ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эстетика в структуре философского знания. Исторические формы эстетической проблематики в философском дискурсе.Эстетика - наука о красоте или наука об искусстве. Эстетика изучает и моменты за пределами искусства. Как таковая эстетика родилась в античной Греции 3 в 1 философия +...................................... + эстетика В ней всегда что-то таится Эстетика в дедактических философских дисциплинах Философия всегда эстетична: Аристотель «Логика - искусство красиво мыслить», Мамардашвили «Мысль приносит радость» (катарсис мысли) Философия - это постоянное вопрошание бытия, а оно эстетично, значит и философия эстетична. ^ благо, огонь, воздушные метафоры, метафоры света. Бытие высказывается в слове, а оно всегда поэтично, оно обобщает и поэтизирует. Поиск бытия и философские изыскания, они бескорыстны, не могут быть ничем другим. Философия изучает бытие -> эстетическая компонента. Мы чувствуем счастье, радость и видим мир прекрасным. С другой стороны наша память идеализирует наше прошлое, получается некоторый «гербарий памяти», и человек видит глубинно и красоту своего прошедшего. Даже в смерти «на прощание» мы видим прекрасное, прекрасные воспоминания прошлого. Природа человека имеет ряд эстетических компонент, а так как философия = о человеке ^ в ней есть и эстетика. Философия как эстетика и наоборот Эстетичность философии В любой философии всегда есть эстетическое содержание 1. Философия как мысль о мысли Философия - любовь к прекрасной мудрости (Августин) Риторика - умение красиво говорить, философия - умение красиво мыслить (Аристотель) Логика - искусство правильно мыслить Мысль всегда прекрасна, так как она несет радость, так как хорошо, что я это знаю 2. Философия как искусство философа красиво доносить мысли Например, афоризмы, художественная форма (Платон) 3. Философия как художественной произведение требует страсти (к мысли) 4. Философия - поэзия понятий 5. Философия всегда о человеке, хотя это не всегда выражено Эстетическая составляющая человека - человек действует по законом красоты 6. Наличие идеального образа, например, в виде цели человека 7. Бескорыстное любование - чисто человеческая способность 8. Философия дает картину мира - т.е. художественный образ 9. Поэтически живет человек (Хайдеггер) 10. Философия всегда о бытие, о природе абсолюта Красота - проводник бытия в жизнь Бытие как абсолют, например, абсолютное добро, абсолютная красота и т.д. Мы не всегда может позволить себе это бытие Но если оно проникает в жизнь то Человек пишет романсы, стихи, песни, музыку, картины... Даже любовь требует искусства, усилия, времени, хотя о ее бескорыстности можно поспорить
В Античности: Философия как единство онтологии и эстетики Теория - созерцание - как занятие свободных людей. Это эстетическая форма выражения социального В Ср.в.: эстетика расходится по 2м критериям 1) Материально - телесного низа - 2) Культ религиозности Средневековье - ситуация двух культур: духовный верх мира (монахи) и материально телесный низ. Такой же раскол в человеке и обществе Раскол в культуре, противоположность комической, народно-смеховой культуре средневековья и ренессанса (эстетика низа) и возвышенной теоретической, религиозно философской эстетики (онтологии) В средневековье онтология скрывается за эстетикой проблемы добра и зла, греха и онтологичны и эстетичны
Возрождение: эстетика как описание художественных практик. Рассматривается природа художественного творчества. Кто творец. Так она ставит человека вровень с богом миссия человека. Эстетизация бесконечности и бесконечность вселенной. Эстетику начинают описывать сами художники (секреты конкретного искусства) Новое время: эстетика - это эргон и парэргон на полях гносеологии. Новое время - эстетика как научная теория Она вплетена в систему философии. Ех: Кант 3 критики: - царство необходимости -царство нравственной свободы, - эстетика соединяет 2 первые Гегель считает, что эстетика - это наука о красоте и об искусстве.
Эстетика - низшая гносеология, так как ей не добраться до понятий, она лишь на уровне чувств, но с ее помощью человек познает мир Искусство - мышление в образа (Белинский) Декарт дает начало субъективной эстетике - невозможна наука о чувствах, так как они субъективны. Поэтому у него мало интереса к эстетике. Красота - набрасывание субъективного на объективный мир (Декарт) Но в то же время это значит что человек - единственный творец красоты в мире, единственны, кто может чувствовать прекрасное До Декарта субъективизм не признавался, в традиции было принято считать, что эстетика объективна. Но Декарт уходит от этой традиции 18 век Баумгартен (он предшественник немецкой классической философии и эстетика-эстетика возникла как наука. Он первый написал работу (учебник) «Эстетика» Он выступил оппозиционно по отношению к Декарту Так как утверждал, что чувства человека объективны и повторяемы, их можно классифицировать, из них можно вывести законы Например, законы любви Но законы можно понимать по разному 1. Как в естественных науках 2. Как высшая точка, идеал. Закон как выход за кон Баумгартен считал, что надо искать именно закон во втором понимании, считал, что эстетика должна изучать не повторяющиеся чувства, а исключительные, которые и есть эти высшие точки, идеалы. Именно в этом скрыто эстетическое по Баумгартену Эстетика - наука о совершенном познании совершенства (Баумгартен) Эргон (познание)- главное дело философии (Кант), парэргон - это эстетика В неклассической философии эстетика переходит в онтология, а гносеология уходит на второй план, онтологический поворот начинается с эстетики Эстетика начинает решать задачи (вопросы) онтологии и антропологии Хайдеггер совершает онтологический поворот через эстетику (Бытие эстетично, поэтично) «Поэтически живет человек» • В жизни человека как в стихотворении есть повторы, ритмы... • Человек в своей жизни вертикален как стихотворение • Как в стихе смысл пишется последней строчной, так и в жизни - ее смысл познается лишь в конце или после нее • Музыка стиха звучит долго и человек существо долгое Неклассика -. Проблема бытия и истины в художественном творении. Начиная с античности, Западноевропейская эстетика прошла круг и её ожидает нечто новое. Современность - эстетика как философско - онтологическая теория
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|