Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика. Хронологические рамки эпохи Возрождения неодинаковы для различных регионов и сфер культуры




 

Хронологические рамки эпохи Возрождения неодинаковы для различных регионов и сфер культуры. В Италии о начале эпохи Возрождения можно говорить с начала XIV в. (творчество Данте, Джотто). Для большинства европейских стран эпоха Возрождения охватывает период с конца XV по первые десятилетия XVII в. Творчество Шекспира, Лопе де Вега, Эль Греко приходится на финал Возрождения. Имя эпохи возникло в Италии XVI в. как некий итог осмысления художественного новаторства своего времени. В науке утвердилась французская транскрипция того же термина – «Ренессанс» (Renaissance). Это произошло, поскольку рождение научного понятия «Возрождение» связано с французским языком. В трудах французского историка Жюля Мишле и швейцарского историка искусства Якоба Буркхардта слово «Возрождение» (Ренессанс) наполнилось историко-культурным содержанием.

Долгое время шли споры относительно того, можно ли говорить об эпохе Возрождения в русской культуре. Д.С.Лихачев называл XV столетие в русской культуре Предвозрождением. Целый ряд исследователей склонны усматривать ренессансные черты в русской культуре XVIII столетия, связывая их с рождением индивидуальности и появлением таких универсальных личностей, как М.В.Ломоносов. Ученые-востоковеды предложили концепцию «Восточного Ренессанса», согласно которой типологические признаки культуры Возрождения – обращение к опыту древности, осознание самоценности личности – фиксируются на Востоке раньше, чем в Западной Европе. Так Н.И.Конрад писал о китайском Возрождении VIII в. н.э. Убедительна точка зрения, согласно которой Ренессанс – специфически западноевропейский тип культуры (М.Т.Петров).

Социально-экономические предпосылки нового типа культуры ученые связывают с формированием нового способа производства – капиталистического; нового способа распределения продуктов труда – рыночного; с началом формирования новой социальной организации общества – мобильной, подвижной, вместо жесткой сословно-корпоративной социальной структуры средневекового мира; с формированием нового типа личности – суверенной личности. Государственно-правовая сфера культуры Возрождения связана с формированием национальных государств и абсолютистских монархий. «Колыбелью» эпохи Возрождения стала городская культура Европы, в первую очередь Италии.

Основными доминантами культуры эпохи Возрождения считаются «открытие мира» и «открытие человека». «Открытие человека» означает становление нового типа личности. Это личность самоценная, ее достоинство не зависит от знатности или богатства, но основывается на поступках, знаниях, умениях, достигнутых собственным трудом. Это личность, способная к самосовершенствованию и осознающая свои возможности. «Открытие мира» – это и действительное открытие новых земель, и развитие географических представлений, но, кроме того, это сам дух познания нового, свойственный новому типу личности.

Рождение нового типа личности связывают с явлением гуманизма. Гуманизм эпохи Возрождения это не абстрактное человеколюбие или уважение человеческого достоинства. Такое содержание вложено в понятие гуманизма позже. Гуманизм эпохи Возрождения – это способ общения и круг общения людей, объединенных интересом и любовью к античности, доходившими до поклонения. Само слово «гуманист» означало владение studia humanitatus – комплексом гуманитарных дисциплин. Гуманисты были блестящими ораторами и стилистами, внимательными читателями, переводчиками и переписчиками сочинений античных авторов. В гуманистическом общении становились равны между собой представители различных социальных слоев и профессиональных корпораций – священник Марсилио Фиччино, банкир и фактический правитель Флоренции Лоренцо Медичи, цеховой мастер Сандро Боттичелли, юрист Анжело Полициано. Гуманисты составили принципиально новую, внесословную, внекорпоративную общность, которую можно называть новой интеллигенцией. В этой среде, главным образом, рождалась концепция художественной индивидуальности, искусства как творчества и интеллектуального занятия. Гуманистическое движение сложилось в течение XV в., существовало не только в Италии, но и в других европейских странах – Франции, Германии, Испании, Чехии.

Еще один важный шаг на пути формирования нового типа личности был сделан в эпоху Реформации. Непосредственным результатом движения Реформации явилось появление новой конфессии, третьей разновидности христианского вероисповедания – протестантизма. Главным результатом Реформации ученые считают формирование рационального отношения к миру – особого «капиталистического духа», сочетающего идею личной ответственности и умение методично анализировать свои успехи и неудачи (М.Вебер).

Пиренейский полуостров стал родиной другого важнейшего явления эпохи Возрождения – Великих географических открытий. Изменение географических представлений – лишь один из его результатов. Гораздо важнее, что уже первые мореплаватели ощутили относительность и изменчивость времени и пространства вне городских стен, осознали множественность и многообразие форм мира. Географические открытия XV–XVIII вв. называют Великими еще и потому, что их последствия имели большое значение для судеб всего мира: исчезновение нескольких древних цивилизаций, формирование евро-американской, или атлантической цивилизации, формирование единой миросистемы на основании взаимосвязанного экономического, финансового, торгового пространства.

Искусство сыграло особую роль в культуре Возрождения, стало той сферой, где наиболее отчетливо проявилось новое отношение человека к миру. Не отказ от ценностей Средневековья, но их эстетизация превратили искусство в доминанту Ренессансного типа культуры. Как писал А.Ф.Лосев, символами новой эпохи можно считать превращение храмовой иконы в светский портрет; строительство храмов с учетом художественных восторгов тех, кто его будет созерцать; превращение латыни из орудия делового общения в предмет любования, предмет восхищения, предмет тончайших стилистических наблюдений.

В эпоху Возрождения положено начало представлению о художественной индивидуальности. Этапы становления художественной индивидуальности можно представить таким образом: осознание права художника на имя, проявившееся как в «рождении авторства», так и в представлении об особом экстравагантном стиле поведения (Донателло, новеллы Сакетти, Боккаччо); повышение статуса художественной профессии и превращение художника из ремесленника в интеллектуала (Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти); представление о безграничных возможностях художника – homo universalis (Леонардо да Винчи, «Жизнеописания…» Дж. Вазари); осознание права на собственный неповторимый творческий подчерк (Микеланджело, Тициан). Одним из ярких проявлений идеи художественной индивидуальности стал особый тип «гения-одиночки», замкнутого в своем внутреннем мире, обладающего обостренной чувствительностью, подверженного признакам меланхолии, склонного к конфликтам. Концепция художественной индивидуальности вдохновляла идею соперничества, состязания, в которую вступали ренессансные творцы со своими античными предшественниками и друг с другом (конкурс на создание дверей Флорентийского баптистерия, состязание между Леонардо да Винчи и Микеланджело, музыкальные состязания в Париже XVI в.).

В эпоху Возрождения появились новые формы организации художественного процесса, ведущие к обособлению сферы искусства от других видов человеческой деятельности. Наряду с цеховой формой организации труда в XV в. возникают индивидуальные мастерские (боттеги), а в XVI столетии – академии («Сообщество виртуозов Пантеона», Академия рисунка в Риме, Академия поэзии и музыки в Париже). Сложился корпус текстов по теории искусства, заложивший основы интеллектуальной составляющей художественной профессии.

Существенно меняются взаимоотношения между художником и заказчиком. Главными работодателями для художников, архитекторов, музыкантов оставались Церковь и двор правителя. Новым стала личная окраска заказа на художественное произведение, связанная с новым качеством заказчика – умением разбираться в искусстве. Заказ становился проявлением индивидуальности – личного вкуса, умения ценить мастерство. В художественном мире эпохи Возрождения существенную роль играла личность правителя, который собирал вокруг себя художественную и интеллектуальную элиту и сам активно включался в художественный процесс. Среди наиболее знаменитых заказчиков эпохи Возрождения – Лоренцо Медичи, папа Юлий II, Франциск I, Елизавета I Тюдор. Возникшие в эпоху Возрождения частные коллекции редкостей (кунсткамеры), можно рассматривать как рождения музея.

В морфологии художественной культуры эпохи Возрождения ведущее место принадлежит изобразительному искусству (живописи и скульптуре). Исследователи говорят о визуальной доминанте эпохи, о доверии человеческому глазу, с этими идеями связаны важнейшие художественные открытия. Итальянские мастера достигли небывалого иллюзионизма в изображении видимого мира, благодаря приемам светотеневой моделировки (Джотто, Мазаччо), линейной перспективе (Брунеллески, Мессина), сфумато (Леонардо). Нидерландские мастера выработали свой вариант иллюзионизма, вызванный материальностью деталей (Робер Кампен, Ян ван Эйк). Венецианские живописцы использовали цвет и фактуру письма для создания собственного варианта иллюзии (Джорджоне, Тициан). Вместе с достоверностью изображаемого пространства и объема возникла незнакомая Средневековью достоверность мимики, жеста, позы, оправданная психологически (Леонардо «Тайная вечеря»).

Сюжетно-тематическая сфера художественной культуры характеризуется новыми – светскими – темами и образами, что ведет к появлению новых жанров в семействе искусств. В изобразительном искусстве при подавляющем большинстве традиционных жанровых форм (алтарных изображений) возникают портрет (Пьеро делла Франческа, Боттичелли, Леонардо, Дюрер), пейзаж (Джорджоне, Брейгель), мифологическая картина (Боттичелли). Традиционные сюжеты испытывают давление новых тем: по существу любая картина эпохи Возрождения содержит в себе, как бы в свернутом виде, будущие натюрморты, бытовые сцены, пейзажные панорамы и т.д.

В жанровом многообразии словесных искусств лидировали диалог и эпистола, а среди собственно беллетристических – басни, аллегории, новеллы. Чувство восторга перед красотой природы и наслаждение красотой человека пронизывают многие поэтические произведения (А.Полициано, П.Ронсар). Личный опыт и личные переживания определяли лирического героя ренессансной поэзии, в том числе и в рамках традиционных жанровых форм (Ф.Вийон). Среди героев литературных произведений – отважные и влюбленные искатели приключений («Влюбленный Орландо» Ариосто), придворные, обладающие изысканными манерами и обширной эрудицией («Придворный» Б.Кастильоне), глуповатые и жадные горожане («Сундук» Ариосто), яркие персонажи городских улиц с их сочной народной речью (сочинения Аретино). Особую роль в художественной системе эпохи Возрождения сыграли жанры биографии и автобиографии, известные и по живописным, и по литературным воплощениям.

Становление светского театра связано с формированием придворных театров и возрождением античных жанров трагедии («Софонисба» Дж.Триссино), комедии («Подсвечник» Дж.Бруно), пасторали («Аминта» Т.Тассо). При дворах правителей Феррары, Мантуи, Урбино, Флоренции строились специальные сцены, создавались декорации, приглашались драматурги, актеры, музыканты. В конце XVI в. было построено первое специальное театральное здание – театр Олимпико в Винченце (А.Палладио). Из придворного театра эпохи Возрождения, связанного с атмосферой гуманистического кружка, родился профессиональный театр. Традиции народного театра и религиозных мистерий дали жизнь новому жанру – комедии масок (народной комедии дель арте). В этом жанре автора заменяли актеры-импровизаторы, представляющие типы-маски – Арлекин, Пульчинелла, Коломбина и др.

Музыкальная жизнь эпохи Возрождения отличалась исключительным богатством. В ней ведущую роль играла нидерландская школа полифонии. Благодаря тому что нидерландские мастера работали во многих городах Европы (Орландо Лассо), а также благодаря печатному тиражированию нотных изданий, влияние нидерландской музыки ощутимо на всей территории Европы. Были распространены жанры вокальной полифонической музыки строгого стиля – мессы, мотетты, основанные на «струящемся» готическом многоголосии хора а капелла (Жоскен Депре). В русле многоголосия развивались и становящиеся светские жанры – фроттола, виланелла, мадригал – синтетический музыкально-поэтический жанр, в котором композиторы сочиняли музыку на стихи современных поэтов (Дж.Палестрина). Мадригалы, главным содержанием которых стала любовная лирика, слагались на стихи Данте и Петрарки, Саннадзаро и Ариосто.

Светскую направленность ренессансного искусства не следует преувеличивать и абсолютизировать – священное и мирское, христианское и языческое, также как новаторское и традиционное, переплетены и сплавлены воедино в языке художественной культуры Ренессанса.

 

Основные памятники

Архитектура:




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных