ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ КАК ДАР
Глубина идеи произведения, мера ее духовности зависят не только от самого художника. В выдающихся произведениях искусства (в том числе и искусства кино) образная мысль нисходит подчас на автора свыше как озарение. Мы порой употребляем слово «дар». Но чей дар? В картине «Андрей Рублев» сотворчество мастера с Творцом изображено с замечательной силой и убедительностью. В отчаянной борьбе за создание огромного колокола молоденького паренька, чуть ли не подростка, Бориску ведет некая могучая сила. И в результате зритель вдруг узнает, что великолепный колокол сработан мальчишкой, который даже не знал секретов колокольной меди! Как и явление любого великого произведения искусства, зазвучавший колокол здесь выглядит чудом. А само создание фильма «Андрей Рублев» — разве это не чудо? Ведь образ этой необыкновенно мощной по своим художественным и смысловым пластам картины возник в творческом сознании ее создателя, когда ему было всего тридцать лет… Идея талантливого произведения, а тем более шедевра — это дар, ниспосланный свыше; это сердцем и любовью познанная истина. ______________________________
Задания по фильмам к данной теме: тема и идея фильма; смысловые акценты в финале картины; форма идеи фильма; сценарий и поставленный на его основе фильм — возможное отличие в них смысловых решений.
Фильмы, рекомендуемые для просмотра: «Баллада о солдате» (1959, реж. Г. Чухрай); «На последнем дыхании» (1960, реж. Ж. Годар), «Призрак свободы» (1974 реж. Л. Бунюэль), «Седьмая печать» (1957, реж. И. Бергман), «Европа» (1991, реж. Л.ф.-Триер), «Проверки на дорогах» (1985, реж. А. Герман), «Третий человек» (1949, реж. К. Рид), «На игле» (1996, реж. Д. Бойл), «Жертвоприношение» (1986, реж. А. Тарковский).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, мы рассмотрели с вами все основные кинодраматургические компоненты, а также элементы, входящие в них. И убедились в том, что во взаимоположении драматургических слагаемых фильма существует определенная система – компоненты взаимосвязаны между собой по иерархическому принципу соподчиненности, когда каждый из них является одновременно и формой и содержанием – формой для более глубинного пласта и содержанием для пласта по отношению к нему более внешнего. Таким образом, перед нами возникла некая схематическая модель целого, каким является законченный художественный фильм. Без построения такой модели создание теории драматургии кино, на наш взгляд, попросту невозможно. В противном случае подобная попытка сведется к собранию более или менее верных и глубоких наблюдений и выводов, подчас не связанных между собой. Может возникнуть сомнение: а обосновано ли применение моделирования к такому сложному и духовно тонкому организму как фильм? Ведь система – это схема, накладываемая на живую жизнь, которая порой неуловима в своих переходах и нюансах. «Когда же мы имеем дело с подлинным произведением искусства, с шедевром, - говорил А. Тарковский, - мы имеем дело с «вещью в себе», с образом таким же непонятным, как и сама жизнь»[208]. Процесс творчества – это тайна, неподвластная никаким схематичным маршрутам. Но в рассуждениях об искусстве, в науке о нем без структурных систем не обойтись. Это – «географические карты», необходимые для ориентировки в художественном пространстве. Без них – запутаешься, неглавное примешь за главное, и наоборот. Верно сказано: именно потому, что между звездами оставлено пространство, по ним можно найти дорогу… И все же: нельзя ли предпринять попытку преодоления схематизма модели драматургического построения фильма? И с этой целью попробовать соотнести живой организм кинокартины с человеческим организмом? Известно, что естество человека состоит из тела, души и духа. Не обнаруживаем ли мы подобную трехсоставность и в организме фильма? Еще (последний) раз взглянем на ступенчатую схему взаимодействия основных компонентов драматургии фильма и увидим, что они сопоставляются по тому же принципу, что и части человеческого естества:
Движущееся и звучащее изображение Композиция Сюжет Образ целого Идея Истина Схема № 37 Ведь изображение и звук – это внешние, материальные, физически ощущаемые (зрением и слухом) вещи. Они – как кожа человека, плоть его, звучание голоса, через которые мы воспринимаем ту или иную личность. И композиция … Разве она не выполняет в фильме ту же роль несущей конструкции, что и скелет в человеческом теле? Теперь о душе… Она двойственна по своей функции. С одной стороны, душа – начало, оживотворяющее телесную природу. Говорят же о смерти человека: «Душа из него вон…» С другой стороны – душа является вместилищем духа, его сосудом. Но и роль художественного образа в его сюжетном раскрытии тоже ведь двойственна: - без образно-сюжетного одушевления изобразительные картины и звуки в фильме не складывались бы в целое и были бы мертвы; - и вместе с тем – только через сюжет и образ мы воспринимаем идею фильма и выражаемую ею Истину. И тело человека хорошо, и душевные порывы его бывают прекрасны – особенно когда сочетаются с духовными устремлениями. Лишенные же последних, они порой извращают себя, превращая светлое в нас в свою противоположность. Так же, как мы, люди, живем часто только на уровне плотских, физиологически-душевных движений, подчас, к сожалению, чрезвычайно низменных, существуют и фильмы (увы, в данное время, сейчас пока их большинство), содержание которых ограничено тем же. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, Ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное…» [209]. Но были, есть и всегда будут создаваться произведения, возводящие тела и души человеческие к высотам духовным. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, Кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» [210]. Но можно ли совместить жесткость современной драматургии с христианской нравственностью, в которой любая, самая отчаянная вражда должна быть преодолена любовью? Можно. Более того, драма, разворачивающаяся в мире во все времена, в том числе и в нашем, как раз строится на столкновении сил зла и сил любви. Именно в преодолении любовью зла и может заключаться и заключается суть драматургии. Когда прекрасная женщина – великая княгиня российская Елизавета - шла подгоняемая ударами прикладов винтовок и площадной руганью чекистов к мосту своей страшной казни, она, как и до нее тысячи мучеников, молилась о палачах: «Господи, прости их, ибо не ведают, что творят». Это ли не жестокое противостояние? А герои Достоевского? А принц датский, Гамлет? В одной из самых кровавых и, вместе с тем, самых христианских трагедий он, мучимый жесткой раздвоенностью, восклицал:
«… Или я трус? Кто скажет мне «подлец»? Пробьет башку? Клок вырвав бороды, швырнет в лицо? Потянет за нос? Ложь забьет мне в глотку До самых легких? Кто желает первый? Ха! Ей Богу, я бы снес; ведь у меня И печень голубиная – нет желчи, Чтоб огорчаться злом; не то давно Скормил бы я всем коршунам небес Труп негодяя…»
Драматургия – это борьба добра и зла в форме внешних и внутренних конфликтов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Издания ВГИК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|