ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 6 страница
АРХИТЕКТУРА (от греч. architekton-строитель) - строительное искусство; особый вид творческой деятельности человека, в результате которой создаются произведения, воплощающие в себе единство материальной культуры общества и искусства. Поэтому все архитектурные сооружения имеют как функциональные, технические качества (удобство, польза, прочность, экономичность), так и эстетические (красота, художественный образ, выражающий определенное идейное содержание). КИНОИСКУССТВО - вид синтетического искусства, в котором использование технических и выразительных средств кинематографа (план, монтаж, ускоренная или замедленная съемка и т. д.) дополняется элементами других видов искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства и т. д.). В основе каждого произведения киноискусства лежит особый жанр художественной литературы - киносценарий, определяющий идейно-художественный замысел фильма, его содержание, портретные и речевые характеристики персонажей. В процессе создания кинофильма актеры воплощают образы сценария; художники воспроизводят в костюмах и декорациях обстановку действия; кинооператоры дают портретную характеристику действующих лиц, а также композиционную и колористическую трактовку отдельных кадров и всего фильма в целом; композиторы средствами музыки подчеркивают эмоционально-драматический строй фильма, его ритмику. Таким образом, киноискусство - это коллективное творчество, возглавляемое кинорежиссером, который воплощает идейно-художественный замысел сценария, работая с актерами, операторами, художниками, определяет единство всего драматического и изобразительного решения фильма. КОМИЧЕСКОЕ (от греч. komodia - комедия, веселое представление) - одна из основных категорий эстетики, служащая для определения и оценки тех социальных явлений, нравов, обычаев, деятельности и поведения людей, которые полностью или частично не соответствуют, противоречат объективной закономерности общественного развития и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил, а потому вызывают осуждение в форме осмеяния. КРАСОТА - одна из важнейших категорий эстетики, которая наряду с категорией прекрасного служит для определения и оценки таких эстетических свойств, как совершенство, гармоничность, выразительность, завершенность. Так же как и понятие "прекрасное", понятие "красота" может быть применено, например, к оценке внешнего или внутреннего облика человека, его поступка, содержания и формы произведения искусства и т. д. В этих случаях смысловое значение обоих понятий совпадает. Вместе с тем в отличие от прекрасного красота вместе со всеми ее разновидностями (см. Изящное, Грация, Идиллия) является более узкой по значению эстетической категорией и применяется только для оценки отдельных сторон, конкретных эстетических свойств предметов и явлений, тогда как понятие "прекрасное" может быть употреблено и для эстетической оценки предмета и явления в целом. Так, например, внешняя красота человека не дает еще основания назвать его прекрасным. В этом смысле красота может выступать как одна из сторон прекрасного. БЕЗОБРАЗНОЕ - категория эстетики, которая служит для определения и оценки уродливо-односторонних предметов и явлений действительности, нарушающих представления о красоте в достоинстве человека и общественных отношений (например, враждебность социальных условий свободному проявлению духовных сил человеческой личности) и вызыва- ющих вследствие этого отрицательное отношение. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (от лат. decorare - украшать) - вид искусства (близкий к изобразительному), произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами, но и в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально пред- назначенные для украшения жилищ, архитектурных сооружений, улиц, площадей, парков и т. д. В произведениях декоративно-прикладного искусства органически сливаются функциональные, конструктивные особенности (прочность, экономичность) и эстетические свойства (красота, художественный образ и т. д.). ЭКСПРЕССИЯ, ЭКСПРЕССИВНОСТЬ (от лат. expressio-выражение) - выразительность; особая сила выражения чувств, взглядов и т. п. В искусстве - качество, присущее художественным произведениям, обладающим особой силой эмоционального воздействия. Экспрессия может быть характер- на для произведения в целом или для отдельных его частей (образов, деталей и т. п.). Она проявляется в подчеркну- той выразительности образов, достигаемой резко-контрастным использованием изобразительно-выразительных средств данного вида искусства: в ж и в о п и с и - в динамичности композиции, напряженности и интенсивности цветного решения; в т е а т р е - в подчеркнутой выразительности мизансцен, жестикуляции, использовании освещения (например, постановка Н. П. Охлопковым "Молодой гвардии" по роману А. А. Фадеева). Экспрессивность в творческой практике художников часто выступает как яркое своеобразие их таланта, образного отображения действительности (см. Оригинальность творческая). Примером такой экспрессивности может служить творчество: М. А. Врубеля, А. И. Куинджи - в живописи; А. Н. Скрябина, А. И. Хачатуряна - в музыке; американских писателей Э. Хемингуэя, У. Фолкнера - в литера- туре. ГАРМОНИЯ (греч. harmonia - связь, стойкость) - соразмерность, согласованность отдельных сторон предметов и явлений; специфическое единство в многообразии. Напри- мер, сочетание духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства в человеке коммунистического общества (гармонически развитая личность). ГОТИКА (итал. gotico, фр. gothique - готический) - художественный стиль в истории западноевропейского искусства (главным образом архитектуры и изобразительного искусства), возникший в середине XII в. на севере Фран- ции и окончательно сформировавшийся в XIII в. Свое название получил от народа готов, с которым историки искусства эпохи Возрождения (Д. Вазари и др.) ошибочно связывали возникновение готического искусства, как якобы варварского. Социальная основа и содержание искусства готи- ки чрезвычайно сложны и противоречивы. В нем нашли свое отражение общественные отношения эпохи наивысшего развития феодализма и начала его разложения, мировоззрение как феодалов, служителей церкви, рыцарства, так и простого народа. Готические соборы, которые часто строились на протяжении веков, запечатлели длительную историю борьбы сословий и классов почти всей эпохи феодализма. ГРАЦИЯ (лат. gratia - приятность, прямота) - особый вид красоты, проявляющийся в легкости, пластичности движений и форм. Термин восходит к общему имени трех греческих богинь - харит, у римлян - граций, олицетворяющих все прекрасное, радостное, светлое. ХУДОЖНИК - человек, обладающий природной художественной одаренностью и ведущий творческую работу, чаще всего как профессионал, в области искусства (в узком смысле слова - в области живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства). Художниками называют и лиц, занимающихся художественным творчеством наряду со своей основной специальностью. В прошлом к художникам нередко причисляли также представителей ремесловых цехов (ювелиров, оружейников и др.). ИЗЯЩНОЕ - разновидность красоты, проявляющаяся главным образом во внешнем облике предметов и явлений действительности и характеризующаяся особой завершенностью, соразмерностью, легкостью форм, ловкостью, грациозностью движений, а в применении к продуктам человеческого труда, к произведениям искусства - тонкостью исполнения. Формы ландыша и колокольчика, склоненная над рекою плакучая ива или стройная березка, движения оленя или лани являют собой образец изящного в природе. Но наиболее полное выражение изящное находит в облике человека: в соразмерности форм его тела, свободе и ловкости движений, одухотворенности лица, улыбки, в умении просто, но красиво одеваться, в скромной, но непринужденной манере поведения и т. д. Изящество несовместимо с вычурностью, с показной мещанской красивостью, стремлением излишней броскостью в одежде или поведении выделиться из общей массы людей. ЛИРИКА (от греч. lyra-древнегреческий струнный музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись песни, стихотворения) - род художественного творчества (см. Род поэтический), основной особенностью которого является изображение внутреннего мира человека, его переживаний, вызванных теми или иными жизненными обстоятельствами. По характеру этиъ переживаний создается представление и об обусловивших их обстоятельствах. То, что в лирическом произведении рисуется не законченный характер, не процесс его развития, не поведение человека, как в эпосе или драме, а лишь отдельный момент жизни, конкретное состояние человека, определяет особую значимость формы в лирическом произведении, эмоциональность и драматизм выразительных средств лирики. В л и т е р а т у р е, как правило, лирика обращается к стихотворной форме (лирические произведения в прозе встречаются крайне редко: "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева, Ш. Бодлера, лирические отступления в эпических произведениях, например в произведениях Н. В. Гоголя). Лирические произведения и мотивы в м у з ы к е отличаются своей мелодичностью, плавностью, напевностью ("Времена года" П. И. Чайковского, "Лунная соната" Л. Бетховена) в отличие, например, от бравурной, маршевой музыки. Видовые особенности лирики связывают обычно с ее тематической направленностью: пейзажная лирика, философская, любовная и т. д. МЕЛОДИЯ (греч. melodia - песнь, напев) - последовательный ряд музыкальных звуков различной тональности, сочетающихся между собой в определенном соотношении по высоте, длительности и ритму. Образует основу содержания музыкального произведения, поэтому играет решающую роль во всех жанрах и видах музыкального искусства (песня, танец, сифония и др.), как в народном, так и в профессиональном творчестве. Без этого важнейшего компонента музы- ки современный (на момент издания книги) формализм, отрицающий мелодию, приводит к разрушению самого существа музыки как искусства. Отличительные особенности мелодии - напевность, эмоциональность, выразительность. В этом смысле условно можно говорить о мелодии в других видах искусства (например, о стихотворной мелодии). МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХУДОЖНИКА - система политических, философских, этико-эстетических взглядов художника на окружающий мир. НАСЛАЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - специфическое переживание, порожденное творческой деятельностью или восприятием прекрасного в жизни и искусстве. Оно выражается в чувстве удовольствия, радости, в общем эмоциональном подъеме всех духовных сил человека. СИМВОЛ в искусстве (греч. symbolon - условный знак) - образ, с максимальной степенью обобщенности и экспрессии, выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления. "истинная символика там,- говорит И. В. Гёте,- где частное является представителем более общего..." Поэтому многие художественные образы-типы, с предельной выразительностью и своеобразием воплощающие идеи или черты, характерны для определенного общественного явления, становятся его символами. Напри- мер, образ Яго в трагедии "Отелло" В. Шекспира символизирует вероломство, Плюшкина в "Мертвых душах" Н. В. Гоголя - скупость, Иудушки Головлева в романе "Господа Головлевы" М. Е. Салтыкова-Щедрина - предательство. От этих образов, приобретших значение символов, следует отличать собственно символические образы, в которых символ выступает в качестве специфического приема индивидуализации (например, скульптура "Мефистофель" М. М. Антокольского, "Мыслитель", "Вечная весна" О. Родена и др.). СТИЛЬ в искусстве - исторически сложившаяся относительно устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания искусства. СУЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - обоснованная эстетическая оценка предметов и явлений объективного мира, выраженная или в форме простого утверждения о красоте или уродстве предметов, или в форме теоретически аргументированного доказательства, почему именно рассматриваемый предмет красив, в чем именно состоит его красоты и т. д. (напри мер, в форме критической статьи).
ТРАГИЧЕСКОЕ - одна из основных категорий эстетики, служащая для определения сущности беспощадной, глубоко принципиальной борьбы нового со старым, личности и общества, которая выражает острые, неразрешимые на данном этапе противоречия и часто кончается гибелью героя, но ведет к торжеству той передовой идеи, за которую он боролся. ВДОХНОВЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ - подъем всех творческих сил художника, его собранность, сосредоточенность на объекте творчества. В момент вдохновения творческий труд становится особенно продуктивным. Состояние вдохновения А. С. Пушкин так описывает в стихотворении "Осень": И пробуждается поэзия во мне:
Идеалистическая эстетика (Платон, Ф. В. Шеллинг и др.) рассматривает вдохновение как особый дар избранных на- тур, как внезапное "наитие", озарение сверхъестественно- го, божественного происхождения. Марксистско-ленинская эстетика, развивая прогрессивные взгляды материалистической эстетики прошлого, считает вдохновение результатом напряженных творческих поисков, неустанного труда. Вдохновение, как отмечал ещё П. И. Чайковский, "это такая гостья, которая не любит посещать ленивых". ""Вдохновение" ошибочно считают возбудителем работы; вероятно, оно является уже в процессе успешной работы, как следствие ее, как чувство наслаждения ею", - писал А. М. Горький. Возникновению вдохновения способствует также талант и мастерство художника, соответствие основной творческой задачи особенностям его художественной манеры (см. Манера в искусстве), его интересам и устремлениям, понимание поставленной перед собой цели, глубокое знание жизненного материала; в исполнительском творчестве, кроме того, умение актера, музыканта найти контакт со зрителями и слушателями. Подлинно художественные произведения могут быть созданы только при наличии вдохновения. Основная: 1. Бербешкина З. А. Совесть как этическая категория / З. А. Бербешкина. – М.: Высшая школа, 1986. – 103с. – Монография. 2. Блэкберн С. Этика / Саймон Блэкберн. – М.: АСТ; Астрель, 2007. – 189 с.: ил. 3. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 704 с. 4. Бычков В. В. Эстетика В. В. Бычков. – М.: Гардарики, 2002. – 556 с. 5. Ванслов В. В. Что такое искусство В. В. Ванслов. – М.: Изобразительное искусство, 1988. – 330 с.: ил. 6. Гильберт К. Э., Гун Г. История эстетики / К. Э. Гильберт, Г. Кун. – СПб: Алетея; Санкт-Петербургский Университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2000. – 653 с. 7. Голубева Г. А. Этика / Г. А. Голубева. – М.: Экзамен, 2005. – 320 с. 8. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2003. – 472 с. 9. Дружинин В. Ф., Демина Л. А. Этика / В. Ф. Дружинина, Л. А. Демина. – М.: Экзамен, 2005. – 224 с. 10. Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира / В. С. Жидков, К. Б. Соколов. – СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2003. – 464 с. 11. Иванов В. Г. История этики древнего мира / В. Г. Иванов. – Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1980. – 225 с. 12. Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика / В. А. Кондрашов, Е. А. Чичина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 508 с. 13. Кривцун О. А. Эстетика / О. А. Кривцун. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 447 с. 14. Лыкошин Н. С. Хороший тон на Востоке / Н. С. Лыкошин. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 224 с.: ил. 16. Никитич Л. А. Эстетика / Л. А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439 с. 17. Пустовит А. В. Этика и эстетика. Наследие Запада. История красоты и добра / А. В. Пустовит. – К.: МАУП, 2006. – 680 с. 21. Серова Н. В. Этика / Н. В. Серова. – М.: РИОР, 2007. – 160 с. 22. Словарь по этике / [под ред. О. Г. Дробницкого, И. С. Куна]. – М.: Политиздат, 1970. – 400 с. 23. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. – М.: Изд-во Моск. Психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. – 368 с. 24. Эстетика: Словарь / [под ред. А. А. Беляева]. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с. 25. Эстетика / [под ред. А. А. Радугина]. – М.: Центр, 2000. – 240 с. 26. Яковлев Е. Г. Эстетика / Е. Г. Яковлев. – М.: Гардарики, 2002. – 464 с. Дополнительная: 1. Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью / И. В. Бестужев-Лада. – М.: Мысль, 1988. – 301с.: ил. 2. Брожик В. Эстетика на каждый день / В. Брожик. – М.: Знание, 1990. – 208 с. 3. Гусев Ю. А., Дубов Г. В. Искусство на службе мира и прогресса / Ю. А. Гусев, Г. В. Дубов. – М.: Знание, 1988. – 64 с. 4. Каблуков В. А. Проблемы студенческих семей / В. А. Каблуков. – К.: Знание, 1989. – 46с. 5. О достоинствах и пороках человека: Сборник афоризмов. – М Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей: [перевод с англ.]. – М.: Знание, 1991. – 64 с. 6. Кривцун О. А. Ценности культуры и судьбы искусства / О. А. Кривцун. – М: Знание, 1989. – 64.: Профиздат, 1992. – 176 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|