![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Объективный идеализм Платона. Настоящее имя – АристоклНастоящее имя – Аристокл. Платон – значит «широкий», «плечистый». Участвовал борцом в Олимпийских играх. 1) Теория идей. П. – создатель объективного идеализма. Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. Философское учение Платона обнимает широкий круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и познании, об обществе и т.д. Философию Платон понимает как учение о сущем, том что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея– это сущность предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным отображением идеи данной вещи. Например, лошади рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи лошади, которая вечна и неизменна. Идея – образец, модель, по которой создаются, «копируются» предметы. Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы. А) Существует 1. мир вещей и 2. мир идей. 1. мир вещей – вещи изменчивы, рождаются и умирают, переходят др. в др.. Они существуют благодаря 2-му миру. Мир вещей – сфера неподлинного бытия, несовершенств, зла. 2. мир идей – это подлинное бытие. Идеи неизменны, не переходят др. в др., это сущность, благо. Б) Вещи, чел-ская психика – стремятся к идеям, тоскуют, эротически любят их. Вещи, чел-ская душа – возникают через сопричастность сущности, через присутствие в них идеи. (Отсюда – Причастие в христианстве).
2) Образ пещеры. Об. Идеализм не совместим со здравым смыслом, обыденным сознанием. Мы рождаемся в пещере. Пещера – символ окружающего мира. (+ см. в Учебниках)
3) Телеология – учение о целях. Чел-ская дет-сть – есть реализация целей. Цели – в биол. Природе, в обществе. Истинная причина – целевая. Др. причины – ср-ва ее осуществления.
4) Учение о Душе (и Человеке). Философ традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно – душа бессмертна. Душа– это «эйдос», сущность человека. Назначение тела – быть временным вместилищем души (тюрьма души). Душа состоит из трех частей – разумной (ведущей), аффективной (страстной) и вожделеющей. Изначально было сотворено определенное количество душ (сколько звезд на небе). Это число неизменно. После смерти и воздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущую жизнь, правда, попадая в тело она это забывает. Душивселяются как в тела людей, так ив тела животных и растений в зависимости от того, насколько разумной части души удалось победить низшие. А) Душа неделима, бессмертна, невидима. Тело - смертно, делимо, видимо. Утверждается возможность свободы – в душе, разуме – против фатализма Демокрита. Б) В душе выделяются составляющие, уровни, части: худшее – лучшее, господствующее – подчиненное, разумное – неразумное. Алогон – неразумное, иррациональное начало в душе. В) В неразумной душе выделяется 2. Благородная часть (хар-ка - пылкость) и 3. Неблагородная (хар-ки – стремление к наслаждению, богатству, жадность). Эта часть души – раб тела. Образ колесницы - (см. в Учебниках) Итак – выделяется 3 уровня души: 1. Разумная, 2. Благородная, 3. Неблагородная ( вожделеющая ). 1. Разумная душа (стремление к истине и красоте. (Калокагатия – единство истины и красоты)). 2. Благородная ( пылкость ) - для нее хар-ны: а. Стремление к почестям, власти б. Благородные чувства - ч-во долга, нравственности, ответственности, стремление к служению (высшему, государству)/ 3. Неблагородная (жадность) - стремление к наслаждению и богатству. Вожделеющая часть души – раб тела. Препятствует реализации высшего. Соответствует (Id) Онопо Фрейду. Уровням души соот-вуют 3 вида благ, ценностей: Мудрость. 2. Почести. 3. Деньги 3 типа личностей: 1. Философы. 2. Честолюбцы. 3. Корыстолюбцы 3 соц. класса: 1. Правители-мудрецы. 2. Стражники, воины. 3. Люди физического труда (крестьяне, ремесленники + торговцы) В алогоне – пребывает дюмодейес – демон, ангел-хранитель. Он направляет человека, подсказывает.
5) Платон верит в Метемпсихоз – реинкарнацию, перерождение души после смерти тела.
6) Теория познания связана с идеей Метемпсихоза. Души=идеи первоначально находились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи всех предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они созерцали ранее. Душа после смерти тела пребывает в потустороннем мире. Душа = Колеснице с 2-мя конями (См. Уч-к) Душа там соприкасается с абсолютными идеями, которые на ней отпечатываются. Душа воплощается в тело с уже готовыми трансцендентальными (априорными, врожденными, абсолютными) идеями. Но, воплощаясь в тело, она забывает абсол. идеи. Задача – чтобы их припомнить. Припоминание – анамнезис (греч.). Факторы, стимулирующие припоминание: Соприкосновение с земной красотой. (Хоть она и жалкий отзвук красоты трансцендентной). Состояние божественного экстаза, исступления, неистовства, состояния пифии (пророчицы). Логическая диалектика Сократа (См.). Искусство задавать вопросы.
Именно поэтому Платон столь парадоксально трактует смерть как благо – особенно для философа, стремящегося познать сущее.
7) Эрос – бог любви – движущая сила мира. Любовь – желание блага и счастья другому. Это стремление к вечному, к бессмертию. Это «переход от небытия к бытию». Любовь – пронизывает мир. Она заставляет: вещи подражать абс. Идеям, души – стремиться вернуться в высший мир. 2 вида любви (2 Афродиты): 1. Телесная. Для больш-ва стремление к вечному, бессмертию – в продолжении рода (в зачатии и рождении). 2. Любовь духовная – в стремлении к прекрасному.
8) Мышление – диалогично. Это внутренний диалог, столкновение разных точек зрения.
9) Социальная философия. Платон – первый философ, создавший социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и построения справедливого – идеального государства. Ко всем существующим он относился отрицательно. Платон резко критикует олигархию (власть богатых), тимократию (власть военных), тиранию и демократию («безумие большинства»), которая как правило, вырождается в тиранию. Он предлагает свой образец совершенного государства. Философ основывает свое учение о государстве на учении о структуре души человека. «Государство подобно человеку и человек подобен государству». Подобно тому как в душе три части, так и в государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей – философов; страстной части, добродетель которой в мужестве – сословие воинов, воспитанных в дисциплине; низменной, вожделеющей части души – сословие земледельцев и ремесленников. Каждое сословие должно быть ограничено выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других. Именно в этом и заключается справедливость по Платону. Каждый занят своим делом и действия всех граждан подчинены общему благу, выразителем которого является государство. Философ пытается предложить модель не только справедливого, но и гармоничного общества. Источником противоположных интересов, подрывающих единство общества, он первый в истории общественной мысли называет частную собственность. Поэтому ни философы-правители, ни стражи не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и ремесленники лишь в небольшой степени). Лишены они также семей и детей, воспитанием которых занимается государство. Государство Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из одного сословия в другой невозможен. Это государство в котором интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий).
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самом предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей», существуют только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от вещи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|