всей жизни занимаются интеллектуальной тренировкой. Из этого следует, что если человек занимается интеллектуальным трудом, то он учится в течение всей жизни, стремится к самосовершенствованию.

Важную роль в профессиональной деятельности человека играет профессиональный интеллект. Специалисты с высокоразвитым профессиональным интеллектом наиболее востребованы на рынке труда.

Исследования о профессиональном интеллекте показывают, что он ориентирован на специализацию в деятельности и неразрывно связан с саморазвитием, самомотивацией, самореализацией личности.

Различные виды интеллекта тесно связаны между собой, изучение механизма этих связей и характера их соотношений требует дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. – Р. н/Д., 2007.

2. Большой психологический словарь/ Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб, 2003.

3. Большая Энциклопедия Нефти Газа http://www.ngpedia.ru. (http://www.ngpedia.ru/id000337p1.html)

4. Маркова, А. К.Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М., 1996.

5. Савенков, А. И. Интеллект, ведущий к профессиональному успеху, как фактор развития профессиональной одаренности будущего специалиста / А. И. Савенков, Л. М. Нарикбаева // Одаренный ребенок. - 2007. - №6. С. 22-36

6. А.В. Брушлинский Психология субъекта. – СПб, 2003.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных