Расчет (подбор) подшипников качения
При курсовом проектировании типоразмер подшипников качения (легкой или средней серии) намечается еще при выполнении эскизной компоновки, а затем, по существу, производится проверочный расчет по динамической грузоподъемности.
При выборе типоразмера подшипника предпочтение следует отдавать шарикоподшипникам по сравнению с более трудоемкими и дорогостоящими роликоподшипниками. По отношению осевой нагрузке к радиальной по таблице 2.7 намечается тип подшипника.
Здесь Fa – внешняя осевая нагрузка на подшипник, кН;
R – Наибольшая радиальная нагрузка на подшипник, кН.
На этой стадии проектирования не представляется возможным определить фактическое значение R, поэтому здесь определяется приближенное ее значение.
Таблица 2.7
Рекомендации по выбору подшипника
Отношение
| Тип подшипника
| < 0,35
| Однорядные радиальные шарикоподшипники
| 0,35…0,70
| Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники тип 36000, b = 12°
| 0,71…1,00
| Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники тип 46000, b = 26°
| 1,01…1,50
| Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники тип 66000, b = 36°
| > 1,50
| Конические радиально-упорные роликоподшипники
|
Для выбранного подшипника выписываются из соответствующих таблиц (ГОСТ):
С – динамическая грузоподъемность, кН;
С 0 – статическая грузоподъемность, кН;
Определяется СP – расчетная динамическая грузоподъемность и проверяется условие
СР ≤ С, кН
, кН
где L – долговечность подшипника, млн.оборотов;
m = 3 – для шариковых подшипников;
m = 3,33 – для роликоподшипников;
Р – эквивалентная нагрузка, кН
,
ω – угловая скорость вала, рад/с;
Lh – долговечность подшипника, час.
По условию задания долговечности подшипника может быть задана через:
СГ – число лет работы редуктора, год;
ССМ – число смен за один рабочий день.
Тогда:
, час.
Обобщенная формула для расчета эквивалентной нагрузки:
, кН,
А – осевая расчетная нагрузка на подшипник, кН;
x, y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузки;
v – коэффициент, зависящий от того, какое кольцо подшипника вращается:
v = 1 при вращении внутреннего кольца;
v = 1,2 при вращении наружного кольца;
Кs – коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки:
Кs = 1,0 – при спокойной нагрузке;
Кs = 1,3…1,8 – при работе с умеренными толчками;
Кs = 2…3 – при ударной нагрузке.
КТ – температурный коэффициент.
При работе подшипника в условиях с t ≤ 125 °С КТ = 1, при t= 125…250 °С КТ = 1,05…1,4 соответственно.
Эквивалентная нагрузка:
1) Для радиальных подшипников при отсутствии осевой нагрузки:
;
2) Для упорных подшипников:
;
3) Для радиальных подшипников при действии радиальной и осевой нагрузок:
.
x и y принимаются по таблице 2.8 в зависимости от соотношения , коэффициент осевого нагружения «е» и .
Таблица 2.8
Коэффициенты х и у
для однорядных и двухрядных радиальных шарикоподшипников
|
|
| е
| х
| у
| х
| у
| 0,014
|
|
| 0,56
| 2,30
| 0,19
| 0,028
| 1,99
| 0,22
| 0,056
| 1,71
| 0,26
| 0,084
| 1,55
| 0,28
| 0,110
| 1,45
| 0,30
| 0,170
| 1,31
| 0,34
| 0,280
| 1,15
| 0,38
| 0,420
| 1,04
| 0,42
| 0,560
| 1,00
| 0,44
|
4) Для радиально-упорных подшипников:
.
При определении расчетной осевой нагрузки «А» учитываются дополнительные нагрузки «S», которые возникают в радиально-упорных подшипниках от радиальной нагрузки.
– для радиально-упорных шарикоподшипников;
– для радиально-упорных роликоподшипников.
е – принимается в зависимости от по таблице 2.9.
Расчетные формулы для осевой нагрузки принимаются по таблице 2.10.
Таблица 2.9
Значения х и у для радиально-упорных
подшипников
Тип под-шипника
| Угол кон-такта b
|
| Однорядные
| Двухрядные
| е
|
|
|
|
| х
| у
| х
| у
| х
| у
| х
| у
| Шарикоподшипники
| 12°
| 0,014
|
|
| 0,45
| 1,81
|
| 2,08
| 0,74
| 2,94
| 0,30
| 0,029
| 1,61
| 1,84
| 2,63
| 0,34
| 0,057
| 1,46
| 1,69
| 2,37
| 0,37
| 0,089
| 1,34
| 1,52
| 2,18
| 0,41
| 0,110
| 1,22
| 1,39
| 1,98
| 0,45
| 0,170
| 1,13
| 1,30
| 1,84
| 0,48
| 0,290
| 1,04
| 1,20
| 1,69
| 0,52
| 0,430
| 1,01
| 1,16
| 1,64
| 0,54
| 0,570
| 1,00
| 1,16
| 1,62
| 0,54
| 18°–20°
| –
|
|
| 0,43
| 1,00
|
| 1,09
| 0,70
| 1,63
| 0,57
| 24°–26°
| 0,41
| 0,87
| 0,92
| 0,97
| 1,41
| 0,68
| 30°
| 0,39
| 0,76
| 0,78
| 0,63
| 1,24
| 0,80
| 35°, 36°
| 0,37
| 0,66
| 0,66
| 0,60
| 1,07
| 0,95
| 40°
| 0,35
| 0,57
| 0,55
| 0,57
| 0,93
| 1,14
| Радиальн-упорные конические роликоподшипники
| –
| –
|
|
| 0,4
| 0,4´ ctgb
|
| 0,45´ ctgb
| 0,67
| 0,67´ ctgb
| 1,5´ ctgb
|
Примечания: 1. i – число рядов тел качения в подшипнике;
2. Коэффициенты у и е для промежуточных величин, от и от отношений определяют интерполяцией.
Таблица 2.10
Формулы для расчета осевой нагрузки
При выборе двухрядных (сдвоенных) радиально-упорных подшипников радиальная нагрузка приложена посередине подшипника.
2.3. Пример: Подобрать подшипники качения для быстроходного вала цилиндрического редуктора с косозубыми колесами (рис. 2.7).
По результатам эскизной компоновки и предварительного расчета вала получено:
d 3 = dn = 25 мм – диаметр в месте посадки подшипника;
w = 75 рад/с;
долговечность Lh = 10000 час;
Ft = 2 кН; Fr = 0,5 кН; Fa = 0,5 кН; Fm = 0,2кН.
Решение:
1. Задаваясь ориентировочными размерами а, b, c, определяем приближенные значения радиальных нагрузок в опорах 1 и 2:
R 1 = 1,4 кН; R 2 = 0,6 кН.
Определяется отношение 
По таблице 2.7 намечаем к установке радиально-упорный шарикоподшипник типа 36205 с С = 12,8 кН, С 0 = 9,06 кН, ГОСТ 831–62, угол контакта b = 12°.
2. Используя размеры подшипника, завершается эскизная компоновка вала, уточняются размеры а, b, c. Определяются реакции в опорах (см. расчет вала):
R 1 x = 0,4 кН; R 1 y = 1,28 кН; R 2 x = 0,1 кН; R 2 y = 0,52 кН.
Тогда суммарные реакции в опорах:
кН;
кН.
3. Эквивалентная нагрузка на наиболее нагруженный подшипник:


Принимаем для данного случая Кs = 1,4; Кτ = 1,0; v = 1,0.
Коэффициенты х и у определены по таблице 2.9.
Отношению соответствует е = 0,37
; х = 0,45; у = 1,46.
Определяем осевые составляющие S 1 и S 2:
кН;
кН;
Определяем условие нагружения (табл. 2.10):
кН > 0;
кН;
кН;
кН.
4. Определяется динамическая грузоподъемность:
кН, что превышает каталожное значение С = 12,8 кН.
Проверяем подшипник средней серии типа 46305 ГОСТ 831–62, для которого:
С = 20,7кН; С 0 = 14,6 кН; b = 26°.
По таблице 2.9 е = 0,68; ; х = 1; у = 0.
кН;
кН,
Ср < C.
Принимаем к установке радиально-упорный шариковый подшипник типа 46305.
Смазка
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|