Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Адабы касающихся саляма




Положение саляма в Исламе

 

Содержание

 

1. Достоинство саляма
2. Адабы касающихся саляма
3. Вывод
4. Дозволено ли отвечать передающему – салям, говоря: "Уа алейхи уа алейкас-салям " (мир ему и тебе)?!
5. Обязанность ответить на салям
6. Приветствие с помощью знаков
7. Запрещено приветствовать не мусульман, говоря: "Ас-саляму алейкум"
8. Нежелательно приветствовать с салямом того, кто справляет свою нужду
9. Приветствие молящемуся, и как должен отвечать молящийся на салям
10. Рукопожатие после каждого завершения обязательных молитв
11. О приветствии женщин мужчинам и мужчин женщинам

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Достоинство саляма

 

От АбдуЛлаха ибн Амра, да будет доволен ими обоими Аллах, передается о том, что, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поклоняйтесь Рахману (Милосердному), кормите едой и распространяйте салям, и войдете в Рай". (Бухари в "Адабуль-муфрад" 981. Хадис достоверный. См. "Сахиха"571)
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что однажды проходил мужчина мимо посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) когда он находился в маджлисе (заседание), и сказал: "Ас-саляму алейкум". На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Десять благодеяний". После чего прошел другой мужчина, и сказал: " Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлах". Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Двадцать благодеяний ". Потом проходил мимо другой мужчина, и сказал: "Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух". После чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Тридцать благодеяний". (Бухари в "Адабуль-муфрад"986. Хадис достоверный. См. "Сахиха"183).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "Поистине, из того, что обязательно послужит причиной для прощения – распространение саляма и хорошие слова!". (аль-Хараиты 23, аль-Къада’и 2\24. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 1035)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: "Поистине, ас-Салям – это имя из имен Аллаха, которое Он оставил на земле. Так распространяйте же его среди вас! Если человек поприветствует людей, и они ответят на его салям, то у него будет достоинство перед ними, так как он напомнил им об этом. Если же они не ответят ему, то ему ответят те, кто лучше и достойнее их! ". (ат-Табарани 10391, аль-Баззар 1999. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса).
От АбдуЛлаха ибн Амра, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды некий мужчина спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): Какое проявление ислама является наилучшим? На что он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: "Когда ты кормишь едой и приветствуешь тех, кого знаешь и кого не знаешь ". (Бухари в "Адабуль-муфрад"1050. Хадис достоверный).
От Айши, да будет доволен ею Аллах, передается о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "«Ни в чем вам не завидуют иудеи так сильно, как они завидуют вам тогда, когда вы приветствуете друг друга (т.е. когда вы говорите “Ас-саляму ‘алейкум (ва рахмату Ллахи ва баракатуху)” -, и произносите слово ‘Амин’ [стоя позади имама]» (Бухари в "Адабуль-муфрад"988. Хадис достоверный. См: "Тахриджуль-таргиб " 1\178)
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "Не зайдете вы в Рай пока не уверуете, и не уверует, пока не полюбите друг друга! Не указать ли вам на то, по причине чего вы полюбите друг друга?!" Они сказали: Конечно, о посланник Аллаха! На что он сказал: "Распространяйте салям между собой". (Бухари в "Адабуль-муфрад"980. Хадис достоверный см. "Ируа").

Адабы касающихся саляма

 

Передается о том, что однажды Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, проходивший мимо детей, поприветствовал их, а потом сказал: "Так всегда поступал пророк (мир ему и благословение Аллаха)". (Бухари 6247).
Также передается о том, что ибн Умар приветствовал детей, обучающихся в начальной школе. (Бухари в "Адабуль-муфрад"1044.. Хадис достоверный.)
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "Если кто-либо из вас явится в маджлис, то пусть поприветствует. А когда сядет и после чего пожелает подняться, то пусть поприветствует до того, как покинет маджлис…. ". (Бухари в "Адабуль-муфрад"1008. Хадис достоверный.)
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что он слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "Тот, кто встретит своего брата (в исламе), пусть его поприветствует. А если же разъединит их дерево или стена, после чего он встретит его, то пусть его вновь поприветствует". (Бухари в "Адабуль-муфрад"1010. Хадис достоверный. См. "Сахиха" 186).
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что когда сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) были вместе, и когда навстречу к ним выходило дерево, то одна группа из них уходило в правую сторону дерева, а другая в левую. А когда они встречались, то вновь приветствовали друг друга. (Бухари в "Адабуль-муфрад"1011. Хадис достоверный. См. "Сахиха" 183).
Микдад ибн Асуад, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) возвращался ночью, он приветствовал приветствием, которое не будило спящего и его мог услышать не спящий ". (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1028. Хадис достоверный. См. " Адабуль-Зифаф" 168-169)
Передается от Абу Айюба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: " Недозволенно мусульманину покидать своего брата (по вере) не выше трех дней, в течение которых они встречаются, и отворачиваются друг от друга. И лучший из них тот, кто первым начал с саляма ". (Бухари в "Адабуль-Муфрад"985. Хадис достоверный. См. "Ируа" 2029).
Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала том, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: " Джибрил передал тебе салям". На что она ответила: "Уа алейхис-салям уа рахматуЛлах (и ему мир и милость Аллаха)". (Бухари в "Адабуль-Муфрад"1116. Хадис достоверный).
От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллаха) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Салям следует давать прежде, чем задавать вопрос! А что касается того, кто задал вопрос прежде, чем поздороваться, то не отвечайте ему!" (Ибн ан-Наджар. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» № 3699).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: "Если он пришел, и не сказал: Ас-Саляму алейкум, то скажи: Нет, пока не придешь с ключом – приветствия (салям)". (Бухари в "Адабуль-Муфрад"1067. Хадис достоверный).
А'то говорил: "Я слышал, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: "Когда он говорит: "А можно войти?" и он не поприветствовал, то скажи: "Нет, пока не явишься с ключом". После чего я сказал: "А это – салям?". На что он ответил: "Да ". (Бухари в "Адабуль-Муфрад"1083. Хадис достоверный).
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Едущий верхом приветствует идущего пешком, идущий – сидящего, а меньшее количество людей приветствует большое количество". (Бухари в "Адабуль-Муфрад"995. Хадис достоверный)
Джабир, да будет доволен им Аллах, говорил: "Едущий верхом приветствует (салям) идущего пешком, идущий пешком - сидящего, а среди идущих пешком лучшими являются те, которые первые начали с саляма".(Бухари в "Адабуль-Муфрад"983. Хадис достоверный см. "Сахиха" 1146).
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Едущий верхом приветствует идущего пешком, идущий – сидящего, а меньшее количество людей приветствует большое количество". (Бухари в "Адабуль-Муфрад"995. Хадис достоверный)
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Младший приветствует старшего, идущий – сидящего, а меньшая – большую". (Бухари в "Адабуль-Муфрад"1001. Хадис достоверный. См: "Сахиха" 1149)

Вывод:

Таким образом, нам, по милости Аллаха, стало ясно некоторые вопросы:

1. Приветствие детям. К сожалению, эту сунну оставили многие, кроме тех, над которыми смиловался Аллах. Мусульманин всегда должен стремиться к сунне и оживлению ее. Стремится следовать за пророком (мир ему и благословение Аллаха) и его благородных сподвижников. Очищать себя от высокомерия и приучать детей к сунне и хорошим поступкам, распространяя среди них салям.
Сказал ибн Баттал, да смилуется над ним Аллах: "В приветствии детей имеется обучение их к шариатскому адабу. А также в нем: выбрасывание старших одежду высокомерия, скромное поведение и сговорчивость " (См: "Аль-Фатх" 11\33).
Если мусульманин считает себя выше того, чтобы он поприветствовал с салямом детей, то пусть вспомнит посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) господина сынов Адама, который обладал величайшим нравом и скромностью, и проявлял милость даже по отношению к детям. Сказал Всевышний Аллах: "В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день". (Аль-Ахзаб,21).
2. Приветствие мусульман, не зависимо от того, знает он их или нет.
3. Когда кто-либо приходит в маджлис мусульман, то ему желательно дать салям, присутствующим на маджлисе.
4. Если покидает маджлис мусульман, то также надо дать салям до того, как покинет маджлис.
5. Если мусульмане будут идти вместе, и во время пути их разъединила что-то, как стена или дерево, то когда встретятся, желательно поприветствовать друг друга. Даже если он виделся со своим братом в исламе незадолго разлуки его с ним, то пусть поприветствует его, когда вновь его встретит.
Это также является недостатком мусульман, что когда они встречаются в каких-либо учреждениях, то приветствуют в начале их встречи, и когда видят своего брата в исламе еще раз или несколько раз, то уже не приветствуют его, полагая, что первое приветствие при встрече является достаточным. Такой поступок, со стороны мусульман, противоречит пророческой сунне, как выше вы, по милости Аллаха, узнали это. А также передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошел в мечеть, туда же вошел один мужчина, который совершил намаз, а потом обратился с приветствием к пророку (мир ему и благословение Аллаха). И ответив на приветствие, сказал: "Вернись и соверши намаз, ибо, поистине, ты не совершил намаз!". Тот совершил намаз так же, как и прежде, а потом опять подошел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и поприветствовал его. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова велел ему, после того как ответил на его приветствие: "Вернись и соверши намаз, ибо, поистине, ты не совершил намаз!... " (Аль-Бухари,757).
Имам Ан-Наввави, да смилуется над ним Аллах, привел этот хадис в "рийадуль-салихин" под главой: "Глава о желательности поприветствовать еще раз тому, у которого встреча повторяется незадолго, как он вошел, потом вышел, а потом в тот час же зашел. Или же когда их разъединяет дерево и т.п. "
Это является сунной, поэтому мусульманину следует поприветствовать своего брата в исламе, добиваясь этим награду и любовь, не смотря на то, что он уже приветствовал его до этого незадолго времени.
6. Если мусульманин возвращается поздно откуда-то, то салям желательно давать так, чтобы не разбудить спящих.
7. Если мусульманин поссорился с его братом по вере, то ему недозволенно не общаться с ним более трех дней. И чтобы выйти из этого бойкота, ему достаточно поприветствовать своего брата по вере, с которым поссорился. Тем самым он выходит из бойкота, и избегает противоречия пророку (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: "Недозволенно мусульманину покидать своего брата (по вере) не выше трех дней, в течение которых они встречаются, и отворачиваются друг от друга. И лучший из них тот, кто первым начал с саляма".
Слова его (мир ему и благословение Аллаха): "И лучший из них тот, кто первым начал с саляма", - указывает на то, что достаточно саляма, дабы выйти из бойкота. Как на это указал наш шейх Саид Раслан, когда разбирал этот хадис.
8. Узаконено передавать через кого-то салям для кого-то, а тот же, как получит его салям, должен ответить ему на салям, даже если он отсутствует. Как указывает на это хадис Айшы, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал салям от Джибриля – Айше, на что она ответила Джибрилю, сказав: "Уа алейхис-салям уа рахматуЛлах (и ему мир и милость Аллаха)".
Имам Ан-Наввави, да смилуется над ним Аллах, по поводу этого хадиса говорил: "Говорили наши товарищи: "Ответить на салям является обязательным в тотчас же. Также, как если передали ему салям на бумаге от отсутствующегося, необходимо ответить ему словами в тотчас же, как прочитает его" (см. "шарх Муслим"15\211).
А что касается того, обязан ли тот, через которого передали салям, донести салям тому, кому передали, то как говорят ученые, что он обязан, если он взял на себя обязанность донести его. Так как является обязательным оберегать и выполнять ответственность (аману), которую ты принял на себя. Поскольку всеобщие аяты и хадисы указывают на обязанность оберегания аманы и выполнения ее.
Сказал имам Ан-Наввави, да смилуется над ним Аллах, по поводу хадиса Айшы, да будет доволен ею Аллах: "В хадисе указание на желательность передавать салям. А тому, через которого передали, является обязательным донести его". (см. "шарх Муслим"15\211)
Однако если он не взял на себя обязанность донесения его, то не является обязательным ему донести. Как, например, он говорит тому, который возлагает на него салям: "Я не беру на себя ответственность этого" или же говорит: "Ин ша Аллах", - связывая это с желанием Аллаха, при этом не обещает ему. Но если говорит " Я донесу его иншаАллах", - и при этом намеревается выполнить его, то ему является обязательным донести. Так как он намерился выполнить взятое обещание. А лучше об этом известно Аллаху!
9. Приветствовать следует прежде, чем задавать вопрос.
10. Прежде чем просить разрешение войти, следует поприветствовать.
11. Едущий верхом приветствует идущего пешком.
12. Идущий пешком приветствует – сидящего.
13. Меньшее количество людей приветствует большое количество.
14. Младший приветствует старшего,
15. Среди идущих пешком, или среди едущих верхом лучшими являются те, которые первые начали с саляма. Однако, если среди идущих пешком, или едущих верхом имеются младшие, то начинают младшие приветствовать старших, как говорил об этом ибн Рашад. (См."Фатх 11\17").
А если же кто-либо нарушает этот адаб, как например, идущий пешком приветствует – едущего верхом, старший – младшего и большое количество - меньшую, то нет в этом проблем, он, ин ша Аллах, получит награду за распространение саляма. Однако если действовать по хадису, то это лучше. Как сказал имам Ан-Навави, когда процитировал эти хадисы, после чего сказал: "Все это является желательным (мустахаб), но если наоборот поступают, то это дозволенно, хотя действовать по хадису - лучше ". (См: "Шарх Муслим" 14\141).
А лучше известно об этом Аллаху!






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных