Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самая большая ответственность




П равильно было бы, чтобы сам талант не знал, как велико его дарование и как велика его роль в команде, в ее успехах, но... Вряд ли это реально.

Я думаю, что многое здесь зависит от тренера, от коллектива. Создать обстановку ровного отношения ко всем, не "заметить" эти большие способности, отнестись с высокой требовательностью к спортсмену более способному, суметь направить его талант на службу команде - эту, как вы понимаете, весьма непростую педагогическую задачу в высококлассных командах решать приходится постоянно.

В ряд ли может вызвать спор о том, к кому предъявлять более высокую требовательность - к таланту или к спортсмену среднему? Думаю, что здесь двух мнений быть не может.

П редположим, на тренировку опоздали два игрока, предположим, нарушили спортивный режим или не выполнили какое-то задание тренера опять те же два игрока. Так вот, если один из них более талантлив и известен, то он, по моему глубочайшему убеждению, должен быть наказан вдвойне. Ему больше дается не только природой, но и тренером, командой, с него и спрос выше: на него равняются, ему дана более ответственная роль, тренер его более широко попользует. О нем больше пишут, о нем больше и беспокоятся.

У меня, к моему великому сожалению, было немало конфликтов с талантливыми спортсменами.

Эти мастера упрекали меня в том, что я к ним слишком требователен и не прощаю им того, что прощаю другим, наказываю их строже, чем остальных.

Н еприятный случай. Двое провинились. Эдуард Иванов и Александр Альметов нарушили спортивный режим.

И ванов в беседе с тренерами стал отнекиваться, изворачиваться, все отрицать, а Альметов, напротив, открыто признал свою большую ошибку, понял как будто свою вину перед товарищами.

Оба были строго наказаны по служебной, дисциплинарной линии, но вот первый, кроме того, был выведен из состава сборной и не поехал в Любляну, где проводился очередной чемпионат мира. Наказали Эдуарда за вранье.

П оступили тренеры - я убежден - правильно. Мы обязаны были сурово наказать знаменитого спортсмена, человека, который предает не только тренера, но и команду. Своих товарищей.

Но вот другой печальный эпизод.

К райне плохо сыграл однажды в матче с московским "Динамо" центрфорвард нашего ведущего звена Виктор Полупанов.

Со второго периода он был снят с игры и заменен совсем юным спортсменом. Центральным нападающим вместо Полупанова начал играть Анатолий Фирсов.

М атч был выигран и без Полупанова. После игры Виктор пришел ко мне и извинился за плохую игру. Однако Полупанов все-таки был в недоумении.

Я, конечно, виноват, играл слабо, но почему вы сняли с матча только меня, разве все играли лучше?

Снял потому, что ты - чемпион мира,- ответил я.

Так зачем же вы меня позорите? - настаивая Виктор.

А чемпиону мира играть плохо просто не положено, запрещено,- сказал я Виктору,- Сыграли, к сожалению, плохо и другие ребята, здесь я спорить с тобой не могу, это так. Но они - перворазрядники, в лучшем случае - мастера, а ты... Разве ты имеешь право забывать, кто ты... чемпион мира, олимпийский чемпион!.. Помни о своей популярности и не подводи сам себя...

Мы отказались от услуг Виктора Полупанова.

Я иногда удивляюсь поразительной "игре" природы- немыслимому как будто сочетанию в одном человеке самых противоположных качеств.

П олупанов был большим мастером, и вместе с тем у него были слабости, и прежде всего нравственного характера, не связанные на первый взгляд с игрой. Недостаток воли, неумение подчинить себя достижению поставленной цели, "вольности" со спортивным режимом - все это он так и не сумел преодолеть. Полупанов не мог честно служить хоккею, надеялся преуспевать за счет других.

Где шайба?

Мы долго терпели. Никому в ЦСКА не уделяли, пожалуй, столько внимания, как Виктору.

К оманда многое ему прощала, верила его клятвам и заверениям, а он не оценил усилий товарищей.

Б ыли у Виктора и слабости чисто спортивные.

В творческом плане он уступал партнерам по звену. Однако Виктор компенсировал свою слабость огромным трудолюбием, нацеленностью на ворота, хорошим тактическим чутьем, высокой техникой, компенсировал настолько, что недостатки его не были очевидны, но когда трудолюбие перестало быть отличительной чертой Полупанова, когда стал он нарушать спортивный режим, все его уязвимые места тут же обнаружились.

А в это время в двери команды уже стучалась одаренная молодежь, и сдерживать рост молодых было нельзя. Мы обязаны были, кроме того, успеть использовать опыт Анатолия Фирсова и Александра Рагулина.

С реди новобранцев команды оказался и способный Владимир Трунов. У Володи немало плюсов - преданность хоккею, достаточная степень физической, технической и тактической подготовки, манера игры очень неудобна для соперников, у него, наконец, спортивный характер.

П равда, Трунову приходится нелегко. Он должен убедить своих прославленных партнеров, что достоин заменить многократного чемпиона мира.

В нравственном воспитании молодых людей я вижу одну из главных задач хоккея.

И если в ЦСКА появляются один за одним мастера высшего класса, то лишь потому, что проходят они суровую и жесткую школу. Требовательность моя неизменна. Она была такой же высокой к Николаю Сологубову, как и к хоккеистам других поколений: поколениям Николая Пучкова, Александра Альметова, Владимира Петрова, Владимира Лутченко.

П рошло много лет, многие наши одаренные юнцы стали большими знаменитостями, чемпионами мира, олимпийскими "звездами", заслуженными мастерами спорта, орденоносцами, и окрепло мое убеждение: суровая требовательность к таланту - непременное условие не только его личного успеха, но и успеха всего коллектива. Равноправие я понимаю совершенно просто и однозначно: каждый вносит не одинаково, а столько, сколько он может.

К сожалению, и сейчас есть способные спортсмены, которые злоупотребляют своим талантом, своим положением в команде. И самое горестное и обидное - порой они даже бравируют своим пренебрежением к спортивному режиму.

Не могу признать талантливым спортсменом того, кто далек от истинной культуры, в том числе и культуры поведения. Помните, что писал Антон Павлович Чехов брату Николаю?

ы одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант...

Н едостаток же у тебя только один... Это - твоя крайняя невоспитанность.

В оспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям.

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

Играет тройка Михайлов - Петров - Харламов

Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с от-кровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат...

И стинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки. Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную...

Е сли они имеют в себе талант, то уважают его... Они горды своим талантом...

Т аковы воспитанные...

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час".

Б ольшие спортсмены должны особенно ясно понимать, что служение спорту вещь не простая. Оно требует самопожертвования. Оно требует высокого трудолюбия. И не один день в неделю, а в течение долгих лет требует высокой порядочности, самозабвенной влюбленности в свое дело, требует высокой культуры.

Это - не придирки. И не выдумки. Это мысли человека, прожившего в хоккее, отдавшего хоккею четверть века, большую часть своей сознательной жизни. Мне кажется, что за эти годы я не только узнал хоккей, его суть, тактику, но и понял, как велика роль спорта в жизни общества, в воспитании юношества.

И потому так требователен, так "придирчив" к людям, великим в спорте, хоккее.

На талант смотрят, им интересуются, о нем часто пишут, много говорят, к нему устремлено пристальное внимание молодежи. Подростков интересует не только то, как он играет, но и как он выглядит, что собой представляет. Интересует все, едва ли не каждый шаг знаменитости, каждая деталь, черточка, определяющая его облик- и как он ходит, одевается, разговаривает, ведет себя с приятелями и с людьми незнакомыми, насколько он интересен как человек, какова его эрудиция, сколько и что он знает. И от этого, в конце концов, зависит окончательная оценка таланта, знаменитости и как спортсмена, и как человека.

Мы заслуженно гордимся, что в нашем хоккее воспитано немало умных и интересных людей.

В ряд ли найдется любитель спорта, который не знал бы, как силен и искусен спартаковский центрфорвард Вячеслав Старшинов. Но все ли знают другого Вячеслава.

Вот что говорит о нем Александр Федорович Метелкин, заместитель министра высшего и среднего специального образования РСФСР, заведующий кафедрой производства двигателей летательных аппаратов МАТИ:

Вряд ли ошибусь, предположив, что Вячеслав Стар-шинов будет хорошим научным работником. Это, несомненно, одаренный человек, склонный к серьезной аналитической работе. Я верю, кроме того, в целеустремленность Старшинова, его настойчивость. И в скромность. Самые большие успехи в спорте не собьют Вячеслава с толку, не приведут к зазнайству.

К онечно, увлечение хоккеем не могло не сказаться на занятиях. Старшинову сейчас трудно вести систематическую научно-экспериментальную работу, но, как это ни парадоксально, хоккей способствовал и формированию Вячеслава как будущего научного работника. Часто бывая в отъезде, на тренировочных сборах, Старшинов вынужден был проявлять еще в процессе обучения большую самостоятельность, и естественно, что у него постепенно выработались навыки и склонность к творческой работе.

Все это дает мне основания надеяться, что Старшинов добьется успеха не только на хоккейной площадке...

Но были у нас, к сожалению, и иные спортсмены, которые утратили свой талант, так и не смогли полностью раскрыть свое дарование.

И нет, наверное, более горькой минуты, если услышишь, как о твоем кумире говорят: "Он хороший хоккеист, но неважный человек, грубиян и пьяница".

В споминаю, как от нас, из ЦСКА, уходил талантливый форвард Александр Черепанов, спортсмен незаурядный, игрок страстный, огненно быстрый.

Из него мог, ничуть не сомневаюсь, получиться выдающийся мастер. Но к Александру рано пришла слава, большая слава, и он не выдержал бремени своей немного неожиданной для него популярности, оказался человеком слабовольным. Вокруг Черепанова собралась нехорошая компания, крутились какие-то сомнительные дружки, и он поменял хоккей, нас, на графин водки, и ничего с ним ни тренер, ни товарищи по команде сделать не могли. Думаю, что он так и не понял тогда, какая тина засасывает его, не видел, не чувствовал этой тины и потому оттолкнул руки, протянутые ему, отверг искренних друзей и потерял потом, конечно, и мнимых - тех, кто сбил его с правильного пути.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных