Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Авангард и модернизм




Авангардистские течения XX века

 

Понятие авангард уже понятия модернизм. Модернизм – тип мировосприятия, общее обозначение литературной ситуации ХХ века; модернизм ассимилирует традицию, ценности прошлого, внутренне их трансформируя, ища при этом новые способы их выражения.

Авангардизм (хоть и в рамках культуры модернизма) основан на отрицании традиции.

 

Следовало бы говорить не об авангарде, а об авангардах, отдельных движениях. Наиболее яркие авангардистские образования:

- итальянский футуризм

- («интернациональный») дадаизм

- французский сюрреализм

Также:

Англоязычный авангард: имажизм и вортицизм

Испаноязычный авангард: креасьонизм и ультраизм

 

Основные черты:

 

1) Осознание разрыва настоящего времени с прошлым; отчасти связано с ускорением научно-технического прогресса (отсюда образы города, завода, аэроплана и т.д.).
Отказ от традиции, от жанровых различий, прошлое нужно «сбросить с корабля современности».

2) Установка на эпатаж, «бунт» (публичные скандалы футуристов, дадаистов, «простейший сюрреалистический акт» - «с револьвером в руке выйти на улицу и стрелять наугад в толпу»)

3) Отрицание европейского рационализма (интерес к снам, бессознательному, оккультизму). Установка на иррационалистичность. Опора на сочинения Ницше, Бергсона, Фрейда.

4) Решительная реформа поэтического слова.

5) Игровой элемент.

 

 

Итальянский футуризм

 

Идеолог Филиппо Томмазо Маринетти

1909 – официальное рождение футуризма, «Манифест футуризма»

влияния: Ницше, Жорж Сорель («Размышления о насилии»), Джованни Папини («Сумерки философов»)

 

Провозглашение динамики современной жизни, а также необходимого для ее нагнетания насилия, кульминацией которого должна стать война («единственная гигиена мира»); воспевание агрессии; полный разрыв с прошлым, призыв к уничтожению музеев (сравнение музеев с кладбищами)

 

1912«Технический манифест футуристической литературы»

«Инструкция» к созданию футуристических произведений.

Необходимо отменить старый синтаксис, уничтожить прилагательные и наречия, существительные ставить как попало; отменить пунктуацию; новый стиль должен быть основан на ассоциациях и новых образах, все старые образы и метафоры уничтожить. Провозглашается свободное письмо, не скованное властью разума. Отменить психологию в литературе, вместо этого - воспевание неживой материи.

 

Дадаизм

 

«Дада не означает ничего» (Т.Тцара «Манифест дада» 1918г.), слово взято наугад из словаря (фр. лошадка, ассоциируется с младенческим лепетом)

Первое международное авангардистское течение.

1913 – первый «Манифест дада», Тристан Тцара

1918 – второй «Манифест дада», Тристан Тцара

 

В основе: мысль о необходимости уничтожения самого человеческого разума и всех его достижений; разложение слова как фундамента европейской цивилизации, разрушение любой эстетики.

Алогичное и иррациональное искусство как протест против абсурда жизни (впечатления от Первой мировой войны). Создание анти-искусства, борьба со смыслами.

Сознательная установка на скандал и провокацию (различные акции, погромы и т.д.)

 

Техники:

К движению дада примыкали художники, скульпторы, поэты. Неразделимость различных видов искусств.

Основа творческого акта – случайность.

- Чтение фонетической и симультанной поэзии, например, фонетические стихотворения Балля и Хаусманна, состоявшие из бессмысленного набора звуков, звукоподражаний, букв. Фонетическая поэзия не призвана ничего обозначать, за ней нет скрытых смыслов. Симультанная поэзия (Хаусманн) – параллельное чтение нескольких текстов.
Парижские дадаисты открыли принцип «автоматического письма», получивший дальнейшее развитие в сюрреализме.

- Коллаж, фотомонтаж.

- Хэппенинги и инсталлляции (Швиттерс)

- Эстетика рэди-мейдов (Дюшан)

 

Национальные группировки:

1) Швейцария: Цюрихская группа, 1916, лидер – Тристан Тцара (румын), место – «Кабаре Вольтер»

6) США: Нью-Йоркская группа, 1915, лидер – Марсель Дюшан и Франсис Пикабиа
Реформа пластических искусств

7) Германия: Берлинская группа, 1917, лидер – Херцфельде и Рауль Хаусманн
Политическая ангажированность (против Веймарской республики)
Ганновер: Курт Швиттрс
Кельн: художники Маркс Эрнст, Ганс Арп

8) Франция: Парижская группа, лидер – Дюшан и Пикабиа + Артют Краван

Литературная ориентация

К группе примыкали Андре Бретон, Филипп Супо, Поль Элюар, Луи Арагон, Робер Деснос и др. Практически все сюрреалисты имеют дадаистское прошлое.

 

Кризис движения – 1921 – 1922 гг.

 

Сюрреализм

 

Сюрреализм вырос из дадаизма. Складывается во Франции в начале 20-х годов. Лидер – Андре Бретон, бывший дадаист, врач-психиатр.

Сюрреализм воспринимал себя не как очередную литературную школу, а как образ жизни, которого следует придерживаться. Название «сюрреализм» впервые встречается в предисловии к драме Аполлинера «Груди Тиресия» (1917).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных