Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Л.Пачолли и вопрос о божественной пропорции




В название трактата Пачоли не случайно вводит термин «божественный». Он совершенно убежден в божественном происхождении пропорции и начинает свой трактат с теологического обоснования роли пропорций. В связи с этим он говорит о четырех аналогиях между пропорцией и богом. Этот взгляд на пропорции, конечно, не был сколько-нибудь оригинальным. Новое заключается у Пачоли в попытках перейти от теологии к практике, от признания «божественности» пропорции к утверждению их утилитарности и практической необходимости.

Пачоли постепенно подходит к центральному вопросу своего сочинения — о построении правильных многогранников. И равным образом — каждому из прочих элементов придается своя собственная форма, никоим образом не совпадающая с формами других тел, т. е. у огня — пирамидальная фигура, называемая тетраэдр, у земли — кубическая фигура, называемая гексаэдр, у воздуха — фигура, называемая октаэдр, и у воды — икосаэдр» (там же, 113). Все эти пять правильных тел служат, по словам Пачоли, «украшением Вселенной» и по сути дела лежат в основе всех вещей. Пачоли показывает нам переход от средневековой концепции пропорций, их сущности и значения к современной, с тем сочетанием устарелых представлений и современных тенденций, которое характерно для всего его сочинения. Он собирается
теперь рассмотреть мир чувственного и сверхчувственного под знаком пропорциональности»

Обращаясь к теоретическому наследию Леонардо да Винчи – классической фигуре Возрождения, мы видим у него отчетливо формулируемый принцип реалистической эстетики Возрождения – принцип подражания природе. Естественно, что вместо символа и аллегории на первое место вновь выдвигается категория изображения. В отличие от символа, аллегории и т.п., где изобразительность является лишь средством для репрезентации “невидимого” значения, целью изображения в первую очередь является “видимоеЧеловеческое познание должно следовать ука-
заниям природы. Оно по природе своей носит опытный характер. Только опыт является основой истины. «Опыт не ошибается, ошибаются только суждения наши...».

Следовательно, основой наших знаний являются ощущения и свидетельства чувств. Среди чувств человека наибольшим значением обладает зрение.

Мир, о котором говорит Леонардо, зримый, видимый, — мир глаза. С этим связано постоянное прославление зрения как высшего из человеческих чувств. Глаз — «окно человеческого тела, через него душа созерцает красоту мира и ею наслаждается...» Таким образом, визуальное познание Леонардо ставит на первое место, признавая приоритет зрения над слухом. В связи с этим первое место в
его классификации искусства занимает живопись, а уже вслед за нею идут музыка и поэзия. Говоря о природе и назначении живописи, Леонардо пользуется образом зеркала.; как и зеркало, ум живописца должен вместить в себя неограниченное количество предметов.. Быть зеркалом в этом смысле значит быть способным отражать вид и качества всех предметов природы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных