ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Авангард и модернизмАвангардистские течения XX века
Понятие авангард уже понятия модернизм. Модернизм – тип мировосприятия, общее обозначение литературной ситуации ХХ века; модернизм ассимилирует традицию, ценности прошлого, внутренне их трансформируя, ища при этом новые способы их выражения. Авангардизм (хоть и в рамках культуры модернизма) основан на отрицании традиции.
Следовало бы говорить не об авангарде, а об авангардах, отдельных движениях. Наиболее яркие авангардистские образования: - итальянский футуризм - («интернациональный») дадаизм - французский сюрреализм Также: Англоязычный авангард: имажизм и вортицизм Испаноязычный авангард: креасьонизм и ультраизм
Основные черты:
1) Осознание разрыва настоящего времени с прошлым; отчасти связано с ускорением научно-технического прогресса (отсюда образы города, завода, аэроплана и т.д.). 2) Установка на эпатаж, «бунт» (публичные скандалы футуристов, дадаистов, «простейший сюрреалистический акт» - «с револьвером в руке выйти на улицу и стрелять наугад в толпу») 3) Отрицание европейского рационализма (интерес к снам, бессознательному, оккультизму). Установка на иррационалистичность. Опора на сочинения Ницше, Бергсона, Фрейда. 4) Решительная реформа поэтического слова. 5) Игровой элемент.
Итальянский футуризм
Идеолог Филиппо Томмазо Маринетти 1909 – официальное рождение футуризма, «Манифест футуризма» влияния: Ницше, Жорж Сорель («Размышления о насилии»), Джованни Папини («Сумерки философов»)
Провозглашение динамики современной жизни, а также необходимого для ее нагнетания насилия, кульминацией которого должна стать война («единственная гигиена мира»); воспевание агрессии; полный разрыв с прошлым, призыв к уничтожению музеев (сравнение музеев с кладбищами)
1912 – «Технический манифест футуристической литературы» «Инструкция» к созданию футуристических произведений. Необходимо отменить старый синтаксис, уничтожить прилагательные и наречия, существительные ставить как попало; отменить пунктуацию; новый стиль должен быть основан на ассоциациях и новых образах, все старые образы и метафоры уничтожить. Провозглашается свободное письмо, не скованное властью разума. Отменить психологию в литературе, вместо этого - воспевание неживой материи.
Дадаизм
«Дада не означает ничего» (Т.Тцара «Манифест дада» 1918г.), слово взято наугад из словаря (фр. лошадка, ассоциируется с младенческим лепетом) Первое международное авангардистское течение. 1913 – первый «Манифест дада», Тристан Тцара 1918 – второй «Манифест дада», Тристан Тцара
В основе: мысль о необходимости уничтожения самого человеческого разума и всех его достижений; разложение слова как фундамента европейской цивилизации, разрушение любой эстетики. Алогичное и иррациональное искусство как протест против абсурда жизни (впечатления от Первой мировой войны). Создание анти-искусства, борьба со смыслами. Сознательная установка на скандал и провокацию (различные акции, погромы и т.д.)
Техники: К движению дада примыкали художники, скульпторы, поэты. Неразделимость различных видов искусств. Основа творческого акта – случайность. - Чтение фонетической и симультанной поэзии, например, фонетические стихотворения Балля и Хаусманна, состоявшие из бессмысленного набора звуков, звукоподражаний, букв. Фонетическая поэзия не призвана ничего обозначать, за ней нет скрытых смыслов. Симультанная поэзия (Хаусманн) – параллельное чтение нескольких текстов. - Коллаж, фотомонтаж. - Хэппенинги и инсталлляции (Швиттерс) - Эстетика рэди-мейдов (Дюшан)
Национальные группировки: 1) Швейцария: Цюрихская группа, 1916, лидер – Тристан Тцара (румын), место – «Кабаре Вольтер» 6) США: Нью-Йоркская группа, 1915, лидер – Марсель Дюшан и Франсис Пикабиа 7) Германия: Берлинская группа, 1917, лидер – Херцфельде и Рауль Хаусманн 8) Франция: Парижская группа, лидер – Дюшан и Пикабиа + Артют Краван Литературная ориентация К группе примыкали Андре Бретон, Филипп Супо, Поль Элюар, Луи Арагон, Робер Деснос и др. Практически все сюрреалисты имеют дадаистское прошлое.
Кризис движения – 1921 – 1922 гг.
Сюрреализм
Сюрреализм вырос из дадаизма. Складывается во Франции в начале 20-х годов. Лидер – Андре Бретон, бывший дадаист, врач-психиатр. Сюрреализм воспринимал себя не как очередную литературную школу, а как образ жизни, которого следует придерживаться. Название «сюрреализм» впервые встречается в предисловии к драме Аполлинера «Груди Тиресия» (1917).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|