Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Магнитные поля», Андре Бретон и Филипп Супо




Внешне алогичные тексты, но заряженные мощной поэтической энергией. Распад на детали, фрагменты, отдельные образы. Картины монтируются на основе случайности, произвольных ассоциаций. Наряду с бессвязным – более связные фрагменты, отражающие грезы, сновидения.

 

Первый «Манифест сюрреализма», Андре Бретон

Ключевые слова: автоматическое письмо, случай, сновидение, подсознательное, чудесное.

Автоматическое письмо – внутренний монолог, «о котором критическое сознание субъекта не успевает вынести никакого суждения».

 

Сюрреалистический автоматизм был стимулирован психоанализом Фрейда, которым Бретон увлекался во время войны. Сюрреализм претендовал на выражение «абсолютного бунта», и фрейдизм подводил научную базу под такое отрицание всей современной цивилизации, превращая подсознательное в единственный источник истины.

 

1929 – «Второй манифест сюрреализма»

1930 – «Третий манифест сюрреализма»

 

К сюрреализму примыкали: Луи Арагон, Поль Элюар

 

 

Приложение

 

Основные идеи первого «Манифеста футуризма», Маринетти (1909):

- Разрыв с прошлым:
Слишком долго Италия была страной старьевщиков. Мы намереваемся освободить ее от бесчисленных музеев, которые, словно множество кладбищ, покрывают ее… Неужели вы хотите растратить все свои лучшие силы на это вечное и пустое почитание прошлого…? Но мы не желаем иметь с прошлым ничего общего, мы, молодые и сильные футуристы!

- Насилие и агрессия:
Давайте же, поджигайте библиотечные полки! Поверните каналы, чтобы они затопили музеи!.. Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города!
Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости.

- Новое поколение:
Когда нам будет 40, другие, более молодые и сильные, может быть, выбросят нас, как ненужные рукописи, в мусорную корзину - мы хотим, чтобы так оно и было!

- Следует воспевать динамику современной жизни, которая связана с насилием:
Мы намерены воспеть агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощечину.
Ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, - она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.
Мы будем воспевать огромные толпы, возбужденные работой, удовольствием и бунтом… мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещенных электрическими лунами; жадные железнодорожные вокзалы….и т.д.

- Война – «единственная гигиена мира»
Мы будем восхвалять войну - единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине.

 

Основные идеи «Технического манифеста футуристической литературы», Маринетти (1912)

Старый синтаксис, отказанный нам еще Гомером, беспомощен и нелеп

1) Синтаксис надо уничтожить, а существительные ставить как попало, как они приходят на ум.

2) Глагол должен быть в неопределенной форме. Только неопределенная форма глагола может выразить непрерывность жизни.

3) Надо отменить прилагательное, и тогда голое существительное предстанет во всей своей красе.

4) Надо отменить наречие.

5) У каждого существительного должен быть двойник, то есть другое существительное, с которым оно связано по аналогии (человек-торпеда, женщина-залив, толпа-прибой).

6) Пунктуация больше не нужна.

7) Новый стиль будет создан на основе самых широких ассоциаций. Вся поэзия состоит из бесконечной вереницы новых образов. Надо выкидывать из языка стертые образы и полинявшие метафоры, а это значит — почти все.

8) Движение нужно передавать целой цепочкой ассоциаций. Сплетать образы нужно беспорядочно и вразнобой.

9) Полностью и окончательно освободить литературу от собственного “я” автора, то есть от психологии. На смену ей придет лирика состояний неживой материи.

10) Раз и навсегда плюнем на Алтарь Искусства и смело шагнем в неоглядные дали интуитивного восприятия! Отвращение к разуму.

 

 

Основные идеи первого «Манифеста сюрреализма», Бретон (1924)

 

Свобода, необходимость высвобождения воображения:

Единственное, что еще может меня вдохновить, так это слово "свобода". Следует признать, что среди множества доставшихся нам в наследство невзгод нам была предоставлена и величайшая свобода духа. Мы недостаточно ею злоупотребляем.

Галлюцинации, иллюзии т. п. - это такие источники удовольствия, которыми вовсе не следует пренебрегать.

 

Критика старого стиля:

Реалистическая точка зрения – «плод всяческой посредственности, ненависти и плоского самодовольства»

Критика романа: необязательный, частный характер любых наблюдений (в создании персонажа, описаний и т.д.

«А описания! Трудно вообразить себе что-либо более ничтожное; они представляют собой набор картинок из каталога, автор выбирает их оттуда, как ему вздумается, и пользуется случаем всучить мне эти свои открытки, хочет, чтобы у меня было одно с ним мнение относительно всякого рода общих мест».

Создание характеров: Что бы ни случилось, герой этот, все действия и реакции которого замечательным образом предусмотрены заранее, обязан ни в коем случае не нарушать расчетов (делая при сем вид, будто нарушает их). На самом деле он всегда будет принадлежать вполне определенному, сформированному человеческому типу. Неизлечимое маниакальное стремление сводить все неизвестное к известному, поддающемуся классификации, убаюкивает сознание. Жажда анализа одерживает верх над живыми ощущениями (Баррес. Пруст.). Так рождаются длиннейшие рассуждения, черпающие свою убедительность исключительно в своей необычности и обманывающие читателя лишь потому, что их авторы пользуются абстрактным и к тому же весьма неопределенным словарем.

 

Вывод:

Мы все еще живем под бременем логики - вот, собственно, к чему я вел все свои рассуждения. Однако логический подход в наше время годен лишь для решения второстепенных вопросов.

 

На основе исследований Фрейда возможно сформировать новое течение мысли.

 

Необходимо обратиться к исследованию сновидений:

Противопоставление состояния сна и бодрствования

1) Во сне можно покончить с господством сознательных ритмов своей собственной мысли.

2) Во время бодрствования разум, по-видимому, повинуется тем самым подсказкам, которые доносятся до него из глубин ночи и которым я его вверяю.

3) Сознание спящего человека полностью удовлетворяется происходящим во сне (т.е. нет ничего необычного). Разум спящего разум, неизмеримо богаче, нежели разум бодрствующего человека.

4) Я верю, что в будущем сон и реальность - эти два столь различных, по видимости, состояния - сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность, если можно так выразиться.

Необходимо восстановить в правах понятие чудесного:

покончить с той ненавистью к чудесному, которая прямо-таки клокочет в некоторых людях, покончить с их желанием выставить чудесное на посмешище. Скажем коротко: чудесное всегда прекрасно, прекрасно все чудесное, прекрасно только то, что чудесно.

Страх, притягательная сила всего необычного, разного рода случайности, вкус к чрезмерному - все это такие силы, обращение к которым никогда не окажется тщетным. Нужно писать сказки для взрослых, почти небылицы.

 

Приверженцы сюрреализма:

Образ замка, в котором собираются сюрреалисты.

вот куда-то спешит Луи Арагон …; Филипп Супо просыпается вместе со звездами, а Поль Элюар, наш великий Элюар, еще не вернулся. А вот и Робер Деснос и Роже Витрак; расположившись в парке…; вот Жорж Орик и Жан Полан; вот Макс Мориз, который так хорошо умеет грести, и Бенжамен Пере со своими птичьими уравнениями, и Жозеф Дельтой, и Жан Каррив, и Жорж Лимбур, и Жорж Лимбур (Жоржи Лимбуры стоят прямо-таки шпалерами), и Марсель Нолль; а вот со своего привязного аэростата кивает нам головой Т. Френкель, вот Жорж Малкин, Антонен Арто, Франсис Жерар; Пьер Навиль, Ж. А. Буаффар, а за ними Жак Барон со своим братом, такие красивые и сердечные, и еще множество других. Навещает нас Франсис Пикабиа, а на прошлой неделе, в зеркальной галерее, мы приняли некоего Марселя Дюшана… Где-то в окрестностях охотится Пикассо.

 

 

Рождение идеи сюрреализма:

однажды вечером, перед тем как уснуть, я вдруг услышал фразу, произнесенную настолько отчетливо, что в ней невозможно было изменить ни одного слова, однако произнесенную вне всякого голоса. "Вот человек, разрезанный окном пополам", однако фраза эта не допускала никакой двусмысленности, ибо ей сопутствовал зыбкий зрительный образ. С того дня мне не раз приходилось сознательно сосредоточивать свое внимание на подобных видениях, и я знаю теперь, что по своей отчетливости они не уступают слуховым феноменам. Будь у меня карандаш и чистый лист бумаги, я смог бы без труда набросать их контуры.

Будучи по-прежнему увлечен в то время Фрейдом и освоив его методы обследования, поскольку во время войны мне доводилось применять их при лечении больных, я решил добиться от себя того, чего пытаюсь добиться и от них, а именно возможно более быстрого монолога, о котором критическое сознание субъекта не успевает вынести никакого суждения и который, следовательно, не стеснен никакими недомолвками, являясь, насколько это возможно, произнесенной мыслью.

Скорость мысли отнюдь не превышает скорости речи. Именно в таком умонастроении мы с Филиппом Супо принялись марать бумагу с полным безразличием к тому, что из этого может получиться в литературном отношении.

Получилось: впечатление необыкновенного воодушевления, глубокая эмоциональность, изобилие образов столь высокого качества, что мы не смогли бы получить ни одного, подобного им, даже в результате долгой и упорной работы, совершенно особая живописность и встречающийся то там, то тут потрясающий комический эффект.

Мы с Супо называли СЮРРЕАЛИЗМОМ новый способ чистой выразительности, который оказался в нашем распоряжении

Определение сюрреализма:

Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или. нравственных соображений.

ЭНЦИКЛ. Филос. терм. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере во всемогущество грез, в бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психические механизмы и занять их место при решении главных проблем жизни. Акты АБСОЛЮТНОГО СЮРРЕАЛИЗМА совершили гг. Арагон, Барон, Бретон, Буаффар, Витрак, Дельтой, Деснос, Жерар, Каррив, Кревель, Лимбур, Малкин, Мориз, Навиль, Нолль, Пере, Пикон, Супо, Элюар.

 

Предшественники сюрреализма:

НОЧИ Юнга сюрреалистичны от начала и до конца; к несчастью, в них звучит голос священника, плохого, конечно, священника, ' но все же священника.

Свифт - сюрреалист в язвительности.

Сад - сюрреалист в садизме.

Шатобриан-сюрреалист в экзотике.

Констан - сюрреалист в политике.

Гюго - сюрреалист, когда не дурак.

Деборд-Вальмор - сюрреалист в любви.

Бертран - сюрреалист в изображении прошлого.

Рабб - сюрреалист в смерти.

По - сюрреалист в увлекательности.

Бодлер - сюрреалист в морали.

Рембо - сюрреалист в жизненной практике и во многом

Малларме-сюрреалист по секрету.

Жарри - сюрреалист в абсенте.

Нуво - сюрреалист в поцелуе.

Сен-Поль Ру - сюрреалист в символе.

Фарг - сюрреалист в создании атмосферы.

Ваше - сюрреалист во мне самом.

Реверди - сюрреалист у себя дома.

Сен-Жон Перс - сюрреалист на расстоянии.

Руссель - сюрреалист в придумывании сюжетов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных