Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Осознаваемость образовательной среды
Степень осознаваемости образовательной среды — показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
Как отмечал Л.С.Выготский: «...влияние среды на развитие ребенка будет измеряться среди других прочих влияний также и степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде» (1934, с. 100).
Высокую степень осознаваемости образовательной среды можно, например, наблюдать при подготовке школьной команды к региональной предметной олимпиаде. В такой среде все субъекты образовательного процесса — как педагоги, так и школьники хорошо мотивированы предстоящим испытанием, каждый осознает ответственность, как за собственную подготовленность, так и за уровень подготовки своих товарищей.
Высокую степень осознаваемости своей среды можно встретить в дружных семьях, где каждый член семьи, включая детей, сознательно заботится об общем благополучии и развитии, стремится вносить в семейную среду новые конструктивные идеи, организовывать общий быт и досуг, создавать условия для творческого самораскрытия своих близких и т.д.
Повышению осознаваемости образовательной среды может служить наличие традиций и ритуалов, символики и атрибутики учебного заведения. Когда в начале учебного года на общей линейке поднимается школьный флаг, ученики охотно носят значок своего учебного заведения и с гордостью говорят окружающим: «Я учусь в школе имени Льва Толстого», можно определенно констатировать высокий уровень осознаваемости данной образовательной среды.
Проблеме повышения осознаваемости образовательной среды уделялось много внимания в педагогической системе А.С.Макаренко. Приведем лишь несколько иллюстраций: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиции, советская школа, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, кстати, в Москве, — это школы, которые накопили традиции» (1988, с. 248).
«Терминология имеет важное значение. Я, например, не совсем согласен, что можно школу называть неполной средней школой. Мне кажется, об этом нужно подумать. Что значит: ученик учится в школе, а его школа называется неполная средняя школа? Такое усеченное название. Само название должно быть для него привлекательным. Я обращал внимание на эту терминологию» (там же, с. 250—251).
«Несмотря на то, что каждый воспитанник пребывает в учреждении временно, рано или поздно уйдет из него, будущее учреждения, его более богатая и более культурная жизнь всегда должны стоять перед коллективом как серьезная и высокая цель, освещающая многие частности сегодняшней жизни. Как показал опыт, ребята вовсе не безразлично относятся к далекому будущему своего учреждения, если в учреждении им хорошо и они его любят...
В особенности эта перспектива имеет большое значение, если учреждение не порывает с выпускниками, поддерживает постоянную переписку с ними, приглашает и принимает их во время отпуска в гости» (там же, с. 262—263).
Хорошо известны подобные вековые традиции Оксфорда и Кембриджа, и также хорошо известна высокая осознаваемость такой образовательной среды как их профессорами, так и выпускниками.
ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
| итоговый балл
|
| Коэффициент модальности
|
| Уровень осведомленности об учебном заведении
|
|
| • Практическиникто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответить на вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п.
|
|
| • Отдельные педагоги знают историю и традиции своего учебного заведения
| 0,3
|
| • История и традиции учебного заведенияизвестны нескольким педагогам и группе учащихся,которые специально занимаются их изучением
| 0,5
|
| • Большинство педагогов и учащихся знакомо с историей и традициями своего учебного заведения
|
|
| • Практическивсе педагоги, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения
| 1,4
|
| • Другое вместо предложенного, (от 0,1 до 1,4)
|
| Символика
|
|
| · Учебное заведениене имеет никаких элементов собственной символики
· Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей
|
|
| • Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет своеособое название (школа «Радуга», школа имени... и т.п.), и все учащиеся об этом знают
| +0,25
|
| • Учащимся и родителям хорошо знакомаэмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.)
| +0,25
|
| • Учебное заведение имеет своезнамя, которое хранится на видном почетном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия
| +0,25
|
| • Учащиеся и педагоги хорошо знают словагимнасвоего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях
| +0,25
|
| • Учащиеся и педагоги охотно носятзначки своего учебного заведения
| +
|
| • Учебное заведение имеетособую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно иосят
| +0,25
|
| • Другое вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку)
|
| Формирование осознаваемости
|
|
| • Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер
|
|
| • Проводятсяпериодические беседы по истории учебного заведения
| +0,1
|
| • Имеютсяотдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения
| +0,2
|
| • Ведетсялетопись учебного заведения (оформляются фото-, кино-, видео- и другие материалы)
| +0,3
|
| • Торжественноотмечаются юбилейные даты
учебного заведения, к этим торжествам ведется долговременная подготовка
| +0,4
|
| • Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения
| +0,5
|
| • Другое вместо предложенного, (не превысить 1.5 по данному блоку)
|
| Связь с выпускниками
|
|
| • Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носятслучайный, эпизодический характер
|
|
| • Контакты с выпускниками ограничиваются проведениемвечера встреч раз в году
| 0,2
|
| • Педагоги и учащиеся ведутпостоянную переписку со многими выпускниками
| 0,6
|
| • Педагогический коллективцеленаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка
| 0,9
|
| • Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением,охотно оказывают ему различную помощь
| 1,2
|
| • Действует постоянныйобщественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения
| 1,4
|
| • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)
|
| Активность сотрудников
|
|
| • Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участие в каких- либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства ит.п.) без соответствующей оплаты
|
|
| • Значительная часть педагогов и технического персонала охотнооткликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи учебному заведению
| 0,3
|
| • Практическивесь коллектив охотнооткликается иа просьбы администрации о безвозмездной помощи
| 0,6
|
| • Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения
|
|
| • Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении
| 1,4
|
| • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)
|
| Активность учащихся
|
|
| • Практически все учащиесякрайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)
|
|
| • Значительная часть учащихся охотнооткликается на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению
| 0,3
|
| • Практическивсе учащиеся охотнооткликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи
| 0,6
|
| • Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения
|
|
| • Большинство учащихся лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении
| 1,4
|
| • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)
|
| Активность родителей
|
|
| • Практически все родителикрайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.)
|
|
| • Значительная часть родителей охотнооткликается на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению
| 0,3
|
| • Практическивсе родители охотнооткликаются на просьбы администрации и педагогов о какой- либо помощи
| 0,6
|
| • Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения
|
|
| • Большинство родителей лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении
| 1,4
|
| • Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4)
|
| | | | |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|