Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 2 страница




Частью эстетического сознания является представление о прекрасном и возвышенном человеке. Это представление, связанное с мировоззрением, составляет эстетический идеал человека, класса, общества. Эстетические идеалы общества «материализуются» в произведениях искусства, в присущих им художественных образах. Они связаны с политическими, нравственными идеалами людей и являются частью общественных идеалов.

Эстетическое сознание включает в себя взгляды на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое в обществе, понимание красоты созданных людьми предметов, произведений искусства и явлений природы. Теоретическое объяснение эстетических явлений действительности и искусства дается в понятиях, категориях эстетики.

3. Эстетическая деятельность и ее виды. Любой человек в современном обществе обладает определенным уровнем эстетического сознания (например, развитым или неразвитым), способностью к эстетической оценке явлений действительности, т. е. эстетическим вкусом, и т. п. Поэтому человек трудится, действует и оценивает результаты своей деятельности во многих областях жизни также и в соответствии со своим эстетическим сознанием, например, эстетическими представлениями о совершенстве продуктов своей деятельности и т. д.

Существуют виды деятельности людей, в которых они сознательно руководствуются своими эстетическими взглядами, представлениями, идеалами и вкусами и ставят своей целью создание эстетических ценностей. Целесообразная деятельность людей по созданию эстетических ценностей, по формированию прекрасного человека называется эстетической. Эта деятельность есть процесс преобразования природы и общества «по законам красоты».

В соответствии с тем, на что направлена эстетическая деятельность, что является ее предметом, выделяют следующие основные ее виды: эстетическое преобразование окружающей человека предметной среды; формирование прекрасного человека; создание художественных произведений.

Характеризуя деятельность по эстетическому преобразованию окружающей человека предметной среды, следует прежде всего остановиться на эстетической деятельности в сфере производства, направленной на создание таких продуктов, которые предназначены одновременно для удовлетворения материальных и духовных, эстетических потребностей людей — красивых орудий труда и предметов быта, а также на эстетическую организацию производства и быта. Первоначально эта деятельность возникает в сфере ремесленного производства.

Развитие научно-технической революции приводит в ХХ в. к возникновению нового вида эстетической деятельности в сфере промышленного производства — к художественному конструированию, или дизайну. Художественно- промышленное конструирование в условиях развитого социализма и строительства коммунизма является важным фактором технического прогресса.

Эстетическую деятельность в сфере промышленного производства осуществляет художник-конструктор (дизайнер), сочетающий в себе одновременно знания инженера-конструктора и проектировщика, а также способности художника. В этой деятельности он основывается, с одной стороны, на учете данных эргономики, бионики, кибернетики, инженерной психологии и т. п., а с другой — на практике художественного творчества.

Продуктом художественного конструирования, или дизайна, выступают изделия, предназначенные для материального потребления в сфере производства или быта и одновременно для удовлетворения духовной потребности в эстетическом наслаждении, — промышленное искусство.

К дизайну относится также деятельность по созданию: целесообразно и гармонично организованной промышленной и бытовой среды, способствующей высокоэффективному труду и отдыху людей, всестороннему и гармоническому развитию личности.

Наряду с дизайном развиваются также различные виды художественно-прикладной деятельности, направленные на эстетическое формирование окружающей человека природной среды, например художественное оформление садов и парков букетов и т. п.

Объектом эстетической деятельности людей выступают не только продукты промышленного производства, окружающая человека производственная, бытовая и природная среда, но и сам человек. Человек становится объектом эстетической деятельности, направленной на его совершенствование как высоконравственной художественно развитой личности. Совершенствованию красоты внешнего облика, строения тела человека способствуют физическая культура и спорт.

На сохранение и совершенствование красоты внешнего облика человека направлена деятельность в области декоративной косметики, моделирования прически, одежды и т.п. Еще в древности сложились такие виды деятельности, которые были направлены на эстетическое совершенствование речи людей (риторика), а также различные виды художественного воспитания.

Красота человека связана не только с его внешним обликом, но и с богатством его духовного мира, с подлинно человеческими чувствами и мыслями, волевыми качествами, характером и т.д. Поэтому деятельность, направленная на совершенствование и формирование внешней красоты, сочетается в обществе с воспитанием духовного мира в соответствии с идеалом прекрасного человека. Этой цели подчинены такие виды эстетической деятельности, как художественное творчество и эстетическое воспитание.

4. Эстетические явления и основные категории эстетики. На основе познания эстетических явлений действительности были выработаны наиболее общие понятия, или категории, эстетики. В категориях эстетики отражаются общие свойства, присущие различным видам эстетических явлений. Поэтому для выяснения природы эстетического нужно рассмотреть содержание основных категорий эстетики.

Любой материальный объект есть единство явления и сущности, качества и количества, свойств, элементов и структуры и т. д. Но лишь при наличии определенных свойств, содержания и формы предмет является красивым.

Красивый предмет, созданный человеком, есть вещество природы, преобразованное им в соответствии с целью и под влиянием эстетического чувства, знания законов красоты и мастерства. В процессе творчества человек придает веществу природы новую форму, в связи с чем созданный предмет с присущими ему естественными свойствами становится полезным, целесообразным, т. е. ценностью, способной удовлетворять различные материальные или духовные потребности людей.

Эстетическая ценность созданных человеком предметов — это свойство вещества природы, преобразованного человеком, удовлетворять эстетические потребности людей. Предмет, обладающий эстетической ценностью, является красивым. Красота любого предмета выражает эстетическое отношение человека к действительности, его эстетическое восприятие и представление. Отсюда следует, что красота созданных человеком предметов есть такое объективное, в котором материальными средствами выражено субъективное — эстетическое представление о совершенстве предмета, о соответствии его формы содержанию и назначению.

Но красота предметов как выражение эстетического отношения человека к действительности существует только при определенном оформлении вещества природы. Красота предметов, созданных человеком, связана с пропорцией, симметрией, ритмом элементов, гармонией.

Однако эстетическое отношение человека к явлениям действительности как к прекрасным, возвышенным и т. д. зачастую нарушается. Эстетическая потребность и эстетическое восприятие возникают при определенных условиях. При наличии объективных и субъективных условий проявляется эстетическая потребность в красоте и человек получает способность ее воспринимать.

Анализ красоты различных эстетических объектов заставляет задуматься над вопросом, каковы, собственно говоря, ее объективные основы и предпосылки? Бесспорно, что и до человека существовали материальные, например физические, и другие свойства явлений природы, их содержание и форма, в том числе симметрия, пропорциональность и т. д. Однако только с появлением человека сознательно создаются красивые предметы, возникают эстетически, ценности.

Красивы те природные явления, которые благодаря своей форме, свойствам выступают эстетически полезными, целесообразными для человека, способными удовлетворить его эстетические потребности, хотя сами они и не являются результатом деятельности людей, а представляют собой продукт стихийной «творческой», силы самой природы. Красивы многие природные явления: горы, море, лес, звездное небо и т. д., когда они свидетельствуют о могуществе природы, ее стихийной силе, способной создавать явления, которые сходны с красотой продуктов человеческой деятельности, в том числе художественными произведениями.

Понимание красоты позволяет объяснить и некрасивое. Созданные человеком красивые предметы, например разнообразные орудия труда, предметы быта и т. д., могут потерять эстетическую ценность, а поэтому становятся некрасивыми. Мебель, одежда, автомашины и т. д., которые недавно были красивыми и сохранили еще способность удовлетворять материальные потребности людей, зачастую перестают удовлетворять их эстетические потребности.

Появление предметов с новыми пропорциями, симметрией, ритмом элементов, соответствующими новому содержанию, изменяет эстетическое чувство и потребности. Некоторые предметы, устаревая, теряют свою эстетическую ценность, становятся некрасивыми. Но может быть и наоборот: потеряв, утилитарную ценность, они сохраняют эстетическую.

Красота продуктов ремесленного и промышленного производства возникает, во-первых, в результате изменения вещества природы, придания ему пропорциональной, симметричной и ритмичной выразительной формы и цвета, которые гармонично связаны с их полезностью, целесообразностью для человека. Издревле люди наделяли такой формой множество орудий труда, оружие и предметы быта. В настоящее время такой формой обладают продукты промышленного производства, произведения дизайна: интерьеры производственных помещений, разнообразные машины, механизмы, бытовые товары, пище- вые продукты с их упаковкой, реклама и т. п.

Цель художественного конструирования — создание предметов, удовлетворяющих не только материальные, но и духовные потребности человека. Все предметы должны быть гармонически связаны с человеком, должны быть средством формирования и развития его эстетических вкусов и интересов.

Во-вторых, красота вещей создается украшением их поверхности орнаментом, художественными изображениями, фактурой, цветовыми сочетаниями, гармонирующими с их назначением, целесообразностью, полезностью. Это — прикладное искусство. Оно предназначено для украшения человека и его жилища (разнообразные ткани для одежды, для штор, обои, мебель, лампы, люстры, посуда, вазы и т, п.).

В отличие от стандартизированных продуктов дизайна (готовая одежда, обувь, автомашины, разнообразные бытовые приборы и т. п.) произведения прикладного искусства придают изделиям индивидуальный характер посредством вариаций стандартов (например, в орнаменте тканей, посуды, цвете изделий из керамики).

В-третьих, создаются декоративные вещи, специально предназначенные только для украшения человека и интерьера помещений, не имеющие утилитарной целеообразности, полезности, обладающие только эстетической ценностью, красотой, в которой сочетается красота формы предметов (как в продуктах дизайна) с красотой украшенной поверхности (как в прикладном искусстве). К ним относятся ювелирные изделия, декоративные изделия, сувениры и т. д.

К декоративно-прикладному искусству примыкает продукция народных художественных промыслов (лаковая миниатюра, роспись по дереву, вышивка, кружева, чеканка по металлу, янтарные украшения и т. п.).

Исследованием красоты созданных человеком предметов (орудий труда, предметов быта и т. д.) занимается теория декоративно-прикладного, а также теория промышленного искусства (техническая эстетика).

Эстетической ценностью является сам человек, его деятельность. Рассматривая этот вопрос, следует выяснить объективное содержание категорий «прекрасное» и «безобразное», «возвышенное» и «низменное», «трагическое» и «комическое» в отношении к человеку. В обществе встречаются люди прекрасные и безобразные, возвышенные. и низменные; их действия и поступки, события их жизни могут быть трагическими и комическими.

Прекрасное в человеке формируется и развивается в практической деятельности. В процессе разнообразной практики развивается сознание, духовный мир человека и его внешнее проявление в эмоциях, поступках и поведении в обществе, формируется также эстетическое отношение человека к другим людям.

Красота человека выступает особой эстетической ценностью. Например, красота человеческого тела связана с разнообразным проявлением общей для людей пропорциональности формы и пластики движений; красота гoлоса — с его тональностью, тембром и т. д. Но прекрасный — это не только внешне красивый человек. Прекрасным является человек, который проявляет все богатство человеческой души во имя людей, общества. Внешняя красота человека относительна и изменчива, но прекрасное в человеке всегда связано с проявлением богатства его духовного мира, с его способностью «красиво» трудиться. В противоположность прекрасному безобразное в человеке есть проявление в основном низменных качеств его характера.

Действия, поступки людей могут быть возвышенными и низменными, трагическими и комическими. Поступки возвышенного человека свидетельствуют о большой воле, стремлении освободить общество от всего безобразного, от угнетения, а также о глубоком понимании интересов народа. Возвышенными являются люди, отдающие свои силы и способности борьбе за социальное освобождение, национальную независимость, за развитие науки и искусства на благо общества, за воплощение в жизнь передовых, в том числе эстетических, идеалов. В героических образах искусство воплощает идеал возвышенного человека.

В категории «комическое» отражается несоответствие действий, поступков людей, групп и классов общества, в которых выражаются их чувства и мысли, новым историческим условиям, отражаются противоречия общественной жизни. Комичны действия и поступки людей, у которых внешнее проявление чувств и мыслей не соответствует жизненным обстоятельствам. Комические явления жизни отражаются в искусстве.

Таким образом, в категориях эстетики отражаются различные эстетические явления и объекты. Особой эстетической ценностью выступает искусство.

Природа искусства (Тема 11)

Знание теории искусства позволит глубже воспринимать и понимать художественные произведения, оценивать их и способствовать развитию искусства. Искусство включает в себя огромное количество художественных произведений различных видов (литература, живопись, музыка, киноискусство и т. п.), исторических эпох (античное искусство, искусство эпохи Возрождения и т. д.) и направлений (классицизм, романтизм, реализм и т. д.).

Общие свойства отдельных видов искусства и их историческое развитие изучает искусствоведение, которое разделяется на литературоведение, искусствознание (теория и история живописи, скульптуры, архитектуры), музыковедение, киноведение и т. д. Конкретные произведения искусства познает и оценивает художественная критика. Эстетика, обобщая знания, полученные этими науками, дает понимание общих законов развития искусства.

1. Искусство как общественное явление. Понимание природы искусства и его восприятия не объясняет нам, почему искусство выражает те или иные чувства, характеры, взгляды людей, почему в классовом обществе оно носит классовый характер, исторически изменяется, каковы законы исторического развития искусства. Для выяснения этих вопросов сначала нужно рассмотреть связь искусства и общества. Знание этих причин и законов вытекает из понимания связи искусства и общества. Искусство связано с различными сторонами жизни общества не прямо, а через его взаимодействие, с одной стороны, с художниками, создающими произведения искусства, и, с другой стороны, с публикой — с людьми, воспринимающими и оценивающими художественные произведения.

Рассматривая вопрос о влиянии общества на искусство, следует учесть, что художник, как и каждый человек, зависит от господствующих общественных отношений, уровня производительных сил и разделения труда. Развитие общества приводит к разделению труда между людьми, в частности к появлению профессиональных художников, специально занятых только творческой деятельностью, созданием произведений искусства.

Большое влияние на художников, особенно на цели, мотивы, стимулы творчества, оказывает их социально-экономическое положение в обществе, например материальные условия жизни, оплата продуктов творчества — произведений искусства, наличие или отсутствие свободы творчества, художественных организаций и т. п.

В обществе, чтобы жить и творить, иметь средства для творчества, художник вынужден про давать созданные произведения искусства, свой талант. Произведения искусства становятся товаром. Художник не может сам рекламировать, распространять, издавать, продавать свой «товар» — произведения искусства. Он продает его предпринимателям в искусстве: владельцам выставочных залов, издателям, собственникам театров, киностудий, т. е. крупным собственникам. Поэтому многие художники оказываются вынужденными создавать произведения искусства, соответствующие интересам этих предпринимателей в искусстве и публике, подчинять свои личные интересы интересам определенных классов.

Общественное бытие, материальные условия жизни и деятельности художников формируют у них чувства, интересы, взгляды, сходные с теми социальными группами, с которыми художник общается, от которых он зависит материально и духовно. В процессе воспитания, образования, общения с людьми, искусством и т. п. на художников воздействует и общественное сознание. Общественная потребность в искусстве становится важным стимулом художественного творчества. Потребность в искусстве, интерес людей к искусству проявляются в том, что они посещают музеи, концерты, театры и кинотеатры и т. п., тем самым оплачивают труд художника, давая ему средства для существования и творчества. Поэтому художники во многом зависят и от людей, воспринимающих искусство, т. е. от публики, от ее чувств, вкусов, взглядов, воспитания и образования, следовательно, от различных групп и классов общества. Тем самым общество формирует духовный мир художников: их чувства, принципы и цели творчества, мироощущение и мировоззрение.

Понимание связи личных и общественных потребностей и интересов людей способствует раскрытию влияния общества на искусство. Личные интересы, мотивы, цели творчества художника оказываются связанными с интересами классов. К этим интересам относятся не только экономические, политические, нравственные или религиозные, но и эстетические интересы. Реакционные классы всегда были заинтересованы в таком искусстве, которое способствовало бы их возвеличиванию и духовному порабощению масс трудящихся. Так, один из представителей эстетики просвещения, Ж.-Б. Дюбуа, писал: «Во все времена владыки народов прибегали к помощи картин и статуй, чтобы внушить своим подданным те или иные чувства, как религиозные, так и политические».

Общественные интересы оказывают прямое влияние на художников, их личные интересы и мотивы творчества. Такими мотивами могут быть не только переживания, настроения, убеждения, мировоззрение художников, но и социальный заказ по созданию произведений искусства со стороны государства, партий, представителей различных классов общества, спрос на художественную продукцию и т. п. Эта обусловленность творчества художников обществом определяет классовый характер искусства, его идейную направленность.

Таким образом, общество влияет на художников, на их положение в обществе, духовный мир и процесс творчества. Через это воздействие общество влияет на искусство и его развитие.

Однако искусство связано не только с художниками, но и с публикой — с людьми, которые воспринимают, понимают и оценивают искусство. Искусство как составная часть культуры общества, созданной человеком, обратно воздействует на людей, на сознание публики, а через это воздействие на все другие стороны жизни общества, на производство, науку, религию, политику, нравственность. В этом воздействии искусства на общество, т. е. в процессе его функционирования, осуществляется общественное назначение искусства.

Художественные произведения, воспринятые людьми, оказывают воздействие на их духовный мир, на все стороны общественного сознания: искусство способствует формированию не только эстетического сознания, но и нравственного, политического, правового, атеистического. А через это воздействие искусство влияет и на практическую деятельность людей, на создание материальных и духовных ценностей, на преобразование природы и общества.

Общество может приблизить искусство к человеку: способствует распространению художественных произведений посредством деятельности учреждений культуры (библиотек, музеев, выставок, театров и кинотеатров), тиражирования и репродуцирования произведений искусства, использует для этого средства массовой коммуникации и информации.

На функционирование искусства влияют также мораль, общественное мнение, обычаи, традиции, художественная критика, реклама, спрос и предложение произведений искусства и т. п. Поэтому искусство по-разному функционирует в различных общественно-экономических формациях, в различных группах и классах общества. Но в любом случае искусство оказывает на общество свое положительное (прогрессивное искусство) или отрицательное (реакционное искусство) воздействие.

Особенно большое влияние искусство оказывает на формирование эстетического сознания. Искусство развивает эстетическое сознание людей, воздействуя тем самым на действительность. Влияние эстетического сознания проявляется в результатах человеческого труда — в виде красоты продуктов производства, красоты орудий труда и предметов быта, всей среды обитания человека, прекрасного в обществе.

Пробелы в эстетическом воспитании человека в обществе, неразвитость эстетического сознания человека в силу недостаточного общения с искусством отрицательно сказываются, на отношениях человека к жизненным ситуациям. Отсутствие высоких художественных интересов влияет и на быт людей, например на формы проведения досуга, на использование свободного от производственной деятельности времени.

Таким образом, искусство оказывается связанным с обществом: общество оказывает воздействие на искусство (посредством влияния на художников), а искусство на общество (через восприятие художественных произведений публикой).

Понимание связи искусства и общества позволяет раскрыть социальные функции искусства, его роль в жизни общества, в воспитании людей. К основным функциям искусства можно отнести следующие.

Коммуникативная функция. Выражая чувства, интересы, взгляды людей на мир, их идеалы, мироощущение и мировоззрение, искусство оказывается важным средством внеличностного (косвенного) общения между людьми, средством коммуникации — расширения связей, контактов, отношений между людьми, в том числе между художниками и публикой.

Познавательная (образовательная) функция. Отражая действительность, искусство способствует расширению знаний людей о мире, а также самосознанию — пониманию своего духовного мира, своих чувств, интересов, взглядов, своего места в обществе.

Идейно-воспитательная функция. Выражая общественную психологию, искусство становится одним из важных средств формирования мироощущения людей, их классовых интересов и идеалов, политического, нравственного сознания.

Эстетическая функция. Искусство формирует эстетические чувства, вкусы, интересы, идеалы, потребность в красоте и искусстве, способность воспринимать действительность эстетически — как прекрасное или безобраз- ное, возвышенное или низменное, трагическое или комическое и т. п. Искусство приносит людям радость, эстетическое наслаждение. Вместе с тем служит и средством украшения интерьера помещений, стен зданий, является средством культурного отдыха.

Культурная функция. Под влиянием искусства происходит рост знаний, совершенствование человека, формирование его новых представлений о мире, что способствует подъему его культурного уровня.

Творческая (созидательно-преобразующая) функция. Искусство выступает одним из факторов формирования творческой активности людей, стимулирует творческие способности, творческое воображение людей в различных сферах деятельности: в труде, в познании мира, в художественном творчестве. Искусство пробуждает в людях художников.

Понимание функций искусства, его роли в жизни общества позволяет видеть, что искусство способствует формированию всесторонне развитой, гармоничной личности, а следовательно, прекрасного и возвышенного человека.

2. Самобытное и профессиональное искусство. В первобытном обществе художники создавали произведения искусства параллельно с трудовой деятельностью, например охотой, скотоводством и т. д. Первобытное искусство отражало самое, важное в то время для жизни человека — животных, на которых люди охотились, людей (например, первобытные «венеры», процесс охоты и т. д.

Возникновение классового общества приводит к появлению профессиональных художников, к отделению художественного творчества от производственной, трудовой деятельности. Представители же народа — сказители, скоморохи, безымянные художники (скульпторы, музыканты и т. д.) — создавали произведения искусства, составившие фольклорное искусство.

Историческое развитие искусства в классовом обществе предстало как развитие профессионального и само- деятельного искусства. Самодеятельное искусство было искусством народа, оно выражало чаяния народа и было предназначено для народа Но и профессиональное прогрессивное искусство по своему значению является народным, хотя оно веками оставалось недоступным огромным массам трудящихся, лишенных образования, грамотности, условий для общения с этим искусством.

Проявляется народность в прогрессивном искусстве весьма разнообразно. Народным искусство является в силу своего общественного назначения — оно возникло как важнейшее средство выражения духовного мира людей, передачи из поколения в поколение положительных, общечеловеческих чувств, идеалов и должно поэтому способствовать развитию народа, объединять чувства, мыс- ли и волю масс, поднимать их на борьбу.

Соответствие художественной формы демократическому содержанию также очень важная характеристика народности в искусстве.

Народность искусства проявляется и в том, что оно отражает жизнь народа, проникает в самую толщу жизни народных масс, выражает их интересы, их психологию, общественные, в том числе и эстетические, идеалы. передает национальную самобытность, неповторимость каждого народа.

Искусство отражает жизнь общества, в том числе и эксплуататорских классов, с позиций прогрессивных групп и классов общества, «глазами» самого народа, его лучших представителей. А это порождает интернациональный характер прогрессивного, особенно социалистического, искусства.

Для прогрессивного профессионального искусства характерны также связь с художественным творчеством народных масс, развитие традиций самодеятельного искусства. Искусство народных масс обогащает профессиональное искусство.

Народность искусства в классовом обществе неразрывно связана с его классовым характером. Искусство несет людям идеологию не в виде политических программ партий или философских, экономических и других теорий, а в художественных образах. При этом выражение тех или иных сторон идеологии" в различных видах искусств' имеет свою специфику.

Например, архитектура, живопись, скульптура, танец музыка не могут излагать идеи, взгляды, классовые интересы в словесном выражении, тем не менее и эти виды искусства несут людям идеологическую оценку действительности.

Литература же способна более широко и глубоко изобразить различные стороны жизни общества. В классовом обществе искусство отражает действительность, жизнь общества с позиций определенных социальных групп, выражает их общественную психологию и идеологию в художественных образах.

Художник, как уже говорилось, выражает свою оценку действительности, свое отношение к жизни через определенную «точку зрения», например через безымянного повествователя или персонажа литературного произведения. В произведении искусства художник передает специфику восприятия, понимания и оценки действительности, отраженной в художественных образах, определен- ной группой, классом общества, «глазами» которого художник оценивает действительность.

3. Закономерности исторического развития искусства. Метод, направление и стиль в искусстве. Понимание взаимосвязи искусства и общества позволяет раскрыть закономерности его исторического развития, объяснить поступательный, прогрессивный характер развития искусства.

В процессе создания произведений искусства художники руководствуются (сознательно или неосознанно) определенным методом творчества. Процесс художественного творчества опирается на социальные, в том числе эстетические чувства, вкусы и идеалы, художников, в соответствии с которыми они вырабатывают принципы творчества (познания действительности, отбора и обобщения фактов жизни, идеализации или типизации и т. д.), а также способы, пути, приемы создания произведений искусства.

Совокупность этих относительно устойчивых принципов отражения, способов, путей, приемов создания произведений искусства, присущих художникам в конкретный исторический период развития общества, составляет метод художественного творчества. В основе метода художественного творчества лежат определенное мироощущение и мировоззрение художников и соответствующие эстетические представления и идеалы. Историческое развитие художественного творчества предстает как возникновение, развитие, изменение различных методов художественного творчества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных