Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА




Кемерово

Вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Характеристика основных элементов материально-технической базы железнодорожного транспорта.

2. Специфические и качественные показатели работы железных дорог.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Перевозка товаров по железной дороге производится в вагонах. В некоторых случаях для осуществления коммерческой деятельности предприятию выгодно иметь собственный парк вагонов. В любом случае для более рационального использования железнодорожного подвижного состава предприниматель должен знать основные характеристики вагонов. Вагоны – основные перевозочные средства железных дорог. Различают грузовые, пассажирские и специальные вагоны. Совокупность вагонов называют парком. Грузовой парк вагонов состоит из 5 основных видов (родов) вагонов:

- крытые вагоны используются для перевозки широкой номенклатуры грузов, требующих защиты от воздействий окружающей природной среды;

- платформы – вагоны с низкими бортами или без бортов, предназначены для перевозки длинномерных и громоздких грузов, не требующих особых мер безопасности перевозки (лесных и строительных грузов, труб, рельсов, некоторых видов машин и агрегатов);

- полувагоны – вагоны с бортами и без крыши, используются для перевозки навалочных и сыпучих грузов (уголь, руда, зерно и т. п.);

- цистерны используются при транспортировке жидких массовых грузов (преимущественно нефти и нефтепродуктов, а также химических и пищевых грузов);

- изотермические вагоны (рефрижераторы) – вагоны со специальным термоизолированным кузовом и устройствами, обеспечивающими стабильность заданных отрицательных (летом) и положительных (зимой) температур для перевозки скоропортящихся грузов.

Вагоны характеризуются грузоподъемностью и вместимостью, массой тары и другими параметрами.

Грузоподъемность вагона – масса груза, которая может быть погружена в вагон в соответствии с его техническими характеристиками (прочностью его ходовых частей, рамы, кузова).

Вместимость – физический объем вагона.

Для определения качественности коммерческой работы железной дороги рассчитывается технический коэффициент вагона (КТ), который показывает, насколько эффективно используются мощность локомотива, провозная и пропускная способность дорог:

,

где РТ – масса тары вагона; q – грузоподъемность вагона.

Погрузочный коэффициент тары вагона (КПТ) определяется по формуле

,

где – масса груза.

Коэффициент удельного объема вагона () позволяет определить еще один важный коммерческий фактор – чем выше значение коэффициента, тем более широкая номенклатура грузов может перевозиться в этом вагоне с полным или близким к полному использованию грузоподъемности:

,

где Пв – полный объем вагона.

Коэффициент удельной грузоподъемности вагона () является обратным коэффициенту удельного объема вагона – чем он ниже, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться в вагоне данного типа с полным или близким к полному использованию его грузоподъемности:

.

Коэффициент использования грузоподъемности рассчитывается по формуле

.

Коэффициент использования вместимости определяется так

.

Чем выше значение двух вышеприведенных коэффициентов, тем более эффективно используются грузоподъемность и вместимость вагона.

Железная дорога стремится к улучшению технологических коэффициентов использования вагонов, для этого проводятся специальные мероприятия: например, уплотнение груза, выбор вагона в соответствии с характером груза, погрузка с «шапкой», стандартизируется тара и т. п.

Прибытие и отправление грузов осуществляется на грузовых станциях. Грузовая станция представляет собой комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений и площадей, используемых для осуществления грузовых и коммерческих операций. Грузовые станции обслуживаются как склады общего пользования, которые чаще всего принадлежат железным дорогам, так и склады, принадлежащие предприятиям, имеющим подъездные пути. На многих грузовых станциях производятся не все возможные операции, а только их часть. Перечень операций, выполняемых на конкретной грузовой станции, приводится в Тарифном руководстве № 4 в части I «Алфавитный список железнодорожных станций».

Грузовые станции выполняют разного рода операции:

- связанные с прибытием грузов: прием поездов и передача с сортировочной станции, технический осмотр, расформирование, подача вагонов к пунктам выгрузки, выгрузка грузов, их хранение, оформление документов и выдача грузов получателям, уборка вагонов после выгрузки и их очистка;

- связанные с отправлением грузов: прием грузов от отправителей, оформление документов, хранение и погрузка грузов, уборка погруженных вагонов от фронтов, формирование из них передач на сортировочную станцию, отправление поездов или передач.

В зависимости от доминирования той или иной грузовой операции грузовые станции разделяются следующим образом:

- погрузочные – выполняют преимущественно погрузочные работы. Такие станции, как правило, располагаются вблизи крупных предприятий добывающей промышленности, осуществляющих крупное производство (добычу) и отправку массовых грузов (угля, нефти, руды и т. п.);

- выгрузочные – количество разгрузочных операций превышает количество погрузочных. В большинстве своем к такому виду относятся станции крупных населенных пунктов, куда прибывает и где потребляется большое количество товаров;

- погрузочно-выгрузочные – количество погрузочных и разгрузочных работ приблизительно одинаковое. Такие станции расположены вблизи крупных промышленных производств, потребляющих много сырья и изготавливающих большой объем продукции;

- перегрузочные – выполняют перегрузку грузов с одного вида транспорта на другой.

В зависимости от характера и назначения грузовые станции разделяются на неспециализированные (предназначенные для широкой номенклатуры грузов) и специализированные. На неспециализированных станциях производятся работы с тарно-штучными и навалочными грузами, контейнерами и другими видами грузов. Специализированные станции перерабатывают только один определенный вид груза. На контейнерных терминалах работа осуществляется только с контейнерами, хотя номенклатура грузов, перевозимых в контейнерах, очень широкая.

Главные показатели работы грузовой станции – мощность и пропускная способность – обеспечивают соблюдение следующих условий:

- выполнение запланированного объема грузов;

- обеспечение сохранности грузов во время хранения на складах грузовой станции и во время погрузочно-разгрузочных работ;

- своевременную погрузку-выгрузку грузов.

Грузовые и коммерческие операции выполняются при помощи следующих сооружений и устройств:

- открытые площадки и крытые складские помещения для хранения грузов;

- различные машины и механизмы для выполнения погрузочно-выгрузочных операций и др.

Площадь, на которой размещены эти устройства и сооружения, называются грузовым двором. На грузовых дворах осуществляются следующие виды работ: прием, погрузка, выгрузка, выдача, сортировка, временное хранение груза и другие операции. Грузовые дворы оснащены весоизмерительными приборами. Весовое хозяйство железных дорог помимо непосредственно весов включает также технические средства для их монтажа, ремонта и проверки.

Для осуществления расчетов и оформления перевозочных документов на станциях существуют товарные конторы и товарные кассы. Товарная контора занимается оформлением перевозочных документов, ведет денежные расчеты, расчеты по перевозкам, сборам и штрафам, информирует о прибытии грузов, ведет оперативный учет выполнения перевозок, принимает заявки на подачу вагонов и др.

В настоящее время на сети железных дорог действует Система фирменного транспортного обслуживания (СФТО), которая осуществляет программу, направленную на повышение качества транспортных услуг.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных