![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Указатель пьес и спектаклей 3 страницаТугендхольд Яков Александрович (1872 – 1928), искусствовед и театральный критик — 510, 541 Тур Евгения (1815 – 1892), писательница — 562 Тур, братья — Тубельский Леонид Давыдович (1905 – 1961) и Рыжей Петр Львович (род. 1908), драматурги — 503, 573, 574, 575, 580 Турбин Сергей Иванович (1821 – 1884), драматург — 536 Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883) — 382 Тышлер Александр Григорьевич (род. 1898), театральный художник — 575 Тэсс Татьяна Николаевна (род. 1909), журналистка — 578
Уайльд Оскар (1856 – 1900), английский писатель и драматург — 96, 106, 503, 508, 510, 535, 538, 580 Уварова Елена Александровна (род. 1889), актриса — 18, 24 д’Удин Жан, французский музыковед, пропагандист ритмической гимнастики Далькроза — 132, 139, 154, 540, 511 Уистлер Джемс Мак-Нейл (1834 – 1903), американский художник — 378, 558 Ульрици Герман (1806 – 1884), немецкий философ — 290 Уриэль (см. Литовский О. С.) Уткин Иосиф Павлович (1903 – 1944), поэт — 567 Уэллс Герберт Джордж (1866 – 1946), английский писатель и публицист — 96
Фадеев Александр Александрович (1901 – 1956) — 261, 262 Файбушевич, актриса — 498, 578 Файко Алексей Михайлович (род. 1893), драматург — 561, 577 Фальк Роберт Рафаилович (1886 – 1958), живописец и театральный художник — 535 Федин Константин Александрович (род. 1892) — 261 Федоров Павел Степанович (1803 – 1879), водевилист, переводчик — 510 Федосимов Михаил Иванович (род. 1900), режиссер, ученик школы Камерного театра — 483, 567 Федотов Иван Сергеевич (1881 – 1951), театральный художник — 509, 510 {600} Федотова Гликерия Николаевна (1846 – 1925), актриса — 481, 567 Фенин Лев Александрович (1882 – 1952), актер — 24 Фердинандов Борис Алексеевич (1889 – 1959), актер, режиссер и художник — 178, 511, 538 Филимонов Александр Александрович (род. 1904), драматург — 529, 566, 574 Филиппов Б., режиссер, инсценировщик — 535 Флобер Гюстав (1821 – 1880) — 7, 37, 267, 378, 380, 381, 382, 383, 417, 488, 489, 528, 529, 534, 558, 559, 574 Фокин Михаил Михайлович (1880 – 1942), балетмейстер и танцовщик — 538 Фонина Мария Зотовна (род. 1916), актриса — 577 Фортер Анри, французский дирижер и композитор — 154, 281, 509, 510, 511, 512, 538 Франко Иван Яковлевич (1856 – 1916), писатель — 570 Фукс Георг (1886 – 1949), немецкий режиссер и театральный теоретик — 17, 80, 83, 537 Фьорилли (Скарамуш) Тиберио (1608 – 1694), актер и руководитель итальянской труппы Комедии дель арте в Париже — 147, 540
Хазлтон Джордж Кокрен, американский драматург — 508 Харламов Алексей Петрович (1876 – 1934), актер — 68 Хмельницкий Юлий Осипович (род. 1904), актер, режиссер — 577 Ходасевич Валентина Михайловна (род. 1894), театральная художница — 553 Храпченко Михаил Борисович (род. 1904), в 1940‑е годы председатель Комитета по делам искусств — 493, 576 Худолеев Иван Николаевич (1869 – 1932), актер, режиссер, переводчик — 509
Ценин Сергей Сергеевич (1884 – 1964), актер — 35, 503 Церетели Николай Михайлович (1890 – 1942), актер, режиссер — 18, 21, 22, 24, 25, 134, 538 Цимбал Сергей Львович (род. 1907), театральный критик — 533
Чабров Алексей Александрович актер — 13 Чайковский Петр Ильич (1840 – 1893) — 395, 396, 506, 531 Чапек Карел (1890 – 1938), чешский писатель, драматург — 574 Чаплин Чарльз Спенсер (род. 1889) — 61, 386, 481, 560, 567 Чаплыгин Николай Николаевич (1904 – 1953), актер — 330 Челлини Бенвенуто (1500 – 1571) — 474 Чепурин Юлий Петрович (род. 1914), драматург — 577 Черепнин Николай Николаевич (1873 – 1945), композитор — 541 Чернов Михаил Михайлович (1879 – 1938), композитор, педагог — 507 Честертон Гилберт Кит (1874 – 1936), английский писатель, журналист — 27, 515 Чехов Антон Павлович (1860 – 1904) — 11, 12, 39, 40, 63, 148, 257, 258, 264, 267, 393, 394, 395, 396, 397, 398, 399, 400, 401, 452, 476, 480, 503, 505, 506, 507, 508, 531, 560, 561, 566, 580 Чехов Михаил Александрович (1891 – 1955), актер, режиссер, педагог — 19 Чильстон, жена посла Великобритании в СССР — 488 Чичеров Иван Иванович (род. 1902), литературовед — 503
Шаломытова Антонина Михайловна (1884 – 1957), балерина, педагог — 538 Шаляпин Федор Иванович (1873 – 1938) — 80 Шапиро Рувим Абрамович, театральный административный деятель — 554 Шварц Евгений Львович (1896 – 1958), писатель, драматург — 530 Шебалин Виссарион Яковлевич (1902 – 1963), композитор — 527 Шейнин Лев Романович (1906 – 1967), юрист, писатель, драматург — 489, 573, 574, 575, 580 Шекспир Уильям (1564 – 1616) — 16, 35, 36, 53, 69, 83, 109, 146, 240, 242, 243, 244, 245, 256, 264, 267, 285, 286, 288, 289, 291, 292, 333, 361, 362, 363, 364, 365, 366, 367, 368, 369, 370, 371, 372, 373, 374, 375, 381, 393, 399, 445, 475, 482, 486, 487, 505, 506, {601} 511, 513, 525, 526, 539, 540, 541, 545, 546, 554, 555, 556, 557, 558, 560, 563, 571 Шеншин Александр Алексеевич (1890 – 1944), композитор — 518 Шершеневич Вадим Габриэлевич (1893 – 1942), поэт, драматург — 512, 513, 520 Шиллер Иоганн Фридрих (1759 – 1805) — 508, 546 Шкловский Виктор Борисович (род. 1893), писатель, литературовед — 395, 561 Шлецер Борис Федорович, журналист — 542 Шлуглейт Мориц Миронович (1883 – 1931), антрепренер, театральный деятель, издатель — 510 Шмидт Отто Юльевич (1891 – 1956), академик — 483, 526, 567 Шницлер Артур (1862 – 1931), австрийский писатель, драматург — 12, 508, 509, 511 Шопен Фредерик (1809 – 1849) — 506 Шоу Джордж Бернард (1856 – 1950) — 35, 36, 45, 210, 242, 299, 301, 372, 374 – 375, 486 – 487, 506, 507, 515, 525, 526, 549, 554, 557, 558, 571, 572 Шпет Густав Густавович (1879 – 1940), филолог, лингвист — 68 Шток Исидор Владимирович (род. 1908), драматург — 502, 579 Шторм Георгий Петрович (род. 1898), писатель — 476, 566 Шюккинг Левин Людвиг, немецкий филолог — 367, 368, 555
Щеглов Иван Леонтьевич (1856 – 1911), драматург — 505, 536 Щепкин Михаил Семенович (1788 – 1863) — 480, 481, 567 Щепкина-Куперник Татьяна Львовна (1874 – 1952), писательница, драматург, переводчица — 509, 531, 560 Щукин Сергей Николаевич (С. Щ.), литератор — 566 Щуко Борис Владимирович, театральный художник — 527, 575 Щуко Владимир Алексеевич (1879 – 1939), архитектор, художник — 527
Эванс Эдит (род. 1888), английская актриса — 535 Эггерт Константин Владимирович (1886 –?), актер, режиссер — 18, 27 Эзоп (VI – V вв. до н. э.) — 47, 82 Эйхенгольц Марк Давидович (1889 – 1953), литературовед — 378 Экстер Александра Александровна (1884 – 1949), живописец и театральный художник — 57, 72, 163, 510, 513 Эломир, анаграмма имени Мольер — 147 Эльстон Лев Михайлович (род. 1900), режиссер, драматург — 535 Энгель Георг (1866 – 1931), немецкий писатель и драматург — 506 Энгельс Фридрих (1820 – 1895) — 243, 244, 546 Эренбург Илья Григорьевич (1891 – 1967) — 38, 44, 377, 534, 535, 558 Эрнст Отто (1862 – 1926), немецкий драматург — 506 Эссекс Роберт (1567 – 1601), фаворит королевы Елизаветы I Английской — 362, 363, 364, 365, 366 Эсхил (525 – 456 до н. э.) — 184 Эфрос Абрам Маркович (1888 – 1954), искусствовед, театровед, переводчик — 561
Южин Александр Иванович (1857 – 1927), актер, драматург, театральный деятель — 512, 518 Юзовский Иосиф Ильич (1902 – 1964), театровед и литературовед — 522, 523, 552 Юра Гнат Петрович (1887 – 1966), актер, режиссер — 570 Юшкевич Семен Соломонович (1868 – 1927), писатель, драматург — 12
Якобсон Аугуст Михкелевич (1904 – 1963), писатель, драматург — 534 Якулов Георгий Богданович (1884 – 1928), живописец и театральный художник — 23, 178, 276, 511, 512, 513, 517, 520 Яльцев Павел Дмитриевич (1904 – 1941), драматург — 244 Янет Николай Яковлевич (род. 1893), актер, режиссер — 576 Яниковский Георгий Антонович (род. 1899), актер — 495, 577 Яновский Евгений Григорьевич (1890 – 1950), драматург — 244 Яновский Юрий Иванович (1902 – 1954), писатель, драматург — 45, 489, 527, 573 Комментарии Составители Ю. А. Головашенко (все разделы, кроме писем), К. Н. Кириленко и Б. П. Коршунова (письма) [1] Само собой, смысл, который приобретало это понятие у Таирова, не имеет ничего общего с содержанием неореализма как особого течения в современном искусстве. [2] Из доклада А. Я. Таирова в Главном управлении театров Комитета по делам искусств при СНК СССР 25 июля 1944 г. — ЦГАЛИ, ф. 962, оп. 7, ед. хр. 1315. [3] Из беседы А. Я. Таирова с участниками Всесоюзного совещания режиссеров и художников 25 июля 1944 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 174. [4] См. письмо К. С. Станиславского А. Н. Бенуа от 30 ноября 1912 г. — К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 7, стр. 556. [5] А. Таиров, Лозунг нашего театра — романтизм. — «Театр». Ежедневная театральная газета, 1916, 14 – 15 декабря. [6] В. И. Немирович-Данченко Александру Таирову. — «Советское искусство», 1935, 11 января. [7] А. Таиров, В поисках стиля. — «Театр и драматургия», 1936, № 4, стр. 205. [8] Из беседы А. Я. Таирова с труппой Камерного театра 17 ноября 1944 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 602. [9] См. журнал «Программы Госактеатров», 1926, № 57, стр. 14. Беседа А. Я. Таирова перед выпуском спектакля «Любовь под вязами». [10] См. стр. 303 данного сборника. [11] Из беседы А. Я. Таирова к постановке «Грозы» в Московском Камерном театре. — «Известия», 1924, 16 марта. [12] А. Афиногенов, За социально обоснованный психологизм Ответ на анкету журнала «Молодая гвардия». Сб. «А. Афиногенов. Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания», М., 1957, стр. 28. [13] А. Таиров, Структурный реализм — метод Камерного театра. — «Советский театр», 1931, № 2 – 3, стр. 28, 29. [14] А. Таиров, Структурный реализм — метод Камерного театра. — «Советский театр», 1931, № 2 – 3, стр. 30. [15] Там же, стр. 31. [16] Там же, стр. 31 – 34. [17] Термин «крылатый реализм» возникает у Таирова в 1944 г. В 1945 г. возникает термин «воинствующий реализм» (беседа с участниками Всесоюзного совещания режиссеров и художников; статья для зарубежной печати, над которой Таиров работал в 1946 г.; беседа с труппой Камерного театра в 1945 г.). [18] Из беседы А. Я. Таирова с директорами периферийных театров 1 февраля 1930 г. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 61. [19] А. Луначарский, К десятилетию Камерного театра. — «Искусство — трудящимся», 1924, № 4 – 5 (цит. по двухтомнику «А. В. Луначарский о театре и драматургии», т. 1, 1958, стр. 416). [20] Из заметок А. Я. Таирова. — ЦГАЛИ, ф. 2328, оп. 1, ед. хр. 239. [21] См. журн. «Эхо». М., 1925, № 5, стр. 101. [22] А. Таиров, О музыке в драме. — «Студия», 1911, № 3, стр. 7. [23] А. Таиров, Структурный реализм — метод Камерного театра. — «Советский театр», 1931, № 2 – 3, стр. 35. [24] Там мною были поставлены «Гамлет» Шекспира и «Эрос и Психея» Жулавского. (Здесь и далее всюду прим. А. Я. Таирова.) [25] Московский театр-студия не был открыт для публики [Имеется в виду так называемая Студия на Поварской, созданная К. С. Станиславским (см.: Вс. Мейерхольд, О театре, стр. 3 – 55, а также К. С. Станиславский, Моя жизнь в искусстве. — Собр. соч., т. 1, стр. 278 – 287). — Ред. ]. [26] Курсив мой, см. статью Мейерхольда — Театр, сб. «Шиповник» [Вс. Э. Мейерхольд, О театре, стр. 46. — Ред. ]. [27] Курсив мой. [28] Та же статья [Вс. Мейерхольд, О театре, стр. 43. — Ред. ]. [29] Мейерхольд, там же [В. Я. Брюсов, Реализм и условность на сцене. — Сб. «Театр». Книга о новом театре, П., изд. «Шиповник», 1908, стр. 253. — Ред. ]; курсив мой. [30] Брюсов. Реализм и условность на сцене [Вс. Мейерхольд, О театре, стр. 13. — Ред. ]. Курсив А. Я. Таирова. (Прим. составителя.) [31] Макет был разработан до моего вступления в театр. [32] Опыт Свободного театра научил нас этому. [33] Silvain Levi. Le thйвtre Indien. [34] Замена мецената Свободного театра группой пайщиков отнюдь не способствовала, как мы думали, спокойствию работы. [35] Анатолия Каменского. [36] Статья «Актер и сверх-марионетка» [См. об этом в книге Гордона Крэга «Искусство театра», стр. 45, 49. — Ред. ]. [37] Главным образом — пластическом. [38] Коклен-старший. Искусство актера. [39] Там же. [40] Заранее оговариваюсь, что термин «физиологическое переживание» я беру условно, как условна, в конце концов, вся терминология искусства. [41] Конечно, элемент физиологический будет и здесь, но он не будет играть той доминирующей и самоценной роли, как в переживании Натуралистического] т[еатра]. [42] Адриенну играла А. Коонен. [43] Коклен. «Искусство актера». [44] Жан д’Удин. «Искусство и жест». Перевод С. Волконского. [45] Курсив мой. [46] Конечно, если режиссер талантлив. [47] Курсив мой. [48] Считаю нужным оговориться: Крэг полагает, что не только скверный театр искажает пьесы, а что вообще театр как таковой неизбежно бессилен воплотить, то есть не исказить их. В виде примера он приводит один из монологов Макбета, полагая, что «когда искусство так велико и так совершенно, что может одним чтением давать нам такие волшебные ценности, то почти святотатство разбить то, что дает эти мысли, запутывая эти наши чувства одновременным призывом к другим чувствам», то есть смотреть пьесу на сцене. [49] Я цитирую Мейерхольда по данной статье, так как все его дальнейшие работы, и литературные и театральные, по существу, не вносят в нее ничего нового и важного. В дальнейшем он лишь повторяет сам себя [См.: Вс. Мейерхольд, К истории и технике театра. — Сб. «Театр. Книга о новом театре», стр. 150, 151. — Ред. ]. Курсив Мейерхольда Таиров кое-где меняет. (Прим. составителя.) [50] La vie de Scaramouche [Louis Moland, La vie de Scaramouche. — Ред. ]. [51] Для «единства» это несомненно гораздо более важно, чем нарисовать декорацию или… выдумать машину. [52] The home of the puppy-play. (Родина кукольного театра.) [53] Курсив мой. [54] За последнее время в целом ряде театров и даже — horrible dictu — в студии Художественного театра заметно уже и невооруженному глазу влияние сценических построений Камерного театра. [55] Курсив мой. [56] Цитирую по книге Игнатова «Э.‑Т.‑А. Гофман» [Цит. по кн.: С. С. Игнатов, Э.‑Т.‑А. Гофман. Личность и творчество, М., 1914, стр. 32. — Ред. ]. [57] При возобновлении «Фамиры-Кифарэда» в 1920 году пришлось отказаться и от того немногого, что было сделано раньше. [58] Я не могу не указать еще на некоторые исключительно удачные по соответствию с образом костюмы Г. Якулова в «Принцессе Брамбилле» (например, Челионати, Бескапи, Джилио, негров и прочих). [59] Вяч. Иванов. «По звездам». [60] Курсив мой. Вопросительные знаки введены в текст также А. Я. Таировым. (Прим. составителя.) [61] То есть [реставрация] того периода, когда театр еще не оформился как самостоятельное искусство. [62] Воображаю, что было бы, если бы зритель принял участие в хоровых сценах «Принцессы Брамбиллы», где творчески учтен каждый миг, где в ритмическом построении действующие на сцене одновременно танцуют, поют, жонглируют, акробатируют и т. д. [63] Курсив мой. [64] Конечно, это не значит, что на спектаклях актер лишь механически воспроизводит уже сотворенный образ. Нет, проклятие и радость его искусства в том, что каждый спектакль он заново творит свои слишком тленные формы. Но это уже процесс не созидательно, а исполнитель[ски] творческий. [65] Как же он сможет тогда «вбегать в экстазе на помост, чтобы приобщиться к служению?» [Там же, стр. 175. — Ред. ]. [66] Далее в тексте неразборчивое слово. [67] В своей записной книжке (ЦГАЛИ, ф. 2328, оп 1, ед. хр. 297, л. 1 – 41) А. Я. Таиров перечисляет сыгранные им роли: Григорий («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого), Дон Карлос («Дон Карлос» Ф. Шиллера), Роберт Чильтерн («Идеальный муж» О. Уайльда), Полковник («Крик жизни» А. Шницлера), Фердинанд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Годда («Казнь» Г. Г. Ге), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского), Дульчин («Последняя жертва» А. Н. Островского), Андрей («Три сестры» А. П. Чехова), Раймонд («Неизвестная» А. Биссона) и др. Где именно сыграны эти роли — установить не удалось. [68] В той же записной книжке Таиров перечисляет спектакли, очевидно, им поставленные: «Путаница» Ю. Д. Беляева, «Свадьба Зобеиды» Г. Гофмансталя, «Свыше сил» Б. Бьёрнсона, «Столпы общества» Г. Ибсена, «Три сестры» А. П. Чехова, «Честь» Зудермана, «Гаудеамус» Л. Н. Андреева, «Вечная сказка» С. Пшибышевского, «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера и др. Где именно поставил он эти пьесы, пока установить не удалось. [69] О всех последующих изданиях переводов «Записок режиссера» на иностранные языки см. в комментариях к «Запискам режиссера», стр. 536 данного сборника. [i] Автобиография А. Я. Таирова написана для сборника «Актеры и режиссеры. Театральная Россия». Печатается по тексту сборника (изд. «Современные проблемы», 1928, стр. 253 – 258). [ii] «Денщик подвел» С. И. Турбина, «Роковой дебют» И. Д. Ленского. [iii] Всеобщая забастовка после манифеста 17 октября 1905 года охватила в Киеве и актеров. В журнале «Театр и искусство» (1905, № 44, стр. 690) в корреспонденции из Киева рассказывалось о том, что к политической забастовке «впервые примкнула и артистическая семья в лице группы всех киевских театров». Н. А. Смирнова, участвовавшая с организации забастовки, вспоминает: «Много горячих речей было произнесено, многие актеры оказались прекрасными ораторами. Особенно выделялся тогда А. Я. Таиров… Смысл речей был таков, что нам, актерам, до сего времени далеким от политики и революционного движения, настало время выявить свое лицо и показать, на чьей мы стороне. Решили присоединиться к общей забастовке и не играть» (Н. А. Смирнова, Воспоминания, М., изд. ВТО, 1947, стр. 145). [iv] «Красный цветок» И. А. Щеглова. [v] «Демон» был поставлен Таировым в 1919 г. в Оперном театре Совета рабочих депутатов (бывш. Зимина). [vi] Книга «Записки режиссера», написанная А. Я. Таировым в 1915 – 1920 гг. и опубликованная в 1921 г., является ранней творческой декларацией создателя Московского Камерного театра. В ней Таиров рассказывает о своих исканиях во время работы в Свободном театре в 1913 – 1914 гг. и в первые сезоны Камерного театра, организованного им в 1914 г. Формулируя свои художественные взгляды той поры, Таиров дает острые полемические оценки состояния русского предреволюционного театрального искусства, критикует принципы и «условного» и натуралистического театров, выдвигает программу «театра эмоционально насыщенных форм» с приматом актера-мастера, актера-виртуоза. От многих положений своей книги Таиров в дальнейшие годы отошел, многие уточнил, от некоторых отказался. Наиболее интересными и надолго сохранившими свою ценность в «Записках режиссера» являются выраженные на страницах книги взгляды Таирова на мастерство актера, в частности, на мастерство речи и движения, на выразительную силу сценической площадки и таких компонентов театрального искусства, как декорационное оформление, свет, костюм. «Записки режиссера» переводились на иностранные языки — на немецкий под названием «Das entfesselte Theater», {537} Potsdam, 1923; Potsdam, 1927; Kцln, 1964; на чешский «Osvobozenй divadlo», Praha, 1927; на польский — «Notatki reџysera i proclamacye artisty», Warszawa, 1964. В немецком издании 1923 г. книга входила в библиотеку В. И. Ленина в Кремле (№ 8337 каталога библиотеки В. И. Ленина в Кремле, М., изд. Института Маркса — Ленина и Всесоюзной книжной палаты, 1961, стр. 674). Печатаются по тексту издания 1921 г. («Александр Таиров. Записки режиссера», М., изд. Камерного театра, 1921). [vii] Челионати — персонаж из «Принцессы Брамбиллы» Э.‑Т.‑А. Гофмана. [viii] См. статью «Актер и марионетка». — В кн. Гордон Крэг, Искусство театра, П., изд. Н. И. Бутковской, стр. 45 – 70. [ix] Таиров, очевидно, имеет в виду статью Ю. И. Айхенвальда «Отрицание театра» (сб. «В спорах о театре», М., 1914, стр. 9 – 38). [x] Статья Вс. Э. Мейерхольда «Глоссы доктора Дапертутто к “Отрицанию театра” Ю. И. Айхенвальда» опубликована в журн. «Любовь к трем апельсинам», 1914, № 4 – 5, стр. 67 – 80. [xi] См.: Ф. К. Сологуб, Театр кроликов. — Журн. «Театр и искусство», 1914, № 51, стр. 975 – 976. [xii] См.: Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1893, стр. 13 («… трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем…», стр. 17; «… трагедия есть подражание действию законченному и целому…», стр. 19; «… фабула… должна быть изображением одного и притом цельного действия»). [xiii] Свободный театр был открыт 8 октября 1913 г. [xiv] Имеется в виду спектакль Свободного театра «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, поставленный А. А. Саниным. [xv] С ранней поры своего творчества Таиров придавал большое значение искусству пантомимы в драматическом театре, по-своему определяя ее содержание и форму. Он провозгласил отказ от такой пантомимы, где шест заменяет слово, и утверждал «мимодраму», где «жест передает переживание» (см. интервью в журн. «Актер», 1913, № 5, стр. 4). Искусство пантомимы служило для Таирова одним из доказательств самостоятельности творчества актера (см.: А. Я. Таиров, Пантомима. — «Театральная газета», 1914, № 14, стр. 6). В книге «Кто, что, когда в Камерном театре», изданной к его десятилетию, говорилось, что спектакль «Покрывало Пьеретты» утвердил закон: «Пантомима — основа всякого театрального искусства». («Кто, что, когда в Камерном театре», М., 1914 – 1924, стр. 9). Размышления о пантомиме возникают в тетрадях Таирова в последние годы его жизни (см. стр. 481 – 482 данного сборника). Для многих режиссерских работ Таирова характерны важные по смыслу пантомимические эпизоды, которые он вводил в спектакли «Негр», «Мадам Бовари», «Оптимистическая трагедия», «У стен Ленинграда» и др. [xvi] Таиров оспаривает принципы Старинного театра, созданного в Петербурге Н. В. Дризеном и Н. Н. Евреиновым и просуществовавшего годы 1907 – 1908, а затем — 1911 – 1912. Целью этого театра была реставрация (реконструкция) средневековых театральных представлений, а также спектаклей эпохи Возрождения (см.: Э. Старк (Зигфрид), Старинный театр, П., 1922). [xvii] Коклен (старший), Искусство актера. Серия «Искусство театра», вып. 2, Москва — Киев, 1909, стр. 42 – 43. [xviii] Пьеса О. Э. Миртова «Блаженны алчущие» шла в Передвижном театре П. П. Гайдебурова в 1906/07 г. [xix] Имеется в виду книга Георга Фукса «Революция театра» (П., книгоиздательство «Грядущий день», 1911) и книга Вс. Э. Мейерхольда («О театре», П., изд. «Просвещение», 1913). [xx] {538} Речь идет об эпизоде из истории Московского Художественного театра, рассказываемом К. С. Станиславским в «Моей жизни в искусстве» (Собр. соч. в 8‑ми томах, т. 1, М., 1954, стр. 252 – 254). Однако певчий Н. А. Баранов, игравший в «Мещанах» роль Тетерева, был учеником школы МХАТ. [xxi] См.: Ю. Л. Слонимская, Новости русской театральной литературы. — «Ежегодник императорских театров», вып. V, 1911, стр. 110. Полностью мысль Ю. Л. Слонимской звучит так: «“Пластическое косноязычие” актерского жеста и спутанность, вялость сценических интонаций — вот грехи современного театра». [xxii] Вс. Э. Мейерхольд в книге «О театре» (стр. 10) с небольшими разночтениями цитирует статью В. Я. Брюсова «Вехи» (см.: Аврелий, Вехи. — Журн. «Весы», 1906, № 1, стр. 72 – 74). [xxiii] Новый театр ХПСРО (Художественно-Просветительного союза рабочих организаций) был открыт в 1918 г., закрыт в феврале 1920 г. Ф. Ф. Комиссаржевский был его организатором. [xxiv] Легенду об озере Урдар рассказывает Челионати в «Принцессе Брамбилле»: каждый, взглянувший в воды озера, забывал о своих печалях и становился беспечным. [xxv] См.: Оскар Уайльд, О социализме. — Собр. соч., т. IV, М., изд. Саблина, 1909, стр. 39, 40 и др. [xxvi] Музей искусства Востока имени Гимэ в Париже. [xxvii] См. статьи: Вс. Э. Мейерхольда «Театр (К истории и технике)» и В. Я. Брюсова «Реализм и условность на сцене». — В сб. «Театр. Книга о новом театре», стр. 176 и 259. [xxviii] Таиров цитирует книгу: Silvain Levi, Le Thйвtre indien, Paris, 1890, p. 374. [xxix] Таиров подразумевает спектакль «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, поставленный М. М. Фокиным в Париже в 1914 г. на сцене «Гранд-Опера» (русская труппа С. П. Дягилева). [xxx] Поначалу были организованы учебные занятия, обязательные не только для всех вступавших в группу Камерного театра актеров, но и для всей труппы в целом. Школа как таковая («мастерская-студия») при театре была организована во время сезона 1918/19 г. Приемные испытания были объявлены в августе 1918 г. В занятиях вместе со студийцами принимали участие артисты театра. Программа занятий на первых порах состояла из сценической тренировки (импровизация, грим, пластика, танец, дикция, движение), разносторонних «упражнений тела» (жонглирование, акробатика, фехтование, дыхание, гимнастика) и лекций-бесед по музыкальной грамоте, истории театра, о постановках, осуществляемых театром. Занятия вели А. Я. Таиров, А. Г. Коонен, Л. Л. Лукьянов, В. А. Соколов, В. А. Фердинандов, Н. М. Церетели, К. Я. Голейзовский, К. Г. Сварожич, А. М. Шаломытова, Анри Фортер и другие. Начиная с сезона 1919/20 г. студия (которую в театре именовали «вольным институтом») приобретает официальный статус. Осенью 1923 г. она реорганизуется в Государственные экспериментальные театральные мастерские (Эктемас), причем через год открываются историко-теоретическое и хорео-пантомимическое отделения. Программа Эктемаса состояла из большого числа разнообразных дисциплин. Это была режиссура, сценическое движение, сценическое слово, мастерство актера, система {539} К. С. Станиславского, дикция, ритмика, классический танец, характерный танец, шведская гимнастика, фехтование, драматический анализ, «слушание музыки» и другие предметы. В школе преподавали А. Я. Таиров, Л. Л. Лукьянов, Н. А. Попов, Н. А. Глан, В. М. Волькенштейн, И. С. Иванов и другие. Обращает на себя внимание комплексный метод занятий, который применялся Эктемасом. «Те необходимые теоретические курсы, какие должны объединять и объяснять практику, проходятся также отчасти практически, — формулировал свою программу театр, — вместо иллюстраций книжных они должны иллюстрироваться самими учениками» (см. «Школа Камерного театра». — «7 дней МКТ», 1923, № 2, стр. 3). Так проводились практические занятия, сопровождавшие курс по истории театра; в период изучения театра классицизма — «реконструкция отрывков (из) Корнеля и Расина»; в период изучения французского классицизма в России — «реконструкция отрывков из трагедий А. П. Сумарокова или Я. Б. Княжнина, слезной комедии и комической оперы» (см. «Театральные мастерские при МКТ». — «7 дней МКТ», 1924, № 17, стр. 4). [xxxi] В «Русских ведомостях» за 1917 г. (№ 35, 12 февраля, стр. 6), а также в приложении к этому номеру (13 февраля, стр. 2) помещены заметки о Камерном театре, где рассказывается о его исканиях и о последнем спектакле 12 февраля 1917 г. В этот вечер перед зрителями с речью выступил К. Д. Бальмонт, отметивший заслуги театра. [xxxii] Пьеса Анатолия Каменского «Леда» исполнялась Новым театром П. В. Коханского в бывшем помещении Камерного театра. [xxxiii] Там же, стр. 62. [xxxiv] См.: А. Р. Кугель, Утверждение театра, М., изд. «Театр и Искусство», 1923, стр. 141 – 142. В. Г. Белинский действительно придавал большое значение «нутру» в творчестве актера, писал, что «чувство, вдохновение, талант, гений… даются “природою даром”» («Г‑н Каратыгин на московской сцене в роли Гамлета». — Полн. собр. соч., т. II, М., 1953, стр. 364), что актер, «как всякий художник… творит по вдохновению, а вдохновение есть внезапное проникновение в истину» («“Гамлет”. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета». — Там же, стр. 307). Однако он утверждал и то, что актер не должен пренебрегать «технической стороной своего искусства» («Александринский театр. Велизарий» — Полн. собр. соч., т. III, стр. 321). Размышляя о творчестве Мочалова, Белинский писал, что он «велик только минутами, которыми обязан своей волканической натуре и наитию бурного вдохновения», и сожалел, что «высокая образованность и трудное долговременное изучение тайн искусства не научили его владеть своими огромными средствами и повелевать своим огненным вдохновением» («Александринский театр». — Полн. собр. соч., т. VIII, 1955, стр. 523). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|