Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Романтизм в русской культуре 19 в.

В России романтизм возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. и формирующейся дворянской революционности. Романтизм в России возник на рубеже 1820–1840-х годов. Его начало восходит к 90-м годам XVIII века, а расцвет принято датировать 10–30-ми годами XIX века.

Русский романтизм как миросозерцание окончательно сложился на полях Отечественной войны 1812 г., где сошлись вместе Батюшков, будущие декабристы, Чаадаев, Жуковский, Вяземский и русские мужики, одетые в солдатские и ополченские мундиры.

Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. Особенностью русского романтизма является развитие и углубление задач русского Просвещения в искусстве романтизма, и в этом главное отличие русского романтизма от западноевропейского, утверждавшегося в борьбе с просветительской идеологией. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: «Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло».

Романтический идеал, постоянно соотносимый с общенародным (романтическая идея народности) двойствен по своей природе, оторван от почвы и не может быть до конца воплощён, ибо мир, увиденный глазами романтиков, таинствен, трагичен и иногда просто страшен и непостижим. Всюду у романтиков раскол и не идеальность мира восприняты и показаны как вселенская трагедия, порождающая в исторических условиях тогдашней России самодержавный деспотизм, крепостничество, различные социальные язвы.

Романтизм становится образом жизни. Окраску романтического бунтарства приобретает такая форма повседневного поведения как дендизм.

Интерес к конкретному человеку и его внутренним переживаниям во многом предопределили необыкновенную популярность портретного жанра в эпоху романтизма. Портреты Г. Венецианова, О. Кипренского отразили совершенно новое понимание значения личности в обществе и показали её право на внутреннюю, психологическую активность и эмоциональную свободу. Действующие лица полотен – люди со сложной психической организацией, остро чувствующие, внутренне независимые, эмоциональные.

Особо следует упомянуть о роли автопортрета в творчестве русских художников-романтиков. Он предстает как история духовной жизни общества первой половины XIX века, показывая личность современника, который отражал мир глубоких человеческих чувств и страстей (автопортреты Кипренского, Брюллова, Тропинина).

Крупнейший русский представитель романтизма - Карл Иванович Брюллов. Его самые выдающиеся работы: «Всадница», два портрета графини Самойловой. Под влиянием романтизма написаны камерные портреты Брюллова с его интересом к неповторимому внутреннему миру и конкретной личности. С романтизмом Брюллова связывает и то, что он обращался к внутреннему миру детской и юношеской души. На картине «Последний день Помпеи» мир предстаёт мрачным и трагичным, как в судной день, обнажается мрачная суть человеческой души. Почти все образы воплощают возвышенные чувства мужества, самоотречения любви. Среди обезумевшей толпы только один человек сохраняет спокойствие – это художник, всматривающийся в лица окружающих и ловящий на них отражение происходящей трагедии

Иначе романтики взглянули на пейзажную живопись. Природа стала для них, прежде всего стихийной силой, которой человеку не дано управлять. Поэтому она несёт людям смерть и становится причиной глобальных катастроф. Пейзажи С. Щедрина поражают гармонией и красотой сосуществования природы и человека, который становится его неотъемлемой частью.

Особое влияние на формирование профессионального музыкального искусства начала XIX века оказал национальный подъем русского самосознания. Творчество великого русского композитора М.И.Глинки - начало новой эпохи развития музыкального искусства. Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов: «Я помню чудное мгновенье». Своего расцвета русский музыкальный романтизм достиг в конце 19 в. в творчестве П. И. Чайковского.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение наклонов воды | Конкурс научно-фантастических рассказов


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных