ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Становление и развитие российского кинематографа с 1896 до1917 годаГБОУ ВПО СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Кафедра Всеобщей истории и Археологии КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Тема патриотизма в отечественном кинематографе первой половины XX века» Выполнила: студентка гр. 01-02, III курса ИГОиС Фамилия Белоус Имя Анастасия Отчество Валентиновна
Научный руководитель: кандидат культурологии, доцент Фамилия Агаркова Имя Анна Отчество Брониславовна Сургут 2014 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Рождение российского «Великого Немого» кино…….…………….5 1.1. Становление и развитие российского кинематографа с 1896 по1917 года 1.2. Советское кино в послереволюционное время (1918 – 1930 г.г.) Глава 2. Звуковое кино…………………………………………………………. 2.1. 30 е -1941 2.2. 1941 -... Глава 3. Список использованной литературы………………………………………….. Приложение……………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ Потребность в патриотической теме в обществе есть всегда. Понятие «патриотизм» очень многогранно. Патриотизм – это любовь к своей родине и почитание традиций культуры своего народа, чувство гордости за свою страну, нацию, культуру, литературу, искусство, армию, спортсменов, врачей, талантливых ученых и педагогов, выдающихся соотечественников. Однако не стоит забывать, что это еще и уважение к российскому кино. Ведь ни для кого не секрет, что у современного зрителя существует стойкое убеждение, что настоящее кино можно снять только в Голливуде, а российский фильм не может быть сделан так же хорошо. Впрочем, укоренению в сознании масс этого постулата предшествовал долгий путь. Послевоенные годы охарактеризованы фильмами, которые направляли людей в то или иное «нужное» русло. Все они были инструментом отображения тех идей, которые проводила в жизнь Партия. История русского кино яркая и многозначительная для мировой киноиндустрии. Появившись еще в Российской империи, кинематограф стал свидетелем непоправимых политических, социальных и экономических перемен, также он стал непосредственным их участником. Таким образом, мы видим, что даже в сложные для российского кинематографа переходные годы на наших экранах появлялись замечательные фильмы, способные затронуть в душах людей высшие чувства.[1] Объектом данной работы являются работы отечественных режиссеров в первой половине XX века. Предмет тема патриотизма в отечественном кинематографе первой половине XX века. Цель: Задачи: Степень изученности. Обзор важных для данного исследования работ следует начать с трудов Н. А. Лебедева «Очерки истории кино СССР. Немое кино», в котором он рассказывает о становлении российского кинематографа и его дальнейшем развитии и достижениях вплоть до начала 1930-х г.г. Благодаря статье Е. В. Волкова и Е. В. Пономаревой «Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти» мы пояснили, к какой модели фильма относятся исторические картины «Понизовая вольница» (1908), «Броненосец Потемкин» (1925) и «Александр Невский» (1938), а так же указали их особенности. Статья М. М. Кузовлевой «Роль кино в воспитании патриотизма у современной молодежи» помогла нам дать определение понятию «патриотизм» и дала представлении о том как он влияет на общество через кино.
Глава 1. Рождение российского «Великого Немого» Становление и развитие российского кинематографа с 1896 до1917 года Первый публичный кинематографический показ в России состоялась 4 мая 1896 года в Санкт-Петербурге в летнем театре "Аквариум". Он был подготовлен приехавшими из Франции братьями Луи и Огюстом Люмьер [Приложение 1]. Российские ученые (А. Самарский, И. Акимов и другие) делали попытки в исследовании и изобретении кинематографа и даже до начала первого сеанса братьев Люмьер, короткометражные фильмы были сделаны в России любителями. Но первым крупным документальным фильмом в Императорской России была съемка венчания царя Николая II в Москве 14 мая 1896 двумя французами, Франциск Дублие.[2] То была одна из первых в мире актуальная политическая кинохроника. Она положила начало особому жанру старой русской кинохроники – так называемой «царской хронике», которая с тех пор снималась регулярно с 1896 по 1917 год. Снимали ее уже, как правило, русские операторы, она спонсировалась Двором, который был в ней заинтересован.[3] Предприимчивые дельцы из России ездили в Париж и покупали проекционные аппараты с комплектом фильмов к ним. Таким образом, появились уличные театры с «живой фотографией», которые перемещались по ярмаркам и малым городам. До 1907 года, фильмы были в основном привезенные из Западной Европе, они были короткими (8-16 минут), имели различные жанры. [4] Впечатление, производимое ими, было оригинальное, необычно и увлекательно. Начиная с 1903—1904 годов, наряду с бродячими кинематографами появляются стационарные «электротеатры». Три-четыре десятка стульев, а то и просто несколько рядов деревянных скамеек плюс экран — вот и все оборудование «зрительного зала». Спрос на киноаппараты и ленты рос так стремительно, что в 1904 году в Москве открывает свой филиал фирма «Братьев Пате», которое способствует дальнейшей популяризации кинематографа в России распространению в ней продукции. В течение ряда лет оно было почти неограниченным монополистом русского кинорынка. [5] Переход к системе проката стимулировал дальнейшее развитие сети стационарных «электротеатров», а рост киносети в свою очередь повышал спрос на кинокартины. Это был «аттракционный» период истории кино. Если в начале периода аттракционом был сам факт «живой фотографии», то в последующие годы фабриканты фильмов стараются возбудить интерес публики аттракционностью зафиксированного на пленке зрелищного материала. Показывали пленки с номерами цирковых и мюзик-холльных представлений: фокусники, акробаты, укротители зверей; балетные номера и пантомимы из репертуара эстрадных театров; далекие экзотические страны; сенсационные политические события.[6] В России, как и в других странах в 1902 – 1908 годах было налажено собственное кинопроизводство, а французская фирма «Пате», а за ней и «Гомон» стали создавать в парижских павильонах фильмы на сюжеты из жизни разных стран. Так, в 1907 году в России с большим успехом шел фильм Пате «Донские казаки». Первая русская картина «Понизовая вольница» вышедшая в 1908 году была поставлена режиссером и предпринимателем А. Дранковым и режиссером В. Ромашковым, по народной легенде о Степане Разине.[7] Данная картина, является фильмом-эпопеей, отличием которой является откровенная мифологичность в показе прошлого, зрелищность и направленность на коммерческий успех. Фильмы-эпопеи имеют значительное влияние на общество и на представления людей о прошлом. В них явно угадывается господствующая идеология и социальный заказ общества.[8] Первый русский полнометражный фильм режиссера А. А. Ханжонкова «Оборона Севастополя» 1911 года был снят на подлинных местах исторических событий; монархический привкус не лишил эту эпопею русского патриотизма, воспевания воинских подвигов солдат и матросов. Постановка русской народной драмы «Псковитянка» несла в себе колорит отечественной истории. Лучшее, что было создано в русском дореволюционном кино, - это экранизация произведений русской классики – «Пиковая дама», «Отец Сергий», «Война и мир», «Ночь перед рождеством» и другие. Молодое киноискусство выдвинуло талантливых режиссеров – Я. Протозанова, П. Чардынина, В. Гардина, В. Гончарова и актеров Ф. И. Шаляпина, И. Мозжухина, В Орлову, А Громова и других.[9] К экранизациям литературных произведений тесно примыкают многочисленные исторические фильмы: «Эпизод из жизни Дмитрия Донского», «Петр Великий», «Наполеон в России», «Русская свадьба XVI столетия» (1908), «Ухарь-купец» (1909), «Княжна Тараканова» (1910). В своем большинстве они являлись либо экранизациями исторических романов и фольклорных сюжетов, либо инсценировками глав из учебников истории. С1907 года наиболее крупными, сначала чисто прокатными, а потом и производственными фирмами в России были «Тиман и Рейнгардт» (первый из владельцев — бывший представитель Патэ, второй — табачный фабрикант), «АО Ханжонков» (эмблема его фирмы — крылатый Пегас — стала символом русского киностиля), «ТД Ермольев», фирма Д. Харитонова. Были и более мелкие фирмы — Дранкова, Либкена, Перского. [10] Фирма Ханжонкова создала специальный Научный отдел по производству лент по разным отраслям знаний, привлекает профессоров Московского университета в качестве консультантов. С 1911 по 1914 год отдел выпускает серию фильмов по физике, биологии и медицине.[11] Количество русских кинолент возросло, если в 1913 году в России было снято 129 фильмов, то в 1916 году их было 500, хотя, конечно, далеко не все они были полнометражными. Сравнительно большое место в 1914-1916 года продолжали занимать уголовно-приключенческие — разбойничьи, детективные, а также псевдонародные бытовые драмы и мелодрамы. [12] При всей неразработанности выразительных средств, при всей эстетической незрелости русское дореволюционное кино пыталось создать и национальный характер. Выразить его пытались в таком фильме как «Антон Кречет», где воспевались русская удаль, бескорыстие, гостеприимство, а также в комедийной серии картин о Митюхе режиссера Кая Ганзена, деревенском мужичке, ошеломленном Москвой, но выходящем из всех передряг с неожиданной смекалкой и смелостью. Митюху полюбили зрители, и одобрила профессиональная критика, отметившая «чисто русский юмор» картины.[13] К этому времени относится попытка царского правительства взять в свои руки контроль над кинематографом. Правительство какое-то время игнорировало факт развития кино. Однако вскоре заставило власти подумать о том, чтобы использовать кино в своих целях. В годы войны правительство создает так называемый Скобелевский кинокомитет, получающий монополию на съемки фронтовой хроники, отражая на пленке военный быт и состояние русских войск и способствующий созданию фильмов патриотического, а отчасти и шовинистического направления.[14] В дни февральской революции 1917 года, русское общество владельцев кинотеатров в составе 350 делегатов собрались, чтобы попытаться организовать уникальное и антиправительственное профсоюзные кино. Но большинство рабочих и служащих предпочли, создавать собственные организации, такие как, Союз работников промышленности и Союз работников художественного кино. Вскоре появилась политическая цензура. Таким образом, режиссеры должны были представлять свой сценарий на утверждение руководству. Кинематограф этого времени был направлен на производство фильмов на тему революции. К примеру, такие картины, как «Революционер» Е. Бауэра, или «Не надо крови» Я. Протазанова. Другие фильмы с критикой царского режима, режиссеров Веры Чибиряк и Николая Брешко, позволили раскрыть религиозные темы. Некоторые из этих фильмов были карикатурой церковной критики, в то время как другие предлагали истинное отражение. Социальная драма «Царь Николай II, самодержец всероссийский» по сценарию А. Вознесенского в постановке А. Ивонина и Б. Михина, показывала картины угнетения народа царским режимом. [15] Кино, рожденное революцией 1917 года, когда истина интеллекта окончательно одержала победу над истиной факта, незамедлительно получило прививку идеологии и энергично включилось в процесс осмысления и формирования облика новой эпохи. [16] 1.2. Советское кино в послереволюционное время (1918 – 1930 г.г.) Распад российской империи привел кинематограф к тому, что тот, следуя своей естественной склонности, встал на путь пропаганды и популяризации господствующей идеологии. Вскоре после революции 1917 года, основное производство фильмов обосновалось на юге. Продолжался выпуск фильмов по мотивам литературных произведений, таких как «Поликушка» в 1919 году режиссера А. Санина, «Герасим и Муму» - Ч. Сабинского. [17] Но большая часть фильмов того времени была агитационной и посвящалась теме революционного движения в России, авторы фильмов стремились дать представление о сущности классовой борьбы, рассказать о попытках буржуазии натравить одну национальность на другую с целью разобщения сил пролетариата. Религиозная тема так же, была часто обсуждаемой. Это породило кинокартины критикующие церковь: «Белые голуби» Н. Маликова (1918 год), «Легенда об антихристе» и «Девьи горы» А. Санина (1919 год). 27 августа 1919 году Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела. С этого дня вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в прямое ведение Народного комиссариата просвещения.[18] Так на смену «серебряному веку» российского кино пришел советский киноавангард. Однако затянувшаяся гражданская война, потребовавшая много сил и средств, отодвинула кино на задний план. В 1919 году в Москве была создана первая Государственная киношкола, позже преобразованная во Всесоюзный государственный институт кинематографии, где выросло первое поколение советских киноработников. В годы НЭПа кино в некоторой степени оживляется, возникает «Государственное кино-фото предприятие» и ряд других государственных киноорганизаций, а так же частных прокатных контор. Лишь 1924 год можно отметить как начало возрождения. Встает на ноги долгожданное собственное производство, и советская кинолента начинает занимать подобающее ей место на экранах СССР.[19] Главные киноцентры этого периода: Москва с ее кинофабриками «Госкино», «Пролеткино», «Кино-Москва», «Совкино», «Межрабпом-Русь» (с 1928 г. «Межрабпом-фильм», ныне Киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького), Ленинград с его «Севзапкино» (ныне «Ленфильм») и «Култфильм». В 1920-х гг. была создана Фабрика эксцентрического актера (ФЭКС) «фэксами», как называли в ту пору руководителей мастерской Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга. Они организовали театральную мастерскую, в которой молодежь одновременно с занятиями актерским мастерством, историей искусства и другими традиционными дисциплинами обучалась акробатике и клоунаде под руководством знаменитых петербургских циркачей Сержа и Таурека. [20] Литература продолжала оставаться для кинематографа главным поставщиком сюжетов. Список экранизируемых авторов поражает объемом и разнообразием: А. Грин, М. Зощенко, Шолом-Алейхем, Н. Огарев, В. Гюго, и А. Теннисон. В этот период сложилось две группы кинематографистов с разными точками зрения по отношению к наследству русской дореволюционной кинематографии: ярых защитников-традиций и методов русской дореволюционной кинематографии, с одной стороны, и не менее ярых отрицателей этих традиций и методов, решительных поборников новых идей и новых форм.[21] Кинематографистов, разделявших первую точку зрения, называли «традиционалистами». К ним относились Ю. Желябужский с постановкой «Коллежский регистратор» (1925), А. Ивановский с постановкой, «Дворец и крепость» (1924) и другие. Ко второй группе относились талантливые режиссеры, одержимые идеей создать инновации в кино. Их называли «киноноваторами». Наиболее известными из них являются: режиссер Е. Славинский, оператор Э. Тканые, режиссер Д. Вертов. Пара Тканые-Вертов создали новый жанр: фильм-новости. А также Л. Кулешов, ввел много нового: сценарий, не основанный на литературном произведении, действия которого происходили в современном технологическом обществе, актеры в большинстве своем были непрофессионалы или новички. [22] Гений кино С. Эйзенштейн автор знаменитых фильмов «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927) и его знаменитых современники – В. Пудовкин («Мать», «Конец Санкт-Петербурга»), А. Довженко («Звенигора», «Земля»), Д. Вертов («Человек с киноаппаратом»), Л. Кулешов («По закону»), «ФЭКСы» («Шинель» и «СВД»), отважно экспериментировали с «монтажом аттракционов». Их очевидная политическая предвзятость не помешала широкой известности на Западе.[23] Фильм С. Эйзенштейна «Броненосец “Потёмкин”» заслужил наивысшую степень оценки в мировом кино. Данная картина является историко-революционным фильмом. В фильме подчеркнута беспримерная жестокость солдат и казаков Одесского гарнизона в качестве «цепных псов» самодержавия. Однако фильм умалчивает о том, что силовые действия царских властей стали ответной реакцией на взрывы и грабежи, учиненные революционерами и примкнувшими к ним рабочими, которые в июне 1905 г. захватили Одесский порт. На экране также не показано, что орудийные выстрелы с броненосца не причинили никакого вреда военным властям города, а разрушили несколько жилых домов обывателей.[24] Индивидуальные характеры в фильме практически отсутствуют. На переднем плане — революционные массы. Картина выглядела как грандиозная пантомима с шоковыми эффектами. В 1928 — 1929 гг. коренным образом меняется вся система управления кинематографом. В июне 1928 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление “Об основных директивах по составлению пятилетнего плана развития кинодела в РСФСР”. Эти директивы предусматривали ряд показателей кинопроизводства и кинопроката, которые необходимо было достигнуть к 1932 г. Речь шла о почти полном вытеснении с советского экрана зарубежных лет, о постановке отечественных фильмов на отечественной производственной базе, о широкой подготовке советских кадров специалистов.[25]
Глава 2. 2.1. В звуковых сетях «соцреализма» (1930-1940) В 1930-е годы волна идеологического контроля настиглаи кинематограф. Кино в стране «победившего социализма»стало в основном прославлять сталинский режим, а также реальных и вымышленных героев коммунистов. Но среди нихбыли также фильмы, которые прославляли вечные ценностии служили народу. На экране появились кинокомедии и серьезные фильмы, посвященные сильным героическим личностям русской истории. Всей стране были известны имена кинорежиссеров С. Эйзенштейна, М. Ромма, С. Герасимова, Г. Александрова, братьев Васильевых, В. Пудовкина, И. Пырьева.[26] В 1930 году выходит на экраны последний великий фильм немого кинематографа — «Земля» А. Довженко. В том же году появляется первая советская звуковая картина — «Пятилетка» А. Роома. В течение последующего пятилетия сосуществуют немое и звуковое кино, причем до 1934 года по числу выпускаемых фильмов немые преобладают над звуковыми.[27] Известная советская картина режиссера С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938) является историко-биографическим фильмом. Фильм надолго сформировал в нашем общественном сознании образ Александра Невского (актер Н. Черкасов), как искусного политика и военачальника. В нем присутствуют и мифологические, библейские мотивы, и угадываются черты советской жизни 1930-х годов. Картина как бы демонстрирует зрителям идеальное общество, с атрибутами советского социума, в качестве «большой семьи», состоящей из нескольких иерархических групп. Первый уровень — «правитель-отец», то есть князь, мудрый и смелый, близкий к народу политик. В нем видны мифические черты Сталина, как «гениального вождя». Другой уровень — это «герои», дружинники. В их облике можно различить легендарные образы советских героев-комсомольцев и коммунистов. Затем, на последнем уровне находится простой народ. «Большой семье» противостоят «враги»: внешние — тевтонские рыцари, а также внутренние — предатели из псковских бояр. В ликах немецких рыцарей отчетливо просматриваются атрибутика нацисткой Германии. Крест — символ христианства в фильме отождествляется с врагом – атеизм господствующие настроения в среде советской интеллигенции.[28]
2.2. «Сороковые, роковые…» (1941-1949) Тяжелейшие время для кинематографа пришлось на 1941-1945 г.г.: кадровые потери, переключение всей советской кинопромышленности на производство вооружения и необходимых материалов для Красной Армии, огромный материальный ущерб, нанесенный кинематографии, перестройка репертуарной политики, сокращение зрительской аудитории. Тяжелым испытанием для кинематографистов явился духовный кризис, разрушение прежних иллюзий, когда всем из них – предстояло едва ли не полностью позабыть про свой довоенный опыт, отринуть привычные, наработанные приемы и коды и войти в мир новых художественных идей, сюжетов, образов, стилистик, новых организационных и технологических форм самого кинопроизводства».[29] Таким образом, трагический парадокс заключался в том, что война дала киноискусству большую свободу, существенным образом изменилось не только документальное, но и художественное кино. Военным фильмам, бесспорно, были присущи «волнующая подлинность чувства, искренность, неподдельность». Продолжая традиции 1930-х гг., картины военных лет несли в себе «заряд новых возможностей, некий выход в иное состояние.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список использованной литературы и источников: 1. Лебедев, Н. А. Очерки истории кино СССР. Немое кино 1918-1934 годы / Н.А. Лебедев. – Москва: Искусство, 1965. – 373 с. 2. Русское кино до 1917 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kinoglaz.fr/histoire_avant_1917.php 3. На экране – национальный характер: о русском герое в советском кино / Юренев Р. // Искусство кино. – 1985. – № 1. – С. 102-121. 4. Становление русского кино [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pretich.narod.ru/Iskusstvo/Teatr-kino/perv_russ_sinema.htm (Источник: И. Вайсфельд, В. Демин, Р. Соболев «Встречи с X музой». Москва. «Просвещение». 1981) 5. Леон, П. Неравнодушная история «Перед судом истории» Фридриха Элмера и «Следующее воскресенье» Олега Морозова / П. Леон; пер. с фр. В. Кислова // Сеанс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://seance.ru/n/49-50/seance-guide/a-la-francaise/neravnodushnaya-istoriya/#text-1 6. История кино в Оренбурге: газета вместо попкорна, оркестр вместо рекламы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria56.ru/posts/46464698898.htm 7. Бутовский, Я. История государственного управления кинематографом в СССР / Я. Бутовский, С. Лисина и др. // Новейшая история отечественного кино. Т. 6. – Спб.: Сеанс, 2004. – Режим доступа: http://test.russiancinema.ru/index.php?dept_id=15&e_dept_id=6&text_element_id=55 8. Беленький, И. Лекции по всеобщей истории кино: Годы беззвучия: Кн. 1, Кн.2: Учебное пособие / И. Беленький; отв. редактор В. А. Луков. — М.: ГИТР им. М. А. Литовчина,2008.—416 с, ил. 9. Лихачев, Б. С. История кино / Б.С. Лихачев. – Л.: Academia, 1927. – 209 с. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1505149/ 10. Аркус, Л. Экранизации в отечественном кино / Л. Аркус П. Багров, Е. Грачева, Р. Янгиров // Новейшая история отечественного кино. Т. 7. – Спб.: Сеанс, 2004. – Режим доступа: http://test.russiancinema.ru/index.php?dept_id=15&e_dept_id=6&text_element_id=45 11. Кузовлева, М. М. Роль кино в воспитании патриотизма у современной молодежи. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2279-2012-04-25-14-15-15 12. Кальянов, А.Ю. Воочию увидеть на экране правдивое воплощение подвигов наших чудо-богатырей: история создания и деятельность военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета // Военно-исторический журнал. – 2001. – №9. – Режим доступа: http://regiment.ru/Lib/C/85.htm 13. Ливанов, П. Ближе к массам // Советское кино – 1925. – №1. – Режим доступа: http://www.retropressa.ru/blizhe-k-massam/ 14. Федоров, А.В. Российское кино: очень краткая история [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/175/ 15. Волков, Е. В. Игровое кино как исторический источник для изучения культурной памяти / Е.В. Волков, Е.В. Пономарева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012. – № 10 (269). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/igrovoe-kino-kak-istoricheskiy-istochnik-dlya-izucheniya-kulturnoy-pamyati 16. Кадетов, Э. Г. История мирового кино / Э.Г. Кадетов. – Томск: ТУСУР, 2007. - 151 с. 17. Храмкова, Е. Л. Отечественная историография истории кино1941-1945 годов на ХХ-ХХI рубеже веков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 78. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya-istoriografiya-istorii-kino-1941-1945-godov-na-rubezhe-hh-xxi-vekov 18.
Приложение 1
Фото Луи и Огюста Люмьер [1] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/2279-2012-04-25-14-15-15 [2] http://kinoglaz.fr/histoire.php?lang=ru&num=0 [3] Беленький [4]http://kinoglaz.fr/histoire.php?lang=ru&num=0 [5] Н.А., Лебедев. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918 – 1934 годы…. [6] Н.А., Лебедев. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918 – 1934 годы…. [7] Источник -8 1985 год С.107 [8] http://cyberleninka.ru/article/n/igrovoe-kino-kak-istoricheskiy-istochnik-dlya-izucheniya-kulturnoy-pamyati [9] Источник -8 1985 год С.107 [10] Беленький [11] очерк [12] Источник 12 [13] Источник -8 1985 год С.107 [14] http://regiment.ru/Lib/C/85.htm [15] http://kinoglaz.fr/histoire.php?lang=ru&num=0 [16] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://seance.ru/n/49-50/seance-guide/a-la-francaise/neravnodushnaya-istoriya/#text-1 [17] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://seance.ru/n/49-50/seance-guide/a-la-francaise/neravnodushnaya-istoriya/#text-1 [18] http://ria56.ru/posts/46464698898.htm [19] Ретропресса ближе к массам [20] Беленький [21] Экранизации в отечественном кино [22] очерк [23] Кино-Театр. РУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/175/ [24] http://cyberleninka.ru/article/n/igrovoe-kino-kak-istoricheskiy-istochnik-dlya-izucheniya-kulturnoy-pamyati [25] http://test.russiancinema.ru/index.php?dept_id=15&e_dept_id=6&text_element_id=55 [26] Кадетов [27] Очерк [28] http://cyberleninka.ru/article/n/igrovoe-kino-kak-istoricheskiy-istochnik-dlya-izucheniya-kulturnoy-pamyati [29] http://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya-istoriografiya-istorii-kino-1941-1945-godov-na-rubezhe-hh-xxi-vekov
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|