Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ




Наиболее часто у детей встречаются ревматизм, пороки сер­дца, миокардит и функциональные нарушения в работе сердца.

Ревматизм

Это инфекционно-аллергическое заболевание, при котором воздействие стрептококка группы «А» вызывает изменение в коллагеновой структуре сердечно-сосудистой системы. Для за­болевания характерно длительное циклическое течение, пора­жающее сердечную мышцу. Ревматизм является основной при­чиной приобретенных пороков сердца и инвалидности в детском возрасте. Во время ревматической атаки чаще всего пора­жаются миокард, эндокард и реже — перикард. Для ревматиз­ма характерно высыпание гранулем в сердечной мышце. Если гранулемы высыпали в эндокарде, это приводит к деформации и нарушению функций клапанов сердца, клинически проявля­ясь в виде клапанного порока. Чаще всего поражается митраль­ный клапан, реже — аортальный.

Система физической реабилитации делится (для детей в активной фазе ревматизма) на 3 периода: щадящий, функцио­нальный и тренировочный, которые определяются степенью активности ревматического процесса, клиническим течением заболевания и функциональными возможностями сердечно­сосудистой системы.

Основные задачи физической реабилитации для детей в активной фазе ревматизма:

1 организация двигательного режима детей;

2 облегчение работы сердца путем активизации перифери­ческого кровообращения и функции дыхания;

3 воспитание правильного дыхания диафрагмального типа;

4 активизация обменных процессов в миокарде;

5 постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы;

6 восстановление физической работоспособности детей.

Физическая реабилитация в щадящий период проводится в фор­ме занятия лечебной гимнастикой и утренней гигиенической гимнастикой. В занятиях лечебной гимнастикой применяются простые физические упражнения для малых и средних мышеч­ных групп с ограничением для крупных. Включаются дыха­тельные упражнения всех типов и паузы в виде релаксации мышц. Темп упражнений медленный и средний. Продолжи­тельность занятий лечебной гимнастикой — 15—20 мин. Заня­тия проводятся в исходном положении — лежа.

Физическая реабилитация в функциональном периоде про­водится в форме занятий лечебной и утренней гигиенической гимнастикой. В занятиях лечебной гимнастикой применяются упражнения для всех мышечных групп в медленном и среднем темпе. Включается тренировка в дозированной ходьбе. Заня­тия проводятся в исходных положениях лежа, сидя, стоя (огра­ниченно). Продолжительность занятий — 20—25 мин.

Физическая реабилитация в тренировочном периоде прово­дится в форме занятий лечебной гимнастикой, утренней гигие­нической гимнастики, дозированных прогулок. Занятие лечеб­ной гимнастикой проводится в исходном положении стоя. Вклю­чается дозированная тренировка в подъеме и спуске с лестни­цы в сочетании с правильным дыханием. Продолжительность занятий — 25—30 мин, темп упражнений — медленный и сред­ний.

Учитывая возрастные особенности детей, в комплексы физических упражнений включают упражнения на воспитание правильной осанки. На этом этане рекомендуется проводить физические упражнения игровым методом.

Нередко ревматизм у детей приводит к возникновению по­рока сердца. Однако у 8 детей на 1000 могут быть и врожден­ные пороки сердца, причем у 35% таких детей клиника врож­денного порока начинает проявляться на первом году жизни. Из множества видов врожденных пороков наибольшее распро­странение имеет дефект межжелудочковой перегородки. Каж­дый вид порока сердца имеет особенности клинической карти­ны. Общими симптомами являются: бледность, цианоз, одыш­ка, тахикардия, шумы в сердце. Лечение врожденных пороков может быть консервативным или оперативным, во втором слу­чае физическая реабилитация детей проводится в предопераци­онном и послеоперационном периоде по тем же задачам и прин­ципам, которые были указаны выше.

Основные средства ЛФК: общеразвивающие упражнения в сочетании с дыхательными, упражнения на расслабление, уп­ражнения для развития основных движений. На занятиях ЛГ главным принципом является принцип постепенности, плав­ное повышение нагрузки в течение курса ЛФК с вовлечением в работу всех мышечных групп. Специальными являются упраж­нения, активизирующие экстракардиальные факторы кровооб­ращения, — дыхательные упражнения динамического и стати­ческого характера, диафрагмальное дыхание, упражнения для мелких и средних мышечных групп.

В случае приобретенных пороков методика физической ре­абилитации у детей зависит от вида порока и степени компен­сации или декомпенсации кровообращения и осуществляется в соответствии с положениями, описанными в разделе 3.7. Отличие лишь в том, что при реабилитации детей важное место отводится играм и игровому методу в любой части занятия.

Миокардит

Это заболевание сердечной мышцы воспалительно-дегене­ративного характера, при котором поражаются мышечные во­локна, или соединительнотканная строма. Наиболее распрост­раненными по характеру течения являются острый и подострый миокардиты, возникающие как осложнения при различных ви­русных инфекциях (скарлатина, краснуха, ангина и т.д.). Дети больше, чем взрослые, предрасположены к воспалительным заболеваниям сердечной мышцы. Характер и тяжесть клини­ческой картины при миокардитах зависят от степени распро­страненности поражения миокарда, возраста ребенка, сопутству­ющих заболеваний. Отмечаются одышка, бледность кожных покровов, слабость. При объективном обследовании — пульс частый, малого наполнения, характерно снижение АД. Тече­ние и реабилитационный период заболевания зависят от тяже­сти основного заболевания, реактивности организма, своевре­менности и правильности проводимого лечения. Благоприят­ный прогноз наблюдается, как правило, при скарлатине и крас­нухе, дифтерийный миокардит протекает гораздо тяжелее и нередко может явиться причиной летального исхода.

Лечение детей с миокардитом комплексное и направлено в первую очередь на устранение ведущего заболевания, вызвав­шего развитие миокардита. Значительное место в реабилита­ции занимает ЛФК. Задачи ЛФК для детей-дошкольников: улучшение периферического и коронарного кровообращения, сократительной способности миокарда; активизация метаболиз­ма миокарда и обмена веществ в целом; развитие и усиление экстракардиальных факторов кровообращения; совершенство­вание моторно-висцеральных рефлексов с целью развития ком­пенсации и адаптации организма к физическим нагрузкам; улуч­шение психоэмоционального состояния больного ребенка. Ме­тодика ЛФК определяется задачами лечебно-двигательных ре­жимов на каждом периоде и этапе реабилитации.

Основная форма ЛФК — занятия Л Г, которые на постель­ном режиме проводятся индивидуально, на палатном (полу­постельном) — малогрупповым методом и на свободном режиме — групповым. Средства ЛФК: физические упражнения с предметами и без предметов, естественные факторы природы, массаж. Начиная со свободного режима в занятия Л Г включа­ются велотренажер, игры. Учитывая возрастные особенности детей, в комплекс ЛГ (начиная со 2-го периода) включаются упражнения на воспитание и закрепление навыков правильной осанки. Лечебный массаж также является эффективным сред­ством активной функциональной терапии. Рекомендуется ис­пользование сегментарного и точечного массажа для устране­ние застойных явлений в малом и большом кругах кровообра­щения. Проводится массаж паравертебральных зон спинномоз­говых сегментов (L1-L2, С7—С4), спины, шеи, вибрация 7-го шейного позвонка, сдавливание и растяжение грудной клетки, ее сотрясение, массаж верхних и нижних конечностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных