Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ассортимент выпускаемой продукции и ее перспективы




 

На российском рынке продается пастеризованное и стерилизованное цельное молоко. Пастеризованное молоко – это полностью продукт отечественных производителей, региональные компании производят в основном пастеризованное молоко в силу приверженности населения к традиционным и натуральным продуктам и отсутствия средств на переоборудование предприятия для более глубокой переработки молока. Пастеризованному молоку отдает свои предпочтения подавляющее большинство населения России. В регионах в общем объеме потребления жидких молочных продуктов пастеризованное молоко занимает 80%, стерилизованное – 15%, фруктовое – 1% и топленое – 4%.

Заметно отличается столичный рынок: здесь значительнее доля стерилизованного молока (около двух третьих рынка), больше продуктов класса «премиум».

Рынок цельного молока продолжает расти. Сокращается доля разливного молока, потребители предпочитают упакованную продукцию. Наиболее популярная жесткая упаковка Tetra Pak, также молоко продается в полиэтиленовых пакетах, реже в стеклянных или пластиковых бутылках, кувшинах, стаканах. По результатам исследования компании ACNielsen, проведенного в 24 крупнейших городах России, в феврале-марте 2009 года розничные продажи молока выросли на 19% по объему и на 24% в стоимостном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее динамично потребление молока и молочных продуктов растет в Москве, что связано, с более высокими доходами населения.

Если производить цельное молоко из натурального сырья без нарушения технологий, то добиться разницы во вкусе практически невозможно, поэтому конкуренция за потребителя на этом рынке идет за счет создания удобной и яркой упаковки и создания узнаваемой марки. Выделиться на этом сегменте можно за счет предложения индивидуальных соково-молочных смесей (фруктового молока) и витаминизированного, обогащенного различными добавками молока. Здесь качество продукции будет зависеть от используемых наполнителей, рецептов, технологий приготовления.

Прогнозировать будущее соотношение продаж пастеризованного и стерилизованного молока затруднительно. Стерилизованное молоко предпочтительнее из-за условий и сроков хранения, что облегчает жизнь производителям и магазинам, снижая зависимость от обязательных сроков реализации. В крупных городах с ростом потребления молока обеспечить население пастеризованным, а значит с короткими сроками реализации, молоком затруднительно. [15]

 

Во-первых, требуются большие запасы сырья, что связано с закупкой сырого молока на относительно большой территории.

Во-вторых, хранение сырья и готовой продукции связано с существенными затратами на холодильные установки и прочее оборудовании. В-третьих, увеличиваются затраты на логистику и риски, связанные с возможностью не найти своего покупателя в отведенный срок. Поэтому в крупных городах и в компаниях, производящих молоко для жителей различных территорий, доля стерилизованного молока будет, скорее всего, расти. С другой стороны, пастеризованное молоко более дешевое и более приближено к натуральному, поэтому всегда найдет своего потребителя. Но возможности по производству и сбыту пастеризованного молока территориально ограничены и зависят оттого, насколько емкий рынок в регионе производителя. [16]

Молочные десерты и йогурты – относительно новый и дорогой продукт и для российского покупателя, и для российского производителя. В связи с этим можно отметить две характерные черты этого сегмента рынка молочной продукции. Во-первых, продукт нашел своего покупателя, и объемы потребления молочных десертов и йогуртов растут на 20-30% в год. Во-вторых, в этом сегменте рынка явно лидирует продукция нескольких производителей – йогурты и творожки «Чудо» от ВБД, йогурты и десерты от Данон (йогурт Данон, «Активиа», «Danissimo», «Danette»), йогурты от компаний Campina и Эрманн. В секторе йогуртов у на ВБД приходится более 40% рынка, на Эрманн - 16,8%, Данон - 12,6%, Campina – 12%. Производители находят своего потребителя не только за счет предложения широкого ассортимента йогуртов и десертов с различными вкусами, но и создавая удобную упаковку для продукта. В последнее время набирают популярность питьевые йогурты в бутылочках. Основными потребителями йогуртов и десертов являются жители крупных городов, в регионах потребление йогуртов и десертов находится на крайне низком уровне за счет низкой покупательной способности населения. Йогурты едят в основном дети, подростки и студенты, женщины в возрасте от 20 до 39 лет, мужчины от 25 до 45 лет.

С ростом доходов населения интерес к десертам и йогуртам будет только возрастать. По оценкам специалистов компании Эрманн, потребление йогуртов в России в настоящее время составляет 1,3-1,5 кг на душу населения в год, а в странах Западной Европы – 16-17 кг йогуртов на человека в год. Так что у рынка йогуртов и десертов большой потенциал, дело только за ростом доходов населения. Однако потеснить компании – лидера отечественного рынка и мировых лидеров в производстве йогуртов и десертов будет затруднительно, только за счет предложения более дешевых аналогов или выпуска принципиально нового продукта. С другой стороны, уже сейчас региональные производители предлагают различные десерты и йогурты собственного производства, которые находят спрос на региональном рынке. Но региональным производителям легче работать в сегменте питьевых йогуртов, так как для их производства требуются обычные технологии для выпуска кисломолочных продуктов. Для производства густого йогурта требуется специальное дорогостоящее оборудование, которое сможет окупиться только при значительных объемах сбыта, а значит новому игроку понадобится конкурировать с уже существующими производителями, что связано с дополнительными затратами на раскрутку марки. К тому же йогурты региональных производителей имеют короткие сроки хранения, что создает проблемы со своевременной организацией сбыта.

Если рынок цельного молока – это рынок отечественных производителей, то рынок сыров – это территория иностранных компаний. Доля импортных сыров на российском рынке составляет около 60%. Более половины импорта сыра приходится на Украину (32,9%) и Германию (33%), значительны поставки сыра из Польши, Финляндии и Прибалтики. На российском рынке можно выделить пять крупнейших марок: сыр «Российский» - 20,3%, «Эдамер» - 11%, «Голландский» - 9,2%, «Гауда» - 8,2% и «Маасдам» - 7,2%. При покупке сыров большая часть потребителей ориентируется на цену продукта, поэтому 43% рынка приходится на сыры стоимостью до 115 руб. за кг («Российский», «Пошехонский», «Голландский» и др.), 46% рынка – на сыры стоимостью от 115 до 160 руб. за кг («Эдамер», «Гауда» и др.) и лишь 12% рынка на дорогие сыры стоимостью от 160 руб. за кг.22 С ростом доходов население переключается на более дорогие сыры, поэтому в последнее время повышается привлекательность европейских марок. [17]

Объемы рынка российских сыров за 2012 год выросли на 8% в натуральном выражении, при этом собственное производство на 8,4%, импорт - на 30%. Рост потребления сыров сдерживается низкой покупательной способностью населения, однако при условии сохранения благоприятной тенденции роста реальных доходов населения, перспективы для роста потребления сыра в России есть. В РФ потребление сыров составляет около 3,5 кг на душу населения в год, в Болгарии - 4,8 кг, в Польше - 12,4 кг, во Франции - выше 24 кг. Учитывая очевидное отставание России по потреблению сыра на душу населения, его вкусовые и питательные характеристики, можно сказать, что в условиях улучшения социально-экономического положения населения, потребление сыров будет расти, а значит, с точки зрения наличия емкого рынка этот участок продаж молочного производства весьма перспективен для инвестиций. Для российских производителей этот рынок привлекателен и с позиции замещения импортных сыров, однако в настоящее время развитие сырного производства сдерживается отсутствием качественного сырья.

Ассортимент продаваемого в России сливочного масла один из самых разнообразных в мире. В России продается как развесное, так и фасованное масло, доля последнего составляет 87% в стоимостном выражении и 83% в натуральном. В регионах доля развесного масла несколько выше, нежели в крупных городах. Фасованное масло продается в упаковке из фольги (этот сегмент сливочного масла постоянно растет) и в пергаментной упаковке. Наибольшей популярностью у населения пользуются марки «Анкор», «Доярушка», «Президент», «Вологда», «Валио», «Домик в деревне», «Крестьянское» и «Отечественное». Однако жители регионов часто предпочитают продукцию местных производителей. Сливочное масло на российский рынок поставляют отечественные и иностранные компании, доля импорта составляет порядка 30%, по отдельным оценкам 40-50%. Импортное сливочное масло поступает в основном из Новой Зеландии, Финляндии, Германии, Украины и Чехии. В 2012 г. объемы продаж сливочного масла в натуральном выражении выросли всего лишь на 1%. Потребление сливочного масла в крупных городах в натуральном объеме в последнее время снижается. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, сливочное масло имеет более дешевые аналоги в виде маргарина, хальварина, мягкого бутербродного масла, как заменитель выступает и подсолнечное масло. Во-вторых, в России набирает силу концепция здорового питания, а благодаря различным публикациям потребление сливочного масла четко связано в умах граждан с ростом холестерина в крови, ожирением, атеросклерозом. При этом полезные качества – в нем много минеральных веществ, витаминов, жирных кислот – забываются. Косвенно в пользу концепции здорового питания свидетельствует рост потребления витаминизированного, обогащенного различными добавками масла. В стоимостном выражении потребление масла незаметно растет, так как жители городов заменяют более дешевые марки на более качественные и дорогие. В то же время потребление масла в регионах незначительно увеличивается параллельно с ростом доходов.114[18].

Таким образом, с одной стороны ожидать бурного роста потребления сливочного масла даже с ростом доходов населения не приходится из-за наличия большого числа заменителей и распространения здорового образа жизни. С другой стороны, есть возможности конкуренции с иностранными производителями за существующих сторонников сливочного масла и привлечение потребителей за счет повышения качества предлагаемой продукции, предложения витаминизированного масла. По некоторым оценкам, за счет традиционной склонности части населения к сливочному маслу рынок может расти на 3-4% в год.

Среди прочих молочных продуктов можно выделить традиционные для России продукты (ряженка, кефир, творог, сметана) и инновационные продукты (различные бифидосодержащие кефиры, молочные напитки). Первый сегмент растет очень незначительно, 5-10% в год, зато второй демонстрирует более высокие темпы роста 10-15% в год. Такие традиционные товары с невысокой добавленной стоимостью мало интересны крупным игрокам рынка, поэтому продукция данного сегмента молочного рынка представлена широким кругом производителей, доля региональных производителей в этом секторе существенно выше. Это продукция с короткими сроками хранения, поэтому реализуется преимущественно в регионе производства.

На этом сегменте рынка получить прибыль за счет увеличения объема продаж в целом представляется мало возможным. Однако если заняться позиционированием своей

продукции на рынке и расширить ассортимент за счет обогащенных товаров, то можно оттянуть потребителей от ничем не выделяющихся аналогов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных