Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогическая целесообразность.




О влиянии шахмат на развитие логического и аналитического мышления у детей, а также о том, как шахматы формируют детский характер, известно давно. Известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». После длительных экспериментов и шахматных тренировок, немецкий ученый Г. Клаус сделал следующий вывод: «Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели специальные учебники». Вывод Г. Клауса, по своей сути, дополняет мнение В. Сухомлинского.

Исследования венесуэльских ученых показали, что методическое обучение детей игре в шахматы ускоряет интеллектуальное развитие детей. Такой же эксперимент был проведен и в Бельгии профессором Фридманом в 1990-91 гг. Исследования показали, что шахматы способствуют увеличению интеллекта у детей, играющих в шахматы, на 21% по шкале «Wechsler». К таким же выводам после многолетних наблюдений пришла и профессор Московского Государственного Университета Наталья Талызина: «У детей, играющих в шахматы, повысилась успеваемость по всем предметам, заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными».

Несомненно, благотворное влияние оказывают шахматы на развитие памяти. Исследования ученых показали, что в мыслительной деятельности шахматиста преимущественное значение имеет не буквенное, механическое, а смысловое, логическое запоминание. Выяснилось, что позиции с наличием логических связей между расположением фигур воспроизводилось в 4-5 раз быстрее и со значительно меньшим количеством ошибок.

Занятия шахматами развивают способность к длительной и интенсивной концентрации внимания. Известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами и, несомненно, являются следствием именно указанной особенности воздействия шахмат на психику».

Дисциплинирует мышление и такая особенность шахмат, как ограничение времени на обдумывание, т.к. шахматист неизбежно учится рационально распределять время, объективно оценивать временные интервалы, а главное, преодолевать нерешительность в выборе того или иного хода. Все эти качества проявляются и в жизненных ситуациях.

Занятия шахматами стимулируют развитие фантазии, воображения и способностей предвидения. Шахматист объективными условиями игры сориентирован на необходимость постоянного предвидения развития событий на доске. Каждый случай поисков решения (выбора хода) отличается тем, что шахматист в своем воображении оперирует фигурами, проводит комбинации и маневры, которые еще не состоялись. При этом он часто вынужден отвлекаться от данного конкретного расположения объектов и вести прогностический анализ без полной опоры на восприятие. Таким образом, качество анализа «в уме» становится одним из важных условий эффективности его деятельности. Невозможность действовать на основе перебора возможных вариантов обуславливает интуитивный выбор многих решений в шахматах. В отличие от многих видов реальной творческой практики человека, в шахматах существует более высокая концентрация ситуаций проблемного характера, поскольку почти каждый ход требует решения творческих задач.

Практический опыт и научные исследования показывают, что в шахматах бесперспективны слепые подражания уже известным образам и пассивность при обдумывании партии. Шахматы требуют умения самостоятельно ставить задачи и творчески решать их.

Влияние шахмат на психику человека не ограничивается интеллектуальными функциями. В процессе шахматной борьбы вовлекается личность, поэтому игра заметно воздействует и на характер человека в целом. Выдающийся российский психолог В. Ананьев подчеркивал: «Шахматы не только состязания умов, но и интеллектуальное соревнование характеров». Шахматная игра – это борьба, состязание. Поэтому здесь, как и во многих жизненных ситуациях, на первый план выступают такие личностные качества, как активность, настойчивость, воля, целеустремленность, вера в конечный успех.

Отметим влияние шахмат на развитие объективности шахматиста, ведь от объективной оценки позиции, прежде всего, зависит успех в игре. Практика шахмат показывает необходимость выбора наиболее экономичных решений, что ведет к развитию черт рационализма в характере. Принимая решения (делая ход), шахматист вынужден действовать на неполной ориентировочной основе, прибегая к риску, при наличии дефицита времени на обдумывание и учитывая «окончательность» принятого решения. Это требует решительности, смелости, готовности пойти на риск, Обычный успех сопутствует тем, кто сочетает риск с повышенной ответственностью и осмотрительностью. Такая «осторожная смелость», оправданный рационализм свойственны шахматистам в самых острых и драматичных ситуациях.

Бесспорно положительное влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка. Шахматист овладевает способностью поддерживать максимум интеллектуального напряжения в нужные моменты и управлять своими эмоциями.

Шахматы воспитывают стойкость и упорство в экстремальных ситуациях. Так исследования показали, что шахматисты добивались на экзаменах более высоких показателей в сравнении с текущими оценками, чем учащиеся, не занимающиеся шахматами.

Занятия шахматами развивают объективное отношение к себе. Результаты игры объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и становятся средством самовоспитания. Совершенствование навыков и умений шахматиста прямо связано с формированием у него объективной самооценки. Формирование объективного отношения к себе неразрывно связано с верной оценкой соперников. Необходимость целесообразно действовать по отношению к противнику вызывает потребность в глубоком изучении, как его сильных сторон, так и недостатков. И здесь важное значение приобретает развитие способности сопереживать, ставить себя на место другого. Опыт такого рода неизбежно повышает эффективность взаимоотношений людей в различных жизненных ситуациях.

Резюмируя все вышеперечисленные достоинства педагогического потенциала шахмат можно сделать вывод, что обучение по данной программе позволит повысить уровень логического мышления детей, будет способствовать обретению детьми умения самостоятельно принимать решения, умения учиться, развитию способности действовать "в уме", выработке характера.

Данная программа является углубленным курсом изучения шахмат, по окончании которого учащиеся получат предпрофессиональную подготовку.

В программе сделан акцент на педагогическую функцию шахмат. Наряду с обучающими функциями, связанными с формированием алгоритмического склада сугубо логического мышления, развитием механизмов памяти и внимания видное место занимают воспитательные и развивающие функции. Шахматы рассматриваются не только, как средство, напрямую ведущее к повышению успеваемости (во всяком случае, по точным наукам), к умственному развитию учащихся, но и как средство для формирования быстроты реакции на меняющиеся ситуации, смелости и решительности в оценке конкурирующих стратегий, убежденности в их реальности, веры в собственные силы. Эти качества личности особенно значимы для тех жизненных ситуаций, которые связаны с вхождением в динамичный мир все более трудно предсказуемых коллизий, жесткой конкуренции, борьбы и инициативного напряжения.

От себя дополнительно отмечу, что шахматисты значительно реже спиваются, дольше живут, по сравнению с обычными людьми, существенно лучше контролируют свое поведение в том случае, если играют в азартные игры. Старики, профессионально играющие в шахматы, и после восьмидесяти лет повсеместно сохраняют живость ума. Огромным преимуществом шахмат по сравнению с другими видами спорта является то, что профессиональное занятие ими не наносит вреда здоровью.

Мой собственный опыт полностью подтверждает пользу шахмат. Шахматами я стал заниматься сравнительно поздно. Когда я пришел в ДПШ Дзержинского района в конце 1973 года я уже учился в седьмом классе. В то время я учился на тройки и четверки имел слабое здоровье и несбалансирован­ную нервную систему. В результате занятий шахматами школу я окончил школу уже на четверки и пятерки, поступил в институт, там уже учился отлично и получил красный диплом. Должен заметить, что мой успех в учёбе был обеспечен в первую очередь возросшей целеустремленностью, дисциплиной мышления и укреплением памяти. В меньшей степени он был обеспечен несколько улучшившимися математическими способностями.

Но занятие шахматами не является панацеей от всех проблем. На мой взгляд, они в малой степени влияют на развитие таких качеств личности как храбрость и уверенность в себе. Шахматная позиция является схемой и поэтому образное мышление шахматиста отличается от образного мышления художника и является менее диалектичным. И, наконец, шахматы не развивают таких необходимых для жизни качества, как коммуникабельность и общительность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных