ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Стратагема нанесения себе увечья.Никогда и никто не хочет нанести себе рану. Если кто-то поранился – значит, здесь нет подвоха. Если ложь кажется настолько правдивой, что правда кажется ложью, хитрость удалась. 35. Стратагема «цепи». Противник должен сам связать себя, ограничить себя в действиях. 36. Бегство – лучшая стратагема. Сдаться означало бы потерпеть полное поражение. Переговоры о мире – поражение наполовину. Бегство же еще не есть поражение. Избежать поражения крайне важно, ибо сие позволит в будущем одержать победу. Но, наверное, лучше всего объединил дух стратагем в одном высказывании Мао. Когда отношения СССР и КНР стали особо напряженными, он заявил: «Я завоюю СССР. Выдвину против него пять армий по тридцать миллионов, а впереди пущу танк. Русские подобьют танк, и все солдаты сдадутся в плен. И СССР будет завоеван».
Как создать популярную торговую марку
Если вы пришли в бизнес крепко и надолго, необходимо создавать свою торговую марку. С одной стороны, она делает ваш товар узнаваемым, вербует вам новых клиентов и заставляет возвращаться к вам старых. Но с другой стороны – обладателю марки нельзя халтурить. Купивший один раз некачественный товар больше к этой марке не вернется. И к провалу, и к победе приводят одни и те же действия. Не повторяйте чужих марок, не копируйте их идеи: насколько бы ни был хорош ваш продукт (он может быть даже лучше оригинала), у всех в памяти всегда будет тот, кто застолбил это место первым. Например, пиво «Клинское» первым на рынке стало позиционировать себя как «молодежное». Остальные пивоваренные гиганты вскоре среагировали, и сегодня у всех пивных монстров есть свое «молодежное» пиво, но эти марки так никто и не знает. Они пришли на территорию, которую уже застолбило «Клинское». Старайтесь, чтобы ваша марка отличалась от остальных. Одна из известных аптечных сетей пришла на рынок, когда тот был уже плотно заполнен. Эта сеть была далеко не первой, но именно она первой начала круглосуточную торговлю, организовала продажу сопутствующих товаров для красоты и здоровья, первой стала активно использовать рекламу. В итоге, согласно последним опросам, эта сеть – лидер рынка. Таких примеров можно привести множество. Но гораздо интереснее разобрать ошибки. Пожалуй, наиболее показательным в этом плане стал выход на российский рынок еще одной сотовой сети – «Индиго». Если вы покопаетесь в памяти, то, возможно, вспомните сделанную несколько лет назад попытку одной американской компании объединить под единой торговой маркой принадлежащие ей фирмы, работающие в секторе мобильной связи. «Индиго» собиралась конкурировать с тремя большими сотовыми операторами, и ст о ит сказать, что возможностей у нее для этого хватало, а рынок без труда принял бы еще одну сеть. Американская компания имела около пятидесяти региональных операторов на территории России и нескольких сопредельных государств, а ее лицензионная зона охватывала 50% территории нашей страны. Но вместо того, чтобы продвигать единую марку, владельцы стали жалеть старые бренды, объясняя, что «Индиго» пока еще никто не знает, а названия старых компаний себя хорошо зарекомендовали и пользуются популярностью. В итоге одновременно раскручивали несколько брендов, но под одной «крышей». Обладающая достаточными средствами для раскрутки нового бренда компания решила сэкономить и сохранить старых клиентов. В результате сегодня нет ни «Индиго», ни большинства старых региональных операторов. Этот пример показывает, что даже большие деньги не могут создать хорошую торговую марку, если нет четкой и выверенной стратегии развития. Но брендинг – это не только идея, но еще и длительный сложный процесс, в котором ошибки нежелательны. Впрочем, наблюдая за такими гигантами мирового рынка, как те же «Кока-Кола» и «Пепси», мы видим, что в их стратегиях ошибок было более чем достаточно. Из-за неверных ходов они несли колоссальные убытки. Так что от ошибок не застрахован никто, даже те, кто кажутся суперпрофессионалами. Тенденции последнего времени, сначала американские и европейские, а сейчас уже и российские, состоят в том, что глобальные бренды в сознании потребителя меняются на бренды местные, зачастую не национальные, а региональные или даже городские. В некоторых европейских странах доля местных марок в отдельных отраслях экономики уже превышает 30%. Еще лет десять назад подобного нельзя было представить. Идет жесткая сегментация рынка, и потребитель все чаще предпочитает «свое, родное». Это очень хорошая новость для малого бизнеса. Поддержание местных марок требует значительно меньше расходов. Происходит экономия и на логистике (не надо ничего доставлять с другого континента), и на складировании, и на растаможке, и на рекламе, которая в национальных СМИ стоит в разы больше, если пересчитывать на охваченного рекламой потребителя. Эта тенденция уже заметна, но у любого, кто правильно подойдет к созданию своей марки, сегодня еще есть очень большой шанс стать в своем городе или регионе весьма значимым брендом. Стоимость создания и вывода на рынок нового бренда постоянно возрастает, и, несмотря на кризис, эта тенденция будет только усиливаться. В СССР впервые заговорили о торговых марках в 1962 г. Тогда вышло Постановление Совета Министров СССР «О товарных знаках», которое позднее, в 1974 г. было дополнено специальным положением Совета Министров СССР. Сегодня эта область регламентируется законом РФ № 3520 – 1 от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Право на товарный знак охраняется законом, и никто не может его у вас украсть. Между тем даже само название популярного бренда сегодня ст о ит больше, чем все оборудование фабрик, на которых этот товар производят. Но нам пока до этого далеко, так что поговорим о том, с чего начинать создание своей торговой марки. Вы должны отчетливо представлять аудиторию, на которую рассчитан ваш товар. Марка, например, «Круто» вряд ли понравится аудитории в возрасте, а молодежь равнодушно пройдет мимо товара под названием, предположим, «Белая акация». Выбрав нужную аудиторию, можно приступать к придумыванию или подбору слова для названия вашего товара. Оно должно: – представлять достоинства товара; – быть коротким (желательно не более семи букв); – легко читаться, произноситься и запоминаться; – обладать новизной, иначе оно уже занято. Товар выпущен, название для него придумано, теперь необходимо продвигать его на рынок. Настала пора заняться рекламой. Реклама почти в любом бизнесе – весьма расходная статья. Эти расходы особенно критичны для молодого бизнеса. Особенно в кризис…
Как экономить на рекламе
Экономя на рекламе, главное – не перегнуть палку, иначе она станет очень дешевой и абсолютно бесполезной. Самая большая сложность в снижении расходов на рекламу – найти золотую середину. Для начала проанализируйте, в каких СМИ, когда и в каком объеме присутствует реклама ваших конкурентов. Вам следует придерживаться того же пути. Если таких СМИ больше двух, устройте среди тех, кого вы видите своими потенциальными клиентами, небольшой опрос: какое из этих СМИ им более интересно, вызывает у них больше доверия, какое они чаще покупают. Постарайтесь определиться с направленностью издания: одни виды товаров лучше рекламировать в бесплатных газетах, другие – в специализированных изданиях, третьи – по радио. У каждой радиостанции, например, существует своя аудитория. К какой аудитории относится наибольшее число ваших потенциальных клиентов? Не стоˆит сразу покупать целую полосу в газете, лучше на ту же сумму купить несколько публикаций и привлечь к себе внимание за счет необычной верстки рекламного модуля, его положения на странице и хорошо сформулированного текста самой рекламы. В нем может быть что угодно: шутка, парадокс, провокационный призыв. Ваша главная задача – донести до потребителя весть о своем товаре и выделиться на общем фоне рекламы. Не покупайтесь на большие тиражи бесплатных газет: боˆльшая часть тиража тут же отправляется в мусорную корзину. А газету, за которую уплачены деньги, прочитывают от корки до корки. Немного позже, когда ваша марка раскрутится и станет хоть немного известна потребителю, реклама будет выполнять функцию напоминания клиентам: мы существуем, мы продолжаем работать. Распространенной ошибкой многих фирм становится то, что, достигнув некоторой известности, они уменьшают количество рекламы, и средний потребитель, даже знающий о существовании вашего, к примеру, магазина, к вам не поедет: вы не напоминали о себе и, значит, могли закрыться. Проще не терять время и совершить покупку в другом месте. Запомните это на будущее, а пока ваша задача завоевать аудиторию. Можно, например, обещать небольшую скидку всем, кто придет с рекламой из газеты. Этим вы убиваете сразу двух зайцев: увеличиваете поток потенциальных покупателей и вычисляете самое эффективное для рекламы вашего товара СМИ. Когда реклама в СМИ дана, необходимо начать окучивать ближайшую к фирме территорию. Если, конечно, ваш товар или услуга рассчитана на «бытовое», так скажем, потребление. Рекламировать объявлениями на подъездах, например, магазин роялей или тюнинг джипов нет смысла. Итак: объявления на подъездах, заборах, столбах. Надписи на асфальте и бордюрах, указывающие, где находится ваша фирма. Таблички, прикрученные проволокой к деревьям, столбам и прочим подходящим для этого объектам инфраструктуры. Если вы убедитесь, что эти способы работают, можно будет постепенно расширять географию расклейки объявлений и укрепления табличек. Только сначала ознакомитесь с местным законодательством, иначе вместо получения прибыли придется платить штрафы. Выждите пару месяцев и разместите рекламу в проходящих мимо вашего магазина или фирмы автобусах и маршрутных такси. Такая реклама ст о ит не слишком дорого, а работает весьма эффективно. Еще через некоторое время можно поставить на ближайшем углу «человека-бутерброда», который будет раздавать листовки с вашей рекламой. Все эти способы не требуют особых затрат, это фактически реклама от двери к двери, именно она и нужна региональным брендам. То, что о новом местном товаре человек узнал не по федеральному каналу, а из объявления на собственном подъезде, создаст вашему бренду нужный имидж.
Глава 10 ЗАКОННЫЕ НАЛОГИ ИЛИ НЕЗАКОННЫЕ ПОБОРЫ. КТО ХОЧЕТ ВАШИХ ДЕНЕГ: ОТ МИЛИЦИИ ДО ХУЛИГАНОВ
Президент России Дмитрий Медведев подписал закон об ограничениях на проверки малого бизнеса контролирующими органами. Теперь проверки могут быть только плановыми, и это, как надеется президент, поможет малому бизнесу легче преодолеть кризис. Но, тем не менее, согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», бизнесменов проверяют десятки контролирующих организаций. В их числе налоговая инспекция, торговая инспекция, трудовая инспекция, Пенсионный Фонд, фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Фонд занятости, торговые отделы районных администраций, антимонопольный комитет, комитет по защите прав потребителей, Государственный пожарный надзор, Санитарно-эпидемиологический надзор, экологический, энергетический, радиационный и иные надзоры, органы местного самоуправления, милиция и множество других организаций. Штрафы, накладываемые проверяющими, могут иногда достигать катастрофических размеров и наносить вред существованию предпринимательства как такового. Ст о ит признать, что в абсолютном большинстве случаев штрафы налагаются за дело, но вот только беда в том, что избежать всех нарушений, предусмотренных множеством инструкций и правил, практически невозможно.
Проверка органами милиции
Наиболее часто в качестве проверяющих выступают сотрудники милиции. Их полномочия Федеральным законом № 293-ФЗ от 26.12.2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» были ограничены, и ситуация, по мнению многих предпринимателей, стала гораздо лучше. Милиционеры имеют право проверить вас в следующих случаях: – при наличии данных о правонарушениях; – если сотрудник милиции лично заметил правонарушение (например, невыдачу чека). В первом случае, помните это, данные о ваших нарушениях должны быть официальные (не анонимные). Они должны быть зарегистрированы в журнале дежурной части РОВД, а заявления и письма – в журнале секретариата. На этом основании сотрудникам милиции выдается направление на проверку конкретной торговой точки (именно конкретной – нарушителя) с указанием мотивов, повлекших за собой проверку. Милиция имеет право составить протокол об административном правонарушении, осуществить административное задержание и применить иные меры, предусмотренные законом. Сотрудник милиции также имеет право проверить наличие таких документов, как: – паспорт (удостоверение личности); – свидетельство о регистрации предпринимательской деятельности; – лицензия; – патенты или иные правоустанавливающие документы; – сертификаты; – кассовый журнал; – накладные и т. п. Проверив эти документы, сотрудник милиции не должен давать им правовую оценку. То есть, если, по мнению милиционера, обнаружены нарушения, он обязан составить акты и передать их в органы, уполномоченные принимать меры по соответствующим нарушениям (налоговую инспекцию, Госсанэпиднадзор и т. д.). Кстати, сотрудники милиции не имеют полномочий проверять наличие у предпринимателей санитарных книжек, т. к. это право предоставлено исключительно органам Госсанэпиднадзора. Также, по новому законодательству, сотрудники милиции не имеют права осуществлять следующие действия без санкции прокурора: – изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов; – изымать... отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз; – требовать... обязательного проведения... проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы... и т. д. Милиция имеет право налагать административные взыскания (штрафы) на должностных лиц только за следующие виды правонарушений: – продажа товаров без документов (в том числе без применения контрольно-кассовых машин) – штраф от 3000 до 4000 рублей; – незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена, штраф от 3000 до 4000 рублей. Если вы подверглись такой проверке, старайтесь в процессе общения избегать конфликтов, так как из всех проверяющих органов только милиция имеет право вас задержать. Помните, что мера ответственности не устанавливается составленным протоколом. Ее определяет либо руководство милиции, либо административная комиссия, либо суд. Проконсультируйтесь с юристом. Милиционер обязан предоставить вам копию протокола. Протокол является бланком строгой отчетности и имеет свой учетный номер, копия протокола об административном нарушении немедленно после составления протокола вручается под расписку лицу, совершившему правонарушение (КоАП РФ). Если этого не произошло, то – поставьте прочерки в незаполненных графах протокола; – укажите на бланке протокола, что сотрудник милиции отказался передать копию протокола, несмотря на вашу просьбу; – подпишите «с протоколом не согласен» и поставьте дату под вашей подписью. Помните, что «неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции» предусматривает штраф от 500 до 1000 рублей. Если у вас нет стопроцентной уверенности в незаконности требований милиционера, то лучше выполняйте их.
Проверка налоговой инспекцией
Налоговый инспектор, направленный для проверки объектов торговли (выездная проверка), обязан иметь постановление на проверку, подписанное руководителем налогового органа. Если такого постановления у него нет, то в соответствии со статьей 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе не исполнять требования проверяющего. Налоговый инспектор имеет право проверять только документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя: накладные, приходные и расходные ордера, кассовый журнал, свидетельства регистрации предпринимателя, патенты, лицензии или иные правоустанавливающие документы, трудовой договор с продавцом и т. п. Налоговый инспектор не уполномочен проверять санитарные книжки, сертификаты и т. п. Налоговый инспектор имеет право выемки (изъятия) документов на основании письменного мотивированного постановления уполномоченного должностного лица налоговой инспекции. Постановление должно быть утверждено руководителем (или его заместителем) соответствующего налогового органа. Предпринимателю рекомендуется приобрести Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс РФ и не только держать их всегда под рукой, но и внимательно изучить, чтобы иметь возможность указать должностному лицу на ошибки, допущенные им при проверке. Помните, что довольно часто требования о предоставлении подлинных документов заявляют представители государственных органов, не имеющих на это права. Если в результате неправомерного изъятия документов вы понесли убытки – подавайте в суд. Большую сумму компенсации вы вряд ли получите, но возместите хотя бы часть потерь, и в следующий раз к вам будут относиться осторожнее.
Проверка органами Госсанэпиднадзора
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право: – получать от предпринимателя документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; – беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санэпидемнадзору в целях соблюдения предпринимателями санитарного законодательства; – проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; – составлять протоколы о нарушении санитарного законодательства. При выявлении нарушения санитарного законодательства проверяющие имеют право давать предпринимателям предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки. Главные санитарные врачи и их заместители имеют право за нарушение санитарного законодательства выносить постановления: – о наложении административных взысканий в виде предупреждений и штрафов; – о направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
Проверка органами Государственной противопожарной службы
Представители Государственной противопожарной службы имеют право: – проводить обследование и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; – входить беспрепятственно в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей; – давать руководителям предприятий, должностным лицам, предпринимателям обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности; – приостанавливать полностью или частично эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности; – налагать административные взыскания, в том числе штрафы в размере от 5000 до 10 000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременного исполнения предписаний и постановлений ГПС.
Проверка Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
Представители Роспотребнадзора имеют право: – осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности; – производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследований их качества; – осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификатов на реализуемые товары и соответствия их требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа; – давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту; – получать от предприятий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Роспотребнадзор; – составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания; – передавать материалы в следственные органы; – выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу за реализацию товаров, произведенных с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров.
Проверка органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт)
Основными задачами Агентства являются: – осуществление мер по защите прав потребителей и экономических интересов РФ в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров (работ, услуг); – организация и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, а также за сертифицированной продукцией.
Проверка Обществом защиты прав потребителей
Ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» дает право представителям этого Общества контролировать соблюдение прав потребителей. При этом он не дает им права наложения административных взысканий. К тому же предмет проверки общественных организаций довольно узок и определяется кругом прав потребителя.
Как вести себя при проверке
Увидев проверяющего, не впадайте в панику, не конфликтуйте, ведите себя спокойно. Попросите его представиться, предъявить служебное удостоверение и запишите название и адрес его органа и телефон. Вместе с удостоверением личности проверяющий обязан представить распоряжение (приказ) о проведении проверки. Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении. В распоряжении должны быть указаны: – номер и дата; – наименование органа государственного контроля (надзора); – ФИО и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; – наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка; – цели, задачи и предмет проводимого мероприятия; – правовые основания проведения проверки; – дата начала и окончания проверки; – проверяемый период, объект проверки. Распоряжение о проведении мероприятия по государственному контролю (надзору) должно быть подписано руководителем уполномоченного органа либо его заместителем. Отсутствие правильно оформленного направления дает предпринимателю право не допускать проверяющих к проверке. Если все законно и проверка все же началась, будьте осторожны. Сразу вызовите знакомого юриста. Если вам предлагают дать какое-либо объяснение, то вежливо откажитесь, сославшись на недостаточное знание законов. От подписания документов не отказывайтесь, но обязательно сопровождайте свою подпись словами: «С актом (протоколом) не согласен». Не конкретизируйте, потом выясните с юристом, с чем именно вы были не согласны. Помните, что для вас действует правило «разрешено все, что не запрещено», а для проверяющего наоборот: «запрещено все, что не разрешено». Если проверяющие собираются совершить действия, в законности которых вы сомневаетесь, скажите им об этом. Помните, что при осуществлении правосудия «...не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона...» (пункт 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации). То есть при рассмотрении дела в суде те или иные недочеты в протоколах, актах и иных документах приводят к их недействительности, даже если с вашей стороны действительно были нарушения.
Криминальная «крыша»
Лихие 90-е давно прошли, и малый бизнес представителей криминального мира давно не интересует. Но если к вам все же явились бритые ребята с требованием «оплатить безопасность» или «делиться», паниковать не ст о ит. Так же, как не ст о ит и платить – уплатите один раз, будете давать им деньги всю оставшуюся жизнь. При этом старайтесь не конфликтовать с этими людьми, так как, возможно, за их спиной стоит кто-то серьезный, и адекватность их действий вряд ли можно прогнозировать. Обещайте подумать, упомяните милицию и тихонько спровадьте их вон. Скорее всего, это какие-то начинающие бандиты, которые решили пугнуть неопытного предпринимателя. Но, в принципе, тут многое зависит от местности, где вы проживаете и ведете бизнес: в России еще остались бандитские заповедники. Выясните у коллег-предпринимателей, сталкивались ли они с подобными ситуациями. Напишите заявление о вымогательстве в УБОП. Если милиция откажется принимать заявление, пригрозите, что будете жаловаться в УСБ – Управление собственной безопасности. Но делать это следует только в крайнем случае: стражи порядка в России, увы, зачастую живут эмоциями, и после такой жалобы заявление у вас возьмут, но, скорей всего, работать по нему не будут. Также милиционеры могут попросить у вас денег за то, что будут разбираться с бандитами. Объясните им, что вы уже пл а тите налоги на их содержание, и снова упомяните УСБ или прокуратуру. Можно, безусловно, начать платить милиции, но тут проблема в том, что подобные милиционеры имеют привычку, когда дело доходит до каких-то серьезных разборок, выключать телефон и ложиться на дно. В наше время у вас гораздо больше шансов столкнуться с криминалом не в виде рэкетиров, а в виде грабителей или просто хулиганов. Панацея здесь простая: ставьте свою фирму под вневедомственную охрану и заводите тревожную кнопку. Если вы хотите нанять постоянного охранника, то лучше воспользоваться услугами частного агентства или нанять охранника самостоятельно. К работе вневедомственной охраны у некоторых предпринимателей есть претензии, но наличие «своего» охранника все-таки не отменяет необходимость сигнализации.
Глава 11 КАК ЗАСТАВИТЬ СОТРУДНИКА РАБОТАТЬ, А ПОТОМ ЕГО УВОЛИТЬ
Специалисты по персоналу считают, что примерно десять процентов людей дисциплинированны от природы, еще десять будут нарушать правила и нормы всегда и везде, а производительность остальных восьмидесяти процентов зависит от контроля. Главный вопрос в том, как организовать контроль таким образом, чтобы не обидеть персонал и не разрушить командный дух, сложившийся в вашей фирме. Как говорит всезнающая статистика, 70% всех убытков предприятий, связанных с различным воровством, происходит по вине сотрудников или при их участии. Интересно, что б о льшую часть нарушений совершают люди, отработавшие в компании более года и ранее ни в чем подобном не замеченные. Тут все просто: сотрудник постепенно знакомится с системой учета, контроля и безопасности и со временем может использовать эти знания в своих целях. Но воровство – это все-таки крайность. В основном персонал занимается – «разбазариванием» рабочего времени; – эксплуатацией техники фирмы в личных целях; – нарушением норм корпоративной культуры; – сговором с клиентами или поставщиками (завышение или занижение цен, использование подставных поставщиков, откаты); – махинациями с выплатами зарплаты и других денежных вознаграждений. Как показывают исследования, 30% сотрудников не предадут фирму ни при каких обстоятельствах, 50% готовы рискнуть, если будут уверены в своей безнаказанности или знают, что их ждет мягкое наказание, и 20% рискнут в любом случае. В итоге этот мелкий ручеек нарушений вырастает для владельца фирмы в серьезные убытки. Опрос, проведенный среди американских бизнесменов, показал, что 82% используют те или иные формы электронного контроля (проверка почты и контроль интернет-трафика) или физического наблюдения за персоналом. В России работодатели пока менее бдительны, да и методы используются несколько иные. В основном это видеонаблюдение. Метод, что и говорить, далеко не идеален. Если видеонаблюдение ведется открыто, люди чувствуют себя скованно, и падает производительность труда. Если наблюдение скрытое, всегда существует опасность, что сотрудники как-то узнают о нем, и тогда от вас отвернутся даже самые преданные работники, сочтя это оскорблением. А проверка почты в России и в принципе невозможна: вы сразу ставите себя и сотрудников по разные стороны баррикад, и при малейшей возможности работники отплатят вам за такое нарушение личного пространства любым доступным им методом. К тому же за несанкционированный просмотр личной электронной почты в России предусмотрена уголовная ответственность (ст. 137, 138 УК). Просматривать корпоративную почту возможно, но лучше сразу внести этот пункт в договор и указать на него сотруднику. Но предупрежден – значит, вооружен, и такой способ контроля теряет всякий смысл. Оптимально сделать так, чтобы работник сам себя контролировал. Только не увлекайтесь западным тимбилдингом. Здесь мы абсолютно согласны со скандально известным бизнесменом Евгением Чичваркиным, создавшим с нуля империю магазинов сотовых телефонов (относиться к нему можно по-разному, но его предпринимательский талант игнорировать невозможно). Вот что он говорил в интервью «Бизнес-Журналу» в 2006 году: «Возможно, причина в том, что такого рода наивные методы формирования единого корпоративного духа больше подходят для американцев-тинейджеров, которые могут жить, не включая целый ряд мыслительных процессов. Мы же устроены все-таки иначе, у нас в мозгах все включено, так что простой дрессировкой серьезных результатов добиться трудно. Значит, нужно искать другие, более эффективные способы воздействия на людей. Вот по такому пути и пошла «Евросеть. …суть в том, что по итогам продаж мобильных телефонов… менеджеры по продажам получают не абстрактные «баллы», а квадратные дециметры жилой площади. Объем заработанной «жилплощади» зависит как от общего количества продаж, так и от конкретных моделей проданных телефонов, что позволяет избежать перекосов в системе сбыта. Всего за три месяца нужно набрать пять квадратных метров. Каждый продавец, который сможет показать такой результат, получит плазменную панель. А те, кто превысит эту отметку, заработают дополнительные деньги и, в перспективе, возможность приобретения квартиры через ипотеку (например, можно будет сделать первый взнос на жилье). Для того чтобы запустить такую программу мотивации, мы привлекли к сотрудничеству не только производителя, но и агентство недвижимости, входящее в десятку ведущих игроков рынка, и оговорили особую ставку ипотечного кредитования – около 9%. При этом все внутренние риски по этому проекту берет на себя наша компания. По нашим расчетам, в результате продавцы «Евросети» получат в собственность жилье на общую сумму в $15 – 20 миллионов. Да, в связи с этим компания несет огромные расходы. Но ведь взамен мы получаем длительную лояльность людей и мощнейший стимул в работе! Кроме того, команда по-настоящему сплачивается: мы сделали так, чтобы общее количество проданных телефонов за определенную единицу времени делилось на всех работающих сотрудников. Таким образом, людям между собой нужно будет договариваться, а это сразу покажет, кто способен работать в команде, а кто нет». Понятно, что у империи вполне имперские замашки и имперские расходы, но и в небольшом бизнесе возможно ввести что-то подобное.
Как уволить сотрудника
Первый шаг к увольнению работник делает заняв вакантную должность. Так что ничего страшного в увольнении нет: все там будем. И были. Есть несколько причин, по которым можно законно и без проблем уволить сотрудника. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|