ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Целевое предназначение вопросов, применяемых в ОИПКак уже было отмечено выше, в технологии полиграфных проверок используются три категории вопросов: проверочные, нейтральные и контрольные. Теперь следует несколько подробнее рассмотреть, что же представляют собой перечисленные категории вопросов.
Проверочные вопросы
Проверочный вопрос (relevant question) — это вопрос, прямо касающийся общих или частных признаков расследуемого события или фактора риска (при проведении скрининговых проверок), и направленный на выявление возможно скрываемой обследуемым лицом информации по данному событию или фактору риска. Иначе говоря, проверочный вопрос — это вопрос, который прямо касается тех конкретных обстоятельств, которые, собственно, и повлекли за собой необходимость проведения полиграфной проверки. В. Н. Федоренко определяет проверочный вопрос как такой вопрос, который «прямо (конкретно) обвиняет обследуемого по теме проверки». Проверочный вопрос может выполнять четыре функции: 1) вероятностное установление непосредственной причастности обследуемого лица к расследуемому событию, либо вероятностное установление наличия фактора риска в биографии обследуемого лица; 2) вероятностное установление факта присутствия лица на месте совершения расследуемого преступления; 3)вероятностное установление осведомленности обследуемого о лице (лицах), причастном к устанавливаемому событию; 4)вероятностное установление осведомленности обследуемого лица о конкретных обстоятельствах совершения преступления. Проверочный вопрос обязан, так сказать, «попасть в цель», поэтому он должен иметь формулировку, содержащую (исходя из логики события) в себе только те действия, которые преступник обязательно должен был бы совершить, а также лишь те частные признаки события, которые с высокой степенью вероятности должны были бы сохраниться в его памяти. Формулируя проверочные вопросы, специалисту следует строго придерживаться вышеуказанных общих правил составления вопросов всех трех категорий. При составлении проверочных вопросов специалист должен стремиться к минимизации обвинительного уклона. В грамматической структуре проверочного вопроса «эмоциогенный ключ» (ключевое слово) следует, по возможности, ставить в конец предложения. Так, по сравнению с вопросом «Вы взяли пропавшие со склада шубы?» более корректной будет формулировка «Пропавшие со склада шубы взяли Вы?». В зависимости от того, в тесте какой методики (методики выявления скрываемой информации или методики контрольных вопросов) используется проверочный вопрос, он может ставиться в двух формах: 1) в форме прямого вопроса о событии или факте (методика контрольных вопросов) — «Пропавшие из сейфа деньги взяли Вы?»; 2) в форме одного общего (вводного) вопроса и следующего за ним перечисления одного истинного и ряда однородных с ним ложных (фиктивных) частных признаков события: Грамматическая конструкция проверочного вопроса должна быть по возможности составлена таким образом, чтобы обследуемый давал на него ответ «нет».
Нейтральные вопросы
Нейтральный (irrelevant question) вопрос — это вопрос, который не касается темы полиграфной проверки, не имеет для обследуемого никакой ситуативной значимости (он дает на него заведомо правдивый ответ) и направлен исключительно на определение фонового уровня регистрируемых в ходе проверки физиологических процессов. Таким образом, формируя физиологический фон, нейтральный вопрос обеспечивает методическую корректность полиграфной проверки. В том случае, если нейтральный вопрос стоит в первой позиции теста, что является, кстати, обязательным требованием к структуре любого теста, то его называют «жертвенным» («бросовым») нейтральным вопросом или просто «нулевым вопросом». Из этого определения следует: поскольку возникающие у обследуемого в ответ на нейтральный вопрос физиологические реакции должны быть минимальными, он формулируется таким образом, чтобы его содержание не только выпадало бы из поля действия ведущего в ситуации проверки мотива, но и вообще было бы в эмоциональном отношении для данного обследуемого полностью «выхолощенным» и «пустым». Поэтому на профессиональном жаргоне полиграфологов нейтральный вопрос обозначается еще и как «вопрос-пустышка». Нейтральные вопросы можно строить так, чтобы обследуемый мог дать на них и ответ «да», и ответ «нет». Нейтральные вопросы делятся на два класса: 1. Нейтральные вопросы по биографии обследуемого лица. Например, «Вы родились и выросли в Москве?», «В детстве Вы ходили в школу?», «Вас зовут Сергей Иванович?», «В институте Вы получили специальность инженера?», «Вы служили в армии?», «Ваш родной язык русский?» и т. д. 2. Нейтральные вопросы текущего момента. Например, «Сегодня понедельник?», «Сейчас идет сентябрь месяц?», «В настоящее время Вы находитесь в кабинете?», «В настоящее время Вы сидите на стуле?», «В кабинете есть окна?», «Полы в кабинете покрыты линолеумом?», «В настоящий момент в кабинете горит свет?» и т. д. Нейтральные вопросы должны максимально вписываться в контекст проверки, а также не вызывать у обследуемого недоумения, удивления или недоверия к полиграфологу. Нейтральные вопросы могут выполнять функции: 1. «Буфера» («прокладки») между проверочными и контрольными вопросами. После предъявления проверочного или контрольного вопроса нейтральный вопрос возвращает психофизиологическую активность обследуемого к фоновому уровню или, говоря иначе, предоставляет обследуемому возможность придти в себя. 2. Обнаружения «реакции облегчения» после проверочных и контрольных вопросов. 3. Выявления примитивного («бытового») противодействия обследуемого процедуре проверки, поскольку лица, не прошедшие специальной подготовки, стремятся «выдавить» из себя реакции именно на нейтральные вопросы. 4. Косвенной оценки выраженности реакций обследуемого лица на проверочные и контрольные вопросы. Так, если выраженность реакций на нейтральные, проверочные и контрольные вопросы примерно одинакова, то это свидетельствует о том, что полиграфолог допустил серьезные ошибки и либо не сумел ввести обследуемого в оптимальный психофизиологический коридор, либо неграмотно подобрал и сформулировал свои вопросы. В технологии полиграфных проверок нет универсальных рецептов по составлению нейтральных вопросов. Здесь, как и в случае контрольного вопроса, действует принцип индивидуализации.
Контрольные вопросы Контрольный вопрос (controlquestion) — это вопрос, обеспечивающий методическую корректность процедуры полиграфной проверки и выполняющий функцию сравнительного эталона степени выраженности физиологических реакций (уровня личностного смысла или ситуативной значимости) по сравнению с выраженностью физиологических реакций, которые возникают в ответ на предъявление обследуемому лицу в первую очередь проверочных вопросов, а также и нейтральных вопросов. С операциональной точки зрения, контрольный вопрос — это вопрос относительно таких деяний или фактов, на которые обследуемый будет давать заведомо ложный ответ, либо вопрос, при ответе на который обследуемый будет сомневаться в своей правдивости, либо вопрос, на который ему, по крайней мере, будет трудно ответить правдиво. В. Н. Федоренко определяет классическийконтрольный вопрос как вопрос, имеющий для обследуемого высокую ситуативную значимость, который, также как и проверочный вопрос, обвиняетобследуемое лицо в чем-либо, но обвиняет его неконкретно. Внедрение контрольных вопросов в технологию полиграфных проверок стало, пожалуй, важнейшим фактором в становлении полиграфологии как прикладной наукив истинном значении этого слова. Техника контрольных вопросов (при условии наличиявысококвалифицированного специалиста ) является достоверным методом, объективность которого за десятки лет была подтверждена на миллионах проверок. Контрольные вопросы выполняют три функции, а именно: а)альтернативы проверочному вопросу в привлечении внимания обследуемого; б)вызова значительных по сравнению с фоном физиологических реакций с целью сравнения их с реакциями на проверочные и нейтральные вопросы; в) выявления (провокации) симптомокомплекса, т. е. относительно устойчивой совокупности информативных признаков физиологических реакций, которые возникают в ответ на априорно значимый для данного обследуемого стимул. При составлении контрольных вопросов специалисту, помимо указанных выше общих требований к вопросам полиграфных проверок, рекомендуется соблюдать следующие правила: 1. Контрольный вопрос должен быть направлен на тот же класс событий, который вызвал необходимость проведения полиграфной проверки (однако в некоторых случаях это правило можно и обойти). Так, если расследуется убийство, то контрольные вопросы должны, скажем, касаться случаев причинения в прошлом кому-либо телесных повреждений, умышленного причинения боли человеку или животному, участия в жестоких драках или угроз кому-либо физическим насилием и т. д. Например, «Вы когда-либо умышленно причиняли боль человеку?». 2. Контрольный вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы его прямое содержание не относилось к тому событию, которое вызвало необходимость проведения проверки. Таким образом, объективная направленность контрольного вопроса должна быть отделена от устанавливаемого события временным или смысловым барьером. Иначе говоря, контрольный вопрос не должен захватывать расследуемое событие. Например: «Не касаясь этой кражи, Вы когда-либо присваивали себе деньги компании?». 3. По своему содержанию контрольный вопрос формулируется максимально широко. Для этой цели рекомендуется использовать такие слова как «что-либо», «кто-либо», «когда-либо» и т. д. Например, «На прошлых местах работы Вы когда-либо совершали кражи у своих коллег?». Поскольку эмпирическим путем было установлено, что ответ обследуемого «нет» вызывает более выраженные физиологические реакции, то контрольный вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы обследуемый давал на него ответ — «нет». Также крайне не рекомендуется использовать контрольные вопросы по сексуальной тематике, если только сама проверка не связана с этой сферой жизни обследуемого лица. В московской коммерческой полиграфной школе «Ареопаг-М» принято выделять 10 видов контрольных вопросов, а именно: 1. Опережающий исключающий контрольный вопрос(ОИКВ), ОИКВ предложен К. Бакстером. Вопрос задается по теме расследуемого события (кража — кража), однако отделен от него временным барьером продолжительностью не менее чем в 2 года. Например, если расследуется хищение денег, произошедшее в 2004 году, то ОИКВ может быть сформулирован в таком виде: «До 2002 года Вы когда либо совершали кражи?» или «До 2002 года Вы когда-либо присваивали себе чужое имущество?» и т. д. 2. Неопережающий исключающий контрольный вопрос (НИКВ).НИКВ предложен К. Бакстером. Вопрос задается по теме расследуемого события, однако отделен от него не временным, а грамматическим барьером. Например: «Не касаясь пропажи документов, Вы когда либо передавали секреты фирмы конкурентам?». 3. Неисключающий контрольный вопрос (НКВ). НКВ был предложен Дж. Рейдом в 40-е гг. прошлого века. Вопрос строится по теме расследуемого события и не отделяется от него ни временным, ни грамматическим барьером. Например: «Вы когда-либо брали взятки?». Это наименее удачный вид вопроса, поскольку содержит в себе нарушение правила № 2 по формулированию контрольных вопросов. 4. Контрольный вопрос внешних проблем (КВВП).Имеет также название внетематического или симптоматического контрольного вопроса. Вопрос предложен К. Бакстером в 50-е гг. прошлого века. КВВП предназначен для оценки степени адекватности обследуемого процедуре проверки. Вопрос направлен на выявление возможно существующей у обследуемого лица проблемы (не имеющей отношения к теме проверки), которая может резко снижать ситуативную значимость проверочных и тематических контрольных вопросов, а также на оценку степени доверия обследуемого к специалисту. Формулируется обычно следующим образом: «Вы беспокоитесь, что я задам Вам вопрос, который мы не обсудили?» или «Что-либо беспокоит Вас больше, чем тема проверки?». В том случае, если выраженность реакций на КВВП равна или превышает выраженность реакций на проверочные и контрольные вопросы, то следует предположить наличие серьезной посторонней проблемы или проявление глубокого недоверия к специалисту. Специалист должен приложить все усилия для устранения подобного паттерна реагирования. Если ему не удается этого сделать, то тестирование рекомендуется перенести на резервный день. 5. Подготовительный жертвенный контрольный вопрос (ПЖКВ). ПЖКВ имеет также название демпфирующего, т. е. разряжающего вопроса. ПЖКВ предложен К. Бакстером в 60-е гг. прошлого века. Данный тип вопроса служит в качестве своеобразного буфера, оттягивая на себя первую «горячую» реакцию обследуемого на проверочную тематику, тем самым вводя обследуемого в русло проверочной темы. Иначе говоря, ПЖКВ разряжает у «добросовестного» обследуемого энергию реакции, связанную с ожиданием первого вопроса в прямой обвинительной форме. Использование демпфирующих вопросов резко снизило процент ошибок I типа (ошибок по типу «ложной тревоги»). ПЖКВ можно, например, сформулировать так: «Вы намерены лгать на мои вопросы относительно кражи денег?», «Вы уже приняли твердое решение солгать хотя бы на один вопрос этого теста?» или «В прошлом тесте Вы солгали мне на вопрос о краже денег?». Как следует из его названия (жертвенный), этот вопрос никогда не сравнивается с проверочными и контрольными вопросами и выбрасывается из количественного (балльного или метрического) обсчета теста. 6. Контрольный вопрос «комплекса вины» (КВКВ) — это вопрос относительно вымышленного (фиктивного) события, тематически связанного с расследуемым событием, который направлен на выявление неадекватного реагирования (в силу гиперреактивности, повышенной тревожности, мнительности, непонимания вопросов, недоверия или антипатии к специалисту и т. д.) обследуемого лица на сам факт процедуры проверки (на сам факт подозрения или обвинения). Данный вид вопроса предложен Дж. Рейдом. КВКВ предназначен для снижения обвинительного уклона, свойственного тестам методики контрольных вопросов. Его использование позволило резко снизить процент ошибок I типа. Особенно большое значение КВКВ имеет при работе с лицами тревожно-мнительного круга, а также с теми лицами, которым в ходе предварительного следствия (разбирательства), мягко говоря, была «искусственно» навязана значимость проверочной тематики. С точки зрения тактики рекомендуется, чтобы о «факте», содержащемся в КВКВ, обследуемый узнал от инициатора мероприятиянакануне его проведения,а не в предтестовой беседе от самого полиграфолога. По уровню своей объективной значимостиКВКВ должен быть примерно равным проверочным вопросам, а его формулировка должна полностью совпадать (за исключением предметной, фактической части) с формулировкой проверочных вопросов. Так, если при расследовании кражи денег из сейфа проверочный вопрос звучит «Пропавшие из сейфа деньги взяли Вы?», то КВКВ следует (по предварительной договоренности с инициатором проверки) сформулировать, например, следующим образом: «Пропавшие из сейфа документы взяли Вы?» и т. д. При этом специалист достоверно знает от инициатора, что документы либо не похищались, либо их вообще не было в сейфе. В то же время все лица, подлежащие проверке, возможно, за исключением самого вора, должны быть уверены (это проблема инициатора),что документы в сейфе хранились и что они действительно были похищены. В том случае, если обследуемый демонстрирует на КВКВ реакции примерно той же степени выраженности, что и на проверочные вопросы, то специалисту следует сделать вывод об их неадекватном характере, приостановить тестирование и провести короткую психокоррекционную беседу. Иначе говоря, полиграфолог должен успокоить такого обследуемого, минимизировать его страх перед самим фактом подозрения. В том случае, если при возобновлении проверки общая картина реакций не изменится, то проверку рекомендуется прекратить и перенести ее на резервный день. Если выраженность реакций обследуемого на КВКВ меньше, чем их выраженность на проверочные вопросы, то это, наряду с нормальным характером реакций на симптоматические вопросы и заметной разницей в выраженности реакций между контрольными и нейтральными вопросами, свидетельствует об адекватном характере реагирования обследуемого. В этом случае полиграфолог может уверенно приступать к сравнению реакций на проверочные вопросы и тематические контрольные вопросы. Если же по всей совокупности признаков человек на протяжении всей проверки реагирует адекватным образом, а при предъявлении в каком-либо тесте КВКВ демонстрирует на него массивную реакцию, которая по своей выраженности значительно превосходит реакции на проверочные вопросы, то, как правило, это свидетельствует о попытке противодействия со стороны «лживого» обследуемого. 7. Внутренний контрольный вопрос (ВКВ).ВКВ предложен Дж. Матте. Этот вопрос нацелен на выявление боязни «правдивого» обследуемого быть ошибочно обвиненным в причастности к расследуемому эпизоду. Формулировка ВКВ является стандартной: «Вы боитесь,что в отношении Вас будет допущена ошибка?». 8. Внутренний проверочный контрольный вопрос (ВПКВ).Данный вопрос так же предложен Дж. Матте и направлен на выявление надежды «лживого» обследуемого на то, что его ложь не будет обнаружена. Формулировка ВПКВ является стандартной: «Вы надеетесь, что в отношении Вас будет допущена ошибка?». Дж. Матте рекомендует ставить ВКВ и ВПКВ сопряженной диадой в конце произвольно выбранного теста методики контрольных вопросов. Выраженность реакций на эти вопросы сравнивается между собой, и на этом основании специалист иногда может вынести косвенное суждение в пользу обвинительной или оправдательной версии. Ни с проверочными вопросами «материнского» теста, ни с другими контрольными вопросами ВКВ и ВПКВ никогда не сравниваются. 9. Легендированный контрольный вопрос. (ЛКВ).Этот тип контрольного вопроса предложен С. И. Оглоблиным и А. Ю. Молчановым в 2002 году. Как следует из самого названия, ЛКВ используется в рамках проведения легендированных проверок. ЛКВ преимущественно применяется в ходе служебных разбирательств в устойчивых трудовых коллективах. Легендированная проверка отличается от классического мероприятия тем, что в ходе ее проведения инициатор и специалист совместно разрабатывают центральную частьконтрольной тематики на основе дополнительной фиктивной, т. е. искусственно созданной, «проверочной» тематики, относительно которой у обследуемых целенаправленно формируетсявысокий уровень ситуативной значимости. Иначе говоря, инициатор доводит до сведения подлежащего проверке лица (лиц) фиктивную информацию (маскирующую реальную проверочную тему) о том, что целью комплексной проверки является отнюдь не только выяснение его возможной причастности к расследуемому эпизоду, но и выявление возможной причастности обследуемого к ряду других серьезных правонарушений, связанных, например, с исполнением служебных обязанностей. Таким образом, в мотивационной сфере (в поле личностных смыслов) подозреваемых создается мощный альтернативный путь фиксации сознания и, следовательно, альтернативный путь физиологического отреагирования (так сказать, «предохранительный клапан» по отношению к истинной проверочной тематике). Десятки проведенных легендированных проверок с использованием данного вида контрольного вопроса подтвердили высокий полезный коэффициент его действия. Опытному же специалисту следует помнить о том, что легендируя мероприятие, он неизменно должен руководствоваться принципом реализма легенды,во-первых, и объективно оценивать возможности административного ресурсаинициатора, во-вторых. 10. Персонифицированный контрольный вопрос (ПКВ).Вопрос предложен С. И. Оглоблиным и А. Ю. Молчановым в 2003 году. ПКВ специально предназначен для проведения служебных разбирательств в коммерческих структурах с высоким уровнем корпоративной культуры и материальной заинтересованности наемных работников (боязнь потерять рабочее место). При проведении проверок в организациях, в которых наемные работники не дорожат своим местом, использование ПКВ является нецелесообразным. В отличие от классического тематического контрольного вопроса, который по общему правилу рекомендуется формулировать максимально широко и обезличенно (например: «До 2002 года Вы когда-либо совершали какие-либо кражи на прошлых местах работы?»), ПКВ следует направлять на возможное проявление нелояльности или нечистоплотности, а также фактов злоупотребления доверием целенаправленно (персонально) по отношению к руководителю компании (непосредственному руководителю, владельцу). Это связано с тем, что в подобных трудовых коллективах неизменно устанавливаются достаточно прочные межличностные отношения между наемными работниками и руководством (владельцем), которыми в значительной степени дорожат и те и другие. Поэтому, вторгаясь в область личной (а не обезличенной, абстрактной) лояльности по отношению к руководителю, данный вид контрольного вопроса задевает, так сказать, locus minoris в мотивационной структуре наемного работника компании. Учитывая также то обстоятельство, что работники прекрасно осведомлены о том, что руководители (владельцы) таких компаний крайне болезненно относятся к проявлению личной нелояльности со стороны тех людей, которым они доверяли (действует принцип: обычный должностной проступок всегда может быть прощен, а личная нелояльность никогда), ПКВ представляет собой хорошую альтернативу проверочным вопросам. ПКВ может быть сформулирован, например, следующим образом: «Вы когда-либо поступали непорядочно по отношению к Олегу Васильевичу?», «Вы когда-либо присваивали себе деньги Татьяны Петровны?», «Вы когда-либо распространяли среди сотрудников сплетни о Юрии Ивановиче?», «Вы когда-либо обманывали Виктора Николаевича в финансовых вопросах?» и т. д. При использовании ПКВ рекомендуется применять элементы легендирования проводимого мероприятия. Опыт использования ПКВ в успешных компаниях с сильными корпоративными традициями, т. е. традициями группового эгоизма, подтвердил высокую эффективность данного вида контрольного вопроса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|