Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика. Романтизм – идейное и художественное движение в Европейской культуре конца XVIII – 1-й половины XIX в




Романтизм – идейное и художественное движение в Европейской культуре конца XVIII – 1-й половины XIX в. Это эпоха буржуазных революций, политических и экономических переворотов в Европе, характеризующаяся критичностью по отношению к современной ему действительности и вместе с тем к отвергнутой ею социальным и политическим принципам прошлого XVIII в. (эпоха Просвещения). Романтизм как особый вид мировоззрения стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры. Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Французской буржуазной революции 1789 г. предопределили пессимистический взгляд на общественное развитие; умонастроения «мировой скорби» сочетались в Романтизме со стремлением к гармонии миропорядка. Отвергая рационализм и механицизм просветителей, романтики, тем не менее, сохраняли основополагающие понятия предшествующей эпохи: «естественный человек», взгляд на природу как на великое благое начало, стремление к справедливости и равенству.

В художественной культуре крушение надежд на свободу, всеобщий мир и общественное благополучие обусловили основной мотив того периода, имевший принципиальное значение для эстетики Романтизма – «крушение иллюзий». Другой важный мотив художественной деятельности, порожденный разладом идеала с действительностью, невозможностью достигнуть идеалов, – «двоемирие», т.е. уход от действительности в иллюзорный мир мистики, идеализированной древности или далеких, экзотических для Европы стран. Таким образом, у романтиков мировая гармония оказалась нарушенной. Мир распался на категории, противопоставленные друг другу: жизнь земная и жизнь вечная, Бог и дьявол, герой и толпа, настоящее время и далекое прошлое, прекрасное и уродливое, идеал и обыденность.

В связи с новым миропониманием в эпоху Романтизма постепенно изменялось и понимание личности, соотношение значимости личности и общества для культуры. В отличие от классицизма, акцентировавшего природное сходство всех людей, т.е. приоритет общего, романтизм ставил во главу угла индивидуальную непохожесть. Отсюда понимание романтической личности как одинокой, непонятой, бунтующей (активно или пассивно) против всех и вся, исполненной гордыни, бросающей вызов Богу, обществу, толпе.

В художественной культуре романтизм стал реакцией на рационалистическую эстетику классицизма. Однако нельзя говорить о том, что романтизм в искусстве полностью отвергает достигнутое в классицизме: романтизм оставляет стилевые основы классицизма, переосмысливая язык художественных форм, а также идейную направленность искусства. Несмотря на кажущуюся «полярность» взглядов классицизма и романтизма на человека и его место в мире, представление о личности конца XVIII – начала XIX в. предполагает сочетание рационалистического идеала человека эпохи Просвещения с обязательным сведением всего частного, субъективного к общему, надличностному и некоего романтического «налета». Наиболее яркое выражение такое представление получило в лирике – самом субъективном роде литературы, ставшей выразителем романтических тенденций в искусстве.

Романтизм как стиль в искусстве появился сначала в литературе, а потом и в других видах искусства. Даже само понятие «романтизм» пришло из литературы и произошло от эпитета «романтический» (впервые как литературный термин было введено Новалисом). До XVIII в. этот эпитет указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романских языках, в частности, на занимательность, множество приключений и событий. В конце XVIII в. «романтическое» стало пониматься более широко: не только как авантюрное, занимательное, но и как старинное, самобытно народное, далекое, наивное, фантастичное, духовно возвышенное, призрачное, а также удивительное, пугающее. Именно поэтому романтики нередко идеализировали прошлое, пытались вдохнуть новую жизнь в мифы и библейские сказания. Фантастика становится контрастом к реальности.

Кроме литературы (в особенности лирики) еще одним видом искусства, в котором романтические тенденции воплотились в полной мере, была музыка. Индивидуализм, пустивший ростки еще в сентиментализме, в романтическую эпоху достиг невиданных размеров. Вследствие этого резко возрос статус личности, художника-творца. Личная судьба, личная драма приобрели общечеловеческое звучание, поэтому в эпоху Романтизма особую популярность приобрели произведения с исповедальными мотивами. Музыка же в любом своем проявлении – «исповедь души». Не случайно И.И.Соллертинский называл музыку «звучащей автобиографией», «своего рода симфоническим, вокально-песенным, фортепьянным дневником».

В отличие от литературного романтизма, появившегося в конце XVIII в., музыкальный романтизм проявил себя только во втором десятилетии XIX в. Показательно, что термин «романтическая музыка» принадлежит Э.Т.А.Гофману, писателю и композитору, самим своим творчеством символизировавшему весьма важный для романтической эстетики союз литературы и музыки. Если в эпоху Возрождения главным видом искусства была живопись, а основные идеи эпохи Просвещения нашли свое отражение в театре, то романтическая эстетика на первое место выдвинула литературу и музыку. Причем сами романтики не пришли к единому мнению относительно того, какой же из этих видов искусства занимает более высокое положение в «иерархии» искусств, а идея союза литературы и музыки выдвинула на первое место такие «синтетические» жанры, как опера, программная музыка, романс-песня. В области инструментальной музыки, менее подверженной идеям романтизма, важнейшей стала фортепьянная миниатюра, способная создать беглую зарисовку настроения, пейзажа, характерного образа. В живописи главным романтическим жанром можно считать портрет, в котором основным стало выявление ярких характеров, напряжения духовной жизни, мимолетного движения человеческих чувств, а также автопортрет, который почти не встречался в XVIII в. Многие черты, присущие романтической живописи, нашли свое продолжение в более поздних стилевых направлениях, например, мистицизм и сложный аллегоризм – в символизме, повышенная эмоциональность и импульсивность – в экспрессионизме.

Характеризуя западноевропейский романтизм, Иванов-Разумник делил его на три разновидности: немецкий, английский и французский, охарактеризовав их соответственно как логический, или романтизм мысли, этический, или романтизм воли, и эстетический, или романтизм чувства.

Германия того времени – раздробленная страна, не имеющая возможности принимать активное участие в колонизации Востока, у нее недостаточно ресурсов, чтобы без чьей-либо помощи вести войны в Европе. Однако именно в Германии складываются многие философские школы и учения – она не способна на активные и решительные действия, но обладает мощным идейным потенциалом. Для немецкого романтизма характерны меланхолия, созерцательность, мистико-пантеистические настроения. Немецкий романтизм обращается к мифам, легендам, преданиям и сказаниям своего народа, что отражено и в литературе, и в музыке, и в живописи этого периода. Э.Т.А.Гофман пишет сказки, используя многие мотивы немецкого фольклора, его опера «Ундина» также обращается к народным преданиям. Творчество Р.Вагнера почти полностью уходит своими корнями в германскую мифологию, героический эпос («Лоэнгрин», «Парсифаль», «Кольцо нибелунга» и т.п.) и легендарное прошлое своей страны («Летучий голландец», «Тангейзер» и др.). К.М.Вебер (опера «Вольный стрелок») также обращается к преданиям своего народа.

К началу XIX в. Австрия была огромной империей, включавшей Венгрию, Чехию, север Италии, юго-восток Баварии, поэтому национальный состав ее был разнообразным: чехи и венгры, словаки и хорваты, румыны и украинцы, поляки и итальянцы, причем собственно австрийцы и немцы составляли одну треть населения. Традиции, обычаи, фольклор и особенности художественного творчества каждого из этих народов воздействовали на формирование специфических черт австрийской культуры. Однако все эти народы объединяла династия Габсбургов. В отличие от Германии, в которой народы с развитой национальной культурой не имели единого государства и поэтому стремились к созданию национального государства как залога сохранения своей культуры, народы Австрийской империи жили в рамках единого государства, которое формировалось задолго до промышленной революции по династическому принципу и не отождествлялось ни с одним из народов, находившихся под его властью. В связи с тем что немецкий язык был родным для членов правящей династии, он рассматривался ими в качестве официального языка страны и наиболее предпочтительного средства межнационального общения ее обитателей. Возможно, именно поэтому многие черты, присущие художественной культуре Германии, были характерны и для Австрии. Например, отношение к природе как прибежищу от бед цивилизации, утешению, исцелению мятущегося человека ярко отражены в произведениях Ф.Шуберта (например, вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»), в творчестве которого душевные переживания личности тесно связаны с образами природы.

В отличие от Германии, Англия того времени была передовой страной с богатыми политико-экономическими традициями и с формой правления, на которую равнялась вся Европа, считая ее наиболее удачной (парламентская монархия). Однако, как показывает история искусства, Англия романтического периода не создала сколько-нибудь интересной музыки, и достижения романтизма претворены в двух видах искусства: литературе и живописи. Главными темами английского романтизма стали размышления о романтической личности, герое своего времени, а также о том, какими моральными качествами должен этот герой обладать (например, в произведениях Дж.Г.Байрона «Чайльд Гарольд», «Дон Жуан» и в «Эндимионе» Дж.Китса). В английской романтической живописи преобладал пейзаж как отражение духовной чистоты и великих возможностей «естественного человека» (например, пейзажи Дж.Констебла).

Французский романтизм был ярким отражением событий 1789 г., т.е. Великой французской революции. Именно поэтому из всех региональных вариантов романтизма французский – самый действенный и активный, самый эмоционально насыщенный. Он дал множество имен в различных видах искусства. Так, в литературе одним из наиболее видных романтиков, первым сформулировавшим основные характеристики французского романтизма (предисловие к драме «Кромвель»), был В.Гюго, другим – А. де Мюссе, прославившийся своим произведением-исповедью «Исповедь сына века». В музыке великим новатором стал Г.Берлиоз, одним из первых создавший жанр программной симфонии («Фантастическая симфония») и реформировавший средства музыкальной выразительности. Французские художники также реформируют художественно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий, насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, теплых и холодных тонов.

Американский романтизм вследствие многих причин не представлял собой единой картины. Отсутствие глубоких национальных корней, географическая отдаленность от европейских стран, мозаичность созданной на новом материке культуры, а также озабоченность установлением независимости от Европы предопределили свой собственный путь американского романтизма. В первую очередь, это попытка найти корни своей культуры в недрах культуры аборигенов – индейцев. Именно поэтому многие деятели искусства, в частности литературы, обращаются к идеализации жизни индейцев, их образа (Ф.Купер, Г.Лонгфелло). Другие интересуются природой этой благодатной земли, а значит, одним из самых распространенных романтических жанров становится пейзаж.

Общеизвестно, что русский романтизм существенно отличался от западноевропейского. Россия рубежа XVIII–XIX вв. в своем экономическом развитии еще не «догнала» Европу, не пережила своей буржуазной революции, поэтому российской культуре были чужды трагизм и безнадежность «мировой скорби», «уход» в идеализированное средневековье, характерные для немецкого, французского и английского романтизма. Говоря о западноевропейских традициях в русском романтизме, заметим, что настроения, характерные для Европы конца XVIII в., в России стали актуальными в связи с двумя событиями русской истории – Отечественной войной 1812 г. и декабристским восстанием. Отечественная война способствовала росту национального самосознания, а восстание декабристов явилось своего рода разрешением революционной ситуации, подобной западноевропейской. Вот почему ранний русский романтизм, расцвет которого пришелся на второе десятилетие XIX в., в отличие от западноевропейского, был «более оптимистичным, активным, наступательным» (Г.Гуковский). Российская культура переживала пору революционного подъема во всех сферах культуры. Еще одним существенным различием между западноевропейским и русским романтизмом было то, что основной движущей социальной силой Европы было третье сословие, а в России это были дворяне, – поэтому русский романтизм часто называют «дворянским». Действительно, наиболее значительные явления в области русской культуры первой половины XIX в. происходили в дворянской среде. Даже борьба за отмену крепостного права велась в основном дворянами.

В это время в общественном сознании России обострилась культурная оппозиция Петербурга и Москвы. Напомним, что еще в XVIII в. Москва противопоставила реакционному классицистскому Санкт-Петербургу передовой в то время сентиментализм. В начале XIX в. именно в Москве появились первые ростки романтизма. Более патриархальная Москва обращалась в основном к пассивному направлению Романтизма, главной идеей которого был уход в идеализм, в то время как петербургская культура отражала его активное революционно-просветительское, коллективное начало. Культура пушкинского Петербурга оставалась по сути своей обращенной к достижениям западноевропейского Просвещения, т.е. к неким умозрительным сентенциям относительно преобразования общества, в то время как московский сентиментализм перерос в романтизм, поставив на первое место творческую личность.

Романтизм стал последним общеевропейским стилем в искусстве. Однако, наряду с общими чертами, нужно отметить, что каждая страна создавала свой неповторимый, самобытный романтический колорит. Это связано с тем, что рамках Романтизма, инициировавшего бурный рост национального самосознания, создается огромное множество национальных художественных школ, каждая из которых обладает своеобразием идей, сюжетов, излюбленных жанров, а также особой национальной стилистикой.

 

Основные памятники

 

Литература:

Англия

1. Джорж Гордон Байрон (1788–1824). «Чайльд Гарольд». 1812 г.

2. Дж.Г.Байрон. «Дон Жуан». 1818 г.

3. Вальтер Скотт. «Айвенго». 1820 г.

4. С.Т.Кольридж (1770–1850). «Старый моряк». 1798 г.

5. Стендаль (1783–1842). «Красное и черное». 1830 г.

Америка

1. Эдгар По (1809–1849). «Морелла». 1835 г.

2. Эдгар По. «Лигейя». 1838 г.

3. Эдгар По. «Черт на колокольне». 1839 г.

4. Эдгар По. «Падение дома Ашеров».1839 г.

5. Эдгар По. «Ангел Необъяснимого. Экстраваганца». 1844 г.

6. Эдгар По. «Тысяча вторая сказка Шехерезады». 1845 г.

7. Джеймс Фенимор Купер (1789–1851). «Шпион». 1821 г.

8. Д.Ф.Купер. «Последний из могикан». 1826 г.

9. Генри Лонгфелло (1807–1882). «Песнь о Гайавате». 1855 г.

Франция

1. Альфред де Мюссе. «Исповедь сына века». 1836 г.

2. Жорж Санд (1804–1876). «Консуэло».1843 г.

3. Виктор Гюго (1802–1885). «Собор Парижской Богоматери».

4. В.Гюго. «Отверженные». 1862 г.

5. Александр Дюма-отец (1802–1870). «Три мушкетера». 1844 г.

Германия

1. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822). «Золотой горшок». 1814 г.

2. Э.Т.А.Гофман. «Крошка Цахес». 1819 г.

3. Генрих Гейне (1797–1856). «Книга песен». 1827 г.

Россия

1. Василий Андреевич Жуковский (1783–1852). «Сельское кладбище». 1801 г.

2. В.А.Жуковский. «Людмила». 1808 г.

3. В.А.Жуковский. «Светлана». 1808–1812 гг.

4. В.А.Жуковский. Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837). «Руслан и Людмила». 1820 г.

5. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». 1823–1831 гг.

6. А.С.Пушкин. «Кавказский пленник». 1820–1821 гг.

7. А.С.Пушкин. «Бахчисарайский фонтан». 1821–1823 гг.

8. А.С.Пушкин. «Цыганы». 1824 г.

