ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
К одноосновным культурам Н. Я. Данилевский относит ______ культуры.еврейскую римскую романо-германскую индийскую Решение: По мнению Н. Я. Данилевского, одноосновные культуры последовали за подготовительными цивилизациями и развили каждая только одну из сторон культурной деятельности. К таким культурам относятся: еврейская, развивавшая религиозную деятельность; греческая, развившая искусство, римская – политику. 6.По мнению Н. Я. Данилевского, … азиатские цивилизации нельзя рассматривать как застойные прогресс культурно-исторического типа определяется развитием идеи, данной богом во всех сферах бытия прогресс свойственен только европейской культуре исторический процесс охватывает все страны и народы Решение: Н. Я. Данилевский не согласен с оценкой европейской цивилизации как прогрессивной, а азиатских цивилизаций как застойных. Опровержением этой точки зрения служит для него история таких высокоразвитых стран Азии, как Индия и Китай или африканского Египта. Каждый культурно-исторический тип представляет собой специфическую для данного народа совокупность элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития. В основе специфики культурно-исторического типа лежит идея, данная Богом, которую он должен развивать во всех сферах своего бытия. 7.По мнению Н. Я. Данилевского, на ранней стадии развития насильственной смертью погибли цивилизации … мексиканская перуанская монгольская кельтская Решение: По мнению Н. Я. Данилевского, лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать «культурно-историческими типами». Философ насчитывает десять таких цивилизаций: египетская; ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейская, или древнесемитская; китайская; индийская; иранская; еврейская; греческая; римская; новосемитская, или аравийская; германо-романская, или европейская. Две цивилизации – мексиканская и перуанская – погибли насильственной смертью на ранней стадии развития.
Тема 7: Культурологические концепции конца XIX - начала XX вв. 1.В концепции К. Юнга коллективное бессознательное … присуще все людям имеет культурный характер присуще медиумам, шаманам, колдунам основано исключительно на инстинктах Решение: К. Юнг признавал существование коллективного бессознательного, которое присуще всем людям, передается по наследству и является основой индивидуальной психики. Но коллективное бессознательное, в отличие от фрейдовского Оно, не является чисто природной силой, так как имеет культурный характер, хотя и передается по наследству биологическим путем. 2.Достижениями концепции культуры З. Фрейда следует считать изучение … компенсаторной функции культуры эмоциональной сферы личности социальных функций религии циклического развития культур Решение: Несомненными достижениями концепции З. Фрейда стал анализ раннего периода детства, снов, эмоциональной сферы личности, а также изучение компенсаторной функции культуры – феноменов, до сих пор остававшихся без внимания ученых. 3.В концепции З. Фрейда культура предстает как … система норм и запретов, подавляющих естественные влечения репрессивный механизм знаково-символическая система стена, отгораживающая человека от реальности Решение: В концепции З. Фрейда бессознательное отделяется от сознания в момент возникновения культуры – в этот момент агрессивные и сексуальные влечения человека, которые раньше удовлетворялись свободно, начинают подавляться нормами морали и обычаями общества. С тех пор культура стала не чем иным, как системой норм и запретов, где действует психологический конфликт – бессознательные силы стремятся нарушить все запреты и пойти на агрессивные действия и кровосмесительную любовь, а сознательные (рассудок) и усвоенные с детства нравственные нормы сдерживают их. По мере развития общества и культуры норм и запретов становится все больше и больше. Поэтому чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее чувствует себя человек из-за большого количества норм и запретов, оставляющих неудовлетворенными человеческие влечения. Как правило, человек не осознает причину своего несчастья, так как культура связана с механизмом репрессии (вытеснения) – защитным механизмом психики, состоящим в активном забывании, удалении из сферы сознания в бессознательное неприятных для Я влечений и импульсов. 4.Чертами идеациональной культуры в концепции П. Сорокина являются … подчинение науки и философии религии преобладание сверхчувственных ценностей утилитарная оценка действительности ориентация на удовлетворение чувственных потребностей Решение: По мнению П. Сорокина, идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, которые основывают свои ценности на господствующих идеях, даже если эти идеи весьма примитивны. В этой культуре преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, который считается подлинной реальностью, а материальный мир – лишь сотворенное Богом бытие. Этот мир – лишь временное пристанище человеческой души, которая лишь после смерти окажется в божественном вечном мире. В этом мире наука и философия полностью подчинены религии. Вера господствовала над разумом. 5.В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на … оценке действительности с утилитарной точки зрения скептицизме поклонении Абсолюту подчинении всех сторон жизни религии Решение: В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения. Реальным и значимым здесь признается лишь то, что воспринимается глазами, ушами, языком, осязается пальцами, представляется верным рассудку. Истина чувства ценится выше истины веры. Человек в этой культуре считает веру предрассудком, домыслом или игрой воображения. Поэтому для этой культуры типичны материализм, релятивизм и скептицизм.
Тема 8: Культурологические концепции XX - начала XXI вв. 1. Игру как критерий состояния общества рассматривал … Й. Хейзинга И. Кант Л. Уайт В. Дильтей Решение: В концепции Й. Хейзинги игра выступает не только в качестве культурообразующего фактора, но и критерием состояния общества. По его мнению, при анализе любой человеческой деятельности она покажется не более чем игрой. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры. Поэтому Хейзинга не просто отождествляет культуру и игру на ранних стадиях развития человеческого общества, а выводит культуру из игры, которая старше культуры и творит ее. 3.По мнению К. Ясперса, пробуждение духа, начало общей истории человечества связано с … прорывом мифологического миросозерцания великими географическими открытиями возникновением христианства открытием личности Решение: «Осевое время» кладет конец непосредственному мифопоэтическому отношению человека к миру и к самому себе. Это пробуждение духа и является, по Ясперсу, началом общей истории человечества, которое до того было разделено на локальные, не связанные между собой культуры. 4.Герменевтическое понимание культуры, по мнению В. Дильтея, не предполагает … логического анализа сопереживания сочувствия эмоциональной настроенности Решение: Герменевтическое понимание, основанное на психологической интерпретации, по сути дела, представляет собой непосредственный, интуитивный процесс постижения смысла. В этих случаях значительна роль сопереживания, соучастия, эмоциональной настроенности и нет необходимости обращаться к логическому анализу, более того, такой анализ только бы затруднил целостное восприятие. 5.Методы структурной лингвистики для анализа особенностей культурной жизни первобытных племен использовал … К. Леви-Стросс Л. Уайт Э. Кассирер Й. Хейзинга Решение: Второй период развития структурной антропологии (1950-1960-е гг.) связан с распространением методов структурной лингвистики на другие области культуры. Основатель структурной антропологии К. Леви-Стросс при анализе социального устройства культурной и ментальной жизни первобытных племен использует «бинарные оппозиции» (природа – культура, растительное – животное, сырое – жаренное и т.д.), а также некоторые приемы теории информации. Главным для К. Леви-Стросса является то, что правила браков, терминология родства, тотемизм и иные культурные установления представляют собой особого рода языки культуры, что в каждой из этих сфер можно увидеть обмен сообщениями, информацией (бинарные дробления содержаний, их перестановки, взаимозамещения и пр.). 6.Человека как «символическое животное» определил … Э. Кассирер Л. Уайт К. Юнг Э. Фромм Решение: Специфически человеческой формой деятельности, по Э. Кассереру, является символическая деятельность. Она-то и составляет основу и содержание человеческой культуры. И она же составляет сущность человека. Поэтому человека Э. Кассирер определял как animal symbolicum, что в переводе с латыни означает «символическое животное». 7.Культуру как систему вербальных и невербальных текстов исследует … семиотика этнография лингвистика семантика Решение: Под структурализмом понимают направление в науке, которое началось с попыток этнографического изучения культуры как системы, структурированной аналогично языку (К. Леви-Стросс) и формированием семиотики, как научного направления, изучающего человеческое поведение и сознание, культуру и искусство и пр. как систему вербальных и невербальных тестов (Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко, Ю. М. Лотман, ранний М. Фуко). 8.Согласно В. Дильтею, природу мы объясняем, а культуру … понимаем анализируем систематизируем конструируем Решение: Природу, согласно, В. Дильтею, мы объясняем, а культуру понимаем. Если в современную нам культуру можно «вчувствоваться», «вжиться», открыв ее для себя через «сопереживание», то по отношению к культурам прошлого В. Дильтей, предложил воспользоваться особым методом, названным им «герменевтическим».
Тема 9: Ценности и нормы культуры 1.Исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, быту, общении, воспитании, называется … обычаем правилом культурной ценностью мифологией Решение: Обычай – это исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, быту, общении, воспитании. Обычай задает как бы алгоритм поведения, исполнения какого-либо действия, предписывает поступать так, а не иначе. 3.Под культурной нормой понимается … правило, обязательное для исполнения социальных ролей система запретов, установленная государством неизменяемое и всеобщее правило система, препятствующая свободе личности Решение: Система норм – правила поведения, обязательные для исполнения в данной группе и ситуации. Нормы организуют человеческую деятельность. 4.Под ценностью понимается(-ются) … жизненные ориентиры, побуждающие человека к действиям артефакты, демонстрирующие высшие человеческие достижения объекты конкурентной борьбы в обществе все то, что дорого стоит или является современным Решение: Под ценностями понимаются жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу людей) к тем или иным поступкам; общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться и вещей (идей), которые следует понимать. 5.Знания в культуре складываются из … набора значений и смыслов повседневной жизни врожденных идей и мистических озарений социальных и биологических инстинктов сообщений средств массовой информации Решение: Мы живем в мире культуры, как люди среди людей, связанные с ними взаимным влиянием и работой, понимающие других и понимаемые ими. Мир повседневной жизни является для нас набором значений и смыслов, которые мы должны понять, чтобы найти в нем свое место и поладить с ним. Эти значения возникают и закрепляются в человеческой деятельности. 6.Совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества, называется … культурными ценностями языком культуры типами культуры традициями Решение: Совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества, называется культурными ценностями. 7.Одним из родоначальников аксиологии является … Г. Риккерт Л. Морган З. Фрейд Ч. Пирс Решение: Одним из родоначальников аксиологии является Генрих Риккерт, немецкий философ и культурфилософ, который разделил все ценности на шесть классов. 8.Совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа, называется … культурными нормами мифологической картиной мира народной культурой образом жизни Решение: Совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа, называется культурными нормами.
Тема 10: Культура как система знаков. Языки культуры 1.Язык культуры описывает реальность при помощи … формализации, метафоризации, искажения системы художественных стилей верификации, концептуализации, отождествления конечных значений и смыслов Решение: Набор знаков (алфавит, лексика) и правил их сочетания (грамматика, синтаксис) в языке всегда конечен, а потому ограничен по отношению к многообразию явлений действительности и смыслов. Поэтому закрепление смысла в языке, его «означение» предполагает не только формализацию, но и метафоризацию, определенное искажение; означающее тяготеет над означаемым. Данная ситуация усугубляется при «переводе» информации с одного языка на другой, причем искажение тем значительнее, чем сильнее различаются принципы «означения» (референцирования) в этих языках. 2.Знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта, называется … символом обычаем обрядом ритуалом Решение: Символ – знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. 3.Задачей семиотики является исследование … невербальных языков культуры естественных языков культуры литературного языка языков науки Решение: Среди множества познавательных задач, решаемых семиотикой культуры можно выделить следующие: сопоставление взаимодействий имен культурных явлений как лингвистических единиц (по законам лингвистики) с такого же рода взаимодействием культурных явлений как социальных единиц; исследование происхождения имен явлений и событий культуры и динамики их смысловой эволюции; исследование «семиосферы» (Ю. Лотман), как культуры, в особом ракурсе ее понимания, как сферы знаковой деятельности человека и ее результатов в целом, представляющей собой специфическую область культурной практики; исследование, наряду с вербальными, невербальных языков культуры, выраженных в системах мимики и пластики, церемониальном, ритуальном (и любом ином) поведении людей, художественно-образных произведениях, опредмеченной в формах и чертах продуктов и технологий любой человеческой деятельности, во всей системе межчеловеческих отношений. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|