Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ, НАУЧНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ.




Аргументами в пользу рассмотрения практики как основы познания могут служить следующие свидетельства.

· Долгое время сам познавательный процесс (т.е. так называемый «умственный труд») был непосредственно вплетен в «язык реальной жизни» (Маркс), в повседневную человеческую жизнедеятельность.

· Практика, трудовая деятельность сформировала «орган познания» - сознание.

· Даже на уровне теоретических построений и мысленных экспериментов, просматривается их практическая основа, ибо любая теоретическая (мысленная) идеализация представляет собой «технологическую операцию» взаимодействия смыслов, как интеллектуальных дубликатов вещей и процессов.

В противоположность логическому критерию истины, который «работает» с тем, что находится «внутри» сознания, практический критерий выводит проверку истинности знания за пределы сознания и психики вообще. В практике обнаруживается, насколько знание соответствует объективным условиям жизни человека в материальном мире.

Теория познания, опирающаяся на теорию отражения, утверждает, что средством установления Истины, ее объективным мерилом и критерием выступает не «самосознание Мирового Разума (или «Бога»), открывающего себя как Абсолютную Истину в процессе собственного вневременного саморазвертывания» (объективно-идеалистическая позиция Гегеля и религиозной философии), и не то, что считается истинным «по соглашению многих или большинства» (конвенционализм), либо ввиду своей ситуативной успешности (прагматизм), а общественно-историческая практика.

Именно практика соединяет Мысль и Действительность, сравнивает человеческое знание с объективными закономерностями окружающего мира. Практика воплощает собой подвижное культурно-историческое единство Объективного и Субъективного. С одной стороны, она есть характеристика человеческой активности, пропитана человеческими целями, ценностными ориентациями, потребностями, способами достижения желаемых результатов.Но одновременно практика всегда и обязательно осуществляется в соответствии с объективными законами мира, «по логике» самих отражаемых объектов, в согласии с их сущностной «природой». В ходе практической деятельности человек сталкивает между собой (предметно и процессуально оформленные) объективные реальности и затем интеллектуально отслеживает закономерности их взаимодействий, искусственно и искусно воспроизводит возможные варианты их возможного «естественного» бытия.

Как критерий истины практика также выступает единством Абсолютного и Относительного. Практика абсолютна в том смысле, что она исторически неуклонно приближает познающего мир человека к истинному знанию исследуемых сущностей, позволяет все более надежно отделять истинное и неистинное в человеческих знаниях, «накапливая Абсолютную Истину» в орудиях труда и средствах производства. Относительность же практики состоит в том, что она всегда ограничена конкретно-историческими формами своего осуществления и потому не способна полностью (раз и навсегда) гарантировать истинность нашего познания.

Возможности практики в каждый момент времени ограничены. В науке всегда имеются гипотезы, которые на основе сегодняшней практики не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты (например, гипотеза о существовании внеземных цивилизаций). С развитием практики открываются пути проверки гипотез, ранее такой проверке не поддававшихся. Но человеческая фантазия способна сочинять самые разнообразные предположения о действительности, и каждый вправе настаивать на их возможной истинности до тех пор, пока не найдены способы их опровергнуть.

 

Границы истинностной оценки

Существует множество продуктов психической деятельности людей, которые нельзя подвергать истинностной оценке, т.е. считать истинными или ложными. Эмоции и желания, цели и мотивы действий, настроения и переживания, интересы и мечты – все это может оцениваться в терминах «хорошо» или «плохо», «полезно» или «бесполезно», «осуществимо» или «неосуществимо», но называть подобные психические феномены «истинными» или «ложными», как правило, не имеет смысла.

Необходимо иметь в виду следующие важнейшие условия, ограничивающие область применимости понятия истины (и заблуждения).

Понятие истины применимо только к знанию. Поскольку бессмысленные высказывания не являются знанием, постольку они не истинны и не ложны. Невозможно также однозначно оценить истинность или ложность высказываний неопределенных, допускающих несколько различных толкований.

Не могут быть ни истинными, ни ложными вопросительные и повелительные высказывания. Вопрос может быть трудным или легким, своевременным или несвоевременным, важным или неважным, но поскольку он ничего не утверждает или не отрицает, о его истинности или ложности ничего сказать нельзя.

Высказывания, которые выражают указания, приказы, просьбы, инструкции, правила («Делай то-то и так!»), тоже не подлежат истинностной оценке: их можно рассматривать как выполнимые или невыполнимые, целесообразные или нецелесообразные, но они не содержат ни истины, ни заблуждения.

Существует множество различных определений добра, красоты, справедливости и прочих ценностей. Но как узнать, какое из них истинное? Если применить логический критерий, то он отсечет внутренне противоречивые определения, однако все определения, не содержащие в себе противоречий, будут ему удовлетворять. А практический критерий истины тут непригоден: ведь добро, красота, справедливость – это не существующие независимо от человеческого сознания объекты, а идеи, смысл которых устанавливается по определению. Настаивание на истинности своих и ложности других представлений о ценностях и идеалах нередко ведет к взаимному непониманию, фанатизму и росту враждебности (религиозной, национальной, социальной) в отношениях между людьми.

Продукты художественного творчества, вымыслы и фантазия тоже невозможно определить как истинное или ложное. В искусствоведении есть понятие «художественная правда», которое выражает связь художественного вымысла с реальной жизнью. Но эта связь вовсе не означает, что содержание художественного произведения должно быть объективным и точным изображением конкретных ситуаций и событий, имевших место в действительности. Искусство создает мир художественных образов, в которых реальность реконструируется и видоизменяется, чтобы вызвать у читателя, зрителя, слушателя эмоции и переживания.

Однако наряду с научными гипотезами, которые являются проверяемыми, существуют и такие предположения о действительности, проверка которых принципиально невозможна. К ним относятся, например, исходные положения материализма и идеализма о материальности мира или его духовной природе, религиозные представления о Боге и другие фундаментальные мировоззренческие принципы. Убежденность в их истинности или ложности может быть основана только на вере, которая возникает у человека под влиянием сложившихся в обществе коллективных представлений или его личных субъективных жизненных установках.

Мудрость состоит в том, чтобы сочетать веру со здравым скептицизмом. Уместно привести здесь замечательный совет, который дает Джон Локк: «не поддерживать никакого предложения с большей уверенностью, чем позволяют доказательства, на которых оно основано» («правило Локка»).

Итак, истина – не универсально применимое понятие. Пользоваться им необходимо с осторожностью, не утрачивая критичности мышления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных