Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отец Евмений, подобная религиозность производит не слишком отрадное впечатление на окружающих, но чем это чревато для самого человека?




— Мне кажется, что при такой воцерковленности человек мотивирован «от...», а не «к...» Он ищет бегства от греха, дьявола, антихриста, а не движения ко Христу и Его Царству. В непохожих на себя собратьях такой человек склонен видеть тайных или явных врагов Православия, с которыми нужно бороться, а не спутников на пути ко Христу, которые именно и ценны своей неодинаковостью и непохожестью.

В религиозной жизни такой человек ищет возможность загнать себя в тесные рамки формальной, т.е. опирающейся на форму, религиозности, вместо того, чтобы, по Апостолу Павлу, обрести свободу во Христе. Известен замечательный принцип блаженного Августина: «Люби Бога и делай все, что хочешь». Это, как мне кажется, означает, что для христианина самой главной ценностью в жизни является Господь, жизнь – это путь к Нему, а все, что мешает на пути, – ограничивает человеческую свободу. А эту свободу может ограничивать только грех.

Одним из самых интересных упражнений, которые я предлагаю выполнить подобным религиозным людям, производящим, по Вашим словам, «не слишком отрадное впечатление», состоит в следующем. Каждый день в течение месяца записывать в отдельную тетрадку не менее пятидесяти пунктов на тему: «За что сегодня я благодарен Богу, людям, себе». Иногда сначала бывает очень трудно. Люди ищут очень глобальные вещи... Но затем начинают замечать детали: чистый воздух, утреннюю росу, улыбку ребенка, маленькую бесплатную услугу со стороны незнакомого человека, внутреннюю тишину мыслей и чувств, радость внутренней наполненности после прочтения молитвенного правила, неожиданный подарок, телефонный звонок давнего знакомого в минуту, когда очень нуждаешься в поддержке...

Придя на Землю, Господь освободил человека от неудобоисполнимых требований обрядового закона, провозгласив: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). К сожалению, сегодня мы наблюдаем обратное: возрождение огромного количества внешних атрибутов христианства, притом, что смысловая сторона возрождения, движение к познанию Его воли через Слово Его, остается в запустении.

Отец игумен, но многие люди боятся свободы и оправдывают это тем, что мы можем верить только Святым отцам, а к себе должны относиться крайне настороженно. Среди неофитов огромное количество людей, которые имеют очень заниженные представления о себе, то, что на языке психологии называется «заниженной самооценкой». Как, по-Вашему, имеет ли такой взгляд на себя основание в Евангелии?

— Я очень часто задаю людям вопрос: «А что Христос делал с самооценкой людей?» Если мы считаем себя учениками Христа, то, прежде всего, давайте посмотрим на то, каким образом обращался с самооценкой людей наш Божественный Учитель. Повышал ее или понижал? Представьте – Христос собирает толпу простого народа: не академиков, не кандидатов наук, а рыбаков, земледельцев, простецов и говорит им: «Высвет миру», «Высоль земли». Берет простого рыбака и говорит ему: «Я на тебе утвержу Мою Церковь, и врата ада не одолеют ее». Что человек при этом чувствует? Собственное ничтожество или собственную значимость в очах Божиих?

Господь давал людям разрешение действовать: «дерзай!» Он не превращал людей в беспомощные и жалкие существа, помогал людям обрести веру в собственные силы, в важность и значимость их земного предназначения, в способность каждого человека стать чудотворцем: «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20).

Безусловно, Господь помогал каждому человеку почувствовать собственную ценность, осознать в себе печать Божественного образа, ощутить, что каждый человек бесконечно дорог и любим Богом. Архимандрит Софроний (Сахаров) в своей книге «Рождение в Царство непоколебимое» пишет об этом так: «Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того — великий грех... Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца».

Если человек уверен в собственной ценности, если знает, что у него есть определенная цель, задача, для осуществления которой он родился на этой земле, то, осознавая это, он может двигаться в любом направлении. Если же на глубине сердца человек осознает себя ничтожеством, никчемностью, ничего не значащим и ничего не могущим существом, он ни на что не способен, он чувствует себя в этом мире лишним. И для того, чтобы хоть как-то уйти от чувства тревоги, дискомфорта по этому поводу, он ищет сильного лидера, который будет помыкать и распоряжаться им, как собственностью. И, конечно же, находит.

Господь наш Иисус Христос показал нам пример очень позитивного настроя на жизнь, сказав, что все возможно верующему. Я думаю, что если мы в полноте доверяем Христу, мы действительно должны стремиться быть теми людьми, каковыми Господь хочет видеть нас. Нередко приходится сегодня встречать людей, настолько занятых осмыслением собственной греховности, что на мысли о личных взаимоотношениях с Богом, на изучение Его слова, просто не хватает времени. А ведь то, что больше всего занимает мысли человека (сознательно или неосознанно), обычно отражается в поведении и становится явью.

Чтобы понять, чего человеку НЕ хочется, приходится сначала это представить. Наш разум устроен так, что он начинает рассматривать эти образы, внутренне прослушивать слова и фразы, о которых нужно «не думать», вспоминая, вновь возвращаться к тем чувствам и ощущениям, которые «нужно забыть».

Мысленное «не думать» неизбежно превращается в «думать» и воплощается в жизнь. Именно поэтому так безуспешна для многих людей «борьба с помыслами», они постоянно думают о том, о чем «не надо думать», вместо того, чтобы подумать, что для них более важно и значимо. Последнее рекомендуют нам Святые отцы, предлагая в случае возникновения бури греховных помышлений обращаться в своей молитве к Богу или предаваться размышлению о Нем и чтению Священного Писания. Если человек фокусируется на препятствиях на пути, они непременно встретятся. Если же он ориентируется на радость победы, предвкушает ее плоды, он тем самым уже становится ближе к своей цели.

Исходя из вышеизложенного, я, прежде всего, предлагаю людям определиться с тем, чего они на самом деле хотят, вместо того, чтобы мысленно вращаться по кругу бесконечного осмысления своей греховности. Ведь Господь наш повелел, прежде всего, искать Царствия Небесного и правды его, пообещав, что все остальное приложится само собой.

– А как же покаяние? – спросите Вы.

– Оно как воздух необходимо для христианина. Покаяние и прощение являются мощными целительными средствами. Покаяние – это процесс отказа от ложного ради истинного. Прощение – оставление греховного груза ради движения вперед, ко Христу.

Грешному человеку очень трудно принять незаслуженную милость Божию, подаваемую в прощении. Хочется «заслужить» прощение, оказаться «достойным». Поэтому одним из важнейших моментов христианской жизни мне видится смиренное, несмотря на сильное (для многих) желание самобичевания, принятие от Господа этого прощения, осознание себя прощенным и желание с этим чувством двигаться дальше по дороге собственной жизни.

Почему мне хочется отдельно упомянуть об этом? Приходилось слышать рассказ одного бывшего наркомана о пастыре, который дал ему совет не прощать себя за свои наркоманские грехи даже после того, как тот получил на Исповеди разрешение грехов, до смерти чувствовать себя виноватым и неуверенным, простил ли Господь...

Пастырю необходимо отдавать себе отчет: ведет ли подобное усиление чувства вины к примирению с Богом и к выходу из греховного пленения? – Вряд ли. Нередко вследствие такого душепопечения человек просто завязает в своей вине и опускает руки. Чаще всего оно ведет к отчаянию, унынию, депрессии, желанию все бросить... Кроме того, ненависть к себе, чувство вины и излишняя самокритичность вызывают уныние и ослабление душевных сил, что отнюдь не приводит человека к осознанию Радости Благой Вести Евангелия.

Безусловно, мнение великих святых очень значимо для каждого христианина. Но, к сожалению, некоторые современные церковные издания, в которых приводятся целые подборки ответов на все-все-все вопросы, вне учета контекста времени, обстоятельств, личностных особенностей вопрошавшего и отвечающего, являются для излишне простодушных людей большим соблазном. В применении святоотеческих советов и рекомендаций к современной жизни необходимо благоразумие и рассуждение.

При этом хочется подчеркнуть, что на первом месте для христианина должно стоять Евангелие. К сожалению, многие современные православные люди сегодня в большей степени сосредоточены на «концентрических кругах» третьей, четвертой степени важности: древняя иконопись, колокольный звон, знаменное пение, самодержавие, жития старцев. Все это, безусловно, важно, интересно, занимательно, но если при этом мы хорошо знаем и помним о том, что главное в христианстве – это Сам Христос.

Подобного рода увлечением для некоторых православных людей является сегодня коллекционирование фотографий различных чудес и знамений. Но вспомним, какой род, согласно Евангелия, ищет чудес и знамений? Как на этот вопрос отвечает Христос? Стоит задать им несложный вопрос по тексту Нового Завета – они недоуменно пожимают плечами.

Что касается свободы и отношения к ней православного христианина. Нередко современному человеку, приходящему в церковь, предлагается спасение, истина в обмен на свободу. Именно поэтому многие молодые люди боятся всерьез становиться верующими. Христос никогда так вопрос не ставил, Он говорил прямо противоположные вещи: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32).

Излишний максимализм верующих своего времени Апостол Павел останавливает простыми словами: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван... Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 20, 23). Свобода предполагает высокую меру ответственности за себя, свою жизнь, свое движение ко спасению. А безответственному человеку так хочется переложить эту ответственность на кого-то, найти человека, который возьмет это «непосильное» бремя его ответственности.

Свобода духа, о которой пишет Апостол Павел, находится в полной гармонии с послушанием. Но ведь послушание – это, прежде всего, открытость слову духовного наставника, способность слышать и обучаться. Как жаль, что это слово сегодня так профанируется, нередко приходится встречаться с искаженным пониманием послушания. Мол, ты делай, как тебе говорится, и не задумывайся, иначе – грех. Действительно, в Древних Патериках и Отечниках встречаются случаи, когда духоносные старцы, целиком и полностью взяв душевное попечение о человеке, понудив его к стопроцентному послушанию, в ответ могли дать полноту духовности, быстрое восхождение по лестнице духовного совершенства. Вряд ли сегодня найдутся священники, которые до конца честно, положа руку на сердце, способны «гарантировать» быстрое достижение высокого духовного состояния через беспрекословное послушание лично себе. В наши дни, когда многие уже имеющие священный сан люди находятся в чине воцерковляющихся, уместнее смиренное спутничество на пути ко спасению, чем директивное «отсечение воли» через подчинение человека лично себе. Об этом же замечательно свидетельствует Владыка Антоний Сурожский в своей работе «Духовность и духовничество».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных