Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальное прогнозирование. Глобальные проблемы современности




 

1. Понятие социального прогнозирования.

2. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

3. Перспективы социального развития.

 

Понятие социального прогнозирования

Человеческая деятельность в своей основе представляет собой деятельность преобразующую. Человек в своем сознании не только отражает мир, не только приспосабливается к окружающей действительности, но и преобразует мир своими практическими действиями. Вместе с тем, человек предвидит результаты своей деятельности, предвосхищает будущее. Люди не могут жить, не представляя в той или иной степени перспективу, будущее, которое придает смысл настоящему в его тесном единении с прошлым.

Проблема прогнозирования связана с изучением законов материального мира и с применением этих знаний на практике. Актуальность проблемы прогнозирования обусловлена следующими факторами: а) усложнились процессы развития общественной жизни в условиях НТП; б) усилился драматизм исторической ситуации: проблемы войны и мира, борьба с терроризмом, состояние окружающей среды, энергетические трудности, борьба со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями; в)расширились объем и масштабы прогностической деятельности, количественное и качественное разнообразие объектов прогнозирования; г) выросла социальная, экономическая, экологическая и информационная ценность прогнозов.

Получение социальных прогнозов в различных сферах общества имеет огромное значение для четкого ответа на вопрос о грядущей судьбе человечества. Для понимания сущности социальных прогнозов необходимо выяснить содержание таких понятий как «предвиденье», «предсказание» и «прогнозирование». В них зафиксирована способность видеть существенное в процессах и явлениях до того, как это обнаружено в опыте, на практике, способность познающего субъекта к опережающему отражению действительности. Прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) – представляет собой выработку обоснованного предположения о будущем состоянии анализируемого объекта. Понятие «прогнозирование» выражает процесс получения знаний о будущем в виде прогноза на основе научного знания.

Прогноз означает предсказание, предположение, прогностическую модель, представляющую собой научно-обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их достижения.

В отличие от прогнозирования понятия «предсказание» и «предвидение» относятся к знаниям о будущем, полученные любыми путями и методами, в том числе и ненаучными. Прогноз, собственно как и предсказание с предвидение, это не план или программа действий. Что-то из прогнозируемого сбывается, что-то остается не осуществленным или сбывается с принципиально иными следствиями, чем это прогнозировалось ранее.

Характерной особенностью социального прогнозирования будущего является то, что будущее в отличие от прошлого и настоящего не существует, а выступает как некоторая, далеко не единственная возможность. Графически это можно представить в виде прямой линии, протянувшейся от прошлого к некоторой точке – настоящему - и далее расходящееся во все стороны множество векторов, олицетворяющие возможные варианты будущего.

Исторически сложились следующие мировоззренческие подходы к изучению будущего: религиозный, утопический и философский.

Религиозный подход основан на вере в то, что будущее определяется сверхъестественными силами, что его можно познать путем гадания или божественного откровения. Выработанные религией идеи о конце света, о появлении в будущем мессии-спасителя оказывает мощное влияние на многие миллионы людей. Вырабатывая у них своеобразное представление о будущем.

Утопический подход отрицает настоящее, абсолютизирует будущее. Несправедливому и «неразумному» настоящему устройству общества утописты противопоставляют детально расписанные, созданные силой их воображения, порядки справедливого будущего. Абсолютизируя будущее, утописты представляют его в виде завершенного феномена или системы, в которой будущим поколениям отводится роль пассивных исполнителей некогда провозглашенных истин и скрупулезно расписанных правил поведения.

Философский подход основан на предвидении будущего как следующей стадии развития природы и общества в рамках познания общих закономерностей этого развития. Уже в древности философская мысль выработала определенные подходы к социальному прогнозированию, базирующиеся на следующих концепциях исторического процесса:

- круговороте (цикличности), повторяемости социального развития (автор Пифагор, живший VI в. до н.э);

- пессимизме (ретроспективе), утверждающем, что человеческое счастье, разумное, справедливое устройство общества осталось где-то позади. (Авторы: древнегреческий поэт Гесиод и древнеримский поэт Овидий);

- оптимизма (прогресса), верившего в постоянно совершаемый общественный прогресс. (Авторы: Протагор, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар).

Сегодня теоретической разработкой и обоснованием разных вариантов развития общества и человека в будущем занимается футурология (от лат. futurum – будущее и гр. logos - учение). Этой сфере знания посвятили себя многие выдающиеся ученые. Особенное место среди футурологических организаций занимает Римский клуб – международная неправительственная организация, которая объединила озабоченных проблемой выживания человечества ученых, политиков, бизнесменов из разных стран. Сегодня, по определению первого его президента Аурелио Печчеи, «Римский клуб» – это «невидимый колледж», цель которого «способствовать тому, чтобы люди как можно яснее и глубже осознавали трудности человечества», а так же стимулирование установлению новых отношений, политических курсов и институтов, которые бы помогали исправлению современной ситуации.

Основой научного предвиденья является познание объективных внутренних связей предметов и явлений. Это дает возможность в процессе познания переходить от известного к неизвестному, от прошлого и настоящего к будущему. Если закон развития какого-либо явления (процесса) известен, то, изучая данное явление (процесс), мы можем не только констатировать его настоящее состояние, но и сделать вывод о направлении и характере возможных изменений.

Социальное прогнозирование базируется на анализе информационного массива – совокупности данных, которые образуют определенную систему научных фактов и характеризуют объект прогнозирования. В состав информационного массива входят разные источники: масс-медиа, политические отчеты, статистические данные, радиопрограммы, данные анкетных опросов экспертов, личностные характеристики политических лидеров, оценки их мировоззренческих убеждений и т.д.

Важным в прогнозировании является учет того социального, экономического и научно-технического фона, на котором развивается объект прогнозирования. Именно этот фон как совокупность условий (внешних факторов) ограничивает развитие объекта прогноза в будущем, активно взаимодействует с ним.

Следствием прогнозирования перспектив развития общественных явлений и процессов являются поисковые, нормативные, комплексные и системные прогнозы.

Поисковый прогноз представляет собой определение возможных состояний объекта в будущем на основе тенденций, присущих ему в прошлом и настоящем. Такой прогноз отвечает на вопрос, в каком направлении происходит развитие, каким будет состояние объекта прогнозирования в определенный период будущего. Примером таких прогнозов могут быть прогнозы численности народонаселения планеты, развития коммуникаций до т ого или иного конкретного года.

Нормативный прогнозопределяет пути и сроки достижения возможных, желательных состояний объекта на основе определенных социальных норм, идеалов, потребностей, целей. В отличие от поискового, нормативный прогноз строится в обратном направлении, то есть от наперед заданного состояния объекта прогнозирования к изучению современных тенденций и их возможных изменений, которые обеспечивают достижение данного состояния. Нормативное прогнозирование является начальным этапом и необходимым условием научно обоснованного планирования, прогнозирования и проектирования.

Прогнозирование может быть применено как к управляемым, так и к стихийным процессам и явлениям. Различают следующие виды прогнозов: краткосрочное – на 1-2 года; среднесрочное – 5-10 лет; долгосрочное – 15-20 лет и сверхдолгосрочное – на 50-100 лет.

Прогнозы разрабатываются с помощью определенных методов прогнозирования, которые представляют собой совокупность способов и процедур отбора и анализа эмпирической информации с целью построения прогноза. Австрийский футуролог Эрих Янч насчитывает около 200 научных методов, специальных методик, логических и технических способов познания будущего. Однако на практике используются не более 15 – 20 методов прогнозирования. Условно их можно разделить на пять групп: 1) экстраполяция; 2) экспертные оценки; 3) моделирование; 4) историческая аналогия; 5) сценарии будущего.

Метод экстраполирования основан на распространении выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другие его части. Если для заданной системы в прошлом было характерным развитие с определенной постоянной скоростью или ускорением, то есть основания считать, что эта скорость или ускорение остается неизменным и на определенный промежуток времени в будущем. Однако неправильный выбор временных интервалов прогнозирования нередко приводит к несостоятельности продолжения в будущем тенденций прошлого времени .

Экспертные оценки –метод анализа и исследования сложных проблем. Его суть заключается в проведении экспертами (ведущими специалистами в разных отраслях науки и техники) анализа проблемы с последующей формализованной обработкой результатов. Обобщенная мысль экспертов принимается как наиболее вероятное решение проблемы.

Метод моделирования позволяет с помощью модели сделать прогноз будущего состояния объекта. Существует несколько видов моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, имитационное или компьютерное.

Имитационное, компьютерное моделирование – экспериментальный метод исследования и прогнозирования динамики сложных систем с помощью ЭВМ. Его можно определить как процесс конструирования модели реальной системы с последующим исследованием и проведением экспериментов на этой модели. Это особенно важно при исследовании сложных социально-экономических процессов на региональном и глобальном уровнях, когда прямой эксперимент принципиально невозможен или может привести к непредвиденным последствиям.

Кроме имитационных моделей, которые сегодня являются самыми распространенными методами изучения и прогнозирования глобальных процессов, широко используются исторические модели – образы и сценарии будущего. Исторический подход заключается в определении объективных закономерностей и тенденций развития системы и опирается на принцип детерминизма будущего.

Сценарий представляет собой многовариантный прогноз, который объединяет системный и исторический подходы к изучению сложных систем; в большинстве случаев он носит описательный характер и широко используется при построении комплексных прогнозов. Сценарии выясняют: каким путем шаг за шагом может быть реализована определенная теоретическая ситуация; какие существуют варианты на каждом этапе для каждого участника событий для того, чтобы облегчить или избежать определенного развития событий.

На практике ни один из рассмотренных методов не может обеспечить высокую надежность прогноза. Поэтому обычно обращаются к комбинированным, комплексным методам. Такой подход дает возможность устранить недостатки отдельных методов, гарантировать большую точность и надежность прогнозов.

Типовая методика прогнозирования включает в себя следующие элементы: предпрогнозная ориентация (определение объекта, предмета, проблемы, целей, задач, рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования); построение исходной модели прогнозируемого объекта; оценка прогноза; выработка рекомендаций для принятия решений.

Итак, прогноз дает возможность выявить возможные варианты развития и разрешения проблем будущего, его взаимоисключающие варианты, стихийные и сознательные процессы, определить временные и пространственные параметры. Прогнозирование выполняет определенные функции: социально-гносеологическую, эвристическую, интегрирующую, нормативную, коммуникативную, поисковую и т.п. Оно дает понимание исторической перспективы, помогает определить направление социально-экономического и политического развития, правильно ориентироваться в международных событиях.

 

Глобальные проблемы современности и пути их решения

В конце прошлого – начале нынешнего тысячелетий человечество столкнулось с рядом глобальных проблем, от своевременного и эффективного решения которых зависит настоящее и будущее человечества .

Глобальные проблемы( лат. globus – шар; франц. global – всеобщий, охватывающий всю планету, всемирный). – это проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества. Они представляют собой противоречия и трудности, ставящие под угрозу существование цивилизации.

Многие глобальные проблемы возникли еще в глубокой древности.

Проблемы войны и мира, воспитания молодого поколения, борьбы с голодом, эпидемическими болезнями во все века были в центре внимания человечества. К 60-м годам ХХ (уже прошлого) столетия эти проблемы не только многократно актуализировались, превратившись в универсальные, общемировые, но и стали всесторонне исследоваться, анализироваться, прогнозироваться. Сегодня глобалистика все шире охватывает все новые и новые сферы бытия. Последствия, порождаемые глобальными проблемами широко обсуждаются в отечественной и зарубежной литературе.

Исследователи сгруппировали глобальные проблемы в три основные группы. К первой группе относятся суперглобальные проблемы миропорядка (общемировые): проблемы предотвращения войны, устранение угрозы терроризма, проблема постоянного развития мира и связанная с ней проблема глобального управления, в том числе и управления научно-техническим прогрессом, установление нового экономического порядка. Вторая группа -. проблемы общепланетарного, ресурсного характера: рациональное и экономное использование природных ресурсов, проблема защиты окружающей среды, освоение мирового океана и космоса , проблема предотвращения стихийных бедствий, проблема продовольствия. Третья группа - это проблемы общечеловеческого, социокультурного характера, такие как гарантия прав человека, ликвидация социального неравенства, эпидемий, искоренение последствий урбанизации строительства городов), а так же проблемы демографические, религиозные, межнациональные здравоохранения.

Существуют и другие подходы к классификации глобальных проблем. Однако независимо от теоретических и методологических подходов ученых, продовольственная проблема всегда называется в ряду самых актуальных. Для своего решения она требует не только неустанных забот того или иного государства, но и объединения усилий всего человечества, развития науки, техники и новейших, в том числе информационных, технологий. Такое отношение к проблемам питания диктуется реальными условиями существования современного человечества.

Как свидетельствует мировой опыт человеческого общежития, продовольственную проблему, несмотря на ее глобальный характер, нельзя рассматривать как самостоятельную, в отрыве от многих других проблем, которые стоят перед человечеством. На ее решение накладывали и будут накладывать отпечаток естественные, региональные, социокультурные и другие условия и факторы. Не менее важными среди них есть религиозные, национальные и много других факторов социального развития. Как справедливо отмечают некоторые авторы, за спиной у человечества сотни тысяч лет развития культуры, и пища разных современных народов - это плод не только и даже не столько природы, сколько культуры.

Наша пища все меньше похожая на ранее употреблявшиеся виды пищи. На прилавках магазинов появляются все новые и новые виды смесей и всяческих тюбиков, которые заменяют человеку молоко, мясо и другие продукты из его традиционного рациона. Сегодня изменяется химический состав потребляемых в пищу продуктов. Во многом еще не ясно, как скажется на здоровье человечества широкое применение генетически модифицированных продуктов, которое началось в наши дни. Больше того, производство качественной и безопасной пищи неразрывно связано с использованием новых технологий, которые само по себе предполагают эксперименты с разными продуктами и их соответствующими модификациями.

Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счетов то, что к определенным видам пищи человек привыкал на протяжении столетий, если не тысячелетий, и это, можно сказать, у него заложено в генах, в микрофлоре кишечника. Так, если китайцы привыкли к рисовым коржам и их пересадить на хлеб или украинский борщ, то не исключенное резкое заболевание, связанное с несвариванием желудка. Резкий переход на «чужую диету» может оказаться мало полезным, а временами и опасным.

Обострение продовольственной проблемы тесно связано с обострением демографической проблемы, которая увеличивает разрыв между богатым Севером и бедным Югом. Рост благосостояния в развитых странах происходит на фоне тотальной бедности в странах «третьего мира». Согласно расчетам футурологов, если стандарт потребления в беднейших странах поднять к уровню потребления «золотого миллиарда», что проживает в развитых странах, то за полстолетия необходимо удвоить потребление всех ресурсов и увеличить производство энергии приблизительно в 500 раз. Попытка решить проблему противостояния богатого Севера и бедного Юга путем простого увеличения потребления, таким образом, приведет к еще большему обострению экологических проблем.

Демографическое давление со стороны бедного Юга и контраст между уровнями потребления в странах «золотого миллиарда» и странах «третьего мира» неизбежно порождают рост напряжения, которое облекается в форму политических, религиозных и этнических конфликтов. В беднейших странах распространяется влияние экстремизма, одним из следствий которого является терроризм – серьезнейшая проблема сегодняшнего дня.

Все это свидетельствует о том, что все глобальные проблемы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому их изолированное решение практически невозможно. Неспособность человечества разрешить хотя бы одну из глобальных проблем чрезвычайно негативно повлияет на возможность решения всех остальных проблем.

Система глобальных проблем носит конкретно-исторический характер. Их обострение может вызвать кризис цивилизации. Сегодня как никогда создалась возможность тотального (всеобщего) уничтожения цивилизации, необратимого нарушения механизмов биосферных процессов Земли и околоземного пространства. Человечество не может больше полагаться на стихийность в эволюции миропорядка. Современному миру нужна устойчивость, демократия, цивилизованность, ненасильственность, создающие условия для человеческого выживания.

Глобальные проблемы являются одним из объективных факторов мирового развития. Их воздействие нельзя игнорировать. Нерешенность

глобальных проблем создает угрозу для существования социума на планете. Обострение глобальных проблем вынуждает человечество искать новые способы взаимодействия и развития. Современные философы и футурологи говорят о необходимости изменения путей развития цивилизации. Во всех прогнозах главный враг человечества – оно само.

Преодоление глобальных проблем связывают: с развитием науки, техники, новейших технологий; с изменением отношения человека к природе; с целенаправленными и объединенными усилиями всего населения планеты; с трансформацией ценностных установок и изменением взаимоотношений между людьми, человеком и обществом, между государствами; поиском новых мировоззренческих ориентиров для всего человечества. В современной философии этот поиск выражается в появлении концепций «планетарного сознания» и «ноосферного понимания». Именно от человека, его сознания и воли зависит будущее.

 

Перспективы социального развития

От путей решения глобальных проблем во многом зависит каким будет в будущем общее направление социального развития, общее направление социального прогресса.Социальный прогресс – это непрерывное поступательное развитие общества, в котором достигаются новые, более высокие рубежи, уровни и лучшие качественные его состояния.

Важной особенностью социального прогресса является его необратимый характер. Научное предвидение позволяет на основе знаний определенных закономерностей и тенденций исторического развития находить практические средства для решения социальных проблем. Второй особенностью социального прогресса является возрастание его темпов, динамики, стремительности поступательного развития. Для него также характерны: насыщенность переменами и интенсивность научных открытий, технических изобретений, международного обмена в сфере науки и культуры.

Вместе с тем понятие «общественный прогресс»нельзя употреблять как вечную, абсолютную истину. То, что прогрессивно для одного исторического периода, может быть регрессом, остановкой социального развития, для другого периода. Отказ от устаревших направлений и форм и есть движением общества вперед, его непрерывным качественным обновлением.

Решение проблем ускорения социального прогресса, идей устойчивого (регулируемого) развития требует нового подхода к пониманию взаимодействия государств и общественных движений. В представлениях большинства ученых о ближайшем и отдаленном будущем нет единства. Некоторые отстаивают позицию «социально-экологического пессимизма», доказывая, что мир достиг апогея развития производства, использования ограниченных ресурсов и в недалеком будущем его ждет крах. Немало западных специалистов в области экологии (Дж.Форрестер, Д. Медоуз, Б. Пестель) считают, что человечество должно выбирать между техническим прогрессом и продолжением жизни на Земле. Российский исследователь

 

 

Н.Н.Моисеев считает, например, что глобальные процессы в мире очень угрожающие, где идея устойчивого развития есть ничто иное как иллюзия. А разговоры о таком развитии напоминают поведение страуса, прячущего голову в песок. Другой россиянин Н.Н.Трубников, отвергая идею прогресса, считает его последним, пока еще не развенчанным идолом, равносильным со стойким инстинктом стада, которое движется все дальше и дальше вперед, в надежде, что там будет более сочная трава.

В отличие от такого подхода, ряд отечественных и зарубежных исследователей пытаются доказать, что ограниченность источников энергии, продовольствия и других ресурсов не абсолютна, а относительна, и человечество может решить эти проблемы. Кроме того, история свидетельствует о том, что наличие определенных «пределов роста» скорее может послужить стимулом общественного развития, нежели тормозом, ибо будущие поколения, как это было и в прошлом, найдут выход из трудностей. Как правило, представители данной точки зрения относятся к сторонникам социального прогресса. Так, в одном из последних докладов Римского клуба «Пути, которые ведут в будущее» выдвигается концепция формирования общего «мирового порядка», в рамках которого человечество может справиться с уже существующими проблемами и с теми, которые обязательно возникнут в будущем. Интеллектуальный прогресс человечества поможет разумно распорядиться знаниями и найти выход из тупиков и кризисов. Человек усилит свою мощь, как в прошлом письменностью и книгопечатаньем, сейчас – компьютерными и информационными технологиями, а в будущем – новыми изобретениями. Социальному прогрессу не грозит исчерпание интеллектуальных способностей человека.

Практика подтверждает, что ведущими тенденциями социального прогресса являются возрастание свободы человека, рост гуманистических ценностей, согласование личных и общественных интересов, интернационализация общественных отношений, стремление к справедливости, равенству, к гармонии отношений человека с природой.

Размышляя о перспективах человечества, следует подчеркнуть, что речь идет о возможном формировании какого-то единого демократического и гуманного мирового сообщества, в котором будут сосуществовать разные формы собственности, неодинаковые формы общественных отношений.

Только на этом пути возможно дальнейшее разворачивание прогрессивных процессов, расцвет новой цивилизации. Обращенность к культуре, человеку, его духовному миру диктуется необходимостью кардинального изменения производительных сил, рациональным использованием новейших достижений научно-технического прогресса.

В будущем, как уже было в прошлом, общественный прогресс не застрахован от зигзагов, скачков и, даже, от попятных движений. От научного предвидения, сознательной и активной деятельности людей, политических партий и правительств многое зависит, чтобы избежать негативные тенденции в развитии общества и ускорить социальный прогресс.

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Современный философский словарь. – М., 2004. Ст.:«Будущее»,

«Глобальность», «Постмодерн»,с «Утопия», «Футурология».

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Глобалистика», «Глобализм», «Прогноз», «Прогресс».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:«Прогнозування», «Прогрес / регрес», «Філософія глобальних проблем».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4-х т. - М., 1983, Т.1.

Бекон Ф. Новый Органон // Соч.: В 2-х т. – М., 1972, Т.2

Бергсон А. Два источника морали и религии. – М., 1994.

Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

Белл Д. Социальные границы информационного общества // Новая технологическая волна на Западе. – М., 1986.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М., 1987.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста // Мир философии. В 2-х ч. – М., 1991.

Винниченко В. Відродження нації. – К., 1990.

Витгенштейн Л. Философские работы в 2 ч. Ч.1. Логико-философский трактат. – М., 1994.

Гоббс Т. Левиафан //Избр. произв.: В 2-х т. – М., 1964. – Т.2.

Гейзинга Й. Homo Ludens. – К.., 1994.

Гельвецкий К. О человеке // Соч.: В 2-х т. – М., 1974. – Т.2.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Соч.: - М., 1969. – Т.4.

Гадамер Г.Г. Истина и метод // Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Гольбах П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного // Избр. филос. произв. В 2-х т. – М., 1963. – Т.1.

Грушевський М.С. Хто такі українці і чого вони хочуть. – К., 1991.

Декарт Р. Рассуждения о методе // Избр. произв. В 2-х т. – М., 1989. – Т.1.

Джемс В. Прагматизм. – К., 1995.

Драгоманов м.п. Літературно-публіцистичні праці. – К., 1970.

Дюркгейм Е. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1991.

Зиммель Г. Философия культуры в 2-х т. – М., 1996.

Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6-ти т. – М., 1966. – Т.3.

Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

Конт О. Курс положительной философии // Мир философии: в 2-х ч. – М., 1991. – Ч.1.

Лейбниц Г.В. Монадология // Соч.: В 4-х т. – 1983.- Т.1.

Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избр. филос. произв. В 2-х т. – М., 1969. – Т.1.

Макиавелли Н. Государь. – М., 1990.

Мангейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994.

Маркс К. Економічно-філософські рукописи 1844 року. Твори. – Т. 20.

Монтескье Ш. О духе законов. – М., 1990.

Ніцше Ф. Так казав Заратустра. – К., 1993.

Ортега де Гассет. Что такое философия. – М., 1991.

Парсонс Г. Человек в современном мире. – М., 1985.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Соч.: В 2-х т. – М., 1992.

Платон. Государство. Т.3. – М., 1981.

Рассел Б. Человеческое познание. – К., 1997.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре // Антология мировой философии.– М.,1970.Т.2.

Спиноза Б. Этика // Избр.произв. в 2-х т. – М., 1984. – Т.2.

Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.

Сковорода Г.С. Сад божественных песен. – К., 1973.

Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Собр.соч. – М., 1988. Т.1.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Тойнбі А.Дж. Дослідження історії. – К., 1995.

Фейербах Л. Сущность христианства // Избр.филос.произв. – М., 1955. – Т.2.

Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

Франко І.Я. Мислі про еволюцію в історії людськості.// Твори. – М., 1956. – Т.19.

Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.

Хайдеггер М. Время и бытие. – М.,1991.

Шевченко Т.Г. Щоденник. – К., 1991.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993. – Т.1.

Енгельс Ф. Діалектика природи.Твори. - Т.20

Юркевич П. З науки про людський дух // Вибране. – К., 1993.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 

 

Учебники, учебные пособия и словари:

Бичко А. К., Бичко І.В., Табачковский В.Г. Історія філософії. - К., 2001.

Борисова З.О. Основи релігієзнавства. – К, 2006.

Введение в философию. К.,2008.

Волинка Г.І. та ін.. Історія філософії в зв’язку з освітою.. - К., 2006.

Гетманова А.Д. Логика. – М., 2005.

Горський В.С. Історія української філософіі. - К., 1996.

Зарудний Є.О. Філософія. – К., 2007.

Ильин В., Машенцев Л. Философия в схемах и комментариях.-

С.-П., 2005.

Історія філософії. - К., 2002.

Історія філософії України. - К., 1994.

История философии.- М., 1999.

История философии в кратком изложении. - М., 1991.

Калінін Ю.А., Харьковщенко Є.А. Релігієзнавство. – К., 2005.

Касьян В.Л. Філософія. – К., 2004.

Конверський А.Є. Логіка . – К., 2009.

Кремень В.Г., Ільїн В.В. Філософія. – К., 2005.

Никитин Л.Н., Гребеньков Г.В. Научное познание и философия экономики. – Донецк, 2004.

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М., 2001.

Основи філософії. – Д., 2009.

Петрушенко В.Л. Філософія. - Київ-Львів, 2002.

Подольска Є.А. Кредитно-модульний курс з філософії. –К., 2006.

Современная западная философия. – Минск, 2000.

Современный философский словарь. - М., 2004.

Соціологія. Короткий навчальний словник: терміни і поняття. – Київ-Львів, 2008.

Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003.

Таран В.О.,Зотов В.М., Рєзанова Н.О. Социальна філософія. – К., 2009.

Філософія. - Харків, 2004.

Философия. - Ростов/Дон., 2003.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002.

Філософський словник. - К., 1986.

Філософський словник соціологічних термінів. - К.- Х., 2005.

Хрестоматия по философии. -М., 1996.

Хрестоматия по философии. - Ростов/Дон, 2002.

 

Примечание. В качестве дополнительной литературы рекомендуются статьи из периодических изданий последних лет:

Вопросы философии”; «Философские науки», “Філософська думка”; “Вестник Московского университета”, серия “Философия”;

- “Общественно-политический журнал” и др.

 

 

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных