Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ




 

Общепринятой классификации описываемых психогенных реакций у детей и подростков пока не существует.

Более полной, хотя и не исчерпывающей всех форм, является классификация, предлагаемая французскими психиатрами.

Реакция отказа относится к патохарактерологическим реакциям. При этом ребенок переживает «потерю перспективы», испытывает чувство отчаяния, в поведении его отмечаются отсутствие стремления к контактам с окружающими, страх всего нового, пассивность, отказ от обычных желаний и стремлений (отказ от притязаний), аспонтанность, нередко бездумный характер ответов. Такое состояние может напоминать атипичную реактивную депрессию или поведение ребенка, больного шизофренией.

В некоторых случаях аспонтанность ребенка, снижение интереса к окружающему, бездумные ответы могут создавать впечатление умственной отсталости. Подобные реакции описаны у детей, лишившихся родителей и попавших в условия неправильного воспитания в закрытых детских учреждениях.

2. Реакция протеста – в основе лежит комплекс аффективно заряженных переживаний, имеющих особое субъективное (типа сверхценного) значение для личности:

– переживания обиды, ущемленного самолюбия, недовольства отношением близких и т.п.;

– реакции протеста всегда имеют определенную избирательность и направленность и направлены против тех лиц, которые, по мнению ребенка, повинны в их возникновении.

Причины реакций протеста (аппозиции):

– конфликты между родителями;

– равнодушное отношение их к ребенку;

– появление второго ребенка в семье;

– несправедливые или оскорбляющие самолюбие ребенка наказания;

–школьная неуспеваемость и т.п.

В зависимости от характера нарушений поведения различают реакции активного и пассивного протеста.

Психологические реакции активного протеста проявляются:

– в форме непослушания,

– грубости, вызывающего, а иногда агрессивного поведения в ответ на различные психологические трудности (неправильные методы воспитания, устрашение, ущемление самолюбия, эмоциональная депривация, конфликтная ситуация в детском коллективе и др.).

Реакции протеста чаще наблюдаются у детей с чертами эмоциональной возбудимости.

Патологические (патохарактерологические) реакции активного протеста отличаются:

– обязательным наличием агрессивного поведения, нередко с оттенком жестокости;

– выраженным вегетативным компонентом (покраснение лица, потливость, тахикардия);

– большей длительностью периода измененного аффективного состояния ребенка;

– склонностью к повторению и фиксации нарушенного поведения, которое приобретает привычный характер.

К реакциям пассивного протеста обычно относят отказ от еды, уходы из дома, элективный мутизм, суицидальные попытки, а также ряд нарушений соматовегетативных функций, особенно рвоты, энурез и энкопрез. Все эти реакции патологические.

3. Реакции имитации – изменения поведения, связанные с подражанием поведению окружающих, которые обладают авторитетом в глазах ребенка или подростка. В детском возрасте чаще имитируются формы поведения родителей и воспитателей, в подростковом – формы поведения старших подростков, особенно обладающих так называемыми лидерскими качествами, а также взрослых, имеющих какие-либо качества идеала, созданного воображением подростка. Реакциям имитации принадлежит важная роль в формировании характера и личности в целом. Вместе с тем они могут становиться источником возникновения асоциального поведения (сквернословие, бродяжничество, хулиганские поступки, мелкое воровство), а также многих вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.п.

В большинстве случаев реакции имитации (в том числе и социально отрицательные) не имеют патологического характера.

4 -5. Реакции компенсации и гиперкомпенсации. Под реакциями компенсации и гиперкомпенсации понимают усиление тех личностных проявлений и возникновение таких форм поведения, которые маскируют ту или иную слабую сторону личности или являются средством «психологической защиты» личности от переживаний собственной неполноценности, связанных с сознанием какого-либо физического или психического недостатка. При реакциях гиперкомпенсации защитные формы поведения приобретают гипертрофированный, а нередко карикатурный характер, в связи с чем могут стать источником трудностей поведения и социальной дезадаптации. Нередко они сопровождаются соматовегетативными нарушениями, поэтому в ряде случаев их можно относить к патохарактерологическим реакциям.

Сюда могут относиться компенсаторные фантазии замещающего характера (например, физически слабый и робкий ребенок в мечтах представляет себя отважным воином, космонавтом и т.п.), компенсаторные игры (ребенок, воспитываемый деспотичными родителями, которые подавляют его активность, играет с малышами, беспрекословно выполняющими его распоряжения, командует ими, наказывает их), внешняя показная бравада, нарушения школьной дисциплины, самооговоры (мальчик сообщает, что он якобы «связан с шайкой бандитов» и т.п.) из стремления завоевать недостающий авторитет и т.п. Реакции данной группы наиболее часто возникают при ситуации эмоциональной депривации (у детей-сирот, при неполных семьях, при малом внимании близких к ребенку) и в случае наличия «чувства неполноценности» (дети с физическими дефектами, с хроническими инвалидизирующими заболеваниями, затяжными неврозами, особенно системными, например, энурезом, заиканием).

 

 

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ И ПАТО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ, НАБЛЮДАЮЩИЕСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В ПУБЕРТАТНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Реакции эмансипации характеризуются повышенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от родителей и покровительства взрослых вообще. В основе их лежит свойственное подростковому возрасту стремление к самоутверждению, которое в ряде случаев может становиться сверхценным. Реакции эмансипации проявляются в стремлении «делать все по-своему», часто вопреки советам взрослых, в активном несогласии с правилами поведения, которых придерживается старшее поколение, в критике по отношению к старшим. В крайних случаях подростки уходят из дома, самостоятельно устраиваются на работу в другом городе, а иногда начинают бродяжничать.

Типичной для подростков, особенно мужского пола, является реакция группирования со сверстниками.

Своеобразную полиморфную группу составляют «реакции увлечения», или «хобби-реакции».

Чрезмерно выраженные увлечения могут вести к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации – подростки забрасывают учебу, сходятся с асоциальными лицами, начинают заниматься мелким воровством, спекуляцией в целях удовлетворения своего увлечения. Выраженная охваченность «увлечением», аффективная заряженность поведения, обусловленного им, позволяют связывать реакции увлечения со сверхценными образованиями.

Важную, но почти совершенно не изученную группу характерологических и патохарактерологических реакций подростков составляют реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением: мастурбации, беспорядочные половые связи, гомосексуализм, лесбиянство.

 

,

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных