ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Создание Лиги НацийТяготы Первой мировой войны укрепили политиков и общественность западных стран в стремлении придать международным отношениям прочный правовой характер. Уже в годы войны началось активное обсуждение проектов Лиги наций - межгосударственной организации, способной обеспечить всеобщий мир и безопасность. В преддверие Парижской конференции инициативу в этом вопросе проявил президент США В. Вильсон.) Вильсон стремился привнести в мировую политику дух конструктивного сотрудничества, гуманизма и демократии. Но его идеализм диссонировал с прагматичной стратегией не только английских и французских, но и большинства американских политиков. Обсуждение устава организационных принципов Лиги наций на Парижской конференции проходило в жесткой борьбе, где каждая делегация пыталась добиться преимущества для собственной страны. Итоговая концепция Лиги наций отразила полное преобладание интересов европейских держав и их нежелание отказаться от имперской стратегии. Во многом концепция Лиги наций стала отражением популярного на рубеже XIX-XX вв. представления о «цивилизаторской миссии белого человека». Характерно, что предложение японской делегации о включении в устав организации статьи о равенстве рас было отклонено. Тем не менее создание Лиги наций стало настоящим прорывом в осознании мира в качестве единой политико-правовой системы, где субъективность отдельного взятого государства, нации или народа неразрывно связана с общими принципами и нормами взаимоотношений. Разработанный на Парижской конференции устав Лиги наций исчерпывающе характеризовал идеологические и правовые основы новой организации. В преамбуле провозглашались принципы международного сотрудничества: противодействие войне; развитие открытых, справедливых отношений между странами на основе установления и признания принципов международного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных договоров. Устав закреплял три типа государственно-правового статуса членов Лиги. Первую группу составили государства-учредители, подписавшие устав как часть мирных договоров (это были союзные и присоединившиеся к ним державы). Вторая категория состояла из стран, которые не участвовали в мировой войне и подписании мирных договоров - шести европейских, шести латиноамериканских стран и Ирана. Все они были приглашены присоединиться к уставу Лиги. К третьей группе. относились все остальные государства. Для их присоединения к Лиге необходимо было проводить. специальную процедуру голосования и добиться согласия не менее двух третей государств, представленных на Ассамблее. В соответствии с уставом вступить в Лигу могло любое государство, доминион или «самоуправляющаяся» колония. Предусматривалась и процедура выхода из Лиги. Стремящееся покинуть организацию государство должно было объявить о своем решении за два года, в течение которых было обязано выполнять все требования устава и другие обязательства перед международным сообществом. Исключение из Лиги наций рассматривалось как возможный вариант наказания за нарушение ее устава. Главными органами Лиги стали Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат. Ассамблея являлась собранием, состоявшим из представителей всех членов Лиги, и созывалась, как правило, один раз в год или при политической необходимости. Ассамблея могла рассматривать любые вопросы, касающиеся «мира во всем мире». На заседаниях Ассамблеи делегации стран должны были иметь не более трех представителей, и каждая страна имела один голос. Совет Лиги первоначально состоял из пяти постоянных представителей (Великобритании, Италии, США, Франции, Японии) и четырех временных, избиравшихся из членов Лиги на Ассамблее. Совет должен был собираться не реже одного раза в год и рассматривать весь круг вопросов, находившихся в компетенции Лиги. Каждый член Ассамблеи имел один голос. Любое государство - член Лиги могло участвовать в заседаниях Совета, если обсуждался вопрос, затрагивавший его интересы. За исключением специально оговоренных случаев, все решения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса, т.е. единогласного голосования. Решения по вопросам процедуры, а также выборов в различные комитеты принимались большинством голосов. Международный Секретариат создавался для организационного обеспечения деятельности организации. Местом его расположения была выбрана Женеве. Первым генеральным секретарем Лиги наций стал английский дипломат Э. Друммонд. Устав Лиги наций закреплял и важнейшие направления ее деятельности. Вводилась практика обязательной регистрации всех международных договоров в Секретариате Лиги с последующим их опубликованием. Под эгидой Лиги наций создавалась система интернациональной опеки бывших германских колоний и арабских провинций Османской империи (мандатная система). Члены Лиги наций призывались активно сотрудничать с существующими международными организациями, в том числе Красным крестом, Всеобщим почтовым союзом. Лига наций должна была также добиваться свободы торговых путей и справедливого отношения к торговле со стороны всех членов организации. Она получила право осуществлять контроль за торговлей опиумом и другими опасными лекарствами, а также торговлей оружием в странах, где «такой контроль необходим в общих интересах». Совет Лиги наций должен был раз в пять лет разрабатывать планы «снижения вооружений» и предлагать его правительствам для рассмотрения. Государства- члены Лиги обязались обмениваться «полной и честной» информацией об уровне национальных вооружений, военных программ, военном производстве. Государства- члены Лиги принимали на себя обязательства «противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги». В каждом конкретном случае Совет должен был определить степень угрозы агрессии и меры, необходимые для ее предотвращения. Агрессия против любого государства - члена Лиги должна было рассматриваться как акт войны против всех членов Лиги. В этом случае, помимо предлагаемых Советом санкций, все государства должны были прекратить любые отношения с агрессором. Сами санкции могли носить только дипломатический или экономический характер, поскольку своих вооруженных сил Лига наций не имела. Рассмотрение случаев нарушения норм международных отношений и военной опасности должно было происходить на Совете или Ассамблее по инициативе одного из государств — членов Лиги. Устанавливалось правило, в соответствии с которым любые конфликты между государствами - членами Лиги, угрожающие военным столкновением, должны были первоначально рассматриваться в Совете Лиги либо посредством международном арбитража. Для третейского рассмотрения межгосударственных споров в системе Лиги наций в 1921 г. был создан Международный суд. Его Постоянная палата, состоявшая из 9 судей, представлявших разные страны, располагалась в Гааге. Устав Лиги наций призывал к развитию справедливых и гуманных условия труда. Для того чтобы расширить сферу этой деятельности, была создана автономная Международная организация труда (МОТ), к вступлению в которую приглашались все страны, независимо от их членства в Лиге. Под эгидой МОТ происходили трехсторонние консультации с участием правительственных органов, предпринимателей и профсоюзов. Конференции МОТ организовывались не реже одного раза в год. Решения этой организации носили, естественно, рекомендательный характер, но сыграли важную роль в формировании основ современного трудового законодательства. Не менее значимой стала деятельность Международной организации здравоохранения (МОЗ), также сформированной под эгидой Лиги наций, но имевшей автономный статус. Конференции МОЗ посвящались преимущественно санитарным проблемам, вопросам повышения квалификации медицинских работников, контролю за использованием опасных медицинских препаратов. В 1922 г. при Совете Лиги наций был образован Комитет интеллектуального сотрудничества, впоследствии преобразованный в Международную организацию интеллектуального сотрудничества (прообраз будущего ЮНЕСКО). Его деятельность носила сугубо гуманитарный характер, но весьма способствовала популяризации Лиги наций и идеологическому обоснованию ее деятельности. Любопытно, что по инициативе Комитета интеллектуального сотрудничества впервые была разработана концепция изменения учебников по истории в европейских странах, призванная воспитывать в молодом поколении дух сотрудничества и миролюбия. Стратегическим направлением деятельности Лиги наций оставалась борьба за разоружение и утверждение принципов пацифизма в мировой политике. В первые послевоенные годы арбитраж Лиги наций сыграл важную роль в урегулировании нескольких региональных конфликтов в Европе, в том числе между Польшей и Литвой (из-за города Вильно), Финляндией и Швецией (из-за Аландских островов), Грецией и Италией (из-за острова Корфу). Но попытки повлиять на развитие событий в Закавказье, а также вмешаться в советско-польский конфликт были пресечены Советской Россией. Мандатные территории, общее название бывших колоний Германии и некоторых владений Турции, переданных после поражения этих стран в 1-й мировой войне 1914—18 Лигой Наций в управление странам-победительницам на основе специального поручения, так называемого мандата. Мандатная система, учрежденная согласно статье 22 Статута Лиги Наций, представляла собой фактически замаскированную форму колониального господства империалистических держав и прикрывала перераспределение ими колониальных владений, отторгнутых от Германии и Турции. Включению в мандатную систему подлежали колонии и территории, которые «...в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира». Формально передачу в управление должна была осуществить Лига Наций, фактически же мандатная система закрепляла передел колоний в основном в пользу Великобритании и Франции, осуществленный ими ещё в ходе 1-й мировой войны. Все М. т. были подразделены на три группы — «А», «В» и «С». М. т. группы «А» формально были организованы как государства со своим гражданством и административным аппаратом, фактически же все права в области законодательства, внутренней политики и внешних сношений стран этой группы находились в руках управляющего государства — мандатария, в компетенцию которого входило также определение момента, когда данная территория окажется «...способной сама руководить собой». В эту группу входили Ирак, Палестина и Трансиордания (мандатарий Великобритания), Сирия и Ливан (мандатарий Франция). М. т. группы «В» подлежали управлению непосредственно государством-мандатарием (при соблюдении определенных условий). Они включали часть Камеруна, часть Того и Танганьики (мандатарий Великобритания), часть Камеруна и часть Того (мандатарий Франция) и Руанду-Урунди (мандатарий Бельгия). М. т. группы «С» управлялись полностью по законам государства-мандатария «...в качестве составной части его территории...», что означало по существу аннексию этих территорий. Эта группа включала Юго-Западную Африку (мандатарий ЮАС), бывшую германскую Новую Гвинею (мандатарий Австралия), Зап. Самоа (мандатарий Новая Зеландия), Науру (коллективный мандатарий Австралия, Великобритания и Новая Зеландия) и тихоокеанские острова — Каролинские, Марианские, Маршалловы (мандатарий Япония). Колониальное владычество государств-мандатариев над территориями групп «В» и «С» по существу было безграничным; формально, согласно Статуту Лиги Наций, там запрещались работорговля, торговля оружием и алкоголем; государства, имевшие мандат, были обязаны «гарантировать свободу совести и религии без иных ограничений, кроме тех, которые может наложить сохранение публичного порядка и добрых нравов», не воздвигать укреплений, военных или морских баз и не обучать коренное население военному делу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|