Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нехристианские концепции происхождения мира




Катихизис.

Лекция № 5.

БОГ КАК ТВОРЕЦ МИРА

 

Мир, в котором мы существуем, ограничен во времени и пространстве. Современная наука доказала, что мир имел начало во времени и есть определенное время, более которого мир не мог существовать. Поэтому мир нуждается как к первопричине своего бытия, так и в силе, поддерживающей и сохраняющей его в бытии, иными словами, нуждается в Творце и Промыслителе.

Символ веры называет Бога Творцом и Вседержителем, потому что "все сотворено Богом, и ничто не может быть без Бога.. Он все, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле" (Пространный катихизис).

 

Сущность христианского учения о сотворении мира.

Нехристианские концепции происхождения мира

 

"Православное учение о творении говорит, что один Бог – нетварен и существует вечно, а все остальное было Им сотворено" (Пространный Катихизис). Библия подчеркивает, что Бог является единственной причиной бытия мира. "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1). "Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое" (Кол. 1, 16).

Творение мира как факт признается в той или иной форме практически всеми религиозными и философскими учениями, за исключением материализма. Но в понимании сущности происхождения мира между религиозными и философскими системами имеют место принципиальные различия.

Наиболее известные нехристианские концепции происхождения мира – дуализм и пантеизм.

 

Дуализм

Дуализм (от лат. dualis – двойственный) существует в двух основных формах:

а) дуализм греческой античной философии (Платон), понимающий происхождение мира как результат воздействия Божественного начала на извечно существующую наряду с ним бесформенную материю, наделенную вечным, хаотичным движением;

б) дуализм восточных учений (зороастризм), где возникновение мира мыслится как следствие борьбы двух равносильных божественных начал, светлого и темного.

В большинстве форм дуализма материя мыслится как начало, в той или иной степени противостоящее Божеству, либо как творение злого божества. Очевидно, что дуализм, признающий помимо единого Бога иное самостоятельное начало или принцип бытия, несовместим с христианским представлением о Боге как абсолютном всемогущем существе.

 

Пантеизм

Пантеизм (от пан – всё и Теос — Бог) - учение, сущность которого в отождествлении мира и Бога (т.е. Бог и мир – одно, мир – божественный организм). Пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо, наоборот, мир в Боге. Пантеистические учения имеют следующие разновидности:

а) учения об эманации (неоплатонизм, индуизм), согласно которым мир представляет собой эманацию (букв. "истечение") Божества;

6) учения об имманации (философская система Спинозы), представляющая мир как совокупность разнообразных проявлений во времени и пространстве единой вечной, абсолютной Божественной субстанции;

в) учения, рассматривающие мир как саморазвитие некоторого Божественного начала, которое, развиваясь, переходит от низших форм к высшим (философская система Гегеля).

Пантеизм как учение также присутствует в некоторых направлениях иудаизма (каббала) и ислама (суфизм), во многих современных оккультных учениях и сектах.

Следует отличать пантеистическое представление о единоприродности (единосущии) Бога и мира от христианского учения о вездеприсутствии Бога в мире. Согласно православному учению, Бог присутствует в каждой части мира своими действиями (энергиями), но при этом Его сущность остается неприступной, Он ни с чем не смешивается. В пантеизме Бог и мир по сути ничем не отличаются, что ведет к отрицанию Бога как Личности и Творца.

Кроме того, если Бог и мир – одно, то божественная природа оказывается подверженной изменениям, что противоречит библейскому Откровению. По этой же причине пантеизм не способен удовлетворительно решить проблему существования зла в мире – оно объявляется либо иллюзией, либо атрибутом Бога и необходимым элементом мироздания. Человек в пантеизме мыслится как «элемент» или способ выражения божественной природы, что исключает возможность его личной свободы.

 

Христианская концепция происхождения мира: творение "из ничего"

 

Сущность христианского учения о происхождении мира состоит в том, что Бог создал мир из ничего, иначе говоря, произвел все существующее через творение. В богословском смысле творить означает давать существование тому, что раньше не существовало, или, как говорится в Литургии свт. Иоанна Златоуста, «приводить из небытия в бытие».

Христианское учение особо подчеркивает, что Бог для сотворения мира не нуждался в исходном материале. Свт. Василий Великий пишет: «Бог, прежде чем существовало что либо из видимого ныне, ..помыслил о том, каким должен быть мир и произвел материю, соответственную форме мира". Таким образом, Бог является Творцом мира не только но форме, но и по веществу.

С точки зрения православного учения важно различать отношения Божественных Лиц в Пресв. Троице, которые описываются терминами рождение и исхождение, от творения Богом мира. Рождение Сына и исхождение Духа совершаются вечно, вне времени, и предполагают равенство природы всех Божественных Лиц. Творение предполагает, что мир появился во времени, и имеет иную природу, чем Бог. Все существующее получило бытие благодаря свободной воле Творца: "Он сказал - и сделалось, Он повелел - и явилось" (Пс. 32:9).

Тварное бытие по своей природе изменчиво, а материя имеет свою протяженность. Поэтому вместе с возникновением твари появляются такие характеристики (формы существования) тварного мира, как время и пространство, которые неприменимы к Богу в Себе Самом.

В Библии о творении из ничего прямо говорится только один раз, причем в неканонической книге: "Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего" (2 Мак. 7, 28).

В Священном Писании имеются также косвенные указания на творение мира из ничего. В Быт. 1, 1 для выражения идеи творения использован еврейский глагол "бара", который может иметь двоякое значение: творение из ничего и создание из подручного материала. Однако очевидно, что здесь этот глагол употреблен в первом смысле, ибо в Быт. 1, 2 сказано, что "земля была безвидна и пуста", а потом уже из этой неоформленной материи Бог создавал мир. Кроме того, само наименование "вечный" в Священном Писании прилагается только к Богу и божественным свойствам, но никогда не относится к миру.

В творении участвовали все три Лица Святой Троицы, о чем пророчески сказано уже в Ветхом Завете: "Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его - вся сила их" (Пс. 32:6). О творческой роли Бога Слова говорит апостол Иоанн в начале Евангелия: "Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть" (Ин. 1:3). О Духе сказано в Библии: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). Слово и Дух, по образному выражению святого Иринея Лионского, суть "две руки" Отца. Воля Трех Лиц одна, но каждому из Них присуще свое действие: "Отец есть предначинательная причина всего существующего, Сын - причина созидательная, Дух Святой - причина совершительная, так что волею Отца все существует, действием Сына все приводится в бытие, присутствием Духа все совершается"- говорит святитель Василий Великий.

Св.Писание подчеркивает, что мир, сотворенный Богом, изначально был «весьма хорош» (Быт. 1,31). Это означает, что в нем отсутствовали зло и дисгармония, он был причастен Божественной благодати и имел все предпосылки для существования и развития по предначертанным Творцом законам.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных