Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия эпохи эллинизма и Древнего мира. Киники.




Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция

Стоиков. Скептицизм.

ЭПИКУР

Эпикур (ок. 342 - 270 гг. до н. э.) – родоначальник эпикурейства. Философия может сделать лю­дей счастливыми, гармоничными, лишенными страхов. Основное внимание уделялось этике.

Представитель атомистического материализма, атеизма

и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им

школы – «сад Эпикура». Основной задачей философии Эпикур считал

создание этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Этика

должна опираться на физику, включающую в себя учение о человеке,

физика – на теорию познания.

 

1) Проблема свободы. Эпикур развивает атомистику Демокрита. По Демокриту, атомы движутся прямолинейно, одинаково во всех направлениях. Их движение детерминировано. По Эпикуру, они могут отклоняться от прямолинейного движения в следствии самодвижения и случайных столкновений.

Философ выдвигает идею самодвижения атомов. Как человек

способен к свободным действиям, так и атомы – к самопроизвольным

отклонениям. Существует внутренний, а не внешний (как полагал

Демокрит) источник движения атома – его собственная тяжесть. При

движении (условием которого является наличие пустоты) атомы

отклоняются от прямогопути на небольшой угол и начинают описывать

кривые, касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в

результате чего возникает предметный мир.

Эпикур отрицал фатализм Демокрита: отклонение атомов есть физическое обоснование свободы человека. Человеческое поведение детерминировано, но в определенных границах оно свободно. Его основой является многопричинность. Концепция индетерминизма. Человек может менять свою деятельность, судьбу.

 

2) Теория познания. Эпикур, как и Демокрит, является сенсуалистом. Только ощущения истинны, адекватны действительности. Ощущения - основа познания и критерий истины. Критерии истины - чувства удовольствия и неудовольствия, страдания.

Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не

обманывают. Ошибки возникают вследствие неправильной оценки того

о чем, свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не судят

и поэтому не могут ошибаться. Восприятие– единственный критерий

истины. Деятельность логического мышления– обобщение, индукция.

 

3) Этика. Человек стремится к удовольствиям и избегает неудовольствия. Человек обречен на свободу выбора своих действий Все, что определяет положительные чувства – нравственно.

Согласно философу, критерий счастья– в чувстве удовольствия.

Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло– то, что порождает

страдание. Философ различает три вида удовольствия:1) природные и

необходимые для жизни; 2) природные, но для жизни не необходимые;

3) не необходимые для жизни и не природные. Мудрец стремится только

к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого

воздержания– полная невозмутимость, или безмятежность, которая и

есть счастьефилософа (т.о. эпикуреизм– это воздержанность и аскетизм,

а отнюдь не без удержанное увлечение материальными

удовольствиями!)

 

4) Эпикурейство Счастье человека — в получении удовольствия. Но удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевной гармонии. Цель жизни – атараксия, спокойствие и безмятежность души. “Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно”. Вершина удовольствия - наслаждение духа (литература, искусство и т.д.), а не блага физиологические, это отсутствие физического страдания. (“Когда мы говорим, что благо — наслаждение, это не указание на обжор и лентяев, ветреников и прощелыг... говорим и указываем на отсутствие телесного страдания, беспокойства. Это не непрерывные празднества, не томления дев, не все то, чем изобильный стол нас искушает, но обсуждение, доискивающееся последних причин каждого выбора и отказа, которое разоблачает все фальшивые мнения, в коих все душевные треволнения исходят”).

 

СТРАХИ

Безмятежному состоянию души препятствуют: во-первых, страх

перед вмешательством богов в человеческую жизнь; во-вторых, страх

перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает

несостоятельность этих страхов. Боги не страшны: они не способны

вмешиваться в человеческую жизнь, потому что живут не в нашем

мире, а в промежутке между мирами. Загробного мира не существует:

душа смертна и есть лишь временное соединение атомов – это во-

первых, во-вторых, смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы

живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни. Жизнь

Эпикура – это жизнь мудреца, следующего принципам своей

философии.

 

Скептицизм. Основатель – Пиррон. Философ стремится к

счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий,

безмятежности – атараксии.

Суть вещей познать невозможно, поэтому мы не можем говорить

ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о

несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете или

явлении может быть с равным правом и равной силой

противопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод:

воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Это тоже

проявление атараксии.

 

Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более 6 веков. Это

говорит о востребованности их взглядов на протяжении всего периода

античности. Представители: Зенон Китионский, Посидоний, Панеций,

Марк Аврелий, Сенека.

Согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизнь

полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готовым к

ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность,

рассудительность и справедливость. Это - основные добродетели

перед лицом всемогущей Судьбы. Все в мире предопределено,

происходит с необходимостью и подчиняется этой необходимости

(року, судьбе). Человек должен подчиняться необходимости

сознательно – этим ограничивается стоическая свобода. «Судьба

согласного с ней ведет, противящегося тащит». Покорность,

выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод есть высшее

проявление свободы: если все предопределено, если ничего нельзя в

мире изменить, то высшие свобода и достоинство человека могут

заключаться только в стойкости и непротивлении злу.

 

Ключевые понятия и слова: вода, воздух, огонь, атом, идея

(эйдос), форма, идеальное государство, тимократия, олигархия,

полития, апатия, атараксия, мудрец, космополитизм, этика.

 

Контрольныезадания ивопросы:

1. Какие периоды выделяются в античной философии?

2. Что понимал под атомом Демокрит?

3. Объясните значение понятия «майевтика» в философии

Сократа.

4. Чем онтология Платона отличается от онтологииАристотеля?

5. Какое ключевое понятие в этикеАристотеля?

6. Правильным ли является утверждение, что эпикуреизм

предполагает

стремление к чувственным наслаждениям?

7. Может ли человек изменить свою жизнь, согласно стоикам?

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных