Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цели и задачи производственной и преддипломной практики

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Челябинский государственный университет"

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

________________ А.Ю.Шумаков

"___ *'_ 2004 г.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Программа и методические рекомендации для студентов специальности 060500 - "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

СОГЛАСОВАНО

Декан экономического факультета

_______________ Т.А.Верещагина

"___ "_________ 2004 г.

 


Общие положения

Цели и задачи производственной и преддипломной практики

Важным элементом подготовки высококвалифицированных специалистов является учебно-производственная и преддипломная практика студентов, что позволяет соединить теоретические зна­ния с приобретением студентами практических навыков и умений.

Цель практик заключается в углублении теоретических знаний студентов, приобретении практических навыков ведения бухгал­терского учета и составления отчетности, а также умения прово­дить экономический анализ и осуществлять аудит.

В процессе прохождения практики студенты должны:

- использовать систему знаний при оценке учетной политики организации, внутренних нормативных документов, порядка орга­низации бухгалтерского учет;

- освоить правила ведения бухгалтерского учета в конкретных условиях функционирующей организации;

- участвовать в работе бухгалтерии непосредственно в конкрет­ных структурных подразделениях, в том числе в проведении ин­вентаризаций;

- научиться осуществлять налоговые расчеты и вести налого­вый учет;

- изучить степень компьютеризации учетно-аналитической ра­боты организации;

 

- изучить порядок составления бухгалтерской отчетности и за­полнения налоговых деклараций;

- провести экономический анализ деятельности коммерческой организации за два отчетных периода и составить краткое анали­тическое заключение об эффективности ее деятельности;

- освоить методику организации и проведения аудита конкрет­ных объектов учета;

- на основе результатов аудита и экономического анализа дать рекомендации по совершенствованию эффективности деятельно­сти организации;


ЧЕЛЯБИНСК 2004

 

ра­боты.

В процессе практики студенты должны находиться на рабочих местах, могут выполнять учетную работу по поручению главного бухгалтера или его заместителей, а также могут быть зачислены на вакантные оплачиваемые должности. Однако это не освобождает студентов от выполнения программы практики.

1.2. Виды, сроки практик и порядок оформления их прохождения

 

Вид прак­тики Основная цель практики Про-должи- тель- ность, недель Сроки прохождения
  Очная форма обуче­ния Заочная форма обучения
    На базе общего среднего образо­вания (5,5 лет) Ускоренная форма
1. Про­изво­дстве иная Приобретение практических навыков в веде­нии бухгалтерского   8 се­местр 8 се­местр 4 семестр
2. Пред ди­плом ная Дальнейшее уг­лубление про­фессиональных знаний, а также обработка прак­тического мате­риала по теме дипломной ра­боты   10 се­местр 10-11 семестр 2-е высшее образов. - 6 семестр; на базе СПО - 6-7 семе­стры

Процедура прохождения практики оформляется приказом рек­тора. Для его подготовки выпускающая кафедра должна получить


письменное согласие организации на прохождение практики сту­дентом на ее базе, либо должен быть заключен двухсторонний до­говор "университет-организация" по этому вопросу. На основе этих договоров и писем-согласий издается приказ о прохождении практики.

Студентам заочной формы обучения, работающим по специаль­ности, достаточно представить письмо от их организации, подпи­санное руководителем и главным бухгалтером, подтверждающее этот факт и гарантирующее создание условий для выполнение всех задач программы практики без отрыва от основной работы.

1.3. Руководство практикой

Руководство практикой студентов со стороны Челябинского го­сударственного университета осуществляется выпускающей ка­федрой, а руководство и контроль за реализацией задач и програм­мы практики по базовому предприятию возлагается на руководи­теля практики, назначенного кафедрой, а также руководителя от соответствующего предприятия (организации).

Руководитель практики от кафедры:

- помогает студентам составить календарно-тематический план работы и контролирует его выполнение в соответствии с програм­мой практики;

- консультирует студентов по вопросам программы практики и составления отчета по ее итогам;

- проверяет отчеты по практике, оценивает их качество и при­нимает защиту отчетов.

Студенты в период прохождения практики:

- соблюдают правила внутреннего распорядка организации, яв­ляющейся базой практики;

- выполняют программу практики в соответствии с ее содержа­нием;

- своевременно оформляют отчет о практике и представляют его на кафедру для проверки руководителем и оценки качества;

- получают отзывы руководителей от организации, являющейся базой практики, о качестве выполнения программы практики, от-



 

ношении студентов к выполнению поручений, уровне их теорети­ческой и практической квалификации.

2. Содержание программы производственной практики

Эта практика является первым этапом приобретения студентами практических навыков и умений по вопросам организации и по­рядка ведения бухгалтерского учета. Она проводится после изуче­ния ими дисциплин: теория бухгалтерского учета, бухгалтерский (финансовый) учет, бухгалтерский управленческий учет, налого­вые расчеты в бухгалтерском деле.

В процессе производственной практики студенты должны изу­чить и отразить в отчете следующие вопросы:

2.1. Общая характеристика предприятия (организации): отрас­левая принадлежность, производственная и технологическая спе­цифика, существо содержания учредительных документов, регла­ментирующих функционирование предприятия (организации); объемы и ассортимент продукции (услуг), степень ее новизны и конкурентоспособности.

2.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии: струк­тура и иерархия бухгалтерских служб, их взаимосвязь с другими органами управления; оценка содержания учетной политики и ее основных аспектов, в том числе - налогового учета; характеристика форм и методов учета, применяемых на предприятии; оценка сис­темы внутреннего контроля.

2.3. Учет долгосрочных инвестиций и источников их финанси­рования.

Студент должен ознакомиться: с классификацией основных средств и их оценкой; с организацией инвентарного учета основ­ных средств; порядок ведения учета поступления и выбытия ос­новных средств, учета амортизации, учета ремонта основных средств, модернизации; ознакомиться с порядком учета капиталь­ных вложений и ввода в эксплуатацию объектов основных средств,


результатами инвентаризации основных средств и их отражением в учете. Сделать вывод о соответствии осуществляемого учета в ор­ганизации положению по учету основных средств ПБУ 6/01 и ме­тодическим указаниям. Изучить порядок налогообложения опера­ций по учету основных средств.

2.4. Учет нематериальных активов.

Необходимо ознакомиться с объектами нематериальных акти­вов, учитываемых на предприятии; изучить классификацию и оценку нематериальных активов в зависимости от вариантов по­ступления. Ознакомиться с документооборотом по движению не­материальных активов.

Изучить порядок учета амортизации и особенности ее начисле­ния в соответствии с ПБУ-14/00; ознакомиться с учетом поступле­ния и выбытия нематериальных активов, порядком налогообложе­ния, результатами инвентаризации.

Определить финансовый результат от выбытия. Изучить поря­док его отражения в учете и определить его влияние на налогооб­лагаемую прибыль. При выявлении нарушений в учете нематери­альных активов дать рекомендации по их устранению.

2.5. Учет материально-производственных запасов.

Студент должен изучить работу подотдела материального уче­та:

- изучить порядок сверки поступающих счетов поставщиков, понять порядок контроля за своевременным оприходованием по­ступающих материалов. Ознакомиться с ведением журнала заго­товления и приобретения материальных ценностей; с результатами инвентаризации, порядком формирования фактической себестои­мости материалов, при наличии сличительной ведомости устано­вить правильность отражения в учете излишков или недостач, правильность взаимного зачета излишков и недостач в результате пересортицы;

- ознакомится с порядком расчета отклонений от плановой се­бестоимости израсходованных материалов и транспортно-заготовительных расходов, относящихся к стоимости отпущенных в производство материалов по оптовым ценам, а также методы от-


 



ражения в учете других вариантов оценки материально-производственных запасов, отпущенных в производство, исходя из ПБУ5/01;

- сравнить правила оценки МПЗ в бухгалтерском и налоговом учете;

- ознакомиться с учетом материалов при их продаже, списании, безвозмездной передаче;

- изучить порядок образования резервов под снижение стоимо­сти материальных ценностей.

В отделе снабжения изучить порядок планирования и условий осуществления поставок, учета выполнения договоров с постав­щиками, действующий порядок оплаты счетов за поставленные материалы, контроля за состоянием складских запасов; изучить порядок работы претензионной службы и юридического отдела;

- ознакомиться с организацией складского учета поступления и
отпуска материалов в производство, состоянием контроля за со­
хранностью материальных ценностей и за работой материально
ответственного лица (наличие и исправность весового хозяйства и
контрольно-измерительных приборов; действующий порядок свер­
ки складского учета с данными бухгалтерского учета материалов в
условиях использования вычислительной техники).

В планово-производственном отделе изучить порядок нормиро­вания расхода материалов и выписки лимитных карт.

2.6. Учет труда и его оплаты.

Студент должен изучить работу расчетного подотдела бухгал­терии и выполнить следующие работы:

- ознакомиться с законодательством по труду, с порядком до­кументального оформления приема, перевода и увольнения рабо­чих и служащих в соответствии с новыми унифицированными формами первичной учетной документации, а также с организаци­ей табельного учета;

- изучить в производственных цехах первичную документацию по учету выработки;

- в расчетном подотделе бухгалтерии ознакомиться с порядком ведения лицевых счетов и составления расчетных и расчетно-платежных ведомостей, порядком ведения аналитического и син-


тетического учета расчетов с рабочими и служащими по оплате труда; оценить правильность определения совокупного дохода за отчетный период; своевременность и полноту удержаний;

- ознакомиться с учетом расчетов по социальному страхованию и обеспечению; изучить налоговый учет расходов на оплату труда;

- ознакомиться с использованием вычислительной техники для осуществления расчетов по оплате труда; определить состав от­четных сводок (машинограмм), периодичность их составления и назначение.

2.7. Учет собственного капитала предприятия.
Студенту необходимо:

- ознакомиться с порядком формирования уставного капитала и учета расчета с учредителями по вкладам в уставный (складочный) капитал, исходя из учредительных документов организации;

- изучить операции, связанные с формированием и учетом до­бавочного и резервного капитала, в также других резервов, имею­щихся в организации, и их использованием;

- изучить порядок учета нераспределенной прибыли (непокры­тых убытков).

2.8. Учет затрат на производство.

В подотделе учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции необходимо выполнить следующие ра­боты:

- ознакомиться с номенклатурой производственных затрат;

- изучить порядок составления ведомостей распределения рас­ходов материалов, заработной платы, начисленной амортизации по счетам производственных затрат;

 

- познакомиться с учетом и распределением расходов по со­держанию И Этилу «нации машин и оборудовании, общепроизвод­ственных и общехозяйственный расходов;

- изучить применяемый на предприятии метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, обу­словленный особенностями технологического процесса;

- познакомиться с организацией сводного учета затрат на про­изводство и порядком их признания для цели налогообложения.


 



2.9. Учет выпуска продукции и ее реализации.

В бухгалтерии:

- изучить организацию учета выпуска готовой продукции, учета

отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;

- ознакомиться с порядком оценки готовой продукции, сопоста­вить с рекомендациями ПБУ 5/98, и методологией составления
расчетов фактической себестоимости товаров отгруженных;

- изучить учет расходов, связанных с продажей продукции, оз­накомиться со сметой и фактической величиной расходов на про­дажу, изучить действующую методику распределения этих расхо­дов между реализованной и остатками нереализованной продук­ции;

- изучить организацию учета реализации продукции, включая

методику расчета фактической себестоимости реализованной про­дукции и определить правильность корреспонденции счетов при различных вариантах отражения в учете реализации для целей на­логообложения;

- изучить структуру счета продаж; ознакомиться с результатами

инвентаризации готовой продукции и товаров. В отделе сбыта предприятия:

- ознакомиться с организацией сбытовой деятельности, выяс­нить основные условия поставки готовой продукции;

- ознакомиться с организацией оперативного учета и контроля выполнения договорных обязательств, порядком рассмотрения претензий покупателей, выявлением причин и виновников э тих претензий;

На складе:

- изучить порядок документального оформления и учета посту­пления, отгрузки, отпуска готовых изделий, а также контроля за сохранностью готовой продукции.

На ВЦ изучить порядок применения вычислительной техники в учете готовой продукции, ее отгрузки и реализации.

2.10. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций. Ознакомиться с документальным оформлением и ведением уче­та кассовых операций (в рублях и валюте), соответствием их


утвержденному порядку ведения кассовых операций в РФ. По воз­можности, принять участие в инвентаризации кассы.

Ознакомиться: с учетом операций по расчетному и валютному счетам предприятия, на прочих счетах в банке: с учетом денежных документов и средств в пути.

Изучить порядок учета подотчетных сумм и по возможности осуществить проверку достоверности приложенных к авансовым отчетам (в рублях и валюте) и оплаты по ним.

Ознакомиться с применяемыми формами расчетов с поставщи­ками и покупателями, порядком ведения учета при различных формах безналичных расчетов и мерами воздействия, применяе­мыми к неаккуратным плательщикам.

Изучить налоговый учет операций по реализации продукции, покупных товаров и других объектов имущества.

Ознакомиться с учетом расчетов с прочими дебиторами и кре­диторами и порядком списания просроченной дебиторской задол­женности.

Ознакомиться с налоговым учетом расчетных операций.

Изучить порядок учета и расчетов с учредителями.

Изучить порядок оформления и ведения учета банковских кре­дитов и займов.

Ознакомиться с организацией учета внутриведомственных и внутрихозяйственных расчетов.

На ВЦ изучить применение вычислительной техники в учете денежных средств, расчетных и кредитных операций.

2.11. Учет финансовых результатов.

Изучить порядок формирования финансовых результатов пред­приятия от обычных видов деятельности и организацию их учета.

Ознакомиться с учетом финансовых результатов от прочих опе­раций: операционных и вне реализационных доходов и расходов. Изучить, осуществляет ли организация учет доходов и расходов в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99. Изучить порядок ведения налогового учета доходов и расходов организации.

Рассмотреть порядок использования прибыли в организации и его отражения на счетах бухгалтерского учета.

 

 

2.12. Учет финансовых вложений.

Ознакомиться с видами финансовых вложений на предприятии.

Изучить порядок бухгалтерского и налогового учета операций с ценными бумагами. Ознакомиться с книгой учета ценных бумаг (при наличии). Изучить учет операций по движению собственных акций акционерного общества и учет дивидендов.

Изучить учет финансовых вложений в займы.

2.13. Учет расчетов с внебюджетными фондами.

Произвести начисления взносов в Пенсионный фонд РФ. Озна­комиться с пособиями, выплачиваемыми за счет средств Пенсион­ного фонда РФ. Составить расчетную ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ.

Изучить образование и расходование фонда социального стра­хования РФ на предприятии.

Ознакомиться и произвести расчет по обязательному медицин­скому страхованию.

2.14. Учет внешнеэкономической деятельности предприятия
(организации).

При наличии внешнеэкономических операций в организации:

- ознакомиться с валютным законодательством;

- дать характеристику видов и форм внешнеэкономической дея­тельности предприятия;

 

- изучить учет и проанализировать экспортные и импортные операции предприятия. Оценить исполнение обязательств по кон­трактам, видам поставок и формам расчетов;

- изучить порядок учета валютной выручки по экспортным операциям и операций по обязательной продаже валютной выруч­ки, отражения их результатов в учете;

- изучить взаимоотношения предприятия с бюджетом, банками, государством, таможенными органами по распределению валют­ной выручки.

В случае отсутствия на предприятии практического материала (нет данных хозяйственных операций в исследуемом периоде) по


какой-либо теме, студенту необходимо изучить вопросы данной темы, обратившись к теории вопроса и заполнив на условном при­мере первичные бухгалтерские документы и регистры.

Содержание программы преддипломной практики

Данный вид практики является заключительным этапом про­цесса обучения студентов и абитуриентов на углубление знаний, расширение профессиональных навыков и умений по обобщению изучаемой информации, ее анализу и оценке качества с точки зре­ния задач аудита.

В период преддипломной практики студент изучает практиче­ские вопросы по бухгалтерскому (либо управленческому) и нало­говому учету, предмета исследования в теме дипломной работы, порядку составления отчетности, экономическому анализу дея­тельности коммерческой организации, аудиторской проверке пра­вильности ведения бухгалтерского учета и достоверности данных отчетности.

Кроме того, студент собирает и обобщает практический матери­ал по теме дипломной работы. В отчете по итогам преддипломной практике студент должен отразить следующие вопросы:

3.1 Дать общую характеристику предприятия (организации): поскольку достаточно часто студент проходит преддипломную практику на другом предприятии по сравнению с первой - произ­водственной практикой, то в отчете по итогам второй практики следует отразить ответы на те же вопросы, которые перечислены в п.2.1. данного методического пособия.

3.2. Охарактеризовать организацию бухгалтерского учета на предприятии: следует отразить в отчете вопросы перечисленные в п. 2.2. методического пособия.

3.3. Бухгалтерский и налоговый учет, объекта учета, являюще­гося предметом исследования в дипломной работе: в этом разделе отчета о преддипломной практике следует изложить порядок орга­низации и ведения синтетического и аналитического учета хозяй-




 

 

ственных операций по данному объекту учета, вопросы налогового учета, а также сравнить российские правила ведения учета с

'мсфо.

В обязательном порядке следует оценить практику бухгалтер­ского учета в организации с использованием бухгалтерских про­граммных продуктов.

3.4. Провести сравнительную оценку порядка ведения бухгал­
терского учета в организации в соответствии с положениями
МСФО по следующим объектам учета:

- основные средства (ст.МСФО № 16,17);

- нематериальные активы (ст.МСФО № 38);

- материально-производственные запасы (ст.МСФО № 2);

- учет финансовых результатов (ст.МСФО № 8, 12);

- учет финансовых вложений и капитала (ст.МСФО № 22, 28);

- порядок составления отчетности (ст.МСФО № 1,7, 10, 24, 27,

30;

3.5. Отчетность предприятий:

- ознакомиться с порядком и техникой составления бухгалтер­
ского баланса. Изучить взаимосвязь баланса с другими формами
отчетности (Формами №2, Х°3, Хз4 и Ха5). Понять принципы
оценки статей баланса, проверить его реальность. Усвоить порядок
реформации баланса;

- ознакомиться с порядком и техникой составления форм пе­риодической годовой отчетности, уяснить взаимо увязку отдельных показателей, отражаемых в разных формах отчетности. По воз­можности, принять участие в составлении отчетности, усвоить по­рядок ее представления;

- изучить применение компьютерных технологий для составле­ния бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

3.6. Экономический анализ: по данным годовой бухгалтерской
отчетности организации за последних два года студенты должны
решить следующие аналитические задачи:

- на основе данных форм Х°2 и Х°5 проанализировать движение
основных средств, их структуру, динамику фондо вооруженности и


фондоотдачи; исчислить и дать оценку уровня и динамики мате-риало отдачи и производительности труда и проанализировать их влияние на своем продукции: охарактеризовать причины, вызвав­шие изменение общей величины, структуры затрат и показателя затрат на рубль продукции;

- по данным формы Х°2 проанализировать изменение общей ве­личины и структуры финансовых результатов организации; изу­чить влияние на изменение прибыли до налогообложения факторов первого порядка: выручки, себестоимости реализованной продук­ции, прочих доходов и расходов; изучить динамику рентабельно­сти продаж и затрат;

- по данным баланса, исчислив необходимые показатели и ко­эффициенты, дать оценку изменения платежеспособности и фи­нансовой устойчивости организации;

- по данным форм Хе1 и Х°2 проанализировать изменение пока­зателей деловой активности (оборачиваемости или отдачи активов и их элементов) и уровня доходности имущества и капитала (рен­табельности активов, собственного капитала, чистых активов).

Для проведения анализа рекомендуется использовать формы аналитических таблиц, приведенных в задании к контрольной ра­боте по "Комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности" для студентов заочной формы обучения.

По результатам анализа сделать общие выводы и дать рекомен­дации по улучшению эффективности деятельности коммерческой организации.

3.7. Экспресс-аудит бухгалтерской отчетности: в этом разделе отчета студент должен составить программу проверки; указать нормативные документ, регулирующие вопросы проведения ауди­та отчетности; охарактеризовать перечень аудиторских процедур и методы сбора доказательств, которые студент предполагает ис­пользовать; провести аудит по оценке достоверности и согласо­ванности данных, отраженных в отчетности и учетных регистрах, с заполнением необходимых рабочих документов.

Кроме того, в соответствии с темой дипломной работы необхо­димо провести аудиторскую проверку правильности ведения бух­галтерского и налогового учета выбранного объекта учета с со-


 



 

блюдением порядка проведения аудита, начиная с планирования и составления программы проверки и. кончая отчетном аудитора.

Данный раздел отчета о практике должен заканчиваться выво­дами аудитора об оценке правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности данных бухгалтерской отчетности с реко­мендациями, направленными на исправление выявленных ошибок и нарушений.

3.8. В последнем разделе отчета необходимо привести перечень документов, собранных студентом по данным бухгалтерского уче­та и отчетности организации для выполнения исследования по те­ме дипломной работы.

4. Оформление отчетов по итогам производственной и преддипломной практик

Отчет о практике составляется студентом по мере выполнения соответствующих разделов программы. Оформленный отчет пред­ставляется для оценки и написания отзыва руководителю - пред­ставителю организации, являющейся базой практики.

После получения письменного отзыва отчет сдается на кафедру для его проверки руководителем от кафедры.

Отчет должен содержать:

- титульный лист,

- содержание (указанием перечня разделов программы практи­ки),

-текстовую часть отчета по разделам программы,

- заключение,

- список использованных источников,

- приложения (заполненные первичные, накопительные, груп-пировочные учетные документы, учетные регистры, формы отчет­ности, и другие материалы, являющиеся подтверждением процесса и результатов выполнения программы практики).

В отзыве руководителя от организации - базы практики должна быть дана общая оценка работы студента за период практики, его дисциплинированности, степени самостоятельности, меры участи в


выполнении профессиональных поручений, качества представлен­ного в отчете материала.

Отзыв должен быть заверен подписью руководителя и печатью

организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Из истории метода проектов


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных