Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Большой Петровский театр




В середине XVIII века императрицей Елизаветой Петровной был официально учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр» (в 1756 году) с первым русским актером Федором Волковым во главе, что положило начало созданию системы Императорских (то есть казенных) театров России. При императрице Екатерине II размах театрального дела в России достигает таких масштабов, что одних только придворных трупп в Санкт-Петербурге было три, а именно: две итальянских – оперная и балетная, и одна русская – драматическая. Также на правах вольной при дворе давала представления немецкая труппа.

Однако в Москве постоянно действующего театра не было вплоть до 1776 года. Отдельные попытки создания профессиональных театральных коллективов предпринимались и раньше – известно о студенческом театре при Московском университете и публичном театре, созданном при участии итальянского антрепренера Локателли, – но они существовали не долго и не оставили заметного следа в отечественной культуре. В 1766 году по инициативе полковника Н. С. Титова был создан так называемый Русский театр, который на протяжении нескольких лет переходил из рук в руки, пока наконец не оказался во владении губернского прокурора князя П. В. Урусова. Для представления спектаклей хозяевами театра был снят дом графа Воронцова на улице Знаменка, поэтому театр первоначально получил название Знаменского.

Интересно, что труппа не разделялась на драматическую, оперную и балетную. Все артисты участвовали во всех спектаклях: актеры пели и танцевали, танцовщики и певцы играли в драматических постановках. Например, великий трагический актер Павел Мочалов, один из лучших исполнителей роли Гамлета в одноименной пьесе Шекспира, исполнял вокальную партию Вадима в опере А. Верстовского. А знаменитейший актер Михаил Щепкин, чье имя носит сейчас театральное училище при Малом театре, пел и играл Водовоза в опере «Водовоз» Л. Керубини. Это говорит об огромной одаренности и высоком профессионализме актеров, отбираемых для работы на сцене Петровского театра.

В 1780 году строительство театрального здания было закончено и труппа начала готовиться к премьерному спектаклю в своем новом «доме». Для знаменательного дня была выбрана пьеса А. Сумарокова «Дмитрий Самозванец». А 26 февраля во время представления спектакля театр загорелся и был полностью разрушен. Князь Урусов тяжело переживал утрату, тем более что большая часть расходов на строительство легла бременем на его личное состояние. В результате он отказался от полученной привилегии и полностью передал театральное дело своему партнеру Медоксу. Спектакли шли не каждый день, а 2-3 раза в неделю, в течение года давалось около 80 представлений.

В 1813 году снова встает вопрос о необходимости обретения постоянного помещения для постановки спектаклей труппы. Управляющий театрами А. Майков обратился к московскому генерал-губернатору Тормасову с просьбой выделить средства на строительство. Но необходимость отстраивания множества сгоревших жилых домов и правительственных учреждений заставила отложить эти планы на неопределенное время. Спектакли театра начинают играться сначала в особняке Апраксина на улице Знаменка, а через пять лет снова в доме Пашкова на Моховой.

В 1816 году был утвержден «Новый проектированный план города Москвы» по восстановлению сгоревших строений. Согласно этому плану в центре Москвы предполагалось создание гармоничного архитектурного ансамбля с восстановленным зданием Петровского театра в центре.

Большой Петровский театр

В 1818 году был утвержден архитектурный проект Театральной площади. В 1821 году под руководством архитектора Осипа Ивановича Бове началось строительство нового театра. Расходы были превышены более чем в 2 раза (2 миллиона рублей вместо планируемых 960 тысяч), сроки тоже не были соблюдены. Только к концу 1824 года театр был полностью готов к открытию. Он был вторым в Европе по размерам после миланского «Ла Скала» и сочетал в себе монументальность с исключительной гармонией форм. Зрительный зал театра был в два раза больше прежнего и вмещал до трех тысяч человек. Драпировка лож была выполнена из малинового бархата с золотой бахромой, что создавало ощущение торжественности и роскоши. Особенно поражала воображение публики огромная люстра из чистейшего хрусталя, освещавшаяся 120-ю квинкетами – особыми лампами с двойным освещением.

Что касается Театральной площади, то к этому времени она претерпела существенные изменения. Река Неглинка была заключена в трубу, освободив тем самым обширное пространство, которое архитектор Осип Бове оформил в виде строгого прямоугольника сБольшим Петровским театром на севере и стеной Китай-города на юге. Справа расположился дом купца Варгина, который стал со временем Малым театром. Слева в 1821 году был отстроен особняк генерал-майора К. Полторацкого, ставший со временем одним из известнейших культурных центров столицы. Сначала здесь был устроен аристократический художественный салон, в котором бывала Анна Керн, племянница хозяина, вдохновившая Александра Сергеевича Пушкина на прекрасные строки «Я помню чудное мгновенье…». Во второй половине XIX века уже при новых хозяевах – купцах Бронниковых – здесь шли спектакли Московского артистического кружка и выступали гастролеры из разных стран мира. После революции 1917 года в особняке разместилась вторая студия МХАТ, а затем Центральный детский театр. Сейчас это здание Российского академического молодежного театра.

Таким образом постепенно сложился облик Театральной площади близкий к тому, что мы знаем сейчас. Однако изменения все же происходили. Уже в 1843 году была проведена первая реконструкция Большого театра,затронувшая как внешнюю отделку, так и внутренние интерьеры. А в 1853 году трагическая случайность заставила труппу в который раз начинать все сначала. 11 марта в здании театра вспыхнул пожар, уничтоживший большую часть сооружения со всем содержимым.

Первым спектаклем, сыгранным во вновь отстроенном здании Большого театра, стала опера В. Беллини «Пуритане». Постановка, представленная публике 20 августа 1856 года, имела оглушительный успех. В дальнейшем в театре происходили отдельные ремонтные работы и улучшения, но в целом здание сохранилось до наших дней в том виде, в котором было открыто в 1856 году.

Во второй половине XIX века российская музыкальная культура переживает настоящий расцвет, связанный прежде всего с творчеством таких гениев, как П. И. Чайковский и члены петербургского объединения композиторов «Могучая кучка» М. И. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина. Их произведения ставятся на сценах лучших театров России и мира. Несмотря на то, что премьерные постановки отечественных опер и балетов, как правило, осуществлялись на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге, практически сразу после этого те же произведения появлялись в репертуаре Большого театра.

Среди бесспорных шедевров, украсивших афишу театра в этот период, можно назвать балеты П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и «Воевода», его же оперы «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Черевички». Прочно вошли в репертуар Большого театра оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Ночь перед Рождеством» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и народная драма по одноименному произведению А. С. Пушкина «Борис Годунов» М. И. Мусоргского.

В начале XX века на сцене Большого театра появляются такие выдающиеся исполнители, как всемирно известный оперный бас Федор Иванович Шаляпин, лучший исполнитель партий Бориса Годунова в одноименной опере Мусоргского и Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст», сопрано Антонина Васильевна Нежданова, более тридцати лет посвятившая службе в Большом театре, тенор Леонид Витальевич Собинов, не только выступавший на сцене, но и дважды становившийся директором театра.

Годы Великой Отечественной войны стали для театра периодом безмолвия. Здание театра бережно защищали от бомбежек, а труппа была эвакуирована в Куйбышев. Лишь одна бомба попала в Большой театра, но ущерб от ее взрыва был значительным. Сразу же начались ремонтные работы, длившиеся 240 дней. Часть коллектива вернулась в театр летом 1943 года, а осенью их силами была осуществлена постановка патриотической оперы М. Глинки «Иван Сусанин», вдохновлявшая воинов защищать родную страну как и в годы польской интервенции.Уже в 1945-46 гг. в театре были поставлены балеты С. Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой в главных ролях.

С приходом в Большой талантливых балетмейстеров Леонида Лавровского и Юрия Григоровича, а также оперного режиссера Бориса Покровского у театра открылось второе дыхание. В дополнение к классическим операм на афише появляются названия опер композиторов социалистического лагеря («Проданная невеста» Б. Сметаны, «Галька» С. Монюшко), а также многочисленные постановки западноевропейского репертуара – Дж. Верди, Л. Бетховена, Д. Обера.

Балетный репертуар обогащается триумфальной постановкой балета Арама Хачатуряна «Спартак» (1968 год). Постановка Юрия Григоровича при участии художника Симона Вирсаладзе и дирижера Геннадия Рождественского удостаивается в 1970 году Ленинской премии. Исполнителей главных ролей Мариса Лиепы, Владимира Васильева и Михаила Лавровского словно кинозвезд знала вся страна.

Еще одним триумфальным успехом Большого театра становится постановка в 1967 году балета «Кармен-сюита» кубинским балетмейстером Альберто Алонса на музыку оперы Ж. Бизе, переработанной Р. Щедриным. Главную партию Кармен исполняла супруга Щедрина Майя Плисецкая, Хозе – Николай Фадеечев. Шокирующая «рваная» пластика Кармен в исполнении Плисецкой резко контрастировала с нарочито мягкими, плавными движениями Хозе, героиня бросала всеми миру вызов, смело заявляя о своей свободе и нежелании покоряться мужчинам, даже тем, которых любила. Постановка была дважды экранизирована: первый раз в 1969 году с первым составом исполнителей, а во второй раз в 1978 году, Плисецкая по-прежнему танцевала Кармен, а в роли Хозе выступил всемирно известный танцовщик Александр Годунов.

Таким образом, можно не сомневаться, что Большой театр живет не только своим великим прошлым, но и продолжает развиваться, ставить смелые эксперименты, привлекать в свои ряды новые свежие силы. Труппа театра регулярно выезжает на гастроли в зарубежные страны, а также осуществляет совместные постановки с крупнейшими театрами мира. В репертуаре Большого сосуществуют как классические оперные и балетные спектакли, так и новаторские экспериментальные работы современных авангардных балетмейстеров и режиссеров.

Малый театр

Строительство здания Малого театра было начато в 1821 году купцом В.В.Варгиным. В 1824 году, формируя ансамбль Петровской площади, О. Бове перестроил здание для театра. В октябре 1824 года московская драматическая труппа дала здесь свой первый спектакль. В 1838-1840 гг. архитектор К. Тон, перестраивая театр (главным образом внутреннюю часть), почти полностью сохранил его внешний вид.
В 1929 году перед зданием театра был установлен памятник А.Н. Островскому.

В 1914 году здание на Большой Ордынке, 69 по проекту арх. Н.А. Спирина было перестроено из кинотеатра «Кино-Палас» в Театр П.П. Струйского. В первую очередь здание предназначалось для обслуживания населения района Замоскворечья. Позже Театр Струйского был преобразован в Театр миниатюр.

После 1917 года Театр Струйского был национализирован. На сцене театра с выездными спектаклями выступали разнообразные оперные и драматические коллективы, проходили эстрадные концерты. В 1922-м году здесь был открыт районный театр Замоскворецкого совета (Замоскворецкий театр), его директором назначили П.П. Струйского. Спустя три года театр переименовали в Московский театр Ленсовета. Еще во время войны, в 1943 году здание на Большой Ордынке, 69 было передано Малому театру и превратилось в его филиал. Первый спектакль был дан 1 января 1944 года («На бойком месте» А.Н.Островского, с участием В.Н.Пашенной), а первой премьерой стал спектакль «Инженер Сергеев» Всеволода Рокка (25 января 1944 года).

Малый театр - старейший театр России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: "Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр..." Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии. На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров. В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название - Малый театр.

Слово "малый" сначала даже не писали с заглавной буквы - ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова "Большой" и "Малый" стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.

Датой основания Малого театра принято считать 14 октября 1824 г., когда в нынешнем здании Малого театра, на Петровской площади, начались спектакли драматической труппы бывшего Петровского театра, с 1806 г. входившего в систему императорских театров. До 1917 г. Малый театр находился в ведении Московской конторы императорских театров. После Октябрьской революции, в 1918 г., передан в ведение Наркомпроса РСФСР; с 1909 по 1927 г. директором Малого театра был А. И. Южин. С 1936 г. театр находился в ведении Комитета по делам искусств при СНК СССР, Министерства культуры СССР.
В 1937 г. Постановлением ЦИК СССР Малый театр награжден орденом Ленина.

Первый профессиональный драматический театр был создан в 1750 году в Ярославле замечательным русским актером Федо­ром Григорьевичем Волковым. Через два года императрица Елизавета Петровна перевела его труппу, состоявшую из четыр­надцати артистов, в Петербург. Официальное учреждение Рос­сийского театра в Петербурге состоялось в 1756 году. Его дирек­тором стал основоположник русской классицистской драматур­гии А. П. Сумароков, автор трагедий «Хорев», «Синав и Трувор», которые первоначально и составили репертуар театра.

В 1756 году при Московском университете был создан сту­денческий театр. Университетский театр по направлению и духу был близок университету, где царили демократические идеи и настроения, завещанные основателем университета великим русским ученым М. В. Ломоносовым. Из театра вышли такие крупные ак­теры, как Я. И. Булгаков, П. А. Плавильщиков и другие.

В 1776 году на основе бывшей университетской труппы был создан драматический театр М. Е. Медокса, получивший впо­следствии (в 1780 году) название Петровского. На репертуар и художественное направление этого театра большое влияние ока­зывала прогрессивная интеллигенция, группировавшаяся вокруг крупнейшего русского просветителя XVIII века — писателя и из­дателя Н. И. Новикова. Здесь впервые в Москве были сыграны пьесы Д. И. Фонвизина, А. О. Аблесимова, Л. Б. Княжнина, И. А. Крылова, а также западноевропейских драматургов Молье­ра, Вольтера, Дидро, Бомарше, Лессинга и других.

Для театра по проекту архитектора К. Росси было выстроено деревянное здание у Арбатских ворот, но и оно сгорело в 1812 го­ду. Снова московская труппа осталась без постоянного помеще­ния. Спектакли ставились в различных частных домах. И только лишь в 1822 году было принято решение об оформлении и за­стройке театрального центра в Москве.

Идея создания театрального центра Москвы принадлежала архитектору О. И. Бове, который выбрал для этого Петровскую площадь. Здание, в котором расположился Малый театр, не было пред­назначено для театральных представлений. Потребовалась значи­тельная переделка. И вот, наконец, 14 (26) октября 1824 года со­стоялось открытие Московского Малого театра.

Драматическая труппа театра состояла из 36 актеров и 37 акт­рис. Вот имена некоторых из них: актеры — Михаил Щепкин, Павел Мочалов, Василий Живокини, Артамон Пруссаков, Васи­лий Воеводин, Иван Максин, Петр Булахов, Михаил Зубов, Козма Бараков, Василий Рыкалов, Петр Гришаев, Николай Лав­ров, Александр Сабуров,

В первом полугодии 1839 года драм и траге­дий было поставлено 29, комедий — 23, опер — 21, водевилей — 69(!); во втором полугодии драм было поставлено — 12, коме­дий — 12, опер — 10, водевилей — 37 (!).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных