ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цели и задачи производственной и преддипломной практикиМинистерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский государственный университет" Кафедра бухгалтерского учета и аудита УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ________________ А.Ю.Шумаков "___ *'_ 2004 г. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА Программа и методические рекомендации для студентов специальности 060500 - "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" СОГЛАСОВАНО Декан экономического факультета _______________ Т.А.Верещагина "___ "_________ 2004 г.
Общие положения Цели и задачи производственной и преддипломной практики Важным элементом подготовки высококвалифицированных специалистов является учебно-производственная и преддипломная практика студентов, что позволяет соединить теоретические знания с приобретением студентами практических навыков и умений. Цель практик заключается в углублении теоретических знаний студентов, приобретении практических навыков ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, а также умения проводить экономический анализ и осуществлять аудит. В процессе прохождения практики студенты должны: - использовать систему знаний при оценке учетной политики организации, внутренних нормативных документов, порядка организации бухгалтерского учет; - освоить правила ведения бухгалтерского учета в конкретных условиях функционирующей организации; - участвовать в работе бухгалтерии непосредственно в конкретных структурных подразделениях, в том числе в проведении инвентаризаций; - научиться осуществлять налоговые расчеты и вести налоговый учет; - изучить степень компьютеризации учетно-аналитической работы организации;
- изучить порядок составления бухгалтерской отчетности и заполнения налоговых деклараций; - провести экономический анализ деятельности коммерческой организации за два отчетных периода и составить краткое аналитическое заключение об эффективности ее деятельности; - освоить методику организации и проведения аудита конкретных объектов учета; - на основе результатов аудита и экономического анализа дать рекомендации по совершенствованию эффективности деятельности организации; ЧЕЛЯБИНСК 2004
работы. В процессе практики студенты должны находиться на рабочих местах, могут выполнять учетную работу по поручению главного бухгалтера или его заместителей, а также могут быть зачислены на вакантные оплачиваемые должности. Однако это не освобождает студентов от выполнения программы практики. 1.2. Виды, сроки практик и порядок оформления их прохождения
Процедура прохождения практики оформляется приказом ректора. Для его подготовки выпускающая кафедра должна получить письменное согласие организации на прохождение практики студентом на ее базе, либо должен быть заключен двухсторонний договор "университет-организация" по этому вопросу. На основе этих договоров и писем-согласий издается приказ о прохождении практики. Студентам заочной формы обучения, работающим по специальности, достаточно представить письмо от их организации, подписанное руководителем и главным бухгалтером, подтверждающее этот факт и гарантирующее создание условий для выполнение всех задач программы практики без отрыва от основной работы. 1.3. Руководство практикой Руководство практикой студентов со стороны Челябинского государственного университета осуществляется выпускающей кафедрой, а руководство и контроль за реализацией задач и программы практики по базовому предприятию возлагается на руководителя практики, назначенного кафедрой, а также руководителя от соответствующего предприятия (организации). Руководитель практики от кафедры: - помогает студентам составить календарно-тематический план работы и контролирует его выполнение в соответствии с программой практики; - консультирует студентов по вопросам программы практики и составления отчета по ее итогам; - проверяет отчеты по практике, оценивает их качество и принимает защиту отчетов. Студенты в период прохождения практики: - соблюдают правила внутреннего распорядка организации, являющейся базой практики; - выполняют программу практики в соответствии с ее содержанием; - своевременно оформляют отчет о практике и представляют его на кафедру для проверки руководителем и оценки качества; - получают отзывы руководителей от организации, являющейся базой практики, о качестве выполнения программы практики, от-
ношении студентов к выполнению поручений, уровне их теоретической и практической квалификации. 2. Содержание программы производственной практики Эта практика является первым этапом приобретения студентами практических навыков и умений по вопросам организации и порядка ведения бухгалтерского учета. Она проводится после изучения ими дисциплин: теория бухгалтерского учета, бухгалтерский (финансовый) учет, бухгалтерский управленческий учет, налоговые расчеты в бухгалтерском деле. В процессе производственной практики студенты должны изучить и отразить в отчете следующие вопросы: 2.1. Общая характеристика предприятия (организации): отраслевая принадлежность, производственная и технологическая специфика, существо содержания учредительных документов, регламентирующих функционирование предприятия (организации); объемы и ассортимент продукции (услуг), степень ее новизны и конкурентоспособности. 2.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии: структура и иерархия бухгалтерских служб, их взаимосвязь с другими органами управления; оценка содержания учетной политики и ее основных аспектов, в том числе - налогового учета; характеристика форм и методов учета, применяемых на предприятии; оценка системы внутреннего контроля. 2.3. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финансирования. Студент должен ознакомиться: с классификацией основных средств и их оценкой; с организацией инвентарного учета основных средств; порядок ведения учета поступления и выбытия основных средств, учета амортизации, учета ремонта основных средств, модернизации; ознакомиться с порядком учета капитальных вложений и ввода в эксплуатацию объектов основных средств, результатами инвентаризации основных средств и их отражением в учете. Сделать вывод о соответствии осуществляемого учета в организации положению по учету основных средств ПБУ 6/01 и методическим указаниям. Изучить порядок налогообложения операций по учету основных средств. 2.4. Учет нематериальных активов. Необходимо ознакомиться с объектами нематериальных активов, учитываемых на предприятии; изучить классификацию и оценку нематериальных активов в зависимости от вариантов поступления. Ознакомиться с документооборотом по движению нематериальных активов. Изучить порядок учета амортизации и особенности ее начисления в соответствии с ПБУ-14/00; ознакомиться с учетом поступления и выбытия нематериальных активов, порядком налогообложения, результатами инвентаризации. Определить финансовый результат от выбытия. Изучить порядок его отражения в учете и определить его влияние на налогооблагаемую прибыль. При выявлении нарушений в учете нематериальных активов дать рекомендации по их устранению. 2.5. Учет материально-производственных запасов. Студент должен изучить работу подотдела материального учета: - изучить порядок сверки поступающих счетов поставщиков, понять порядок контроля за своевременным оприходованием поступающих материалов. Ознакомиться с ведением журнала заготовления и приобретения материальных ценностей; с результатами инвентаризации, порядком формирования фактической себестоимости материалов, при наличии сличительной ведомости установить правильность отражения в учете излишков или недостач, правильность взаимного зачета излишков и недостач в результате пересортицы; - ознакомится с порядком расчета отклонений от плановой себестоимости израсходованных материалов и транспортно-заготовительных расходов, относящихся к стоимости отпущенных в производство материалов по оптовым ценам, а также методы от-
ражения в учете других вариантов оценки материально-производственных запасов, отпущенных в производство, исходя из ПБУ5/01; - сравнить правила оценки МПЗ в бухгалтерском и налоговом учете; - ознакомиться с учетом материалов при их продаже, списании, безвозмездной передаче; - изучить порядок образования резервов под снижение стоимости материальных ценностей. В отделе снабжения изучить порядок планирования и условий осуществления поставок, учета выполнения договоров с поставщиками, действующий порядок оплаты счетов за поставленные материалы, контроля за состоянием складских запасов; изучить порядок работы претензионной службы и юридического отдела; - ознакомиться с организацией складского учета поступления и В планово-производственном отделе изучить порядок нормирования расхода материалов и выписки лимитных карт. 2.6. Учет труда и его оплаты. Студент должен изучить работу расчетного подотдела бухгалтерии и выполнить следующие работы: - ознакомиться с законодательством по труду, с порядком документального оформления приема, перевода и увольнения рабочих и служащих в соответствии с новыми унифицированными формами первичной учетной документации, а также с организацией табельного учета; - изучить в производственных цехах первичную документацию по учету выработки; - в расчетном подотделе бухгалтерии ознакомиться с порядком ведения лицевых счетов и составления расчетных и расчетно-платежных ведомостей, порядком ведения аналитического и син- тетического учета расчетов с рабочими и служащими по оплате труда; оценить правильность определения совокупного дохода за отчетный период; своевременность и полноту удержаний; - ознакомиться с учетом расчетов по социальному страхованию и обеспечению; изучить налоговый учет расходов на оплату труда; - ознакомиться с использованием вычислительной техники для осуществления расчетов по оплате труда; определить состав отчетных сводок (машинограмм), периодичность их составления и назначение. 2.7. Учет собственного капитала предприятия. - ознакомиться с порядком формирования уставного капитала и учета расчета с учредителями по вкладам в уставный (складочный) капитал, исходя из учредительных документов организации; - изучить операции, связанные с формированием и учетом добавочного и резервного капитала, в также других резервов, имеющихся в организации, и их использованием; - изучить порядок учета нераспределенной прибыли (непокрытых убытков). 2.8. Учет затрат на производство. В подотделе учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции необходимо выполнить следующие работы: - ознакомиться с номенклатурой производственных затрат; - изучить порядок составления ведомостей распределения расходов материалов, заработной платы, начисленной амортизации по счетам производственных затрат;
- познакомиться с учетом и распределением расходов по содержанию И Этилу «нации машин и оборудовании, общепроизводственных и общехозяйственный расходов; - изучить применяемый на предприятии метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, обусловленный особенностями технологического процесса; - познакомиться с организацией сводного учета затрат на производство и порядком их признания для цели налогообложения.
2.9. Учет выпуска продукции и ее реализации. В бухгалтерии: - изучить организацию учета выпуска готовой продукции, учета отгруженных товаров, выполненных работ, услуг; - ознакомиться с порядком оценки готовой продукции, сопоставить с рекомендациями ПБУ 5/98, и методологией составления - изучить учет расходов, связанных с продажей продукции, ознакомиться со сметой и фактической величиной расходов на продажу, изучить действующую методику распределения этих расходов между реализованной и остатками нереализованной продукции; - изучить организацию учета реализации продукции, включая методику расчета фактической себестоимости реализованной продукции и определить правильность корреспонденции счетов при различных вариантах отражения в учете реализации для целей налогообложения; - изучить структуру счета продаж; ознакомиться с результатами инвентаризации готовой продукции и товаров. В отделе сбыта предприятия: - ознакомиться с организацией сбытовой деятельности, выяснить основные условия поставки готовой продукции; - ознакомиться с организацией оперативного учета и контроля выполнения договорных обязательств, порядком рассмотрения претензий покупателей, выявлением причин и виновников э тих претензий; На складе: - изучить порядок документального оформления и учета поступления, отгрузки, отпуска готовых изделий, а также контроля за сохранностью готовой продукции. На ВЦ изучить порядок применения вычислительной техники в учете готовой продукции, ее отгрузки и реализации. 2.10. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций. Ознакомиться с документальным оформлением и ведением учета кассовых операций (в рублях и валюте), соответствием их утвержденному порядку ведения кассовых операций в РФ. По возможности, принять участие в инвентаризации кассы. Ознакомиться: с учетом операций по расчетному и валютному счетам предприятия, на прочих счетах в банке: с учетом денежных документов и средств в пути. Изучить порядок учета подотчетных сумм и по возможности осуществить проверку достоверности приложенных к авансовым отчетам (в рублях и валюте) и оплаты по ним. Ознакомиться с применяемыми формами расчетов с поставщиками и покупателями, порядком ведения учета при различных формах безналичных расчетов и мерами воздействия, применяемыми к неаккуратным плательщикам. Изучить налоговый учет операций по реализации продукции, покупных товаров и других объектов имущества. Ознакомиться с учетом расчетов с прочими дебиторами и кредиторами и порядком списания просроченной дебиторской задолженности. Ознакомиться с налоговым учетом расчетных операций. Изучить порядок учета и расчетов с учредителями. Изучить порядок оформления и ведения учета банковских кредитов и займов. Ознакомиться с организацией учета внутриведомственных и внутрихозяйственных расчетов. На ВЦ изучить применение вычислительной техники в учете денежных средств, расчетных и кредитных операций. 2.11. Учет финансовых результатов. Изучить порядок формирования финансовых результатов предприятия от обычных видов деятельности и организацию их учета. Ознакомиться с учетом финансовых результатов от прочих операций: операционных и вне реализационных доходов и расходов. Изучить, осуществляет ли организация учет доходов и расходов в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Изучить порядок ведения налогового учета доходов и расходов организации. Рассмотреть порядок использования прибыли в организации и его отражения на счетах бухгалтерского учета.
2.12. Учет финансовых вложений. Ознакомиться с видами финансовых вложений на предприятии. Изучить порядок бухгалтерского и налогового учета операций с ценными бумагами. Ознакомиться с книгой учета ценных бумаг (при наличии). Изучить учет операций по движению собственных акций акционерного общества и учет дивидендов. Изучить учет финансовых вложений в займы. 2.13. Учет расчетов с внебюджетными фондами. Произвести начисления взносов в Пенсионный фонд РФ. Ознакомиться с пособиями, выплачиваемыми за счет средств Пенсионного фонда РФ. Составить расчетную ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ. Изучить образование и расходование фонда социального страхования РФ на предприятии. Ознакомиться и произвести расчет по обязательному медицинскому страхованию. 2.14. Учет внешнеэкономической деятельности предприятия При наличии внешнеэкономических операций в организации: - ознакомиться с валютным законодательством; - дать характеристику видов и форм внешнеэкономической деятельности предприятия;
- изучить учет и проанализировать экспортные и импортные операции предприятия. Оценить исполнение обязательств по контрактам, видам поставок и формам расчетов; - изучить порядок учета валютной выручки по экспортным операциям и операций по обязательной продаже валютной выручки, отражения их результатов в учете; - изучить взаимоотношения предприятия с бюджетом, банками, государством, таможенными органами по распределению валютной выручки. В случае отсутствия на предприятии практического материала (нет данных хозяйственных операций в исследуемом периоде) по какой-либо теме, студенту необходимо изучить вопросы данной темы, обратившись к теории вопроса и заполнив на условном примере первичные бухгалтерские документы и регистры. Содержание программы преддипломной практики Данный вид практики является заключительным этапом процесса обучения студентов и абитуриентов на углубление знаний, расширение профессиональных навыков и умений по обобщению изучаемой информации, ее анализу и оценке качества с точки зрения задач аудита. В период преддипломной практики студент изучает практические вопросы по бухгалтерскому (либо управленческому) и налоговому учету, предмета исследования в теме дипломной работы, порядку составления отчетности, экономическому анализу деятельности коммерческой организации, аудиторской проверке правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности данных отчетности. Кроме того, студент собирает и обобщает практический материал по теме дипломной работы. В отчете по итогам преддипломной практике студент должен отразить следующие вопросы: 3.1 Дать общую характеристику предприятия (организации): поскольку достаточно часто студент проходит преддипломную практику на другом предприятии по сравнению с первой - производственной практикой, то в отчете по итогам второй практики следует отразить ответы на те же вопросы, которые перечислены в п.2.1. данного методического пособия. 3.2. Охарактеризовать организацию бухгалтерского учета на предприятии: следует отразить в отчете вопросы перечисленные в п. 2.2. методического пособия. 3.3. Бухгалтерский и налоговый учет, объекта учета, являющегося предметом исследования в дипломной работе: в этом разделе отчета о преддипломной практике следует изложить порядок организации и ведения синтетического и аналитического учета хозяй-
ственных операций по данному объекту учета, вопросы налогового учета, а также сравнить российские правила ведения учета с 'мсфо. В обязательном порядке следует оценить практику бухгалтерского учета в организации с использованием бухгалтерских программных продуктов. 3.4. Провести сравнительную оценку порядка ведения бухгал - основные средства (ст.МСФО № 16,17); - нематериальные активы (ст.МСФО № 38); - материально-производственные запасы (ст.МСФО № 2); - учет финансовых результатов (ст.МСФО № 8, 12); - учет финансовых вложений и капитала (ст.МСФО № 22, 28); - порядок составления отчетности (ст.МСФО № 1,7, 10, 24, 27, 30; 3.5. Отчетность предприятий: - ознакомиться с порядком и техникой составления бухгалтер - ознакомиться с порядком и техникой составления форм периодической годовой отчетности, уяснить взаимо увязку отдельных показателей, отражаемых в разных формах отчетности. По возможности, принять участие в составлении отчетности, усвоить порядок ее представления; - изучить применение компьютерных технологий для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности. 3.6. Экономический анализ: по данным годовой бухгалтерской - на основе данных форм Х°2 и Х°5 проанализировать движение фондоотдачи; исчислить и дать оценку уровня и динамики мате-риало отдачи и производительности труда и проанализировать их влияние на своем продукции: охарактеризовать причины, вызвавшие изменение общей величины, структуры затрат и показателя затрат на рубль продукции; - по данным формы Х°2 проанализировать изменение общей величины и структуры финансовых результатов организации; изучить влияние на изменение прибыли до налогообложения факторов первого порядка: выручки, себестоимости реализованной продукции, прочих доходов и расходов; изучить динамику рентабельности продаж и затрат; - по данным баланса, исчислив необходимые показатели и коэффициенты, дать оценку изменения платежеспособности и финансовой устойчивости организации; - по данным форм Хе1 и Х°2 проанализировать изменение показателей деловой активности (оборачиваемости или отдачи активов и их элементов) и уровня доходности имущества и капитала (рентабельности активов, собственного капитала, чистых активов). Для проведения анализа рекомендуется использовать формы аналитических таблиц, приведенных в задании к контрольной работе по "Комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности" для студентов заочной формы обучения. По результатам анализа сделать общие выводы и дать рекомендации по улучшению эффективности деятельности коммерческой организации. 3.7. Экспресс-аудит бухгалтерской отчетности: в этом разделе отчета студент должен составить программу проверки; указать нормативные документ, регулирующие вопросы проведения аудита отчетности; охарактеризовать перечень аудиторских процедур и методы сбора доказательств, которые студент предполагает использовать; провести аудит по оценке достоверности и согласованности данных, отраженных в отчетности и учетных регистрах, с заполнением необходимых рабочих документов. Кроме того, в соответствии с темой дипломной работы необходимо провести аудиторскую проверку правильности ведения бухгалтерского и налогового учета выбранного объекта учета с со-
блюдением порядка проведения аудита, начиная с планирования и составления программы проверки и. кончая отчетном аудитора. Данный раздел отчета о практике должен заканчиваться выводами аудитора об оценке правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности данных бухгалтерской отчетности с рекомендациями, направленными на исправление выявленных ошибок и нарушений. 3.8. В последнем разделе отчета необходимо привести перечень документов, собранных студентом по данным бухгалтерского учета и отчетности организации для выполнения исследования по теме дипломной работы. 4. Оформление отчетов по итогам производственной и преддипломной практик Отчет о практике составляется студентом по мере выполнения соответствующих разделов программы. Оформленный отчет представляется для оценки и написания отзыва руководителю - представителю организации, являющейся базой практики. После получения письменного отзыва отчет сдается на кафедру для его проверки руководителем от кафедры. Отчет должен содержать: - титульный лист, - содержание (указанием перечня разделов программы практики), -текстовую часть отчета по разделам программы, - заключение, - список использованных источников, - приложения (заполненные первичные, накопительные, груп-пировочные учетные документы, учетные регистры, формы отчетности, и другие материалы, являющиеся подтверждением процесса и результатов выполнения программы практики). В отзыве руководителя от организации - базы практики должна быть дана общая оценка работы студента за период практики, его дисциплинированности, степени самостоятельности, меры участи в выполнении профессиональных поручений, качества представленного в отчете материала. Отзыв должен быть заверен подписью руководителя и печатью организации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|