![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эскизная компоновкаСодержание
Введение
Обилие технических учебников и пособий по курсовому проектированию, тем не менее не восполняют в компактном справочном пособии, пригодном для самостоятельной работы студентов дневного и заочного обучения. Методические указания к курсовому проекту, разработанные кафедрой, выпускаются в 4-х частях. В первой части представлена методика расчета передач с необходимыми справочными материалами и примерами. Во второй (настоящей) части представлены расчеты деталей редуктора, рекомендации и справочные материалы, необходимые для выполнения эскизной компоновки редуктора. В третью часть методических указаний включена методика расчета на ЭВМ. В четвертой части представлены рекомендации по выполнению графической части проекта. Валы и опоры
Эскизная компоновка
Для расчета валов и подбора подшипников необходимо вычислить реакции опор и изгибающие моменты, действующие в различных сечениях валов. Эта задача выполнима при известных расстояниях между плоскостями действия нагрузок и опорами. Для нахождения этих расстояний, на миллиметровой бумаге в масштабе М 1:1 (при больших размерах редукторов М 1:2) выполняется эскизная компоновка. Для цилиндрических и коническо-цилиндрических редукторов компоновка выполняется в одной проекции – разрез по осям валов при снятой крышке редуктора. Компоновка червячных редукторов выполняется в двух проекциях (разрезы по осям червяка и ведомого вала). До выполнения эскизной компоновки рекомендуется ознакомиться с конструкцией аналогичного редуктора по атласу и определиться с системой смазки зубчатого зацепления и подшипников. Для размещения на чертеже шкивов, зубчатых колес, звездочек и подшипников необходимо располагать хотя бы приближенной величиной диаметра посадочной поверхности, поскольку длина ступиц первых и ширина подшипников зависят от диаметра вала. Диаметр вала вместе посадки муфты или зубчатого колеса определяется из расчета на кручение по пониженным допускаемым напряжениям, косвенно учитывая тем самым действие изгибающих моментов:
Т – крутящий момент на валу, Н´мм; [ τ ] – пониженное допускаемое напряжение на кручение: для быстроходного (ведущего) вала [ τ ] = 15…20Н/мм2 для промежуточного [ τ ] = 20…25Н/мм2 для тихоходного [ τ ] = 25…40Н/мм2 Полученные значения диаметров валов следует округлять до ближайших размеров по ГОСТ 6636–69. Наиболее приемлемые для рассматриваемого случая размеры: 10, 12, 14, 16, 18, 20, 25, 28, 32, 36, 40, 42, 45, 48, 50, 53, 56, 60, 63, 67, 71, 75, 80, 81, 85, 90, 95, 100, 110 мм.
Быстроходный вал Для быстроходного вала по формуле 2.1 определяется диаметр выходного конца вала – d1. Если вал редуктора соединен с валом электродвигателя, то необходимо согласовать диаметр входного участка вала d1 с диаметром вала электродвигателя dЭ. Расхождение размеров не должно выходить за пределы соотношения d1 = (0,75…1,2)´ dЭ. Муфту подбирают по наибольшему из двух диаметров. Диаметры остальных участков вала назначают из конструктивных соображений. Диаметр вала под уплотнителем: d2 = d1 + (3…4), мм. Диаметр вала под подшипником: d3 = d2 + (0,5…1,0), мм, кратный 5 но не менее d3 расчетного. Диаметр вала под шестерней: d4 = d3 + (3…5), мм. При незначительном расхождении d4 от диаметра шестерни, может быть принято решение выполнить вал за одно с шестерней.
Промежуточный вал По формуле 2.1 определяется диаметр вала dк под зубчатыми колесами. Диаметр вала под подшипником принимается: dП = dК – (0,5…1,0), мм, кратный 5.
Тихоходный вал Тихоходные валы проектируют в той же последовательности, что и быстроходные. Диаметр выходного конца вала dВ1 определяется по формуле 2.1. Диаметры остальных участков вала определяются из соотношений: dВ2 = dВ1 + (3…4), мм. dП3 = dВ2 + (0,5…1,0), мм, кратный 5. dВ3 = dП1 + (3…5), мм. По диаметрам шеек вала для обеих его опор (независимо от различия нагрузок) принимаются подшипники одного типа и размера легкой или средней серии. При отсутствии осевой нагрузки предпочтение следует отдавать радиальным шарикоподшипникам, а при наличии осевой силы – коническим роликоподшипникам. Выполнение эскизной компоновки начинают с нанесения в выбранном масштабе осей валов и изображения контура шестерни и колеса обеих ступеней. Длины ступиц шкивов, зубчатых колес и звездочек принимаются равными: LСТ = (1,2…1,5)´ dВ, мм где dВ – диаметр вала под ступицей, мм. В случае, если длина ступицы окажется меньше ширины зубчатого колеса, то длина ступицы принимается равной ширине зубчатого колеса. Величины зазоров между зубчатыми (червячными) колесами и внутренними поверхностями стенок корпуса и между торцовыми поверхностями колес смежных ступеней принимаются: С1 ≥ 0,6´ d, мм. С2 ≥ 0,4´ d, мм. d = 0,025´ aw + 5 ≥ 6, мм* где aw – большее из межосевых расстояний, мм. Учитывая неровности и возможные неточности положения литой стенки, подшипники размещают на удалении y1 от внутренней стенки: y1 = 3…8, мм. Большие величины рекомендуется при раздельной системе смазки зубчатого зацепления и подшипника для размещения мазеудерживающего кольца. По полной аналогии осуществляется построение эскизной компоновки коническо-цилиндрического редуктора (рис. 2.2) и червячного редуктора (рис.2.3). Эскизная компоновка соосного цилиндрического редуктора рассмотрена на с.476[1], с.264[2].
* – более подробно для определения d см. с.155 табл.6.18[5].
Длина ступицы конических и червячных зубчатых колес определяется из соотношения: LСТ = (1,2…1,5)´ dК – длина ступицы конического зубчатого колеса; LСТ = (1,2…1,5)´ dВ3 – длина ступицы червячного колеса; Размер ширины Фланца «К» и других элементов корпуса редуктора принимаются по рекомендации табл. 2.1. (рис. 2.4, 2.5) Таблица 2.1 Размеры элементов корпуса редуктора (рис. 2.4, 2.5)
Проверочный расчет валов производится в следующем порядке: а) на основании пространственной схемы нагружения редуктора и эскизной компоновки составляется расчетная схема вала, оговоренного заданием на проектирование; б) усилия, изгибающие вал, рассматриваются в горизонтальной и вертикальной плоскостях и вычерчиваются расчетные схемы для каждой плоскости; в) определяются реакции в опорах и строятся эпюры изгибающих моментов в каждой из двух взаимно перпендикулярных плоскостей; г) изгибающие моменты, полученные для каждой из этих плоскостей, складываются геометрически по формуле:
где М – суммарный изгибающий момент, Н´м; М2Х и М2Y – изгибающие моменты в горизонтальной и вертикальной плоскостях, Н´м. д) строятся эпюры крутящих моментов Т; е) по характеру эпюр и наличии конструкции вала (из эскизной компоновки) определяются места опасных сечений (наибольшие значения моментов и концентратора напряжений); ж) определяется коэффициент безопасности в наиболее опасных сечениях вала по условию:
где Ss – коэффициент безопасности только по изгибу; Sτ – коэффициент безопасности только по кручению.
где s–1, τ–1 – пределы выносливости при изгибе и кручении при симметричном знакопеременном цикле (табл. 2.2), Н/мм2. Таблица 2.2 Механические характеристики материалов
sа и τа – переменные составляющие (амплитуда) циклов напряжений, Н/мм2; sm и τm – постоянные составляющие (среднее напряжение) циклов, Н/мм2; sа = sи = М – суммарный изгибающий момент в рассматриваемом сечении, Н´м; WХ – момент сопротивления рассматриваемого сечения, мм3. Обычно, даже при наличии осевой нагрузки Fa на вал, вызывающей появление sm, величина ее весьма мала по сравнению с sа, поэтому ею пренебрегают, считая sm = 0. При пульсирующем (отнулевом) цикле изменения напряжений кручения определяются по формуле: τа = τm = (Для реверсируемого вала τm = 0, τа = Wρ – полярный момент сопротивления сечения, мм3. Для сплошного круглого вала: WX = 0,1´d3, мм3; Wρ = 0,2´d3, мм3. Для сечения вала со шпоночной канавкой (рис. 2.6)
где d – диаметр вала в рассматриваемом сечении, мм; b и t – соответственно ширина и высота шпоночной канавки, мм, принимаются согласно ГОСТ 8788–68 (табл. 2.3). Рис. 2.6. Сечение вала
ys и yτ – коэффициенты, характеризующие чувствительность материала к ассиметрии цикла нагружения. Принимаются по табл. 2.2; Кs и Кτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении (табл. 2.5); es и eτ – масштабные факторы, учитывающие влияние размеров сечения вала (табл. 2.4); b – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхностей (табл. 2.6). Полученное значение S должно быть в пределах [ S ] = 1,5…3,0. Таблица 2.3 Размеры сечений шпонок и пазов (по ГОСТ 8788–68)
Таблица 2.4 Масштабный фактор (es и eτ)
Таблица 2.5 Эффективные коэффициенты концентрации напряжений (Кs и Кτ)
Таблица 2.6 Коэффициент (b), учитывающий шероховатость
2.3. Пример: Выполнить проверочный расчет вала по заданной схеме нагружения (рис. 2.7) при Ft = 2000 Н; Fa = Fr = 500Н; Решение: 1. Строится схема нагружения вала в вертикальной плоскости и определяются опорные реакции:
2. Строится эпюра изгибающих моментов: M1x = R1y ´ a = 1280´0,1 = 128 Н´м; M2x = Fм ´ с = 200 ´ 0,1 = 20 Н´м. 3. Опорные реакции в горизонтальной плоскости: Сила Fa создает пару сил:
Проверка: 4. Строится эпюра изгибающих моментов в горизонтальной плоскости:
Строится эпюра суммарных изгибающих моментов:
МП = М 2 х = 20 Н´м. 5. Строится эпюра крутящих моментов:
6. Опасными сечениями вала являются: I; II; III; IV; V; VI; VII; VIII; IX ввиду наличия в каждом сечении концентратора напряжений. Наиболее опасным является сечение I, в котором действуют максимальные изгибающий и крутящий моменты, сечение ослаблено шпоночной канавкой, которая в то же время является концентратором напряжений. Определяем коэффициент безопасности в этом сечении. 7. Принимаем материал вала Ст. 35. По таблице 2.2 s –1 = 294 Н/мм2; τ –1 = 177 Н/мм2. 8. Нормальные напряжения:
где b ´ h = 8´7 мм; b = 8 мм; t = 4 мм. 9. Касательные напряжения отнулевого цикла:
где 10. Эффективные коэффициенты концентрации напряжений (шпоночная канавка) для стали 35 с sВ < 700 Н/мм2 (табл.2.5): Кs = 1,9; Кτ = 1,7. 11. Масштабные факторы для вала d = 30 мм (табл. 2.4): es = 0,88; eτ = 0,77. 12. Коэффициенты, характеризующие чувствительность материала к ассиметрии цикла нагружения (табл. 2.2): ys = 0,1; yτ = 0,05. 13. Коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности. Принимаем Ra = 1,25 шероховатость посадочной поверхности, тогда b = 0,92 (табл. 2.6). 14. Коэффициент безопасности только по изгибу: 15. Коэффициент безопасности только по кручению: 16. Общий коэффициент безопасности:
Таким образом, прочность обеспечена.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|