9. А.С.Пушкин. «Повести Белкина». 1830 г.

10. А.С.Пушкин. «Медный всадник». 1833 г.

11. А.С.Пушкин. «Пиковая дама». 1833 г.

12. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». 1836 г.

13. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841). «Герой нашего времени». 1840 г.

14. М.Ю.Лермонтов. «Демон». 1841 г.

15. Николай Васильевич Гоголь (1809–1849). «Вечера на хуторе близ Диканьки». 1831 г.

16. Н.В.Гоголь. «Вий». 1833–1835 гг.

17. Н.В.Гоголь. «Мертвые души».1842 г.

Театр:

Англия

1. Дж.Г.Байрон. «Манфред». 1817 г.

2. Дж.Г.Байрон. «Каин» (мистерия). 1821 г.

3. Эжен Скриб (1791–1861). «Стакан воды». 1840 г.

Франция

1. В.Гюго. «Кромвель». 1827 г.

2. В.Гюго. «Эрнани». 1830 г.

Россия

1. Александр Сергеевич Грибоедов (1795–1829). «Горе от ума». 1824 г.

2. А.С.Пушкин. «Маленькие трагедии». 1830 г.

3. М.Ю.Лермонтов. «Маскарад». 1835 г. (издание – в 1842, премьера – в 1852 г.)

Музыка:

Италия

1. Джоаккино Антонио Россини (1792–1868). «Севильский цирюльник». 1816 г.

2. Никколо Паганини (1782–1840). «24 каприса для скрипки». 1820 г.

3. Н.Паганини. «Кампанелла» (заключительная часть 2-го концерта для скрипки h-moll). 1826 г.

Франция

1. Гектор Берлиоз (1803–1869). «Фантастическая симфония». 1830 г.

2. Шарль Франсуа Гуно (1818–1893). «Фауст». 1859 г.

Германия

1. Э.Т.А.Гофман. «Ундина». 1813 г.

2. Карл Мария фон Вебер (1786–1826). «Волшебный стрелок». 1821 г.

3. Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847). «Сон в летнюю ночь». 1826 г.

4. Ф.Мендельсон. «Песни без слов».

5. Людвиг ван Бетховен (1770–1827). «Патетическая соната». 1799 г.

6. Л. ван Бетховен. Симфония № 3 («Героическая»). 1804 г.

7. Л. ван Бетховен. Симфония № 9. 1824 г.

8. Роберт Шуман (1810–1856). «Карнавал». 1835 г.

Австрия

Франц Петер Шуберт (1797–1828). «Прекрасная мельничиха». 1823 г.

Польша

Фредерик Францишек Шопен (1810–1849). Этюды («Революционный»), прелюдии (7, 20), вальсы, ноктюрны, экспромт-фантазия.

Венгрия

Ференц Лист (1811–1886). Венгерские рапсодии.

Россия

1. Александр Александрович Алябьев (1787–1851). «Русские песни» и романсы: «Соловей», «Она моя!» (А.А.Дельвиг); «Я вижу образ твой» (Гете в пер.А.Бистрома); «Два ворона», «Певец», «Я вас любил» (А.С.Пушкин); «Вечерний звон» (И.И.Козлов); «Влюблен я, дева-красота!», «Молитва» (Н.М.Языков); «Бедный певец» (В.А.Алябьев).

2. Александр Егорович Варламов (1801–1848). «Русские песни» и романсы: «Вдоль по улице метелица метет» (нар.); «Красный сарафан» (Н.Г. Цыганов); «Не шумите, ветры буйные» (Песня Фионы из пьесы А.А.Шаховского «Рославлев»); «Горные вершины» (Гете); «Парус» (М.Ю.Лермонтов); «На заре ты ее не буди» (А.А.Фет); «Я вас любил» (А.С.Пушкин).

3. Александр Львович Гурилев (1803–1858). Романсы: «Колокольчик» (А.В.Кольцов); «Матушка, голубушка» (Ниркомский); «Грусть девушки», «Не шуми, ты, рожь», «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая» (Н.П.Греков); «Однозвучно гремит колокольчик» (И.Макаров); «Вам не понять моей печали», «И скучно, и грустно» (М.Ю.Лермонтов).

4. Алексей Николаевич Верстовский (1799–1862). «Аскольдова могила». 1835 г.

5. Михаил Иванович Глинка (1804–1857). «Иван Сусанин». 1836 г.

6. М.И.Глинка. «Руслан и Людмила». 1842 г.

7. М.И.Глинка. «Камаринская» 1848 г.

Живопись:

Англия

1. Джон Констебл (1776–1837). «Мельница в Флэтфорде». 1817 г.

2. Д.Констебл. «Белая лошадь». 1819 г.

3. Д.Констебл. «Плотина и мельница в Дедхеме». 1820 г.

4. Д.Констебл. «Телега для сена». 1823 г.

5. Д.Констебл. «Собор в Солсбери из сада епископа». 1823 г.

6. Д.Констебл. «Детхемская долина». 1828 г.

7. Д.Констебл. «Стокбай Нейланд». 1836 г.

8. Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851). «Кораблекрушение». 1805 г.

9. У.Тернер. «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы». 1812 г.

10. У.Тернер. «Пожар лондонского Парламента». 1835 г.

11. У.Тернер. «Последний рейс корабля «Отважный». 1838 г.

12. У.Тернер. «Дождь, пар и скорость». 1844 г.

13. Уильям Блейк (1757–1827). «Жалость». Около 1795 г.

14. У.Блейк. «Сон Иакова». 1800–805 гг.

15. У.Блейк. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. 1825–1827 гг.

Франция

1. Жак Луи Давид (1748–1825). «Клятва Горациев». 1784 г.

2. Ж.Л.Давид. «Смерть Марата». 1793 г.

3. Ж.Л.Давид. «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар». 1800 г.

4. Антуан Жан Гро (1771–1835). «Наполеон на Аркольском мосту». 1796 г.

5. Теодор Жерико (1791–1824). «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». 1812 г.

6. Т.Жерико. «Раненый кирасир, покидающий поле боя». 1814 г.

7. Т.Жерико. «Плот Медузы». 1818–1819 гг.

8. Т.Жерико. «Портрет сумасшедшей (Гиена Сальптриера)». Около 1818 г.

9. Т.Жерико. «Портрет двадцатилетнего Делакруа». 1819 г.

10. Эжен Делакруа (1798–1863). «Ладья Данте». 1822 г.

11. Э.Делакруа. «Резня на Хиосе». 1823–1824 гг.

12. Э.Делакруа. «Гамлет». 1825 г.

13. Э.Делакруа. «Смерть Сарданапала». 1827 г.

14. Э.Делакруа. «Греция на развалинах Миссолунги». 1826–1827 гг.

15. Э.Делакруа. «Свобода на баррикадах». 1830 г.

16. Э.Делакруа. «Алжирские женщины». 1833 г.

17. Э.Делакруа. «Автопортрет». 1838 г.

18. Э.Делакруа. «Портрет Ф.Шопена». 1838 г.

19. Э.Делакруа. «Христос на Генисаретском озере». 1853 г.

20. Жан Огюст Доменик Энгр (1780–1867). «Портрет мадам Ривьер». 1805 г.

21. Д.Энгр. «Портрет Филибера Ривьера». 1805 г.

22. Д.Энгр. «Эдип и Сфинкс». 1808 г.

23. Д.Энгр. «Портрет графа Гурьева». 1821 г.

24. Д.Энгр. «Источник». 1856 г.

Германия

1. Филипп Отто Рунге (1777–1810). «Утро». 1808 г.

2. О.Рунге. «Портрет детей Хюльзенбек». 1805 г.

3. О.Рунге. «Мы втроем». 1805 г.

4. О.Рунге. «Портрет родителей художника с внуками». 1806 г.

5. Каспар Давид Фридрих (1774–1840). «Крест в горах» («Теченский алтарь»). 1807–1808 гг.

6. К.Д.Фридрих. «Монах на берегу моря». 1808–1809 гг.

7. К.Д.Фридрих. «Монастырское кладбище в снегу». 1819(?) г.

8. К.Д.Фридрих. «Меловые утесы в Рюгене». Около 1818 г.

9. К.Д.Фридрих. «На паруснике». 1818–1820 гг.

10. К.Д.Фридрих. «Женщина у окна». Около 1822 г.

11. К.Д.Фридрих. «Большой загон под Дрезденом». 1824 г.

12. Георг Фридрих Керстинг (1785–1847). «Автопортрет в мастерской». 1811 г.

13. Франц Крюгер (1797–1857). «Парад на Оперной площади». 1824–1829 гг.

14. Мориц фон Швиндт. (1804–1871). «Танец фей в ольховой роще». 1844 г.

15. Иоганн Эрдман Хюммель (1769–1852). «Увеселительный сад в Берлине». 1831 г.

Испания:

1. Франсиско Гойя (1746–1828). Серия «Капричос». 1797–1798 гг.

2. Ф.Гойя. «Маха раздетая». 1796–1798 гг.

3. Ф.Гойя. «Портрет Андреаса дель Пераля». Около 1794–1798 гг.

4. Ф.Гойя. «Портрет королевской семьи». 1800 г.

5. Ф.Гойя. «Махи на балконе». 1800 г.

6. Ф.Гойя. «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. 1814 г.

7. Ф.Гойя. «Автопортрет». 1815 г.

Россия

1. Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825). «Портрет Е.Н. Арсеньевой». 1796 г.

2. В.Л.Боровиковский. «Портрет М.И.Лопухиной». 1797 г.

3. В.Л.Боровиковский. «Портрет А.Г. и В.Г.Гагариных». 1802 г.

4. Орест Адамович Кипренский (1782–1836). «Портрет Е.В. Давыдова». 1809 г.

5. О.А.Кипренский. «Портрет В.А.Жуковского». 1815 г.

6. О.А.Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина». 1827 г.

7. Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847). «Портрет Н. Карамзина».

8. А.Г.Венецианов. «Утро помещицы». 1823 г.

9. А.Г.Венецианов. «На пашне. Весна». 1827 г.

10. Василий Андреевич Тропинин (1776–1857). «Портрет князя Багратиона». 1815 г.

11. В.А.Тропинин. «Кружевница». 1823 г.

12. В.А.Тропинин. «Портрет А.С. Пушкина». 1827 г.

13. В.А.Тропинин. «Автопортрет на фоне Московского кремля». 1844 г.

14. Карл Павлович Брюллов (1799–1852). «Девушка, собирающая виноград». 1827 г.

15. К.П.Брюллов. «Итальянский полдень». 1827 г.

16. К.П.Брюллов. «Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью». 1830 г.

17. К.П.Брюллов. «Последний день Помпеи». 1830–1833 гг.

18. Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791–1830). «Терраса на берегу моря. Городок Капуччино близ Сорренто». 1827 г.

19. С.Ф.Щедрин. «Терраса с видом на залив». 1828 г.

20. С.Ф.Щедрин. «Терраса, увитая виноградом». 1828 г.

Архитектура:

Франция

1. Ж.Ф.Шальгрен. Триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Париж. 1806–1837 гг.

2. Ж.Б.Лепер, Ж.Гондуэн. Триумфальная колонна на Вандомской площади. Париж. 1806–1807 гг.

3. Ш.Персье, П.Ф.Л.Фонтен. Въездные ворота дворца Тюильри. Париж. 1806–1807 гг.

Англия

Чарлз Бэрри. Британский парламент. Лондон. 1840–1868 гг.

Германия

1. К.Ф.Шинкель. Берлинская академия архитектуры. Около 1800 г.

2. К.Ф.Шинкель. Старый музей. Берлин. 1824–1828 гг.

3. К.Ф.Шинкель. Новая караульня. Берлин. 1816–1818 гг.

4. Лео фон Кленце. Глиптотека. Мюнхен. 1816–1830 гг.

Россия

1. А.Захаров. Адмиралтейство. Санкт-Петербург. 1806–1823 гг.

2. Ж.Ф. Тома де Томон. Здание Биржи. Санкт-Петербург. 1805–1810 гг.

3. А.Воронихин. Казанский собор. Санкт-Петербург. 1801–1811 гг.

4. А.Воронихин. Горный институт. Санкт-Петербург. 1806–1811 гг.

5. К.Росси. Михайловский дворец. Санкт-Петербург. 1819–1825 гг.

6. К.Росси. Здания министерства и арка Главного штаба на Дворцовой площади. Санкт-Петербург. 1819–1829 гг.

7. К.Росси. Александринский театр. Санкт-Петербург. 1816–1834 гг.

8. К.Росси. Здания Сената и Синода. Санкт-Петербург. 1829–1834 гг.

9. В.Стасов. Павловские казармы. Санкт-Петербург. 1817–1821 гг.

10. В.Стасов. Московские триумфальные ворота. Санкт-Петербург. 1834–1838 гг.

11. В.Стасов. Троицкий собор. Санкт-Петербург. 1828–1835 гг.

12. О.Монферран. Исаакиевский собор. Санкт-Петербург. 1818–1858 гг.

13. О.Бове. Петровский (Большой) театр. Москва. 1821–1824 гг.

14. О.Бове. Триумфальные ворота. Москва. 1827–1834 гг.

15. М.Казаков, Д.Жилярди. Университет. Москва. 1786–1793, 1817–1819 гг.

16. Д.Жилярди. Здание Опекунского совета. Москва. 1823–1826 гг.

17. К.Тон. Храм Христа Спасителя. Москва. 1837–1889 гг.

Скульптура:

Франция

Ф.Рюд. Марсельеза. 1830-е гг.

Италия

1. Антонио Канова (1757–1822). «Эрот, слетающий к Психее». 1792 г.

2. А.Канова. «Тесей, победитель Минотавра». 1781 г.

3. А.Канова. «Дедал и Икар». 1777–1822 гг.

4. А.Канова. «Паолина Боргезе Бонапарт». 1805–1807 гг.

5. А.Канова. «Геракл и Лихас». 1796

Дания

1. Бертель Торвальдсен (1768/1770–1844). «Ясон». 1802–1803 гг.

2. Б.Торвальдсен. «Венера с яблоком». 1813–1816 гг.

3. Б.Торвальдсен. «Меркурий». 1818 г.

4. Б.Торвальдсен. «Раненый лев». 1820–1821 гг.

5. Б.Торвальдсен. «Джорж Гордон Байрон». 1831 г.

Германия

1. Готфрид фон Шадов (1764–1850). Гробница графа Александра фон дер Марка. 1788–1791 гг.

2. Г. фон Шадов. «Луиза и Фредерика». 1795–1797 гг.

3. Г. фон Шадов. «Фельдмаршал Г.Л.Блюхер». 1819 г.

4. Г. фон Шадов. «И.В.Гёте». 1822–1828 гг.

Россия

1. Иван Мартос (1754–1835). Памятник Минину и Пожарскому. 1804–1818 гг.

2. И.Мартос. Надгробие Е.С.Куракиной в Александро-Невской лавре. Санкт-Петербург. 1792 г.

3. И.Мартос. Памятник герцогу де Ришелье в Одессе. 1804–1807 гг.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных