ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Фридрих Гельдерлин.Романтизм в Германии. Периодизация и характеристика основных этапов. Йенская и Гейдельбергская школы немецкого романтизма.
Литература начала 19 века.
В Германии, как и в других странах, Великая французская революция вызвала брожение в умах. Но политический опыт французских революционеров осмыслялся прежде всего в категориях философских и эстетических. Формулы и понятия (свобода, равенство, царство разума) «изымались» из политического контекста и переводились в план общетеоретический. Немецкие мыслители думали, что они добиваются осмысления кардинальных общечеловеческих принципов, в то время как именно политические конфликты обнаружили свою неустойчивость.
Романтизм в Германии начал складываться в последние годы 18 века. Основные принципы романтической теории были сформулированы Фридрихом Шлегелем в его «Фрагментах», и в журнале «Атеней». В эти же годы началась деятельность А.В. Шлегеля и Людвига Тика, вышла в свет книга Вильгельма Генриха Вакенродера «Сердечные излияния монаха», напечатаны «Фрагменты» Новалиса. Эта группа писателей получила в истории литературы название Иенской школы.
Иенская школа. Важную роль в формировании романтической эстетики сыграла философия Фихте и Шеллинга. Теоретики и писатели Иенской школы не только заложили основы нового художественного направления в немецкой литературе, они сформулировали принципы, получившие широкий резонанс и во многих европейских литературах.
Романтизм с первых шагов заявил о себе как враг застывшего и догматического. Романтики стремились преодолеть конечное во имя бесконечного. Проявлением конечного, замкнутого в себе представлялся им просветительский рационализм.
Братья Шлегели отвергали нормативную эстетику – для них характерна широта восприятия эстетических ценностей прошлого, художественных открытий других народов. Ф. Шлегель обозначил романтическую поэзию как универсальную. Переводы А.В. Шлегеля приобщали немецких читателей к сокровищам разных культур (Шекспир, Сервантес, Кальдерон). Ф Шлегель изучал санскрит, и показал читателями одну из восточных культур («О языке и мудрости индусов»). В первые десятилетия 19 века складывается востоковедение, множится число переводов с арабского и других языков, восточные мотивы органически входят в поэтическое творчество (поздний Гёте, молодой Гейне).
Ф. Шлегель употреблял понятие «универсальность» и в другом смысле: как способность романтического поэта постигать мир в его целостности и многогранности, видеть одно и то же явление под разными углами зрения. Здесь воплотилось еще и коренное положение всей романтической эстетики, согласно которому поэт, творец наделялся неограниченными полномочиями и возможностями. В этом смысле романтический универсализм специфичен: он выражал, прежде всего, субъективное, личностное отношение к окружающему миру. С этим комплексом идей связано учение Ф. Шлегеля о романтической иронии.
Романтикам принадлежит заслуга в утверждении исторического подхода к литературе. Идеи романтического историзма были намечены уже в ранней работе А.В. Шлегеля «Письма о поэзии, просодии и языке», и более полно развернуты в его венском курсе «Лекций о драматическом искусстве и литературе».
Значителен был вклад братьев Шлегелей в разработку теории жанров: А.В. Шлегель уделял большое внимание драматургии, его «Лекции» раскрывают на обширном материале характерную для романтизма антитезу между античным и современным искусством в разных жанрах. Ф. Шлегель ведущим жанром современной эпохи объявил роман. Роман в наибольшей степени отвечал требованию универсальности, ибо был способен охватить самые разные грани действительности. Образец романа как жанра Ф. Шлегель видел в романе Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера».
Важным вкладом в развитие романтической эстетики была книга Вильгельма Генриха Вакенродера «Сердечные излияния монаха, любителя искусств». Она посвящена, в основном, живописи и музыке. Вакенродер отвергает современное немецкое искусство за то, что оно утратило величие Рафаэля и задушевность Дюрера. Вакенродер одним из первых провозгласил принцип универсальности, целостного восприятия произведения искусства. Мир для него раскрывается через природу и искусство, именно в искусстве видится преодоление противоречия между частным и всеобщим, конечным и бесконечным.
Очерки и наброски Вакенродера наметили многие линии развития немецкой лит-ры: романтический универсализм, антирационалистические аспекты эстетики и критики, национальную тему. Новелла Вакенродера «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берглингера» открыла галерею образов, программных не только для немецкого, но и европейского романтизма – образов художников, противостоящих окружающей социальной среде, которая ощущалась как враждебная подлинному искусству. С Вакенродера начинается и переоценка места и значения музыки в ряду других искусств. Романтики провозглашают музыку самым романтическим из искусств.
В стремлении охватить в искусстве всю широту мира, его прошлое и настоящее, зримое и духовное, немецкий романтизм искал разнообразия жанровых форм. В этом отношении примечателен Людвиг Тик: он писал стихи, романы, драмы рока и дерзкие иронические комедии, один из создателей жанра новеллы-сказки, привлек внимание к немецким народным книгам. Повествовательное (точнее, стилистическое) мастерство раннего Тика оказало большое влияние на развитие романтической прозы, в частности, на Арнима, Гофмана, да и на Гейне.
Жан-Поль Рихтер. Живя в Веймаре, он занимал совершенно обособленную позицию, не примыкая ни к веймарцам Гёте и Шиллеру, ни к новой школе романтиков в соседней Йене. Жанр своих романов Жан-Поль обозначал как идиллии, хотя одновременно они и пародии на идиллию. Наиболее значительные романы: «Титан», «Озорные годы», «Комета, или Николаус Маргграф». «Титан» близок к жанру воспитательного романа, но в отличие от истории последовательного утверждения героя в жизни, Рихтер рисует своих героев в резком контрасте, заостряет их характеристики, делает их исключительными в своем призвании, влечении или страсти. Как правило, Рихтер давал к своим романам приложения. Автор не только углубляет сатирические оценки, которые есть уже в самом романе, но и дает обобщающую оценку немецкой действительности. «Приложение» опровергает иллюзии, которые могли возникнуть при чтении самого романа. Здесь особенно ощутима трансформация жанра воспитательного романа, отражающая процесс пересмотра просветительских иллюзий без замены их иллюзиями романтическими. Стремление уйти от грязи реального мира материализовано: человек не в мечте, а реально – на воздушном шаре – поднимается над землей. В романах Рихтера мало действия: события тонут в потоке рассуждений автора и действующих лиц. Этим объясняется очень избирательная популярность Рихтера у читателей.
Фридрих Гельдерлин. Его творчество совпало с годами активной деятельности Гете и Шиллера и начальным этапом романтизма. Самого поэта часто рассматривают в русле явлений «между классицизмом и романтизмом». Веймарцы не приняли его в свой круг, хотя Шиллер содействовал публикации стихов Гельдерлина и романа «Гиперион». Многими нитями творчество Гельдерлина связано с традициями Руссо. В контексте «Гимна человечеству» он осмысляет Руссо как предшественника революции. Идеи «общественного договора» естественно вписываются в концепцию героической античности. В русле той же традиции Гельдерлин разрабатывает свою концепцию природы, она выступает у него как критерий для оценки человеческого поведения, а также как изначальная стихия, космос, внутри которого человек существует, то отрываясь от него, то возвращаясь к нему. Идеал Гельдерлина – универсальная гармоническая личность. Но осознание недостижимости этого идеала в послереволюционном обществе обусловливает глубокий трагизм миросозерцания поэта. Образная система Гельдерлина сложна и, как правило, не допускает однозначного истолкования. Ее лейтмотив – романтическое противостояние идеала и действительности, причем его трагизм с годами усиливается. В этом резкое отличие Гельдерлина от современных ему романтиков иенской школы с их пафосом универсальности и верой в могущество искусства. Творчество Гельдерлина не получило достойного отклика у современников. Не были поняты и приняты его эллининзм, пафос борьбы за счастливое будущее.
Освободительная война против Наполеона (1806-1813) В эти годы складывается идеология национализма. Многие не избежали влияния националистической идеологии, и, более того, внесли немалый вклад в ее утверждение.
Самым популярным поэтом освободительной войны был Теодор Кёрнер, поэт-воин. В его стихотворениях звучат патетические призывы к истреблению французов. Сложный комплекс идей представляет наследие поэта и публициста Эрнста Морица Арндта. Его публицистическая деятельность навлекла на него неудовольствие прусских властей, т.к. он выступал за ликвидацию крепостничества. Но в годы войны позиция Арндта была компромиссной – единство немцев мыслилось им не только как единство немецких земель, но и как единство немцев всех сословий. Лирика и публицистика освободительного движения оставила определенный след в истории немецкой поэзии 19 века. Поэты стремились говорить от имени народа и для народа, поэтому их песни получали широкое распространение.
Фридрих де ля Мотт Фуке. Его произведения о немецком средневековье пользовались наибольшей популярностью, отвечая настроениям общего национального подъема. Однако он быстро утратил контакт с читателями, т.к. был лишен элементарного чувства времени. Большую часть написанного им историки литературы относят к тривиальной литературе романтизма.
Генрих фон Клейст. Трагичнейший из романтиков немецкой литературы. Его творчество было перенасыщено неразрешимыми конфликтами и катастрофами. В драме «Битва Германа» воспроизведен эпизод из древней истории так, что было очевидно, что под римлянами надо подразумевать французов. Клейст создавал эту драму, стремясь поднять немцев на борьбу. Значителен вклад Клейста в историю немецкой и европейской новеллы. Он создал новеллу необычайной эмоциональной силы, превратив историю случая в произведение, где социальный и этический конфликт доведен до величайшего трагического напряжения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|