Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия, круг ее проблем и роль в обществе




Министерство образования и науки Украины

Донецкий НАЦИОНАЛЬНЫЙ университет

Экономики и торговли им. М.Туган-Барановского

 

 

Кафедра философских наук

 

Никитин Л.Н., Емельянова А.В.,

Сухина И.Г., Разетдинов В.М.

 

ФИЛОСОФИЯ

Курс лекций

Донецк – 2009

Содержание

Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Модуль І. Историко-философское введение

Лекция 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе . . . . . . . . . . 4

Лекция 2. Основные исторические типы философии . . . . . . . . . . . . . . . 14

Лекция 3. Философская мысль Украины в XI – XXI вв. . . . . . . . . . . . . 22

Лекция 4. Основные философские концепции современности. . . . . . . 37

Модуль II. Общетеоретическая философия

Лекция 5. Философское понимание мира: бытие, материя . . . . . . . . . . 46

Лекция 6. Философское понимание сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

Лекция 7. Общественное сознание и его структура . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Лекция 8.Познание и его основные формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

Лекция 9. Научное познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 81

Лекция 10. Диалектика, ее альтернативы, основные законы и

категории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 95

Лекция 11. Природа как предмет философского исследования . . . . . . 109

Лекция 12. Общество. Основы философского анализа . . . . . . . . . . . . . 119

Лекция 13. Общество как развивающаяся система. . . . . . . . . . . . . . . . . 127

Лекция 14. Бытие человека как проблема философии . . . . . . . . . . . . . 138

Лекция 15. Личность и общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149

Лекция 16. Культура и цивилизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158

Лекция 17. Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы

современности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170

Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Курс философии призван ввести студентов в сферу формирования, функционирования и развития духовного производства, вырабатывающего знания по основным проблемам бытия, мышления и познания. Выступая теоретической основой мировоззрения, философия открывает студентам проверенные многовековой практикой духовные ориентиры для глубокого осмысления реальности. Она позволяет освоить теоретическое и методологическое интеллектуальное наследие и неоценимый, богатейший категориальный аппарат, необходимый для успешной теоретической и практической деятельности. Рассматривая человека в качестве высшей ценности, философия призвана быть саморефлексией в осознании человеком смысла и целей своей жизни, судеб человеческой цивилизации.

В результате изучения курса философии студент должен знать: краткую историю развития философской мысли в Украине и за рубежом; предмет, структуру, цели и задачи философии; онтологические, гносеологические методологические и социальные проблемы философского знания; основные функции философии и ее роль в социуме.

Опираясь на теоретические знания о формировании, функционировании и развитии философского знания студент должен овладеть следующими основными умениями и навыками: уметь работать с основной, дополнительной и специальной информацией, связанной с функционированием философского знания; уметь подготовить доклад (реферат) или контрольную работу по философской проблематике; уметь использовать философские знания применительно профилю своей специальности; уметь грамотно находить и использовать в практической деятельности (учебе) теоретическую и методическую информацию в области философии.

В конце курса лекций помещен список рекомендуемой литературы.

Модуль І. Историко-философское введение

 

Лекция 1.

Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Данную вводную тему к курсу рассмотрим по следующему плану:

1. Мировоззрение, его сущность и структура.

2. Предмет философии.

3. Основные функции философии.

 

 

Мировоззрение, его сущность и структура

В процессе своей жизнедеятельности человек время от времени размышляет о тайнах мироздания, о судьбах мировой цивилизации, о перспективах развития человека. Многообразная тематика этих раздумий обусловлена общей ориентацией, самоопределением человека в мире, его мировоззрением.

Мировоззрение - это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру.

Мировоззрение призвано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятельности. Оно представляет собой обобщенную модель человеческого мира, в которой отражены результаты духовно – практического освоения мира. Выступает мировоззрение как духовно-практическое явление, как концепция жизни и представляет собой сплав знаний, ценностей, убеждений и поведенческих установок.

Отношение человека к миру многообразно и зависит от многих исторических и социальных факторов. Это обусловливает многоаспектность и сложенную структуру мировоззрения. Важнейшими элементами структуры мировоззрения являются:

- мироощущение, проявляющееся в настроениях, чувствах и действиях человека, характеризуется непосредственностью;

- мировосприятие, определяемое воспитанием, образованием и социальным статусом личности;

- миропредставление, может иметь различные уровни и определяться характером и видом деятельности субъекта. У ученого физика оно может быть иным, чем у философа, у экономиста оно может не совпадать с миропониманием крестьянина и т.д.;

- миропонимание, может быть научным или антинаучным, религиозным, прогрессивным или реакционным, материалистическим или идеалистическим. В различные исторические эпохи оно отражает состояние общественного сознания и уровень развития науки и образования;

- мироотношение, определяется существующим социальным строем, потребностями общества, а в нашу эпоху – состоянием международных отношений и сознанием мирового сообщества.

Значимость и роль мировоззрения в духовной жизни общества и личности определяется его функциями:

1) синтезируя знания о мире в целом, мировоззрение позволяет нам освоиться в мире, активно действовать в нем и чувствовать себя комфортно;

2) формируя идеалы и жизненные цели, мировоззрение показывает нам то, каким должен быть наш мир, что в нем должно быть и чего не должно быть. Это помогает найти ответы на смысложизненные вопросы и определять ценностные ориентиры;

3) мировоззрение является основой мотивов человеческой деятельности и его поведения в обществе;

4) формирование мировоззрения – важнейшая основа воспитания личности.

К основным историческим типам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, философское.

Мифология ( греч. mythos - слово, сказание, предание; logos – учение, понятие) - тип мировоззрения, в котором различные представления о природе, обществе, человеке и его мышлении увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоции. о происхождении Вселенной (космологические мифыз представлений своего времени отвечает на вопросы: о происхождении Вселенной ()ртинуеоценимую помощь окажет философия. ); о происхождении человека (антропологические мифы); о происхождении рода или племени (этнологические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы); о происхождении звезд (астральные мифы) и др. Мифы объясняли также социальные явления, предсказывали судьбу человека, очерчивали круг нравственно-этических проблем в форме обрядов, традиций, ритуалов. Общая черта мифов – очеловечивание природы и неразрывная связь с ней, синкретичность, т.е. не расчлененность сознания. Мифология, как тип мировоззрения выполняла важнейшие социальные функции: являлась способом познания и объяснения мира; конструировала мир и упорядочивала общественную жизнь; через сказания и обряды воспроизводила и сохраняла прошлое; подготовила условия для отделения человека от природы и взаимодействия с ней на новом уровне.

Мифология не ушла окончательно в прошлое. Элементы мифологического мышления сохранились до наших дней в массовом сознании, например, мифологизации вождей, религиозных лидеров, великих людей, значимых исторических событий.

Религия( лат. religio – благочестие, святыня) - это тип мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им. В религии сверхъестественное воспринимается как реально существующие. Отсюда потребность в установлении отношений с сверхеестественными силами. Для ранних форм религии характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности. В поздних, идеологически развитых формах религии, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам вырабатывается догматика – система религиозных понятий, основу которой составляет религиозная философия.

Общими черта религиозного мировоззрения являются: убеждение в существовании надприродных, внепричинных и необъяснимых явлений, неподвластных познанию и разумному объяснению; наличие религиозного культа т.е. объекта поклонения, связанного с обрядами, ритуалами и таинствами; наличие «священного писания», отражающего теологические догматы, которые воспринимаются как божественное откровение и абсолютная истина; наличие религиозных организаций как общественных институтов, объединяющих последователей того или иного вероисповедания (церковь, секта и др.).

Предметом религиозной веры могут выступать явления природы, общества (вожди, герои, святые), духи, души. Высшим объектом веры является Бог или боги, как личностное или безличностное существо - творец мира, человека и блюститель миропорядка.

В истории человечества, в зависимости от конкретных условий и общественного строя, религиозное мировоззрение играло различную роль - прогрессивно-организующую или реакционную - это определяется функциями религии и потребностями общества.

Философия –представляет собой высший тип мировоззрения, для которого характерны рациональность, системность, логичность, теоретическая оформленность. Философия как тип мировоззрения возникает в результате критического преодоления мифологического и религиозно миропонимания. Она формирует новое представление о мире и человеке на основе достижений науки своего времени.

 

Предмет философии

Философия – это область духовной деятельности

человека, связанная с постановкой, анализом и решением мировоззренческих, общечеловеческих проблем, выработкой целостного взгляда на мир, на место человека в нем.

Слово «философия» ( греч. phileō – люблю; sophia - мудрость) означает дословно «любовь к мудрости». Существует мнение, что философ и математик античности Пифагор (VI в. до н.э.) был первым, кто назвал себя философом. Древнегреческий философ Платон (V в. до н.э.) употреблял термин «философия» как познание сущего. Вслед за ним Аристотель (IV в. до н.э.) считал задачей философии является анализ причин вещей.

Первые философские системы появились около 3 тысяч лет тому назад в Древнем Китае и Индии, а классическую форму обрели в Древней Греции. Возникновение философии в Древней Греции исторически совпало с возникновением научного знания. Философия сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Все знания как-то отличающиеся от мифологии и религии древними мыслителями Эллады были названы философией.

Особенность философского мышления заключается в том, что целостная картина мира создается в понятийной форме, посредством логической аргументации. Философский взгляд на мир и человека, а следовательно, и предмет философии формируется в процессе критического преодоления, предшествующих типов мировоззрения: мифологии и религии. В отличие от мифологии и религии, где представление о мире дается посредствам одухотворения, олицетворения природных явлений и посредством сверхъестественных сил, в философии объяснения связаны с действием безличных объективных сил.

По мере накопления специальных научных знаний началось размежевание между отдельными областями знания. Уже в античности из единого нерасчлененного знания произошло выделение математики, астрономии, физики, медицины и других наук. Одновременно происходило изменение и развитие самого философского знания. Рассматривая мир как целостное, гармонично устроенное целое, античные мыслители предметом философии считали поиск первопричин и предельных оснований бытия.

Для обозначения философии вводится термин «метафизика». Если физика античного времени отождествлялась с зачатками научного знания, то метафизика - это особый тип знания, возвышающийся над физическим знанием и выявляющий глубинную сущность предметов и явлений и дающее им теоретическое, рациональное объяснение. В этом смысле философия – это учение о мире в целом и о человеческом мире. Это понимание предмета философии существовало на протяжении многих веков.

В период Средневековья господствующей идеологией становится религия, а философии отводится роль вспомогательного орудия в объяснении мира и человека. Взаимоотношение между религией и философией выражается формулой: «философия – служанка богословия».

Начиная от эпохи Нового времени до начала ХХI в. развивается экспериментальное естествознание, от философии, сосредоточивавшей все положительное знание о мире и человеке, отпочковываются естественные и другие частные науки. Опираясь на накопленный массив научных знаний, философия отодвигает религию и теологию на второй план и обретает самостоятельность. Это позволяет ей в свете уточненных проблем, по новому сформулировать свой предмет: «Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления».

Одновременно с этим процессом, начиная со второй половины XIX в. до наших дней формируются философские течения и теоретические концепции, в которых человеческий разум больше не рассматривается как абсолютный судья, способный разрешить все коренные философские проблемы. Человеческое познание и его разум сами обусловлены и ограничены конкретно – историческими обстоятельствами и уровнем развития культуры. Но вместе с тем границы и возможности разума развиваются вширь и вглубь по мере развития культуры общества. Философия ищет новые основы человеческого существования в мире, обусловливающие взаимоотношения между человеком и миром его бытия. Такими основами для этих теоретических концепций явились языкво всех его функциональных проявлениях и культура, определяющая смысл жизнедеятельности человека. С этой точки зрения философия акцентирует внимание на исследовании универсалий культуры, выражаемые в предельно общих понятиях или категориях философии. Поэтому и при обновлении предмета философии отмечается, что ее предметом являются предельные основания бытия вообще и человеческого бытия в особенности.

Несмотря на уточнения и изменения ее предмета в ходе ее многовекового развития, философия остается особой формой духовного освоения мира, разрабатывающей универсальное представление о мире, теоретическим ядром мировоззрения.

Философия - это учение о человеке, его месте в мире. Она исследует общие закономерности природы, общества и человеческого мышления.

В философии концентрируются и получают наиболее последовательное выражение идеи, чувства, установки и настроения существующие в обществе. Философское размышление отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании и объяснении природы, общества, человека и его мышления в их целостности и взаимообусловленности.

Философское осмысление действительности предполагает наличие двух противоположностей. Ими выступают: мир «внешний» по отношению к сознанию человека – объективная реальность и мир «внутренний» (психическая, духовная жизнь человека) - субъективная реальность. Различные отношения двух реальностей: объективной и субъективной, объекта и субъекта пронизывают всю философию на протяжении всей ее истории. Эти отношения характеризуют как - вопрос об отношении человека к миру, сознания к бытию, субъективного к объективному.

В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, который иногда называют основным вопросом философии, они разделились на два направления - материализм и идеализм. Материалисты утверждают, что первичным является материя, а вторичным, производным - сознание. Идеалистыпервичным считают сознание, вторичным - материю.

Как философское направление идеализм признает первичным абсолютную идею, мировой разум (Платон, Гегель) или сознание человека, «комплекс ощущений» (Беркли, Фихте) в качестве определяющей причины всего сущего.

Философы часто пытаются завуалировать свою мировоззренческую позицию. Материалисты, например, называют себя субстанциалистами, а идеалисты – функционалистами, однако от такой игры в термины суть философского видения мира не изменяется.

Философский принцип, согласно которому все существующее имеет один источник, едино в своей основе, называется монизмом( греч. monos – один, единственный). Различают материалистический и идеалистический монизм. Первый - единство мира видит в его материальности. Второй - за основу всего принимает духовное начало (сознание).

В истории философии встречались мыслители, пытавшиеся занять промежуточную позицию. Они признавали равноценность, независимость двух первоначал мира: материи и сознания. Таких философов называют дуалистами( лат. dualis - двойственный). Крупнейшим представителем, признававшим два начала, был французский философ Р. Декарт (1596 - 1650).

Рассмотрение отношения человека к миру, сознания к бытию, порождает вопрос о том, в состоянии ли наше мышление познать окружающий мир? Этот вопрос: познаваем ли мир и если познаваем, то в какой степени – составляет важнейшую составную часть философского осмысления действительности.

В зависимости от того, какую позицию в решении вопроса о познаваемости мира занимают философы, они разделились на два направления. К первому, а их большинство, принадлежат сторонники познаваемости мира. Среди тех, кто стоит на позициях познаваемости мира есть такие течения как: сенсуалисты - главную роль в познании отводящие чувственному познаванию (Локк, Кондильяк); рационалисты - главную роль отводят разуму (Декарт,Спиноза);иррационалисты - отвергают или принижают роль разума в познании (Ницше, Бергсон).

Ко второму (их меньшинство) принадлежат противники познаваемости мира. Среди них выделяют два основных течения: скептицизм и агностицизм. Скептицизм - отвергает возможность достоверного знания о мире (Пиррон, Горгий). Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию) - полностью или частично отвергает возможность познаваемости мира (Юм, Кант). Общественно-историческая практика, и развитие наук и их практическое применение по преобразованию окружающего мира, доказывают ошибочность утверждений скептиков и агностиков.

В чем же важность и значимость вопроса об отношении человека к миру, сознания к бытию или иными словами «основного вопроса философии»? Во-первых, современной науке известны только материальный мир в многообразных его проявлениях и духовный мир, представленный в форме ощущений, представлений, идей, человеческого сознания. Следовательно, речь может идти об отношении сознания и материи, мышления и бытия, духа и природы. Во – вторых, решение указанного отношения или вопроса связано с мировоззренческой позицией философа, ученого в процессе познания и практической деятельности. В-третьих, от его решения зависят мировоззренческие выводы и обобщения всех положительных (конкретных) наук о природе и обществе. В- четвертых, решение этого вопроса определяет принципы воспитания и образования, жизненную позицию человека в отношении к обществу, к природе, понимание человеком своего места в мире и роли в обществе.

Изложенное выше понятие основного вопроса философии есть схема, а всякая схема тяготеет к абсолютизации. В истории философской мысли были другие проблемы, которые рассматривались как самые важные и основные. Например, для античных философов VI – V вв. до н.э. основным был вопрос: «Что является первоосновой всех многообразных вещей»? Для средневековой философии и современных неотомистов основным является вопрос: «Рациональное обоснование бытия Бога». Немецкий философ И Кант, основным для философии считал вопрос: «Что такое человек?» Ряд современных философов также склоняются к мнению И. Канта. В философии экзистенциализма основным считается вопрос: «Стоит ли человеку жить?» который должен решить каждый сам за себя.

Завершая рассмотрение вопроса о предмете философии, остановимся на структуре философского знания.

В античное время философия как рационально обоснованное мировоззрение объединяла в себе все положительное знание о мире, обществе и человеке. В процессе исторического развития от философии отпочковались конкретные научные дисциплины, образовав самостоятельные научные дисциплины. Философия же при этом уточняла свой предмет.

В настоящее время философия представляет взаимосвязанное единство структурных элементов. Она включает в себя следующие разделы или уровни познания: онтологию, гносеологию, аксиологию, праксиологию, а также относительно самостоятельные дисциплины: общетеоретическая философия, философия природы (естествознание), философия мышления (логика), социальная философия, политология, социология, этика, эстетика, религиоведение, философия культуры (культурология), методология, история философии и история отдельных философских дисциплин.

Онтология( греч. ontos – сущее; logos – учение, понятие) – это учение о бытии как таковом. Онтология изучает фундаментальные проблемы бытия, наиболее общие проблемы его сущности. Выделившись еще в античное время, онтология решает проблемы взаимоотношений между человеком и миром. Человек, как мыслящий и познающий субъект ставит и решает вопросы о сущности мира, его происхождении, его субстанциональной основе. Для практически-познавательной деятельности человека важно выяснение того, в каких формах являет мир себя и развивается ли он.

Гносеология( греч. gnosis – знание; logos – учение, понятие) или эпистемология ( греч. episteme – знание; logos – учение, понятие)– теория познания. Гносеология (эпистемология) в предельно общей форме ставит и решает вопрос о познаваемости мира и обоснованность наших знаний о нем. Решая субъект-объективные отношения, гносеология выясняет проблемы познавательных возможностей субъекта и границы его познания.

Аксиология( греч. axia – ценность; logos – учение, понятие) – исследование природы ценностей.Человек, как духовное существо не только практически действует и познает но и оценивает мир и общественные явления. Проблемами аксиологии являются ценностные характеристики всего многообразия природных и общественных процессов.

Праксиология(от греч. praktikos – деятельный; logos – учение, понятие) – исследует практически-преобразующую деятельность человека при освоении предметного мира. В практике человек обнаруживает свою творческую активность, познает и оценивает закономерности бытия, их значимость для жизни.

Для каждого уровня философского постижения бытия характерна своя область исследования. Так, общетеоретическая философия исследует всеобщие закономерности бытия природы и общества.

Философия природы(философия естествознания) - выявляет общие закономерности развития естествознания, исследует закономерности возникновения и развития научных теорий.

Философия мышления (логика)изучает рациональные формы и закономерности мышления, способы доказательства и обоснования истины.

Социальная философия - исследует общество, историю и человека как субъекта социальной деятельности, дает анализ сущности и существования социальной реальности и человека.

Политология ( греч. politika – государственные или общественные дела) – рассматривает структуру, функции и смысл государства, закономерности его развития, особенности управления, анализирует движущие силы, влияющие на его существование.

Социология ( лат. societos – общество; греч. logos – учение ) – учение о закономерностях развития социальных систем. Она изучает взаимосвязь различных социальных явлений и общие закономерности поведения людей.

Этика( греч. etikos – нравственный) - практическая философия, исследующая проблемы морали (нравственности) с точки зрения добра и зла, справедливости, чести, бесчестия.

Эстетика(греч. aisthetikos – чувственный) – философская дисциплина, исследующая искусство и художественное творчество, сущность и формы прекрасного.

Религиоведение – комплексная дисциплина анализирующая причины возникновения, закономерности развития и функционирования религии как сферы духовной культуры и формы общественного сознания.

Философия культуры (культурология – лат. cultura – возделывание, обрабатывание; греч. logos - учение) – система знаний, раскрывающая сущностные основания, функционирование и развитие культуры как искусственной среды, созданной человеком. Философия культуры является методологической основной культурологии, как области гуманитарного знания.

Методология - теоретическое обоснование методов научного познания, применяемых в процессе философского осмысления мира.

История философиии история отдельных философских дисциплин – их предметом является реконструкция, описание и теоретическое осмысление отдельных этапов и истории философии в целом, а так же различных разделов ( дисциплин) философского знания.

 

 

Основные функции философии

Философия тесно связана с жизнью людей, удовлетворяет определенные социальные потребности, выполняет определенные функции. Функция ( лат. functio – совершение, исполнение) – осуществление отношений двух групп объектов, при котором изменение одного из них сопутствует изменению другого. Философское мышление направлено не на рассмотрение изолированных объектов, а на изучение взаимоотношений между объектами, т.е. на изучение функций.

Одной из важнейших функций философии была и остается функция универсального знания или пропедевтики (вводного курса) к универсальному знанию.

Важнейшими функциями философии являются так же: мировоззренческая, гносеологическая (теоретико-познавательная или эпистемологическая), методологическая, идеологическая (социальная), гуманистическая, культурно-воспитательная, критическая, аксиологическая (ценностно-регулятивная),эвристическая, экспликативная, прогностическая.

Мировоззренческая функция, выражает отношение человека к миру, ориентирует его действия в духовно-практической сфере. Влияние этойфункции проявляется в том, что: 1) философия как теоретически – рационально обоснованное мировоззрение вооружение человека знаниями о мире в целом, о месте человека в этом мире, указывает на предельные основания бытия и тем самым формирует более адекватную картину мира; 2) философия берет на себя роль критического отбора и накопления мировоззренческого опыта прошлого и настоящего и передает уточненные представления последующим поколениям; 3) во взаимодействии человека с миром, мировоззрение приобретает значимость для анализа, оценки и понимания природных и общественных процессов и трансформируется в деятельность и поступки человека.

Гносеологическая (теоретико-познавательная или эпистемологическая) - решает вопрос о познаваемости мира и достоверности знания;

Методологическая ( греч. metodos – путь, способ исследования; logos – учение, понятие) функция. Философия выступает как система методов познания применяемых в процессе познания. Обобщая развитие теоретического мышления и творческую деятельность, она формирует и продуцирует методологические нормы и границы их применимости. Методологическое воздействие философских методов в том, что оно позволяет в процессе познания строить модели мира и являются программным руководством исследования.

Идеологическая (социальная) – вскрывает взаимозависимости, влияющая на социальные отношения и взаимосвязи социальных групп.

Гуманистическая функция направленна на признание приоритета личности на основе общечеловеческих ценностей.Понятие «гуманизм» происходит от лат. gumanus – человечный. Гуманизм – это признание ценности отдельного человека, его права на свободное развитие, реализацию своих способностей, утверждение и соблюдение принципов справедливости и блага, как критерия общественных отношений.

Культурно-воспитательная - способствует формированию у человека культуры мышления и общения, ориентирует человека на истину, добро и справедливость;

Критическая - связана с ориентацией на ценности и идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Критическая функцияили критицизм – это методологическая позиция философии, направленная против догматизма и агностицизма, критический анализ собственных оснований мышления, на выяснение границ применимости фундаментальных понятий и методов. Философские идеи исторически изменяются, поэтому возникает проблема взаимоотношения прошлых и новых философских учений В философии, в отличие от частнонаучных теорий, критика предыдущих учений не означает отказа от них. Они сохраняются, развиваются и углубляются, изменяя свое содержание и форму в соответствии с состоянием культуры той или иной исторической эпохи. В результате обобщаются итоги прошлого, определяется облик настоящего и создаются модели будущего (футурология). В настоящее время критицизм во все большей степени играет роль регулятивных идей, т.к. содержание философских проблем накладывает отпечаток на их решения.

Аксиологическая(ценностно-регулятивная) - заключается в определении ценностей жизни, системы нравственных и гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни человека. Аксиология (от греч. actia – ценность, logos - учение) – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира. Как теория ценностей, аксиология исследует ценностные связи, сущностные характеристики социальных и культурных факторов, определяет их иерархическую значимость для личности и общества.

Эвристическая - служит приращению научных знаний, отыскиванию путей к новым открытиям.

Экспликативная функция (от лат. explication – разъяснение, развертывание) – разъяснение и уточнение позиций, понятий, значение слов, когда представления обыденного сознания наполняются научным содержанием и обретают значение философских категорий. Эта функция философии проявляется в двух направлениях: с одной стороны, она переводит понятия обыденного сознания на уровень теоретического мышления и раскрывает их смысл, а с другой стороны, разъясняет общие идеи, представления и формы опыта, на которых основана культура и жизнь общества.

Прогностическая - направленная на философское осмысление перспектив развития человека, культуры и цивилизации, решения глобальных проблем.

Роль философии не ограничивается указанными функциями. Они, как и многие другие функции философии, характеризуют ее роль в обществе, в нравственно-духовном развитии человека и общества, отражают связь философской теории с практикой.

* * *

Для более глубокого ознакомления с темой следует обратиться к следующей статьям в справочной литературе:

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001.

Ст.: «Мировоззрение», «Философия», «Материализм», «Идеализм».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: «Світогляд», «Філософія», «Матеріалізм», «Ідеалізм», «Основні питання філософії».

 

 

Лекция 2.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных