ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность и функции сознания.Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, существующее в различных формах в неживой природе, живой природе и в обществе. Отражение –это способность материальных объектов воспроизводить в своих изменениях особенности и черты взаимодействующих с ними объектов. Отражение проявляется уже на уровне неживой природы (изменение температуры, окраски, формы предметов, трещины и т.п.). На уровне живой природы выделяют следующие этапы развития форм отражения: 1. раздражимость, при которой организм как единое целое реагирует на биологически важные факторы, но нет еще специализации органов; 2. чувствительность, при которой у организмов появляются ощущения, отражающие отдельные биологически значимые свойства объектов, воздействующих на него. У животных начинается дифференциация органов чувств, формирование нервной системы; 3. психика, которая характеризуется реагированием не только на биологически важные факторы, но и на их заместители, сигналы. Наряду с инстинктами большое значение имеет и условно-рефлекторная деятельность, что позволяет говорить о наличии практического интеллекта и ассоциативного мышления у высокоорганизованных животных; 4. сознание, признаками которого являются: · абстрактно-логическое мышление как способность воспроизводить сущностные характеристики объектов, не данные в непосредственном восприятии; · целеполагание как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности и творчески преобразовывать действительность; · самосознание – выделение себя из внешней среды, превращение в объект познания, осмысления; · язык как вторая сигнальная система, заставляющая нас ориентироваться не столько по реальным процессам, сколько по их знаково-символическим заместителям. Сознание считается функцией мозга, но для реализации этой функции необходима социальная среда. Мыслит не сам мозг, а ведущий социальный образ жизни человек. В философии сознание зачастую трактуется расширенно и фактически тождественно психике. При таком подходе выделяют следующие элементы его структуры: 1. чувственно-эмоциональный уровень отличается непосредственным характером отражения действительности, конкретностью, зависимостью от состояния органов чувств, поэтому он всегда имеет индивидуальный характер. Элементы этого уровня в основном носят неосознаваемый характер, незначительная часть подвергается рефлексии и выражению в языковой форме; 2. абстрактно-дискурсивный уровень состоит из обусловленных культурой элементов. На этом уровне осуществляется познание сущностных характеристик предметов и явлений действительности методом логической обработки чувственных данных. Результаты познания выражены в языковой форме. Абстрактно-дискурсивный уровень отличается максимальной осознанностью. 3. интуитивно-волевой уровень. Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства, то есть без опоры на логику и язык. Воля – это способность постановки цели и концентрации усилий на ее достижении, исходя из соображений «надо», «я должен». В реальности же все уровни сознания функционируют как единая целостность. Динамика сознания описывается через состояния памяти, внимания, воображения, где в реальном фокусе настоящего (внимания) оказываются собранными как прошлые знания (память), так и целевое предвосхищение будущего (воображение). Функции сознания: 1. когнитивная (познавательная); 2. аксиологическая (сознание дает оценку всем явлениям и выстраивает иерархию ценностей); 3. регулятивная (сознание на базе накопленных знаний и выстроенных иерархий ценностей определяет цели деятельности, методы их достижения, энергию в избранном направлении). Таким образом, сознание – это свойство высокоорганизованной материи (нервной системы, и в первую очередь, головного мозга), которое заключается в активной, творческой способности человека (как социального существа) отображать, конструировать и познавать разнообразные бытийные реальности в форме идеальных образов. «Идеальность» сознания как «субъективного образа» отражаемых и осмысливаемых им бытийных реальностей, непосредственно производна от «всеобщих схем» культурно-исторической практики человечества, улавливающей в своих «орудийных вариантах» некие «эталонные образцы предметного (почти) совершенства», изначально присущие самому бытию в его разнообразных «предметных воплощениях». Таким образом, идеальным смыслам сознания бытийно предшествуют «идеальные случаи» реального Совершенства природных закономерностей и человеческих отношений. Сознание создает для них свои мыслеобразные «двойники».
Теория познания Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|