Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Музыкальное мышление обнаруживается в способности мыслить музыкальными образами. Музыкальное мышление интонационно, т.е. оперирует музыкальными интонациями.




Специфика, своеобразие музыкального мышления зависят от степени развитости музыкальных способностей, а также условий той музыкальной среды, в которой живет и воспитывается человек, поскольку мышление имеет социальный характер, т.е. складывается в процессе общения людей друг с другом. Поэтому справедливо ожидать, что каждая самобытная национальная культура отличается от других и культурой мышления, в том числе, музыкального. Это особенно заметно при сравнении восточной и западно-европейской музыки.

Для восточной музыки характерно развитие музыкальной мысли по горизонтали с использованием многочисленных ладовых наклонений, богатство ритмических структур, нетемперированные соотношения звуков. Монодическое развитие музыкальной мысли не способствовало развитию хоровых и оркестровых жанров, характерных для европейской музыки.

В европейской музыке, приверженной гомофонно-гармоническому складу, развитие музыкальной мысли в мелодии обусловлено логикой движения гармонических последовательностей. И законы музыкального мышления в ней совершенно другие по сравнению с восточной музыкой.

Кроме того, каждая историческая эпоха формирует свой стиль в музыкальной культуре, и музыкальные произведения, написанные композиторами одного и того же времени, оказываются нередко во многом сходными. Так появляется стиль эпохи — типичная совокупность выразительных приемов и средств, используемых для отражения жизненного содержания. Мы можем говорить о стиле венских классиков, стиле романтизма или импрессионизма, учитывая специфику музыкального мышления каждого из этих музыкальных направлений.

В рамках одного стиля может быть несколько направлений, по разному трактующих средства художественного выражения. Например, в джазовой музыке можно видеть такие направления, как свинг, рэг-тайм и другие. Особенностями различных направлений является своеобразие способов музыкального мышления, по которым мы можем легко отличить одно направление от другого.

Еще большую индивидуализацию музыкального мышления можно наблюдать в манере выражения того или иного художника — композитора, живописца, актера. Каждый большой художник, даже если он действует в рамках предлагаемого обществом стилевого направления, представляет собой неповторимую личность. Такой художник своеобразен и неповторим в своем творчестве, как неповторимы Бетховен, Чайковский, Шекспир и многие другие выдающиеся композиторы, писатели и художники. Каждый художник носит в себе свой мир привычных ему образов, легко узнаваемый читателем, зрителем, слушателем. Поэтому стихи Пушкина мы сразу же отличаем от стихов Некрасова, а стихи Блока — от стихов Есенина. Точно так же мы легко отличим музыку Чайковского от музыки Шопена и музыку Шуберта — от музыки Брамса, хотя все эти композиторы являются представителями романтизма. Мы будем чувствовать различия в музыке этих композиторов по своеобразию созданных им мелодий, оттенкам гармонического языка и тембрового колорита. Но следует отличать естественную непохожесть большого художника от «манерничания», то есть от стремления выделиться во что бы то ни стало и привлечь к себе внимание публики. Это, как правило, не имеет отношения к индивидуальности большого художника.

 

Таким образом, мы можем говорить о музыкальном мышлении эпохи (барокко или романтизм), стиля (джаз или рок), композитора (характерные гармонии или интонации).

 

Виды мышления.

Решая различные задачи, человек пользуется разными видами мышления.

Исполнитель, имеющий дело с музыкальным инструментом, будет осмысливать звуки музыки в процессе собственных практических действий, находя наилучшие способы исполнения нотного текста (оперирование реальными звуками). Это – наглядно-действенное мышление. Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами. Здесь внутренние, умственные действия практически сведены к минимуму или полностью отсутствуют, а задача в основном решается за счет практических манипуляций с предметами, перемежающихся восприятием и оценками того, что в результате этого получается.

Наглядно-действенное — это простейший из известных видов мышления, свойственный многим животным и, вероятно, доминировавший у первобытных людей. Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с шестого — восьмого месяца жизни. Примером такого мышления является доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним. Если ребенок хочет взять привлекательный для него предмет, который лежит далеко и до которого невозможно дотянуться рукой, то он может воспользоваться для этого палкой. Если привлекательный предмет расположен высоко, ребенок для его получения может использовать стул. Все это примеры наглядно-действенного мышления. Оно представляет собой генетически самый ранний вид мышления человека и, вместе с тем, простейший его вид.

 

Слушатель в процессе музыкального восприятия будет оперировать представлениями о звуках, интонациях, гармониях, игра которых пробуждает в нем различные чувства, воспоминания, образы (оперирование представлениями о звуках, мелодических интонациях, ритмических фигурах, гармониях и т.д.). Это - наглядно-образное мышление. Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов. Вместо того чтобы практически решать задачу удобной расстановки мебели в комнате, передвигая с места на место тяжелые предметы и наблюдая, что в результате этого получается, человек может мысленно переставить эти предметы и, получив в результате образного преобразования ситуацию, оценить результат. Это и будет примером решения задачи в наглядно-образ­ном плане или примером обращения к наглядно-образному мышлению. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет.

Композитор, желая передать в звуках музыки свои впечатления, мысли, переживания, будет осмысливать музыку с помощью музыкальной логики, которая выражается в гармонии, форме (оперирование понятиями, отбор и осмысление с их помощью полученное звучание, компановка материала, его развитие). Это – абстрактно-логическое мышление. Абстрактно-логическим называют высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни не только у отдельно взятого человека, но и всего человечества. Данный вид мышления характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями или их образами. Во-вторых, этот вид мышления полностью протекает во внутреннем, умственном плане. В-третьих, для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию. Часто, наоборот, для того чтобы использовать тот или иной вид мышления, человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации. В-четвертых, такое мышление осуществляется по определенным законам, строгое следование которым приводит к истинным выводам или правильным решениям обсуждаемых задач. В качестве таких законов чаще всего выступают известные правила логики мышления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных